Рабочая программа элективного курса По странам и континентам (9 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Юрковская основная общеобразовательная школа



«Согласовано»
Зам. директора по УВР
________Н.А. Боброва
«____»_________2012г


Рассмотрено на МО учителей
___________________________
Протокол № __1__
от «___» ____________ 20___г.
Руководитель МО:
«Утверждаю»
Директор:
_______В.В. Круне
Приказ № _____
от «___» ___________ 20___г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«По странам и континентам»
(За страницами учебника географии)
9 КЛАСС






Составитель рабочей программы:
Шпанагель И.Г.








2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Примерная программа ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «По странам и континентам» составлена на основе Минимума содержания образования в рамках образовательных стандартов первого поколения.

Пояснительная записка

География в школе это учебная дисциплина, уникальность которой заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает её с группой информационно-технических наук. География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» наукой. Несмотря на это до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Её главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных связей в природных и антропогенных географических системах от локального до глобального уровня. Играя роль своеобразного мостика между естественными и общественными науками, достижения географической мысли активно используются в решении разнообразных естественнонаучных, экологических и социально-экономических проблем современности. В соответствии с современной концепцией учебного предмета география это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся системное представление о Земле как о планете людей. Цель изучения курса географии общеобразовательной школы овладение основами географической науки. Однако в рамках отводимых на географию учебных часов и в связи с отсутствием у современной географии чётких границ эта задача практически невыполнима.
Поэтому основной целью предлагаемого спецкурса «По странам и континентам» является овладение основами географических знаний как средством формирования личности школьника. Именно география как мировоззренческий междисциплинарный предмет должна помочь учащимся осознать своё место в мире и понять тесную взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой. Программа спецкурса базируется на содержании учебной программы по географии материков и океанов.
Изучение спецкурса направлено на развитие личной ответственности школьника за всё происходящее в окружающем мире. Курс должен помочь детям адекватно реагировать на происходящие вокруг изменения и осознанно заниматься практической деятельностью с позиций современной географической науки. В конечном итоге, изучение спекцкурса призвано помочь решить задачу гармонизации современного мира. Главной воспитательной целью курса «География» следует считать воспитание гражданина, осознающего своё место в Отечестве и в мире Земли.
В связи с этим к числу основных задач спецкурса предлагается относить формирование умения комплексно рассматривать среду обитания человечества, а также воспринимать мир не как набор отдельных природных и общественных компонентов, а в виде природно-общественных систем, формирующихся и развивающихся по определённым законам. Реализация целей школьного географического образования требует решения целого ряда общеучебных задач в рамках спецкурса, среди которых:
формирование представления о целостности окружающего мира при его территориальном разнообразии, о сложности проблем взаимодействия единой системы «природа население хозяйство»;
развитие у школьников системного естественнонаучного мышления;
осознанное овладение жизненно необходимыми географическими знаниями, умениями и навыками для подготовки к жизни и производительному труду в современных условиях;
подготовка учащихся к творческой деятельности, нестереотипному решению географических задач и самостоятельному выбору для этого существующего географического инструментария (географических карт, литературных, видео- и электронных источников географической информации и т. п.).
При изучении спецкурса происходит обучение географическому языку и формирование географической культуры, школьники овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, и прежде всего карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний (в форме представлений), которые будут использоваться в дальнейшем при изучении курса географии.
Методической основой программы являются традиционно применяемые в сфере дополнительного (внеурочного) образования подходы, формы и методы работы с детьми. Рекомендуемым элементом построения занятий является развлекательно-познавательный элемент. Занятия проводятся в форме разнообразных диспутов, бесед, краткосрочных практикумов, экскурсий и игр.
На реализацию содержания программы согласно базисному учебному плану для образовательных учреждений отводится 17 часов.

Основные организационные формы освоения курса:
*лекции;
*практические занятия в рамках курсов;
*экскурсия;
*участие в поиске информации по изучаемой тематике;
*формулирование вопросов;
*мастерская (презентация разработанных проектов, защита реферата и др.)

Умения и навыки

Интеллектуальные навыки:
Представлять результаты индивидуальной или групповой работы.

Методы обучения:
Индивидуальное общение, консультирование, собеседование.

Практические навыки:
Находить самостоятельно необходимую информацию;
организация исследования.
Методы обучения:
Дискуссия, творческая лаборатория, индивидуальные консультации.

Навыки общего характера:
Общаться в устной и письменной форме, взаимопонимание, сотрудничество, умение позитивно воспринимать мир.
Методы обучения:
Исследование, проект, формулирование вопросов.




СОДЕРЖАНИЕ ПРОРАММЫ


Введение (1 ч)
Спецкурс «По странам и континентам» увлекательное путешествие вокруг света с помощью книг, географических карт, современных геоинформационных систем.
Тема 1. Планета Земля шедевр необозримого космоса (3 ч)
Науки о Земле. В мире взаимодействия энергий. Кем и как определены границы сфер географической оболочки? М. В. Ломоносов «О слоях земных». Самая холодная из всех оболочек. Как меняется Земля. Дрейф материков. Великое чудо природы горы. Отличается ли географическая оболочка на континентах? Сфера развития жизни на Земле. Влияние погоды и климата на здоровье людей. Почвы континентов условие развития сельского хозяйства. Как изучал почвы В. Докучаев? Разноликий мир растений и животных стран мира. Будущее природы.
Практические работы:
Строим схему «Границы сфер географической оболочки».
Страны с благоприятным и сложным климатом для человека.
Пишем сочинение «Красота человека в разумном отношении к природе».

Тема 2. Земля людей (5 ч)
Науки о жизни человека. Где самый высокий и самый низкий прирост населения? Городская жизнь. Почему увеличивается площадь городов? Чем схожи слова «этнос» и «народ»? Сколько народов живёт на Земле. Роль религии в образовании этносов на континентах. Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Собор в Кёльне. Дворец Потала в Лхасе. Храм Неба в Пекине. Кааба в Мекке.
Государства на континентах. Жизнь в разных странах. Богатые и бедные страны. Главные получатели иностранной помощи. Когда ресурсы иссякнут Сближение экономик разных стран. Для чего нужны международные организации?

Практические работы:
Изучаем карту «Народы мира» и узнаём, какие языковые семьи живут на континентах.
Анализ текста «Крупнейшие города мира».
Рисуем жилища разных народов Земли (можно рассказ, описание, фотографии с сопровождающим объяснением).
Заочная экскурсия в один из храмов (по выбору).
Проверяем друг друга: «На политической карте».
Строим диаграмму «Ведущие страны мира (по ВВП)».

Тема 3. Океаны (3 ч)
Крупнейший из океанов. По Атлантическому океану. Индийский океан. Северный Ледовитый океан.

Тема 4. Загадочная Африка (5 ч)
Африка континент богатств и беднейших стран мира. Почему в Африке много стран? Как влияет этнический и религиозный состав населения на конфликты в Африке.
Кто первым обогнул Африку? Как Д. Левингстон решал задачи в Африке?
Миражи в Африке. Африка континент саванн, пустынь и влажных тропических лесов. Источник жизни Египта Нил. Килиманджаро высочайшая гора Африки. Неужели мы все африканцы? Африка «тёмный континент»? Магриб это «запад».
Алжир Какие там жилища? Какую одежду носят? Что едят в Алжире?
Египту более 8 тысяч лет. В чём заключалась основная обязанность фараона? Как египтяне занимались спортом? Как отмечали праздники в Египте? «Самое совершенное» место у египтян. Пирамиды Гизы. Каир один из самых оживлённых городов мира.
Гана или Золотой Берег вторая страна Африки по добыче золота. Равнины и их роль в жизни людей. Много ли шоколада в Гане?
Марокко, где добывают «эликсир молодости». Столица ремёсел это Фес. Каждому дому по ковру.
Чад страна и Чад озеро. Намибия страна и пустыня, где жили первые художники в Африке. Как живое выживает в пустыне? Можно ли пить туман?
Самая богатая страна ЮАР. Кто такие зулусы? Как зулусы танцуют? Много ли европейцев в ЮАР?

Практические работы:
1. Изучаем страны Африки на политической карте.
2. Исследуем, почему высыхает озеро Чад.
3. Анализируем последние события: «Конфликт в Африке? Почему?».
4. Составляем вопросы экономического характера: «По странам Афри- ки».
5. Выпускаем газету «Мы хотим в Африку, потому что».
6. Проектируем создание охранных территорий в ЮАР.
7. Проводим вечер «Два дня в Египте».

Тема 5. Австралия «зелёный континент» (5 ч)
Кто открыл Южную Землю, а кто доказал, что её центральная часть безжизненная пустыня? Где находится больше всего кораллов? Путешествие по побережью Австралии. «Переведите часы». Пересечём Австралию с юга на север и с запада на восток. На жарком севере. Чем отличаются озёра Австралии от озёр Беларуси? «Плывём» по сухой реке. В «тени» эвкалиптов и бутылочных деревьев. Кенгуру, эму и кое-что другое.
Австралия материк, Австралия страна. Почему Австралию заселяли колонисты? «Новые австралийцы». Аборигены что их ждёт? В чём особенности жизни людей в Австралии? Как учатся дети в школе? Наскальные рисунки аборигенов. Кто такой Альберт Наматжира? Есть ли у австралийцев национальный костюм? Чем занимается население? Как австралийцы отдыхают? Какие виды спорта популярны в Австралии? Экскурсия по городам. Сиднейский мост и Оперный театр в Сиднее.
Почему Австралию называют процветающей страной? Какие «лихорадки» испытала Австралия? Австралия страна, «ехавшая на спине овцы», которая пересела «на вагонетку с рудой». Район Сидней-Ньюкасл. В районах нового освоения. Алмазы розового оттенка. Руда и креветки. Что означает понятие «крупные землевладения»? Где находится «пшеничный пояс» Австралии? Известные миру «австралийские мериносы». Может ли собака быть пастухом?
Океания самое крупное скопление островов на Земле. Где находится крупнейший в мире атолл? Культура маори. Соломоновы острова архипелаг коралловых островов и атоллов. Республика Фиджи самое развитое государство Океании. Тонга наследственная монархия.

Практические работы:
Описываем по карте климат острова Тасмания.
Проводим встречу с туристами, бывавшими в Австралии.
Пишем письмо ученикам в Австралию: «У нас в Беларуси, А у вас?»
Узнаем по карте и интернету о редкой красоте природы Новой Зеландии.

Тема 6. Самый мирный континент Антарктида (3 ч)
Велик ли материк Антарктида? М. В. Ломоносов о Южной Земле. Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев у берегов неизвестной земли. Ф. Нансен и известный «Фрам». Р. Скотт и Р. Амундсен у Южного полюса. Кто первым совершил перелёт через весь континент? Первый советский атлас Антарктиды. Белорусы в Антарктиде. Ю. Н. Емельянов почётный исследователь Антарктиды. Международный договор об Антарктиде. Как исследуют Антарктиду сегодня?
В чём сходство платформы Антарктиды и других материков? Почему Антарктиду называют «ледяной континент»? Суровость климата. Антарктида самое холодное место на Земле. Рекорды антарктических ледников. Вода материка в твёрдом виде. Сколько осадков выпадает в Антарктиде? Что такое зонально-концентрическое распределение осадков? Сколько снега в Антарктиде? Когда в Антарктиде зима?
Живая природа. Чем отличается оазис Антарктиды от оазиса Африки? Голая земля и «море пищи». Красавцы пингвины в ледяной пустыне. Чем богат холодный континент? Как обитают тюлени?
Человек в Антарктиде. Что приводит людей в Антарктиду? Как живут люди в полярных посёлках? Как люди строят жилища? Как сохранить здоровье в Антарктиде? Антарктический транспорт. Собачьи упряжки.
Континент науки. Как «заглянуть» под мощную толщу льда? Как в Антарктиде предсказывается погода на планете Земля?

Практические работы:
Составляем программу «Что нужно делать, чтобы стать полярником?».
Проектируем маршрут антарктического туризма для белорусов.
Изучаем и думаем, что даст бурение в антарктических водах.
Разрабатываем «проект» использования антарктических айсбергов.
Пишем рассказ «Во льдах Антарктиды».
Составляем Памятку белорусским исследователям «Если ты отправляешься в Антарктиду» (можно в юмористической форме).
Подбираем текст об Антарктиде и рисуем к нему рисунок или пишем стихи. Например: «Только на антарктических скалах при любой погоде большое разнообразие красок. Коричневые и красноватые, местами покрытые белыми налётами солей и синеватыми потёками меди, исчёрканные, ободранные ледником угрюмые скалы внезапно оживают в местах, где растут лишайники: ярко-оранжевые, лимонно-жёлтые, бархатисто-чёрные удивительно живучие и цепкие. Многие полярники берут камни с антарктическими «цветами» домой на память».

Тема 7. Южная Америка континент рекордов (5 ч)
Плавание вдоль берегов Южной Америки. Сравним равнины Южной Америки и Африки. Слово «Анды» означает медные горы. «Подъём» в горы Анды к вершине Аконкагуа. Есть ли в Андах ледниковый рельеф? Самое сухое место на земле во влажном континенте. Плывём по Амазонке, но видим ли Амазонскую низменность? Какие полезные ископаемые найдёт геолог в Андах и на равнинах? Как опишет климатолог климат Южной Америки? Любуемся порогами и водопадами Параны. Пробираемся по дебрям Амазонского леса. Кто описал природу Гвианы? Читаем книги А. Гумбольдта. Где находится Патагония?
Роль топлива и сырья в развитии хозяйства стран. Пять важнейших культур Южной Америки сахарный тростник, кофе, какао, бананы, хлопок.
Что влекло конкистадоров в Венесуэлу? Большая или маленькая страна Венесуэла? Пролетаем над страной гор, равнин и лесов Венесуэлой. Какие полезные ископаемые страны вызывают интерес у белорусов? Наблюдаем за водопадом, низвергающимся «прямо с неба». Тысяча рек, сбегающих с Анд и Гвианского плоскогорья. Чем интересно Маракайбо? Где расположено священное озеро инков? Что могут изучать ботаники на континенте? Древесных пород в жарком поясе больше, чем во всей Европе, 600 видов.
Экономисты изучают Венесуэльскую Гуаяну. Чем интересен данный район для нефтяников? Добыча бокситов в штате Боливар. Куда поступает железная руда Венесуэлы? Штат Мерида известен всем. Как живут венесуэльцы? Есть ли в Венесуэле белорусы?
Где расположена Аргентина? Что употребляют аргентинцы на обед? Что такое фавеллы? Где находится «аргентинская Швейцария»? «Фабрика мяса» в Аргентине. Кто такие гаучо? Национальный танец Аргентины.
Чем примечателен Буэнос Айрес? Экскурсия в «Париж Южной Америки».
Бразилия и её известный комбинат Волта-Редонда. Крупнейшая в мире ГЭС Тукуруи. Где производят кофе самого высокого качества? Как устроена кофейная фазенда? «Банановые республики». Рецепты блюд из бананов. Любимый напиток бразильцев. Что поставляет Бразилия на мировой рынок. Бразилия вторая страна мира по количеству христиан. Национальная одежда бразильцев. Знаменитая столица Бразилии.

Практические работы:
«Венесуэльская Гуаяна» готовим сообщение с использованием дополнительных источников.
Соотносим ВВП Бразилии и других стран Южной Америки по диаграмме.
Путешествуем с картой и книгой по городам Южной Америки. Агломерации Большого Сан-Паулу и Большого Буэнос-Айреса. Рио-де-Жанейро красивейший город мира. Что собой представляет город Каракас?
Изучаем схему «Сельское хозяйство аргентинской пампы».
«Плаваем» вдоль побережья Бразилии.
Составляем кроссворд «В Андах».
Готовим южно-американское блюдо и пьём кофе по-бразильски.
Проводим вечер латиноамериканских танцев.

Тема 8. Северная Америка континент Северного полушария (5 ч)
США одна из крупнейших стран мира. Что изображено на государственном гербе США? Кордильеры водораздел между Тихим и Атлантическим океанами. Чем определяется богатство минеральных ресурсов в Кордильерах? Американские равнины какие они? Непривычная смена климата с запада на восток, а не с юга на север. Торнадо и пыльные бури. Чем отличается древняя речная сеть континента? Миссисипи «отец вод». Когда возникли Великие озёра? Гигантские секвойи символ континента. Чем знаменит Йеллоустонский парк? Самая длинная пещера в мире Мамонтова. Что такое Эверглейдс?
Кто населял США до европейцев? Как образовалась первая колония? Как понимать «территориальные формы урбанизации» в США? Почему Детройт называют автомобильной столицей? Основные факторы размещения металлургии. Где находятся основные районы концентрации технопарков и технополисов? Мегалополис Сансан и Силиконовая долина. В чём особенность ранчо?
Манхэттен синоним музыкального театра. Какой парк можно увидеть на снимках из космоса? Какая статуя является национальным символом США? Где находится «Колокол Свободы»? Что является символом Сан-Франциско? Чем знаменит Лос-Анджелес? Что такое Голливуд? Сколько книг хранится в самой большой библиотеке США? Столицей чего является Лас-Вегас? Нью-Йорк экономическая столица США.
Экономика Северной Америки. Машиностроение США ведущая отрасль экономики.
Канада страна «от моря до моря». История государства Канада. Национальные проблемы населения. Минеральные ресурсы Канады. Лесные ресурсы Канады богатейшие в мире. Где находится район Канады один из мировых житниц? Почему в Канаде много национальных парков? Какой вид спорта самый популярный в Канаде? Оттава одна из красивейших столиц мира.
Мексика это горы, низменности, пустыни и плато. Чем известна экономика Мексики? Золотой пояс добычи нефти. Кто такие народы майя? Каким было царство ацтеков? Во что одеваются мексиканцы? Мехико самая древняя столица Западного полушария.
Практические работы:
Определяем с помощью карт минеральные ресурсы Кордильер.
Совершаем заочное путешествие по арктическим пустыням и тундре, Канадской тайге и смешанным лесам.
Анализируем, в чём особенности американской нации.
Сравниваем мегалополисы США и других континентов.
Определяем по карте крупнейшие районы металлургии США.
Анализируем размещение машиностроения США по тематическим картам.
Определяем структуру горнодобывающей промышленности Канады



УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п
Наименование разделов
Количество часов




Всего

9 класс

I.
Введение

1
1

II.
Планета Земля шедевр необозримого космоса

2
2

III.
Земля людей

2
2

IV.
Океаны

2
2

V.
Загадочная Африка

3
3

VI.
Австралия «зелёный континент»

2
2

VII.
Самый мирный континент Антарктида


1
1

VIII.
Южная Америка континент рекордов


2

2

IX
Северная Америка континент Северного полушария


2
2


Итого

17
17


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов



всего
теория
прак-
тика

1.
Введение
1
1
-

2.
Планета Земля шедевр необозримого космоса

2
1
1

3.
Земля людей

2
1
1

4.
Океаны

2
2
-

5.
Загадочная Африка

3
2
1

6.
Австралия «зелёный континент»

2
2
-

7.
Самый мирный континент Антарктида


1
1
-

8.
Южная Америка континент рекордов

2
1
1

9.
Северная Америка континент Северного полушария

2
1
1


Итого
17
12
5



Список рекомендуемой литературы

1. Барков, А. С. Словарь-справочник по физической географии: пособие для учителей / А. С. Барков. М.: Учпедгиз,
2. Булатов, В. Э. Общая география экспериментальный учебник для 6 класса средних учебных заведений / под ред. А. В. Новикова. М.: Мирос, 3. Географический портал «Планета Земля» // http://www.rgo.ru
4. Гладкий, Ю. Н. Дайте планете шанс!: кн. для учащихся / Ю. Н. Гладкий,
5. Горы земного шара // http://montaro.newmail.ru
6. Душина, И. В. География: наш дом Земля: материки, океаны, народы и страны: 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев. М.: Дрофа,
7.Занимательнаягеография http://koapp.narod.ru/information/teacher/book55.htm








13PAGE 15


13PAGE 141315




Заголовок 1 Заголовок 215