Рабочая программа по Окружающему миру 4 класс УМК Начальная школа 21 века ФГОС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 « об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова: сборник программ: в 2 ч. /сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. Самара: Издательский дом «Федоров», 2012;Программы Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова «Окружающий мир» (сборник программ: в 2 ч. /сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. Самара: Издательский дом «Федоров», 2012);Учебного плана школы.
Цель курса:
формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Задачи курса:
формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
в ходе решения первых двух развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать. Сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности, воспитывать чувство патриотизма и любви кодине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Специфика программы.
Рабочая программа составлена из расчета 2часа в неделю, что составляет 67 учебных часа в год (меньше, чем по программе на 3 часа – связано с выходными днями и расписанием уроков)
Количество часов в неделю – 2;
Количество часов в год – 67;
количество часов в 1 четверти – 16;
количество часов во 2 четверти – 15;
количество часов в 3 четверти – 20;
количество часов в 4 четверти – 16.
В течение года проводится:
а) плановых проверочных работ – 4
б) экскурсий – 3
Для реализации программы используется
учебно-методический комплект:
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2класса: В 2 ч. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 г.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 2 класс - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 г.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 2 класс - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2013г
Минимум содержания образования по разделам
( 67 часов)
ТЕМА БЛОКА КОЛИЧЕСТВО
часов по программе КОЛИЧЕСТВО
часов по рабочей программе ПРИМЕЧАНИЕ
1. Общий взгляд на Землю
Наша Родина
Семья и труд
Загадки Земли
Связь прошлого с настоящим
Россия – родина космонавтики
Материки
Мировой океан
Северный Ледовитый океан2. Как изучают окружающий мир
Сто наук
Органы чувств человека
Язык науки
Наблюдения, рассуждения, выводы
Инструменты и приборы
Книги и другие средства информации
Тела и вещества
Свойства веществ
Человек и природа
3. Космос
Главные особенности космоса
Звезда по имени Солнце
Планеты
Звезды и созвездия
Луна – спутник Земли
Не верь глазам своим
4. Планета Земля
Наш общий дом
Горизонт
Строение Земли
Ориентирование
Компас
Народные приметы ориентирования
Глобус и географическая карта
Рельеф Земли
Ландшафт5. Взаимодействие сил природы
Тепловые пояса Земли
Смена времен года
Особенности Земли как планеты
Суша под Солнцем
Внутренние силы Земли
Воды Земли
Воздух
Движение воздуха
Круговорот воды в природе
Человек и неживая природа6. Живая природа
Жизнь – особенность нашей планеты
Растения
Грибы
Животные
Бактерии
ГигиенаИтог: 5 ч
9 ч
4 ч
10 ч
22 ч
18 ч
70 ч
6 ч
9 ч
4 ч
10 ч
21 ч
17 ч
67 ч ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УУД (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- представление о причинах успеха в учебе;
- интерес к учебному материалу;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;
- знание основных моральных норм поведения;
- осознание своей семейной идентичности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- представления о ценности и уникальности природного мира, природоохранении, здоровьесберегающем поведении.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
Обучающийся получит возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательного текста;
- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например, природа: живая - неживая, животные -растения и т.д.);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать участие в работе парами и группами;
- допускать существование различных точек зрения;
- договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Метапредметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
- различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
- различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
- различать и называть основные части растений;
- узнавать растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры;
- использовать иллюстративный определитель растений и животных.
Обучающийся получит возможность научиться:
- соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде;
- описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.
Человек и общество
Обучающийся научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
- различать прошлое, настоящее и будущее;
- определять родственные связи в семье;
- соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, в школе;
- использовать правила поведения в общественных местах и на улице.
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;
- находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. (67 ч)
№
п/пТема урока Количчасов Тип
урока Планируемые результаты ФОПД Формы
контроля Дата Примечания
Предметные МетапредметныеУУД Личностные
УУД Знать Уметь 1 ЧЕТВЕРТЬ – 16 ЧАСОВ
Общий взгляд на Землю (6 часов)
1 Наша Родина.
1 части
учебника
С. 3–5
1 Н Россия – самое большое государство мира.
Москва –столица нашей страны. Находить на карте границу России, Москву- столицу нашей страны. Узнавать государственные символы
России (флаг, герб, гимн), знать название столицы. Регулятивные Принимать и сохранять учебную задачу;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале
Познавательные Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
Строить сообщения в устной форме;
Коммуникативные Выбирать адекватные речевые средства в диалоге. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
Фронт.
Индив. Текущ. 02.09 2 Семья и трудС. 5-7 1 Н Семья –это ячейка общества Оценивать взаимоотношения людей
в различных социальных группах
(семья, общество сверстников, этнос) с позиции развития этических
чувств, доброжелательности, толерантности, эмоционально-нравст-венной отзывчивостиНазывать своих членов семьи. Интерес к предметно-исследовательской деятельности; Представление о своей этнической принадлежности. Фронт.
Индив. Текущ. 05.09 3 Загадки Земли. Связь прошлого с настоящим.
С.8-11 1 Н Старинные предметы быта и транспорта.
Характеризовать предметы быта и технические изобретения с учетом
их временной принадлежности (в далеком прошлом – в недавнем прошлом – в настоящем – в будущемОриентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив09.09 4 Россия – родина космонавтики.
С.12-14
ОБЖ №1 Чрезвычайные ситуации природного происхождения 1 Н Дату первого полета человека в космос (12 апреля 1961 года);
фамилию и имя первого космонавта
Земли; фамилию и имя первой женщины-космонавта (Валентина Терешкова); космонавта, впервые вышедшего в открытый космос (Евгений Леонов); космические аппараты, созданные человеком. Узнавать и показывать на рисунках
и фотографиях Ю.А. Гагарина и других российских космонавтов.
Определять качества характера,
которыми должны обладать космонавты Интерес к предметно-исследовательской деятельности; Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив12.09 5 Материки.
Практическая работаС. 14- 17 1 Н Названия всех материков и океанов.
Различия понятий «материк», «часть света»
Работать с физической картой России и полушарий, глобусом, контурной картой полушарий . Называть и находить на карте и глобусе материки (континенты) и океаны Земли.
.Сравнивать океаны и моря, материки, острова и полуострова. Фронт.
Парн. Текущ Индив16.09 6 Мировой океан Северный Ледовитый океан.
ОБЖ № 2 Оповещение населения о ЧС-сигнал"Внимание всем!"
С. 17- 24 Знать нахождение на карте Северного Ледовитого океана и 2–3 его морей (на выбор). Знать животных, обитающих на Северном полюсе (белый медведь, тюлени). Показывать на карте территории
России, омываемые Северным Ледо-
витым океаном.
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив19.09 Как изучают окружающий мир (9 часов)
7 Экскурсия «Осенние исследования»
1 К Знать приметы времен года Регулятивные Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные Находить в тексте ответ на заданный вопрос;
Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; Коммуникативные Формулировать собственное мнение и позицию;
Умению договариваться, приходить к общему решению;
Понимание причин успеха в учебе;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив23.09 8 Сто наук. Органы чувств человека.
Зрение и слух
С. 27- 29
ОБЖ № 3
От чего зависит наше здоровье? 1 Н Знать органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) и соответствующие им чувства (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Характеризовать органы чувств в качестве защитников организма. Устанавливать аналогии между органами и соответствующими им чувствами или информацией, поступающей из окружающего мира (свет, звук, запах, вкус, размер, форма – шероховатость и температура поверхности предмета)
Оценка одноклассников на основе заданных критериев успешной учебной деятельности;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив26.09 9 Органы чувств человека.
Обоняние и вкус.
Осязание
ОБЖ № 4
Болезни и их причины. Пути передачи инфекционных заболеваний
С. 29-33 1 Н Понимание нравственного содержания поступков окружающих;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив30.09 10 Язык науки. Наблюдения, рассуждения, выводы.
С.33 -39 1 Н Проводить несложные наблюдения в природе Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив03.10 11 Инструменты и приборы.
С. 40-43
Практическая работа
"Измерение температуры тела, воздуха, воды, снега" 1 Н Основные измерительные приборы (термометр,весы, сантиметровая лента). Проводить несложные измерения,
опыты с использованием простейших измерительных приборов. Соблюдать технику безопасности. Этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив07.10 12 Книги и другие средства информации
С. 43- 47 1 Н Знать виды информации (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая, осязательная, или тактильная), источники информации (объекты живой и неживой природы).Распознавать предметы, созданные человеком для хранения информации, – носители информации (книги, картины, световое табло, рекламный щит, расписание поездов, кассеты и диски и т.д.)Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив10.10 13 Тела и веществаС. 47- 49
1 Н Различать твердые, жидкие и газообразные (1–2 примера) вещества.
Классифицировать природные тела
по величине, форме, окраске, веществам, из которых они образованы Интерес к предметно-исследовательской деятельности; Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив14.10 14 Свойства веществ
Экскурсия "Взаимо связь между живыми организмами и окр. ср."
С. 49-52 1 Н Знать примеры твердых, жидких и газообразных
веществ Устанавливать связь между нагреванием (охлаждением) и свойством вещества увеличиваться (уменьшаться) в объеме Ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив17.10 15 Человек и природа.
С. 52-54
Проверочная работа № 1 по теме « Как изучают окружающий мир» 1 КПЗУ Устанавливать связи между живой
и неживой природой, между природой и человеком. Фронт.
Индив Темат 21.10 Космос (4 часа)
16 Анализ проверочной работы
Главные особенности космоса.
Звезда по имени Солнце.
С.55-60 1 Н Названия планет, звезды (Солнце, Полярная звезда) Характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли
Регулятивные Осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; Познавательные Осуществлять синтез как составление целого из частей; Коммуникативные Воспринимать другое мнение и позицию; Интерес к предметно-исследовательской деятельности; Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив24.10 2 ЧЕТВЕРТЬ – 15 ЧАСОВ
17 Экскурсия в Планетарий Планеты
С. 60- 61 1 Н Строение Солнечной системы, планеты, входящие в нее.
Характеризовать планету Земля и другие планеты Солнечной системы.
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив07.11 18 Звезды и созвездияС. 62 - 64 1 Н Различать звезды и созвездия. Характеризовать звезды как огромные
раскаленные газовые шары, находящиеся на очень далеком расстоянии от Земли. Понимание нравственного содержания поступков окружающих;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив11.11 19 Луна – спутник Земли. Не верь глазам своим!
С. 64-68 1 Н Характеризовать Луну как естественный спутник Земли. Сравнивать
по величине Солнце, Землю и Луну. Понимание причин успеха в учебе;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив14.11 Планета Земля (10 часов)
20 Наш общий домС. 69-70 1 Н Находить на карте и глобусе моря,
океаны, материки и т.д.). Описывать легенду карты. Характеризовать географию как науку, изучающую Землю Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив18.11 21 Горизонт
С. 71 -74 1 Н Понятиея «горизонт, линия горизонта» Находить и указывать (на учебныхрисунках, на открытой местности)
горизонт и линию горизонта. Регулятивные Осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
Вносит необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; Познавательные Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности Коммуникативные УмеТЬ договариваться, приходить к общему решению.
Понимание причин успеха в учебе;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив21.11 22Строение ЗемлиС. 74-77 1 Н Знать внутренние части (слои) Земли (ядро, мантия, земная кора); оболочки Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, живая оболочка – биосфера).Приводить примеры объектов живой и неживой природы в разных
оболочках ЗемлиОценка одноклассников на основе заданных критериев успешной учебной деятельности;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив25.11 23 ОриентированиеС. 77-80 1 Н Ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив28.11 24 Ориентирование по компасуС. 80- 82 1 Н Понимание нравственного содержания поступков окружающих;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив02.12 25 Определение сторон горизонта по народным приметам.
С. 82 - 83 1 Н Этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив05.12 26 Глобус и географическая карта
С. 84 - 86 1 Н Различие карты и глобуса Находить на глобусе и картах Северное и Южное, Западное и Восточное полушария; Северный и Южный полюса Земли; экватор, линии Северного и Южного полярных
кругов, тропиков. Интерес к предметно-исследовательской деятельности; Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив09.12 27 Рельеф Земли
ОБЖ № 5 Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
С. 87-89 1 Н Знать понятие «рельеф» Описывать детали рельефа
Земли на определенном участке
физической карты (работа со шкалами глубин и высот). Подводить анализируемые объекты под понятие «рельеф» Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив12.12 28 Ландшафт
ОБЖ № 6
Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог
С. 90-91 1 Н Знать понятия «рельеф» и «ландшафт».
Приводить примеры рельефа и ландшафта. Подводить объекты природы под понятия. Оценка одноклассников на основе заданных критериев успешной учебной деятельности;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив16.12 29 Рельеф и ландшафт родного края
ОБЖ № 7
Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика
Проверочная работа № 2 по теме «Планета Земля» 1 Н Описывать
рельеф и ландшафт своей местности; местности, изображенной на рисунке или фотографии Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив19.12 Взаимодействие сил природы (21 час)
30 Анализ проверочной работы
Тепловые пояса Земли
С. 92- 94 1 Н Понятие «тепловые пояса» Показывать на глобусе и картах тепловые пояса Земли.
Характеризовать Солнце как источник тепла на Земле.
Устанавливать и объяснять причины изменения природы в зависимости от тепловых поясов Понимание причин успеха в учебе;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив23.12 31 Смена времен года.
С. 94-98 1 Н Сравнивать и определять времена
года в разных поясах Земли. Проводить несложные наблюдения в природе Регулятивные Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
Принимать роль в учебном сотрудничестве; Познавательные Осуществлять синтез как составление целого из частей; смысловому восприятию познавательного текста;
Коммуникативные
Строить понятные для партнера высказывания; Оценка одноклассников на основе заданных критериев успешной учебной деятельности;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив26.12 3 ЧЕТВЕРТЬ – 20 часов
32 Особенности Земли как планеты
С. 98 - 99 1 Н Определять стороны горизонта поСолнцу и Полярной звезде.
Ориентироваться в понятиях «год»,
«месяц», «сутки», «времена года».
Объяснять причины смены дня и ночи, времен (сезонов) года. Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив33Суша под СолнцемС. 99-101 1 Н Определять причины разрушения
гор. Объяснять, почему Солнце неравномерно прогревает различные участки поверхности Земли; как рельеф Земли меняется под воздействием Солнца, воды и ветра; как человек может использовать солнечную энергию Понимание нравственного содержания поступков окружающих;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив34 Внутренние силы ЗемлиС. 102- 104 1 Н Знать понятия «стихийные бедствия»: землетрясение, извержение вулканов, цунами.
Объяснять причины возникновения
землетрясений и вулканических извержений. Осваивать правила поведения во время землетрясений и цунами. Понимание причин успеха в учебе;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив35 2 часть учебника
Вода: ее значение и свойства. Тепло и вода
ОБЖ № 8
Правила купания в оборудованных и необорудованных местах
С. 3-7 1 Н Знать разные понятия водоемов натуральных и искусственных. Характеризовать основные свойства
воды (без цвета, вкуса и запаха, прозрачность, текучесть, не имеет формы, способность удерживать большое количество тепла: медленно нагреваться и медленно отдавать тепло). Этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив36 Три состояния воды. Водяной пар
С. 7-10 1 Н Знать три состояния воды
Различать три состояния воды; определять свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;
Оценка одноклассников на основе заданных критериев успешной учебной деятельности;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив37 Что такое снег. На дне снежного моря
С. 10- 13. 1 Н Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив38 Почему лед плавает. Жизнь
животных
и растений
зимой.
ОБЖ № 9
Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при передвижении по льду водоемов
С. 13-18 1 Н Понимание нравственного содержания поступков окружающих;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив39 Вода – растворитель. Фильтрование.
С. 18-20 1 Н Знать, что вода - природный растворитель, а почва -
природный фильтр Проводить несложные опыты по растворению веществ в воде и фильтрованию воды.
Различать и сравнивать растворимые и нерастворимые в воде вещества. Понимание причин успеха в учебе;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив40 Вода – растворитель. Фильтрование.
С. 18-20 1 Н Проводить несложные опыты по растворению веществ в воде и фильтрованию воды.
Различать и сравнивать растворимые и нерастворимые в воде вещества. Понимание причин успеха в учебе;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив41 Подземные воды.
ОБЖ № 10
Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема
С. 21- 23 1 Н Знать природные источники подземной воды (родник, минеральный источник). Объяснять причины существования на Земле горячих (гейзер) и минеральных источников. Определять на карте их местонахождение. Оценка одноклассников на основе заданных критериев успешной учебной деятельности;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив42 Обобщающий урок по теме «Вода»
Источники
воды
в нашей
местности.
Экскурсия на водоем. 1 О/С Знать наиболее известные и крупные водоемы.
Называть природные источники воды в своей местности.
Различать два или несколько водоемов между собой по разным признакам. Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив43 Атмосфера. Состав воздуха.
С. 24-26 1 Н Определение понятия «атмосфера»
Иметь представление об основныхгазах, входящих в состав воздуха
(азот, кислород, углекислый газ). Выявлять значение кислорода в живой и неживой природе
(дыхание организмов, горение веществ); для живых организмов Земли (сохранение тепла, предохранение от вредных космических лучей). Объяснять причины подъема воздушного шара. Понимание нравственного содержания поступков окружающих;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив44Свойства воздухаС. 26-30 1 Н Определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека; Этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив45 Движение воздуха. Грозные ветры.
ОБЖ №11 Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др.
С. 30-35 1 Н Знать устройства, работающие за счет силы (энергии) ветра.
Определять основные стороны горизонта. Определять с помощью флюгера направление ветра. Характеризовать причины возникновения
ветра. Характеризовать проявления урагана и смерча Оценка одноклассников на основе заданных критериев успешной учебной деятельности; Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив46 Круговорот воды в природе
С. 35-38 1 Н Устанавливать причины испарения
воды в водоемах и возникновения
осадков (дождя и снега). Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив47 Охрана воды и воздуха.
Проблемы экологии 1 Н Иметь представление о веществах,
загрязняющих водоемы планеты: удобрения, продукты бытовой химии, бензин, ядовитые металлы (например, ртуть). Объяснять способы и причины попадания ядовитых веществ в водоемы Этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив48 Человек и неживая природа1 Н Интерес к предметно-исследовательской деятельности; Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив49 Обобщающий урок
по теме «Взаимодействие сил природы» 1 О/С Оценка одноклассников на основе заданных критериев успешной учебной деятельности; Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив50 Природные явления и стихийные бедствия в вашей местности. Проверочная работа «Взаимодействие сил природы» 1 К ПЗУ Фронт.
Индив.
Групп. ТематЖивая природа (17 часов)
51 Жизнь - особенность нашей планеты
Практическая работа "Проращивание семян. Развитие растений в разных условиях" 1 Устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив4 ЧЕТВЕРТЬ – 16 часов
52 Водоросли, лишайники, мхи, папоротники1 Н Знать понятия «водоросли, мхи, лишайники» Различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения; Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив53 Хвойные и цветковые растения. 1 Н Знать понятия «хвойные растения». «цветковые растения» Различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; Регулятивные Выполнять учебные действия в устной форме, письменной речи и во внутреннем плане. Познавательные Проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп; Коммуникативные
Задавать вопросы, адекватные данной ситуации,
Интерес к предметно-исследовательской деятельности; Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив54 Дикорастущие и культурные растения. 1 Н Знать понятия
«дикорастущие растения» и
« культурные растения» Оценка одноклассников на основе заданных критериев успешной учебной деятельности Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив55 Условия, необходимые растениям для роста
и развития. 1 Н Проводить простейшие опыты и наблюдения. Фиксировать результаты в таблице.
Объяснять правила ухода за растениями. Осваивать основные действия по уходу за растениями (полив,прополка, рыхление, уничтожение
вредных насекомых) Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив56 Растения, которые мы едим1 Н Различать понятия «плод», «корнеплод», «фрукт», «овощ» Подводить растения со съедобнымикорнями под понятие «корнеплод».
Сравнивать по величине плоды дикорастущих и культурных растений
(яблоня, клубника). Объяснять причины их изменений Понимание причин успеха в учебе;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив57 Растения - путешественники1 Н Знать примеры 1–2 местных растений, занесенных в Красную книгу. Различать (на рисунках, в природе) редкие и охраняемые местные растения Характеризовать культурные и комнатные растения своей местности. Приводить 3–4 примера названий комнатных растений. Осваивать правила ухода за комнатными растениями. Определять связи условий выращивания комнатных растений с природными условиями их родины. Использовать полученные знания в уходе за комнатными растениями. Этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив58 Грибы. Практическая работа "Выращивание плесени"
ОБЖ № 12 Ядовитые растения, грибы, ягоды. Меры безопасности 1 Н Различать съедобные и ядовитые грибы;
Оценка одноклассников на основе заданных критериев успешной учебной деятельности;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив59 Значение
растений
и животных
на Земле 1 Н Знать условия, необходимые
для жизни растений и животных.
Характеризовать признаки растений и животных.
Распознавать на рисунках, в природе основные группы растений и животных, грибов и растений.
Выявлять значение растений и животных в природе; воздействие человека на мир растений и животных.
Объяснять необходимость охраны
объектов живой и неживой природы Регулятивные Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
Принимать роль в учебном сотрудничестве; Познавательные Осуществлять синтез как составление целого из частей;
Смысловому восприятию познавательного текста;
Коммуникативные
Строить понятные для партнера высказывания;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив60 Группы животных: моллюски, насекомые, паукообразные. 1 Н Знать группы животных: моллюски, насекомые, паукообразные Различать животных разных групп.
Приводить примеры (по 3–4 названия) местных животных, относящихся к этим группам (на выборученика) Понимание нравственного содержания поступков окружающих Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив61 Группы животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
ОБЖ № 13 Опасные животные и насекомые. Меры защиты от них 1 Н Знать группы животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив62 Группы животных: птицы и млекопитающие. 1 Н Знать группы животных: птицы и млекопитающие. Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив63 Размножение животных
ОБЖ № 14
Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть 1 Н Различать стадии развития и взросления животных основных групп (насекомых, рыб, земноводных, птиц, зверей). Оценка одноклассников на основе заданных критериев успешной учебной деятельности;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив64 Среда обитания. Питание животных
ОБЖ № 15
Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства 1 Н Различать основные среды обитания животных. Устанавливать связь между внешним обликом животного и средой его обитания. Описывать любое животное по плану. Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив65 Дикие и домашние животные
ОБЖ № 16 Кровотечения, ушиб, укус 1 Н Знать понятия «дикие животные», «домашние Животные» Различать домашних и диких животных; животных разных групп; Понимание причин успеха в учебе;
Этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив66 Бактерии. Гигиена Проверочная работа по теме «Живая природа»
ОБЖ № 17 Отравления, причины, признаки отравлений 1 К
ПЗУ Знать назначение микроскопа. Характеризовать царства бактерий
как мельчайшие организмы.
Определять значение бактерий длячеловека. Понимать, что кисломолочные продукты (кефир, творог,йогурт и др.) производятся при участии полезных молочных бактерий. Фронт.
Парн.
Группов. Темат67 Обобщающий урок.
Экскурсия в дендропарк
1 О/С Знать правила поведения наприроде. Понимание нравственного содержания поступков окружающих;
Фронт.
Парн.
Группов. Текущ Индив