Рабочая программа по технологии (программа Начальная школа 21 века)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красновская школа имени Михаила Бабикова Краснинского района Смоленской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Технология
1 класс
на 2016-2017 учебный год
ФИО разработчика:
Подмозова Антонина Николаевна
Должность: учитель
Категория: высшая
Красная Горка
2016
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Ученик научится:
будет иметь представление:
о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой
деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о
разнообразных предметах рукотворного мира;
о профессиях, знакомых детям.
Ученик получит возможность научиться:
обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем
месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;
ухаживать за комнатными растениями; оказывать посильную помощь
взрослым;
соблюдать правила гигиены труда.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Ученик научится:
называть изученные виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
последовательно изготавливать несложные изделия: разметку, резание, сборку, отделку;
размечать на глаз, по шаблону;
образовывать форму сгибанием, складыванием, вытягиванием;
соединять детали с помощью клея;
отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой;
называть и иметь представление о ручных инструментах (ножницы, игла) и приспособлениях (шаблон, булавки);
применять правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями;
безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы).
Ученик получит возможность научиться:
различать материалы и инструменты по их назначению;
качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий:
а) экономно размечать сгибанием, по шаблону;
б) точно резать ножницами;
в) собирать изделия с помощью клея;
г) эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием,
аппликацией, прямой строчкой;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.
3. Конструирование и моделирование
Ученик научится:
будет иметь представление:
о детали как составной части изделия;
о конструкциях – разборных и неразборных;
неподвижном клеевом соединении деталей.
Ученик получит возможность научиться:
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (7 ч.)
Мир профессий. Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии мастеров. Разнообразные предметы рукотворного мира (быта и декоративно-
прикладного искусства). Роль и место человека в окружающем мире; оказание посильной помощи взрослым (уход за комнатными растениями, приемы выращивания растений). Созидательная, творческая деятельность человека и природа как источник его вдохновения. Элементарные общие правила создания рукотворного мира (эстетическая выразительность – цвет, форма, композиция); гармония предметов и окружающей среды (сочетание цветов и основы композиции). Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов, природные материалы.
Самообслуживание: организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нём во время и после работы; уход и хранение инструментов. Гигиена труда. Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нём во время и после работы.
Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.
Работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради (приложении) рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий.
Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение промежуточного и конечного результата (детали, изделия) с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы – соответствие результата (изделия) предложенному образцу. Выполнение коллективных работ.
Основные виды деятельности:
С помощью учителя:
наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира;
наблюдать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий;
сравнивать, делать простейшие обобщения;
анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;
планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания;
организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда;
оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы; принимать участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников;
обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической
грамоты (16 ч.)
Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань) и их практическим применением в жизни. Основные свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твёрдость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам: декоративно-художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая, газетная и др.). Тонкий картон, пластичные материалы (глина, пластилин), природные материалы. Свойства этих материалов. Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов.
Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов :
ножницы, игла, стека, шаблон, булавки (знание названий используемых инструментов). Выполнение приёмов рационального и безопасного пользования ими.
Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание). Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах. Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка.
Разметка деталей на глаз, по шаблону. Выделение деталей отрыванием,
резанием ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием,
вытягиванием. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка деталей изделия рисованием, аппликацией, прямой строчкой. Сушка изделий под прессом.
Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов.
Связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и технологических приёмов их обработки.
Приёмы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (в технике аппликации, мозаики, лепки, оригами, бумажной пластики и пр.).
Основные виды деятельности:
С помощью учителя:
выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы освоенными приспособлениями и инструментами;
анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи;
осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию);
обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.
3. Конструирование и моделирование (10ч.)
Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия. Конструирование и моделирование изделий из природных материалов и бумаги складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и рисунку.
Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции
(аппликации, изделия из текстиля, комбинированных материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей.
Основные виды деятельности:
С помощью учителя:
моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и рисунку;
определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты;
планировать последовательность практических действий для реализации замысла.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по технологии
Класс 1
Учитель Подмозова Антонина Николаевна
Количество часов по учебному плану - 33 часа; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе авторской программы «Технология. 1 - 4 классы" Е.А. Лутцевой. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г.).
Учебник Технология: Ступеньки к мастерству: 1 кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ /Е.А. Лутцева; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011.
№ п/п
Тема раздела программы.
Тема урока
Дата
Форма занятия
Примечание
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда, самообслуживание (адаптационнный период)
1
Что ты видишь вокруг? Сбор листьев. Как засушить листья.
Урок-экскурсия.
2
Мир природы. Экскурсия на пришкольный участок. ТБ на пришкольном участке.
Урок-экскурсия.
3
Мир рукотворный. Сбор урожая фасоли.
Урок-практикум.
4
Окружающий мир надо беречь!
Композиция из листьев.
Урок-экскурсия.
5
Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нем?
Урок-экскурсия.
Мир человеческих отношений
6
Значение трудовой деятельности. Помогаем дома.
Урок-практикум.
7
О радости общения и совместного труда. Помогаем взрослым. Сбор семян цветов.
Урок-практикум.
8
О радости общения и совместного труда. Готовим праздник. Пластилин-волшебник. Ваза из пластилина.
Урок-практикум.
Обобщенные технико-технологические знания и умения (практический опыт познания)
9
Каковы свойства у разных материалов?
Урок-исследование.
10
Как устроены разные изделия? Изделие и его детали. Пряники из пластилина.
Урок-исследование.
11
Как соединяются детали? Изготовление барельефа на картонной основе.
Урок-исследование.
12
Одинаков ли порядок изготовления изделий из разных материалов? Изготовление изделия (лесовичок).
Урок-исследование.
Технология обработки бумаги
13
О выборе материалов. Нужны ли нам бумага и картон? Изготовление подставки для кисточки.
Урок-исследование.
Свойства бумаги. Способы соединения
14
Новогодняя мастерская. Изготовление подвески с использованием шаблона.
Комбинированный урок.
15
Новогодние сюрпризы. Клеевое соединение бумажных деталей. Елочная гирлянда.
Комбинированный урок.
16
Новогодняя мастерская.
Урок-проект.
Инструменты, механизмы, приспособления
17
Зачем человеку нужны помощники? Твой главный помощник. Какие бывают аппликации?
Комбинированный урок.
Основы графической грамоты
18
Ножницы профессионалов. Изготовление аппликации.
Урок-исследование.
19
Какие бывают линии? Чем они помогают мастерам? Выполнение рисунка по образцу (или собственному замыслу).
Комбинированный урок.
20
Как нарисовать разные фигуры? Узоры из ниток и пряжи.
Урок-практикум.
Разметка деталей (по шаблону, сгибанием)
21
Как точно резать ножницами по линиям? Разметка деталей по шаблону. Как разметить круги?
Урок-практикум.
22
Шаблон. Как разметить прямоугольники?
Урок-практикум.
23
Шаблон. Как разметить треугольники?
Урок-практикум.
24
Как правильно сгибать и складывать бумажный лист? Оригами. Игрушки без ножниц и клея.
Урок-практикум.
25
Как из квадратов и кругов получить новые фигуры?
Урок-исследование.
Технология обработки ткани
26
Ткань. Похожи ли свойства бумаги и ткани? Прямая строчка.
Урок-практикум.
27
Швейные приспособления. Иглы и булавки. Отделка изделий из ткани (прямая строчка).
Урок-практикум.
28
Как разметить дорожку для строчки? Как закрепить нитку на ткани? Прямая строчка и ее дочки.
Урок-практикум.
29
Отделка изделий из ткани. Прямая строчка и ее дочки.
Урок-практикум.
30
Самостоятельная работа с опорой на инструкционную карту. Бант-заколка.
Урок-практикум.
31
Комплексная работа "Книжкина больница".
Урок-практикум.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и быта
32
Весенние работы на участке. Приемы выращивания растений.
Хозяйственно-практическая помощь взрослым.
33
Уход за комнатными растениями.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы М.Л. Листопадова
Приказ № 41 от 30.08.2016 г
ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол №1 от 30.08.2016 г
Заголовок 115