Методическая разработка классного часа по теме «Прикосновение к подвигу»
Муниципальное бюджетное общеобразоватеельное учреждение
«Фатежская средняя общеобразовательная школа №1»
Фатежского района Курской области
Методическая разработка
классного часа по теме
«Прикосновение к подвигу»
Выполнила Лунева Юлия Анатольевна,
заместитель директора по ВР,
учитель английского языка
МБОУ «Фатежская средняя общеобразовательная
школа №1»
Фатежского района Курской области
«ПОДВИГ»
Устный журнал
ЦЕЛЬ – формирование чувства гордости за подвиги односельчан во время войны.
ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации картин, посвященных войне, фотографии учителей-ветеранов войны и педагогического труда, выставка книг о войне, аудиозаписи песен о войне, стенд «Война. Победа. Память», тематическая стенгазета «Письма-ласточки Победы», мультимедийная установка, CD-диск (69-летию Победы посвящается).
Звучат песни военных лет
Учитель. 9 мая 2014 года вся наша страна отмечает 69-летие Победы в Великой Отечественной войне. 69 лет 69 лет выпадали и таяли снега, 69 раз расцветали яблони. Люди военных лет имеют уже внуков, правнуков. Жизнь течет рекою без остановки, смывая в памяти всё незначительное, второстепенное. Но главное в ней не тускнеет. О нем нам сегодня напоминают и пожелтевшие треугольники писем с фронта, и потускневшие снимки военных корреспондентов, и книги о великой войне, и воспоминания военных, и записки участников, и память Память людей, живущих рядом с нами.
Мы должны успеть услышать, записать, сохранить эти дорогие каждому сердцу реликвии, эти бесценные страницы истории нашего Отечества. Забыть войну – значит забыть её уроки, потерять бдительность. Этого допускать ни в коем случае нельзя.
69 лет назад наш народ освободил свою землю и народы Европы от фашизма и одержал победу в самой страшной войне, которую знало человечество.
День Великой Победы – праздник русских, украинцев, белорусов, грузин, казахов – всех народов бывшей Советской страны. На войне не было
национального различия, победа ковалась на фронтах, в тылу, на заводах, в поле. Но тяжелее всего она досталась солдату, ведь его волей, его несгибаемым духом, его кровью она поливалась.
Всё дальше во времени уходит от нас военная пора. Наше поколение уже знает её лишь по книгам, кинофильмам, из рассказов дедов, вернувшихся с фронта.
Какие они были, солдаты Великой Отечественной? Какими были они, девушки и юноши лета сорок первого года? Учителя, ученики лета сорок первого?
О Великой Отечественной войне, об участниках, защитниках, очевидцах дней минувшей войны расскажет сегодня нам устный журнал «Подвиг», страницы которого посвящены всем тем, кто ценой жизни защищал наш дом, родную землю, кто в трудную минуту помогал фронту, всем тем, кто ушел в бессмертие и победил.
Сегодня в номере:
1. Историческая справка.
2. Они учились в нашей школе и погибли в боях за Родину.
3. Подвиг учителя на фронте и в тылу.
4. Войны священные страницы навеки в памяти людской.
5. Подвиг в камне и бронзе.
6. С гордостью – за прошлое, с верой – в будущее.
СТРАНИЦА ПЕРВАЯ
«Историческая справка»
На доске выставляется страница – ватман с иллюстрациями начала военных действий.
Звучит фонограмма песни «Священная война» и проецируются на экран кадры военных лет.
Учащийся. Война - жесточе нету слова, Война - печальней нету слова, Война - святее нету слова, В тоске и славе этих лет
И на устах у нас иного, Еще не может быть, и нет. Тот самый длинный день в году, С его безоблачной погодой Нам выдал общую беду, На все, на все 4 года.
Девушка. Ясным воскресным утром 22 июня 1941 года фашисты напали на нашу Родину. Мы не отнимали у них землю, полезные ископаемые, кусок хлеба, мы не покрывали гарью их небо. Они бросили 190 дивизий от Баренцева до Черного морей, в 5 раз превосходили нас по силе, чтобы грабить и убивать!
Суровые сороковые годы стали страшными для всей страны. Шла тяжелая и жестокая война. Не обошла стороной беда и нашу Фатежскую землю. Оставляя мирный труд, свои семьи, уходили на фронт все, кто мог держать в руках оружие.
Накануне войны в стране было более 191 тысячи дневных школ, в них обучалось около 35 миллионов учащихся и работало 1 миллион 200 тысяч учителей. Война изменила соотношение. На освобожденной от оккупантов территории осталось меньше половины учителей. Изменился и учительский состав: в основном это были женщины. В годы войны орденами и медалями было награждено 36 тысяч школьников.
Учитель. В тяжелые дни 1941 года занятия в школах Фатежского района начались своевременно. Учебные уроки чередовались с работой детей и учителей. Силами учащихся школ расчищались посадочные площадки для самолетов на прифронтовых аэродромах. Школьники выполняли другие трудоёмкие работы: приводили в порядок разрушенные здания, зарывали воронки от снарядов и авиабомб, окопы, вывозили мусор. После уроков учащиеся шли в госпиталь, вместе с медсестрами перевязывали раненых, помогали им писать письма домой, читали весточки от родных. Огромную помощь учащиеся школ оказывали колхозам во время посевных работ и на уборке урожая.
Учащийся. 22 октября 1942 года фашисты заняли город Фатеж. В первый же день фашисты на воротах Базарной площади (ныне парк имени Артема) повесили пятерых фатежан. Заняв Фатеж и Верхний Любаж, немцы на полтора года установили кровавый оккупационный режим, пытаясь беспощадным террором и зверствами подавить стремление населения к сопротивлению.
Во время боевых действий здание средней школы было полностью разрушено, уничтожена библиотека и другое ценное имущество школы. Из всего оборудования были спасены учителями Ворониной М.В. и Крюковой М.В. два микроскопа, которые после изгнания фашистов были возвращены в школу. Позже выяснится, что это единственное оборудование, сохраненное для школы к моменту освобождения города от оккупантов. До 1943 года учебные занятия были прекращены. За время оккупации города основные здания школы были сожжены. И перед коллективом школы встала серьёзная задача: восстановить школу, и начать учебный год. Приходилось по кирпичику, по кусочкам собирать стройматериал, чтобы подготовить школу к первому послеоккупационному 1943-1944 учебному году. И 1 сентября 1943 года на занятия в школу явилось 557 учащихся. Директором школы был назначен Чернышев. В школе трудились настоящие мастера своего дела. Среди них М.А. Белов, Е.С. Руденко, Н.А. Ильяшенко, Е.И. Стегина и другие. Всего было 17 классов, и почти все были укомплектованы девочками. В 10-х классах обучалось 46 девушек.
Учитель. И, несмотря на очень тяжелые условия, коллектив учителей, учащихся проводили большую культурно-массовую работу. В школе работали хоровой и драматический кружки под руководством учителей К.С. Коршиковой, К.П. Воскресенской, И.А.Фирсовой, Г.В. Стогиной. По воскресеньям было традицией для раненых из эвакогоспиталей и жителей города устраивать концерты, ставить пьесы. Особой популярностью у всех пользовались пьесы «Сын полка», «В тылу врага» и другие.
Учащийся. Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,
Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,
Отстаивая право на свободу,
К победе шел, Россия, твой солдат.
И не сломила, сердце не сгубила,
И душу не растлила нам война.
Видать нечеловеческая сила
Ему, солдату русскому дана.
Учащийся. После освобождения города Фатежа в 1943 году от немецко-фашистских захватчиков, он стал прифронтовым. Обе стороны – и немецкие, и советские войска - готовились к предстоящему сражению, которое в последствии вошло в историю как Курская дуга.
Практически все уцелевшие городские здания были заняты 15 военными госпиталями. «Город-госпиталь» - так называли Фатеж фронтовики.
Жители, особенно из числа молодежи, помогали ухаживать за ранеными. Среди них были Елена Ивановна Лобова и Любовь Васильевна Ханинева.
СТРАНИЦА ВТОРАЯ
«Они учились в нашей школе и погибли в боях за Родину»
На доске выставляется страница – ватман с фотографиями выпускников военных лет.
Девушка. Слава вам, храбрые,
Слава, бесстрашные,
Вечную славу поёт вам народ.
Доблестно жившие,
Смерть сокрушившие,
Память о вас никогда не умрёт.
Учитель. Война! У каждого сердце горело ненавистью к фашистам, сжимались кулаки, люди рвались в бой. « Я все же настойчиво прошу послать меня беспощадно бить врага, защищать Родину!» - писали семнадцатилетние юноши и девушки. «Идем на бой с врагом с полной верой в нашу Победу!»- говорили они.
После выпускного вечера учителя и ученики Фатежской средней школы шли в военкомат с просьбой отправить их на фронт. Сколько планов, надежд было у выпускников: пойти учиться в техникум, институт, в военное училище. Война! И они уходили на фронт.
Девушка. «Ах, война, что ж ты подлая сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помолчали
И ушли – за солдатом солдат».
Девушка. Из воспоминаний Раисы Николаевны Глебовой: «Наш прифронтовой школьный класс практически весь разбросало по дорогам войны, мало кто остался в живых. Годы не стирают ни память о школьной жизни, ни лица одноклассников.
Витя Сотников погиб в Польше, увлекался литературой, с мельчайшими подробностями пересказывал на уроках литературы страницы романа «Как закалялась сталь».
Сергей Чуйков, останься в живых, наверняка бы прославил наш край как художник.
Коля Чернышев на школьных вечерах пел в дуэте с отцом, наверняка бы связал свою жизнь с искусством.
Не пощадила смерть Константина Анненкова, Петра Чернова, Василия Чуйкова. Николай Фирсов – тихий, мягкий, интеллигентный (в классе были ребята куда крепче на вид), но высокое звание Героя Советского Союза было присвоено за мужество именно Николаю».
Фирсов Николай по окончании 10 классов Фатежской средней школы с 1940 служил в рядах Советской Армии. Окончил Ульяновское бронетанковое училище в 1941 году.
Учитель. На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1942 года. Танковая рота 198-го танкового полка 6-ой гвардейской кавалерийской дивизии 3-го гвардейского кавалерийского корпуса 3-го Белорусского фронта под командованием старшего техника-интенданта Фирсова в боях 25 июля 1944 года в районе деревни Червонный Луг (Польша) нанесла противнику большой урон в живой силе и технике. На подступах к деревне Гута экипаж его боевой машины уничтожил 3 тяжелых вражеских танка. 28 июля, используя захваченный танк противника, вышел в тыл врага, уничтожив десятки гитлеровцев. Своими действиями обеспечил выход роты в район населенного пункта Парны-Бруд. Звание Героя Советского Союза Фирсову Николаю Александровичу было присвоено 24 марта 1945 года.
В 1949 году окончил Ленинградскую высшую офицерскую бронетанковую школу, в 1957 году – Военную академию бронетанковых войск. С 1974 года полковник Фирсов Н.А. в запасе. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, «Знак Почета», двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
Вслед за юношами в Красную Армию уходили и девушки. Среди них Сурова Ия.
Учащийся. Из боевой характеристики на санинструктора 738-го лётного артиллерийского полка, старшину медицинской службы Сурову Ию Николаевну, 1924 года рождения, кандидата в члены ВКП (б): «Сурова И.Н. прибыла в полк 10 ноября 1941 года, она, как верная дочь своего народа, в тяжелые дни Великой Отечественной войны добровольно вступила в ряды Красной Армии. За два года пребывания в полку показала образец мужества, храбрости и отваги. Тов. Сурова, является участником героической обороны города Сталинграда.
Она не только выполняла обязанности санинструктора, но и работала комсоргом штаба и управления полка, воспитывая комсомольцев в духе преданности Родине».
Девушка. Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым.
Дети поочередно называют имена героев и рассказывают о них.
Сурова Ия награждена правительственными наградами: медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Сталинграда». Погибла 15 декабря 1943 года под г. Сталинградом.
Чуйков Василий родился в 1922 году в городе Фатеже. Василий был очень вежливым и дисциплинированным парнем. Как вспоминают о нём пожилые люди:
« Он был очень добрым парнем. Вася любил спорт, речку, лес, природу, увлекался рисованием, чтением художественной литературы. Был хорошим другом и товарищем, его любили ребята». Погиб в 1942 году в битве под Сталинградом.
Гнездилов Петр погиб при защите Москвы в 1943 году. Очевидцы его гибели рассказывали, что он возвращался с боевого задания. Самолет был подбит, с земли был дан приказ – выбрасываться на парашютах. Двое из членов экипажа выпрыгнули. Но Петр хотел посадить самолет. Но взорвался бензобак – и летчик сгорел.
Чаплыгин Александр окончил 8 классов, когда началась война. Вместе с отцом Дмитрием Ильичем вступил в ополчение, а потом ушел в Троснянский партизанский отряд Первой Курской партизанской бригады. Однажды шел на задание, но был схвачен полицейскими в Любажском районе. Его били, хотели что-нибудь узнать о партизанах, но он никого не выдал. Александр Чаплыгин был расстрелян немцами зимою 1943 года.
Дураков Владимир с1941 по 1945 год сражался на фронтах Великой Отечественной войны, командуя «катюшами». Дураков Владимир защищал и освобождал Белгород, Харьков, Сталинград, Корсунь, Умань, Звенигород, Будапешт, Вену. Погиб Владимир 12 апреля 1945 года в Австрии.
Вечная память им, погибшим во имя счастья миллионов людей!
Учитель. Никогда не забывай тех,
Кто пал в бою за
Родной Советский край,
За Родину свою!
Минута молчания
И ложатся цветы
На могильные плиты.
Нет, никто не забыт,
И ничто не забыто.
В памяти учителей и учащихся нашей школы они будут вечно жить.
СТРАНИЦА ТРЕТЬЯ
«Подвиг учителя на фронте и в тылу»
На третьем фронте вставая горою, на фронте учёбы, на фронте книг, -
учитель равен солдату - герою - тот же буденовец и фронтовик.
В.В.Маяковский
На доске выставляется страница – ватман с фотографиями учителей – фронтовиков.
Звучит фонограмма – «Журавлиная песня»
Учитель. Шел войны всего лишь первый год,
Слышен был моторов рев, орудий грозных залпы.
Как солдат держал свой пулемет,
Ты с указкою стоял у школьной парты.
Мой учитель, сколько лет прошло
С той поры жестокой и суровой,
И воды немало утекло,
Но тебя я вспоминаю снова.
Те уроки, что ты проводил,
Книжку старую, с помятым краем.
В памяти навечно сохраним,
То, что про войну теперь мы знаем.
Учащийся. В великую эпопею всенародного подвига, каким была Отечественная война 1941-1945 гг., учительство вписало немало героических страниц. С первых дней войны вместе с миллионами рабочих и крестьян многие тысячи учителей, надев серые солдатские шинели, с оружием в руках, плечом к плечу, со своими учениками отважно сражались за нашу Родину, за наш родной край. Вряд ли найдется такого участка фронта, такого сражения Великой Отечественной войны, где бы ни сражались учителя. Маршал Советского Союза Александр Михайлович Василевский писал: «Учитель и на фронте, и в окопах оставался верен своей профессии – личным примером учил, как надо воевать».
Девушка. Василь Быков рассказывает в повести «Обелиск» об учителе Морозе Алесе Ивановиче и его учениках. «Когда вывели их, учителя Мороза Алеся Ивановича и его учеников, на улицу сбежалась вся деревня. Полицаи стали разгонять людей. И тогда старший брат близнецов Кожанов Иван пробрался вперёд и говорит немцу: «Как же так? Вы же говорили, что когда явится учитель Мороз, то отпустите хлопцев?» Немец его толкнул, а потом выстрелил. В воскресенье, как раз на первый день Пасхи, их вешали. На телефонном столбе у почты укрепили перекладину – толстый такой брус. Сначала учителя Мороза и его ученика Бородача, потом остальных ребят, то с одной стороны, то с другой. Для равновесия. Так и стояло это коромысло несколько дней. Когда сняли, закопали в карьере за кирпичным заводом. Потом уже, когда война закончилась, их захоронили в могилу».
Поступок учителя Мороза – это урок мужества, данный педагогом своим ученикам, урок, который никогда не забудется.
В боях за Родину исключительное мужество проявила медсестра Варвара Петровна Головина-Панова, директор Радубежской школы, которая, не щадя своей жизни, под ураганным пулеметным огнем врага своевременно оказывала первую помощь раненым бойцам и отправляла их в тыл. Её примеру следовали многие молодые сандружинницы и медсестры.
Учащийся. Наседкина Мария Васильевна, окончив Фатежское педагогическое училище, работала заведующей Басовской начальной школой. В октябре 1941 года она была оставлена для подпольной работы в тылу врага. 1июля 1942 семья Третьяковых и сама Мария Васильевна ушли в Троснянский партизанский отряд. Отец Марии Васильевны, Василий Владимирович Третьяков, был заместителем командира партизанского отряда по медицинской части.
Мария Васильевна выполняла различные задания: добывала разведданные и ухаживала за ранеными, готовила пищу и ходила в атаку. Благодаря её сведениям советские войска смогли уничтожить большое количество живой силы и техники противника.
Учитель. В феврале 1943 года партизанские отряды Курского края соединились с частями Красной Армии. Мария Васильевна была назначена заведующей Верхнелюбажским раойнным отделом народного образования.
Мария Васильевна награждена орденами Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, многочисленными медалями.
Отгремели бои, с фронта вернулись оставшиеся в живых учителя - фронтовики – и снова в школу.
Марии Викторовне Шуклиной (Глушкова) было всего 17 лет, когда она ушла в подпольную организацию комсомольцев (разведчица объединенного штаба I Курской партизанской бригады, в партизанском отряде была кличка «Оса»). Такую кличку Мария Викторовна получила за внезапность, точность и продуманность действий против фашистов («жалила как оса). Отличалась Мария Викторовна тем, что всегда бралась за самые опасные задания: она часто на себе переносила взрывчатку через оккупированные немцами территории, важную информацию, огнеопасные вещества. За время войны Мария Викторовна получила множество наград и знаков отличия: награждена орденом Красной Звезды, медалью «За победу над Германией», «Великой Отечественной войны II степени», «Партизан Великой Отечественной войны II степени».
Учащийся. В 1945 году Мария Викторовна закончила КГПИ по специальности учитель истории. В этом году Марию Викторовну назначили директором Шуклинской средней школы (1945-1947). В 1949 г. Мария Викторовна становится учителем истории и обществоведения в Фатежской средней школе №1.
За период работы в системе образования Мария Викторовна получила награды: «Отличник народного просвещения»(1963 г.) и медаль Ветерана Труда (1978 г.).
Дети поочередно говорят текст.
В 2007 году Мария Викторовна Шуклина получила благодарность как «Член президиума Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Фатежского района за активную работу по укреплению ветеранского движения и патриотического воспитания молодёжи» от губернатора Курской области Михайлова А.Н. Она вела и продолжает вести большую общественную работу по военно-патриотическому воспитанию молодого поколения.
Кононов Николай Иванович в 1941 году окончил Фатежское педагогическое училище и 25 июня был призван в ряды Советской Армии.
Боевое крещение младший лейтенант Кононов получил в бою близ села Гороховка на Дону в составе 42-й отдельной бригады батальона прорыва Воронежского фронта. Николай Иванович - участник одной из величайших битв Второй Мировой войны - Курской битвы.
После войны Николай Иванович работал военным руководителем Большежировской, Фатежских средних школ, затем окончил физико-математический факультет КГПИ и преподавал физику в школе №1 города Фатежа. С 1962 по 1966 год Кононов работал директором школы № 113 группы советских войск в Германии.
Награжден отважный офицер орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II степеней, многочисленными медалями.
Олейникова Мария Ивановна до войны вела уроки географии и немецкого языка в селе Миролюбово, а затем её перевели в Фатежскую среднюю школу.
Мария Ивановна в марте 1943 года добровольно вошла в состав 106-го особого батальона 2-танковой бригады. Несмотря на то, что она выполняла обязанности писаря при штабе части, сколько тяжелой каждодневной работы приходилось ей выполнять. Она добросовестно, без поблажек выполняла свои обязанности. И хотя воинский стаж Марии Ивановны 7 месяцев, но за это время вместе с 164-й танковой бригадой она прошла большой путь. За её плечами бои на Курской дуге, на Украине, в Белоруссии. В сентябре 43-го вышел Указ о демобилизации из армии женщин, имеющих малолетних детей, и Мария вернулась домой.
В конце 1943 года она вернулась в Фатежский район на преподавательскую работу. Имеет боевые награды: орден Отечественной войны, медали.
Более пятидесяти лет отдала М.И.Олейникова работе с детьми. Находясь на заслуженном отдыхе, Мария Ивановна продолжала занимать активную жизненную позицию.
Карамышев Иван Дмитриевич с юности мечтал стать офицером. После окончания Фатежского педучилища работал в школе, а затем был призван в армию. Первый день войны встретил в наряде в военных лагерях Ворошиловградской области.
Боевое крещение Иван Дмитриевич получил под Путивлем. Молодой офицер-артиллерист командовал боевым расчетом, подразделением. Служить пришлось и в полковой разведке, и в отряде особого назначения. День Победы встретил в госпитале на Кенигсбергской косе.
В мирное время, закончив институт, преподавал историю в Солдатской, Колычевской, Миленинской школах, был директором Миролюбовской школы, заместителем директора по учебно-воспитательной работе Фатежской средней школы №1, её директором, завучем, директором, учителем Фатежской средней школы №2, откуда и ушел на заслуженный отдых.
За храбрость на фронте и трудовые заслуги в мирное время И.Д. Карамышев награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени, знаком «Отличник народного просвещения».
Чернышева Евгения Ивановна после окончания Фатежского педучилища работала в сельских школах, затем в средней школе №1. Когда в октябре 1941 года пришли немцы, занятия в школе прекратились, в здании немцы держали советских военнопленных. Семья Евгении Ивановны пострадала: сестру и её мужа немцы расстреляли, они были сельскими учителями – активистами.
Муж Евгении Ивановны был на фронте, она, как неблагонадежная, должна была отмечаться в комендатуре. Было очень страшно ждать, что в любой момент могут расстрелять. А у неё был маленький сын.
После освобождения Фатежа в 1943 году, Евгения Ивановна и её ученики строили дорогу на Ржавский военный аэродром, рыли окопы, помогали раненым.
Благодаря её энтузиазму родители, ученики, учителя восстановили школу буквально по кирпичику, по доске. У ребят была большая жажда учиться, они даже стулья из дома приносили. И уже в апреле 1943 года занятия возобновились.
Евгения Ивановна была не только учителем, но и секретарем комсомольской организации. На её счету много интересных дел. Комсомольская организация средней школы №1 считалась одной из лучших не только в Курской области, опыт ее работы перенимали и представители московских школ.
Педагогическая деятельность учителей – фронтовиков явилась продолжением их воинских подвигов.
Учитель. Я помню сожженные сёла И после победного дня Пустую, Холодную школу, Где четверо, кроме меня.
Где нам однорукий учитель Рассказывал про Сталинград Я помню Поношенный китель И пятна - следы от наград.
Он жил одиноко при школе. И в класс приходил налегке. И медленно Левой рукою Слова Выводил На доске.
Мелок под рукою крошился. Учитель не мог нам сказать, Что заново с нами Учился Умению ровно писать.
Ему мы во всём подражали - Таков был ребячий закон. И пусть мы неровно писали, Зато мы писали, как он.
Учитель! Тебе я обязан Всем чистым, Всем светлым, Что есть на земле, И думой о судьбах Отчизны, Что нёс ты на светлом челе!
Девушка. Учителя во время Великой Отечественной войны на фронтах и в тылу совершили героический, самоотверженный, доблестный поступок во славу Родины, вселяя веру в победу, вдохновляя не ради славы и почестей, а ради счастья и свободы других.
СТРАНИЦА ЧЕТВЕРТАЯ
«Войны священные страницы навеки в памяти людской»
На доске выставляется страница – ватман с фотографиями фатежан-героев.
Учитель. Глянь на живых, Пока они живы... Запомни шрамы их и седину. Их мужество в те годы грозовые, Спасло от рабства вольную страну.
Глянь на живых. Они ведь смерть встречали, И смерть поныне снится им порой. Они грустят, Они скорбят ночами, О тех друзьях, что спят в земле сырой.
Учитель. Каждый год мы с трепетом и почтением вспоминаем героические страницы истории нашей Родины, мы вспоминаем и чествуем всех, кто приближал этот священный день – День Победы. Более памятным и светлым праздником, чем День Победы, наверное, нет у россиян, ведь нет ни одной семьи, где война не оставила свой горький след. Одни ковали Победу, сражаясь на фронте, другие трудились в тылу врага.
Храбро сражались фатежане. Многие из них награждены орденами и медалями. Среди этих наград сияют 7 золотых звезд. Семь героев Советского Союза дала России Фатежская земля: Андрюхин Илья Прохорович, Локтионов Петр Ефимович, Лукъянчиков Леонид Васильевич, Мишин Евгений Васильевич, Орлов Иван Михайлович, Рукавицын Владимир Павлович, Фирсов Николай Александрович.
Девушка. Время неумолимо Девчонкам и мальчишкам, родившимся в 40-х годах исполняется по 70. Целая человеческая жизнь! Но для истории этот срок невелик. К счастью, живы еще свидетели тех памятных дней, когда 7 февраля 1943 года после 16-ти месячной оккупации город Фатеж был освобожден Красной Армией от немецких оккупантов. За время оккупации было замучено и расстреляно более 500 человек, около 15000 угнано на работу в фашистскую Германию. Рядом с нами живут те, кто в страшную годину пережил суровые дни оккупации.
«Для меня, тогда семилетней девочки, день освобождения города Фатежа, - говорит Раиса Алексеевна Гущина, - так и остался святым днем, как День Победы, как Пасха. Я помню, как вошли красноармейцы в избу (мы жили в деревне Ржава), два здоровяка в белых халатах с красными звездочками на шапках. Помню, как плакали от радости, собравшиеся в избе женщины, стараясь хоть чем-то угостить их. Это были самые дорогие, самые близкие и родные люди, которых фатежане ждали долгих 16 месяцев».
Учащийся. Ветеран педагогического труда Татьяна Борисовна Марфенко не была на войне. Она не участвовало в сражениях, не имеет боевых наград, но будучи восьмилетним ребенком, видела войну своими глазами. Всем известно, у детей хорошая память и понятно, что этих суровых дней Татьяна Борисовна никогда не забудет.
Проработав много лет в Фатежской средней школе №1, она и сейчас является частым гостем на мероприятиях, посвященных освобождению нашего родного города от немецко-фашистских захватчиков. Затаив дыхание, дети внимательно слушают рассказы Татьяны Борисовны, которые всегда эмоциональны и интересны.
«Было нам трудно? Наверное. Было и холодно, и голодно, и страшно, но никто не отказывался от работы, все верили в победу наших солдат. Рядом с детьми всегда были их учителя и взрослые.
Немцы заняли квартиры и дома жителей, выгнав их в подсобные помещения. Фатеж огласился визгом и криком, немцы резали всех поросят, рубили кур и гусей, выбрали всю картошку и буквально через неделю у нас нечего, было, есть, начался голод. Трудное, голодное и холодное было то время. Наша вся семья опухала с голоду. С виду все красивые, румяные, а ходить не могли.
Учащийся. Установили оккупанты свои порядки в городе. Стал действовать комендантский час: после пяти часов вечера никто не смел выходить из дома. За малейшие нарушения они хватали людей и сажали их в подвал. Подвал под зданием сбербанка был полностью забит стариками, детьми, женщинами. В первые дни оккупации немцы взяли оттуда шесть человек и повесили их на воротах базарной площади.
По городу ездила машина – «черный ворон», на которой увозили людей на расстрел. Так, в Звягинцевой роще, что в селе Миленино, были расстреляны бывшие работники райкома комсомола, а также семья евреев Тараховских: мать с двумя детьми и две тети. Мать была полячкой и немцы не хотели её расстреливать, а пришли только за сыновьями, но Тоня нарядилась сама, хорошо одела мальчиков и пошла на казнь. После того, как их расстреляли, женщины с. Миленино раскопали яму с убитыми и похоронили и, как положено.
Не могли жители смириться с насилием, многие уходили в партизанский отряд в Михайловские леса. Вожаком наших ребят был Ненашев Слава, в партизанском отряде была и наша учительница Шуклина Мария Викторовна.
Девушка. Много наших девушек и молодых женщин было отправлено принудительно в Германию. Очень трудно было родным расставаться со своими детьми.
Оккупация длилась более двух лет. В ночь с 6 на 7 февраля 1943 года начался бой по освобождению города. Среди тех, кто освобождал город Фатеж в феврале 1943 года, были Иван Иванович Мудренко, Павел Владимирович Тарасов, Анатолий Тимофеевич Ушаков, Иван Сергеевич Рязанцев и другие.
На этом война для нас не кончилась. Впереди была Огненная дуга, а мы были ближайшим тылом все пять месяцев до августа 1943 года».
Прошло 69 лет. Никто из очевидцев тех событий не может вспоминать пережитого без слез.
Учитель. Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Учащийся. Из письма Т.и Н.Васильевых:
«Наша бабушка, Татьяна Николаевна Францева, родилась в д. Макаровка в многодетной семье. Жили бедно. Родители работали в колхозе. С детства детей приучали к труду. И вот настал 1941 год, началась война, Фатеж захватили немцы. В деревне жил Петр Никитович Гнездилов, который организовал целую детскую бригаду. Он отбивал и налаживал косы, которыми дети косили сено и зерновые культуры. Вечером ребята приходили домой уставшие, с кровавыми мозолями на руках, но на следующий день снова шли косить. За день скашивали по 70 соток ржи. Какую только работу ни выполняли в годы войны подростки: косили, скирдовали, молотили, боронили Было очень трудно, но они все вытерпели.
Позже бабушка окончила школу, КГПИ, с 1950 года стала работать учителем химии и биологии в школе. Бабушка проработала в школе более 30 лет, воспитала двоих детей, а теперь, находясь на заслуженном отдыхе, растит внуков».
Из рассказа Александра Кузнецова, учащегося 5 класса Фатежской средней школы №1: «Я, Кузнецов Александр, правнук Героя Советского Союза А.Р.Телевинова. Телевинов Анатолий Романович, родился в с. Дарьино, Суджанского района.
Девушка. В 1943 году мой прадедушка ушел на фронт, сначала был автоматчиком, а в мае 1943 года стал разведчиком 835-го стрелкового полка 237-й стрелковой
дивизии. Во многих боях довелось сражаться с фашистами А.Р.Телевинову, но самой тяжелой оказалась битва за Днепр. Выполняя задание командования полка, прадедушка в ночь с 23 на 24 сентября 1943 года в числе пяти человек под командованием командира отделения И.М. Ильина первым форсировал Днепр. Обследовав правый берег реки, и выбрав место для переправы, он дал сигнал о возможности дальнейшей переправы.
За героизм в боях при форсировании Днепра Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1943 года разведчику полковой разведки стрелкового полка рядовому Телевинову Анатолию Романовичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Учащийся. В 1945 году демобилизовался, проживал в селе Сотниково Фатежского района. Работал заместителем председателя, председателем колхоза «Путь Ленина», секретарем партийной организации колхоза. Награжден орденами и несколькими медалями. Мой прадедушка умер в 1991 году. Одна из новых улиц города Фатежа носит имя моего прадедушка. Я навсегда сохраню о нем светлую память».
Учитель. Известный писатель Константин Симонов говорил: « Помните, что люди смертны (а память будет бессмертна), нужно записывать воспоминания – оставлять эти человеческие документы войны Надо знать и о чем она была, и что она принесла людям. В таком вопросе не должно быть забвения. На него не имеем права ни мы, отдавшие войне столько жизней, ни вообще все честные люди на земле, которым небезразлично будущее своих детей».
СТРАНИЦА ПЯТАЯ
«Подвиг в камне и бронзе»
На доске выставляется страница – ватман с фотографиями памятников и обелисков в честь павших воинов на территории Фатежского района и в городе Фатеже.
Звучит фонограмма «Журавлиная песня»
Учитель. Сорок пятого года весна не померкла,
От неё мы улыбок и слез не таим.
Нашу жизнь навсегда ты согрела Победа,
Самым первым и вечным салютом своим.
Отшагали солдаты почти что полсвета.
Их ни холод, ни зной, ни огонь не сломил.
И горит на твоей гимнастерке, Победа,
Твой единственный орден – сегодняшний мир.
Юноша. Мы шли к Победе. Мы ждали Победу. Сегодня, так же, как и в далёком сорок пятом, этот праздник останется радостным и трагическим, никогда не исчезнут из памяти народной гордость за великую Победу и память о страшной цене, которую
наш народ заплатил наш народ за неё.
Девушка. На Фатежской земле полегли 2170 бойцов Красной Армии, 7650 фатежан не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны. В их честь в послевоенное время было воздвигнуто 17 памятников и обелисков, в том числе и главный в Сквере павших воинов в городе Фатеже.
Учащийся. Куда б не шел, не ехал ты,
Но здесь остановись!
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись!
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог,
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберег.
Через века, через года помните
О тех, кто уже не придет никогда.
Не плачьте, в горле сдержите стоны,
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!
Учитель. До 1941 года на месте Сквера погибших воинов было ровное чистое место. Видимо, строений там никогда не было. В 1943 году в боях на орловско-курском направлении геройски погибли советские офицеры: гвардии майор Кочуланов Александр Петрович и майор Соколов Иван Васильевич. Молодежью города Фатежа было принято решение захоронить отважных воинов в центре города и произвести сбор средств на памятник офицерам. Уже в 1944 году было собрано более 44 тысяч рублей на постройку монумента.
Юноша. После окончания войны встал вопрос о перезахоронении останков советских воинов, погибших при освобождении Фатежского района и умерших от ран в госпиталях на его территории. Воинские захоронения находились почти во всех населенных пунктах нашего района. Многие были неучтены, заброшены, или находились далеко от мест проживания людей. Пленумом РК ВКП(б) было принято решение о размещении братской могилы советских солдат на центральной улице города, на пустыре между зданиями средней школы и дома культуры.
Воздвигнут первый некрополь был уже к 10-й годовщине Курской битвы, но почти ежегодно продолжал видоизменяться. Всего, с учетом последующих переносов могил, в середине прошлого столетия в братскую могилу города Фатежа были перезахоронены останки 727 советских солдат и офицеров. Над местом их упокоения воздвигли памятную стелу в виде скорбящего солдата. На плитах монумента увековечены имена погибших воинов и зажжен вечный огонь.
Девушка. Памятник Артиллеристам был открыт 1 декабря 1943 года. Реконструирован в 1968 году. Он выполнен в виде артиллерийской пушки, установленной на высоком гранитном постаменте. Поставлен памятник на Тепловских высотах на месте гибели батареи Героя Советского Союза капитана Г.И.Игишева. Вот как это произошло.
8 июля 1943 года гитлеровцы бросили в направлении Ольховатки 300 танков, поддерживаемых ударами артиллерии и авиации. Сюда был подтянут последний резерв Центрального фронта – 9-й танковый корпус. Особенно отличились в кровопролитных боях артиллеристы 3-й истребительной противотанковой бригады под командованием полковника В.Н.Рукосуева. На батарею капитана Г.И.Игишева двигалось почти тридцать танков. Подпустив их на 600-700 метров, артиллеристы открыли огонь. Было уничтожено 17 танков, но и на батарее осталось одно оружие, в живых – три человека. Они продолжали сражаться и еще подбили два тяжелых танка. Атака была отбита. Однако от прямого попадания авиабомбы артиллеристы погибли вместе с пушкой. Имя Героя Советского Союза Г.И.Игишева носит село Игишево.
Имена всех погибших и пропавших без вести фатежан внесены в 7 том областной «Книги Памяти» и несколько её дополнительных томов.
СТРАНИЦА ШЕСТАЯ
«С гордостью – за прошлое, с верой – в будущее»
На доске выставляется страница – ватман с фотографиями членов военно-патриотического клуба «Факел».
«Факел» продолжает традиции
Юноша. В МБОУ «Фатежская средняя общеобразовательная школа №1» ведется активная работа, направленная на активизацию познавательной деятельности обучающихся, повышение интереса к истории Курского края и малой Родины, внимания и уважения к старшему поколению, оставившим заметный след в истории и живущих рядом с нами. В связи с этим обучающиеся активно посещают музеи: Курский областной краеведческий музей, Музей юных защитников Родины, мемориальный комплекс и военно-исторический музей «Командный пункт центрального фронта» в м. Свобода. Золотухинского района, Фатежский районный краеведческий музей, дом-музей им. Свиридова, школьный краеведческий музей. Педколлективом и обучающимися организуются теплые и незабываемые встречи с ветеранами ВОв и педагогического труда.
Руководитель ВПК «Факел». В школе на протяжении многих лет работает военно-патриотический «Факел», члены клуба – красивые подтянутые девушки и юноши - несут Вахту Памяти у Вечного огня в Сквере павших воинов на посту №1, оказывают помощь ветеранам войны и педагогического труда, участвуют в соревнованиях по военно-прикладному многоборью, смотрах военно-патриотических клубов.
Член ВПК «Факел». Работа клуба движима состоянием души ребят и их наставников – учителей Владимира Александровича Расторгуева, Сергея Васильевича Калугина, Игоря Михайловича Карцева. В «Факел» приходят по желанию. В клубе занимаются стрельбой и общефизической подготовкой. Здесь чтят традиции прошлого и знают цену дружбе и взаимовыручке.
Директор школы. Идут годы. «Факел» взрослеет. Сменяются поколения ребят. Многие «факеловцы» стали кадровыми военными. Их первый наставник В.А. Расторгуев, более 30 лет посвятивший работе с детьми, верит, что в завтрашнем дне воспитанники клуба будут хорошими людьми, а это уже не мало. Побеседовав с руководителями военно-патриотического «Факел» и ребятами, понимаешь, что общение здесь строится на принципах доверия и уважения, также терпении, искренности руководителей.
Юные «факеловцы» родились и выросли после войны, когда позарастали уже
окопы, разрушились блиндажи в «три наката», стали рыжими брошенные в лесу солдатские каски. Но чем старше они становятся, чем дальше от них война, тем глубже они понимают
Что может быть страшнее, чем война?
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучая и друзей.
«Имей в себе дух и умей передать другому» - именно эта формула воспитания прижилась в нашей школе благодаря неустанному поиску детей и взрослых, чувству долга педагогов-энтузиастов.
Юноша. В далекое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной Войны, наполненные горем и страданием миллионов людей.
Девушка. Были неимоверно трудные горькие дни, когда казалось, не хватит ни жизни, ни сил, чтобы выстоять. Но наши люди выстояли и победили, пройдя через все испытания.
Учитель. Победа над врагом была достигнута тяжелой ценой. За неё отдали жизнь свыше 8 тысяч воинов – фатежан, семерым фатежанам было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Время не имеет власти над величием подвига советских солдат, партизан и подпольщиков. Но время неумолимо. Живых свидетелей той кровавой войны остается все меньше и меньше.
Девушка. Страшно подумать о том, что День Победы в недалеком будущем на Красную площадь города Москвы, площади, скверы, парки всех городов и сел России не придет ни один из участников Великой Отечественной войны. Поэтому наш долг перед будущими поколениями сохранить воспоминания участников, очевидцев войны.
Учащийся. Ныне те из них, кто в шестидесятишестой раз готовится отметить праздник со слезами на глазах, давно на заслуженном отдыхе. И это счастье для родных и близких, для каждого из нас, кто имеет честь сказать слова любви и большой благодарности почтенным ветеранам, чья молодость пришлась на сороковые, огневые.
Учащийся начальной школы. Давно закончилась война,
Давно с войны пришли солдаты
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты
Вам всем, кто вынес ту войну
В тылу иль на полях сражений
Принес победную весну-
Поклон и память поколений.
На сцене все участники журнала.
Юноша. Мы в вечном неоплатном долгу перед ветеранами и склоняем перед светлой памятью бесстрашных сыновей и дочерей нашего народа, павших смертью храбрых в боях за Родину.
Девушка. В девятый день ликующего мая. Когда легла на землю тишина, Промчалась весть от края и до края. Мир победил! Окончилась война!
Сегодня праздник входит в каждый дом. И радость к людям с ним приходит следом. Мы поздравляем всех, с великим днём, Все. С днём нашей славы, с 69-летием Победы!
Список литературы:
1. Левченко В.В.. Грива Т.А. Музеи и памятники Курской области.
Справочник - путеводитель. – Курск: Сейм, 1996 г.
2. Бирюков А.Ю. Фатежский край: прошлое и настоящее.
Историко-краеведческий сборник. – Фатеж, 2006 г.
3. Шуклина М.В. (Глушкова) Опаленная войной юность.
Воспоминания о партизанах и подпольщиках Фатежского района.
Фатеж, 2007 г.
4. Материалы, опубликованные в районной газете «Фатежские будни».
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142115
15