Краткие сведения о В.В. Маяковском. Маяковский и футуристы. `Хорошее отношение к лошадям`.
Краткие сведения о В.В. Маяковском. Маяковский и футуристы. `Хорошее отношение к лошадям`.
Данную разработку можно использовать в 7 - 8 классах на уроках литературы, факультативных занятиях.
Цель:
актуализация знаний учащихся о жизни и творчестве В.Маяковского, знакомство с некоторыми фактами биографии поэта, знакомство с футуристами;
познакомить школьников со стихотворением В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», узнать историю создания ,выявить художественную идею стихотворения;
продолжить формировать у учащихся интерес к поэзии;
воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради, мультимедийная презентация, плакаты.
Оформление напоминает кафе «Бродячая собака»: на стенах – плакаты, странные вещи. Парты расположены, как столики в кафе. На импровизированных столиках-меню кафе. Дети – в костюмах, напоминающих одежду начала ХХ века. Некоторые ученики в костюмах футуристов. Репортеры передвигаются между столиками, фотографируют гостей, интервьюируют Маяковского.
Форма проведения: урок-сценарий.
Действующие лица:
Маяковский
Пронин
Парень+девушкаМолодежь (компания)
Футуристы: Крученых, Бурлюк, Хлебников
Михаил Кузьмин
Репортеры
Парни и девушки за столом
Кафе. Входят парень и девушка.
Девушка (рассматривая интерьер): - Ой, какое странное место…. И куда это вы меня пригласили?
Парень:- Это же литературное кафе -«Бродячая собака»!Очень модное!!! Его,между прочим, в 1911 году, открыл мой друг- режиссер, актер, театральный деятель- Борис Пронин. О! А вот, кстати, и он! Пойдемте, я вас познакомлю.
Девушка: - Скажите, а откуда такое странное название: »Бродячая собака»?
Борис Пронин:- Как-то у меня возникла идея - создать романтическое место, где все мы -«бродячие собаки»-т.е. –люди искусства, могли бы встречаться, недорого прокормиться и чувствовать себя ,как дома. Так и появился наш подвальчик. У нас, между прочим, есть свой символ, устав и даже гимн, написанный завсегдатаем заведения - Михаилом Кузьминым. Попросим его прочитать хотя бы один куплет.
Михаил Кузьмин:(в светлой рубашке и жилете, бабочка яркая)-
От рождения подвала
Пролетает быстро год
Но «Собака» нас связала
В тесно-дружный хоровод.
Чья душа в печаль попала,
Опускайтесь в глубь подвала,
Отдыхайте, отдыхайте, отдыхайте от невзгод
Все: -БРАВО!!!!!
Пронин:- благодарю!!рад знакомству! Располагайтесь. Желаю приятно провести время в нашем кафе. И! Не забудьте оставить свои впечатления в нашей «Свиной книге» (ну это потому, что она сделана из свиной кожи))) (садятся за столик, Пронин уходит к себе)Вбегает компания.
1-й:- Товарищи, я пригласил вас сегодня в замечательное заведение - арт-кафе «Бродячая собака»! Оно весьма популярно среди творческой элиты!!! Между прочим, в разное время здесь выступали, отдыхали, участвовали в творческих вечерах известные философы и артисты. Модные художники расписывали стены заведения. Выдающийся артист Александр Вертинский и знаменитая балерина Тамара Красавина устраивали творческие вечера!! Но самые частые гости заведения-представители различных литературных течений- символисты, акмеисты, футуристы.
2-й: - И даже Ахматова?
1-й:- И Ахматова и Гумилев и Мандельштам, Хлебников и многие другие. Пройдемте, и вы сами все увидите!!!!
(За отдельным столиком сидят футуристы)
Крученых:- (с подушкой ч/з плечо) Пушкин и Толстой непонятнее иероглифов!!!!!!
Маяковский: - (желтая рубаха, бант)- только мы лицо нашего времени!!!!
Бурлюк: - (лорнет, петрушка в петлице)- Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с парохода современности!!!!!
Хлебников: - (раскрашено лицо, деревянная ложка в петлице) - С высоты небоскребов взираем мы на их ничтожество!!!!
Девушка за столиком, обращаясь к соседу: а вы не знаете, кто эти люди за столиком у окна?
2-я девушка : - Это-футуристы.
Девушка: -кто?
2-я: фу-ту-рис-ты. От латинского «будущее». Их мечта-рождение сверхискусства, способного преобразить мир!
3-я: Да-да!!! Причем они предлагают уничтожить все искусство, которое появилось до них, чтобы быстрее создать искусство будущего!!!!
Парень: Говорят, их главная задача-написание манифестов и провозглашений!!!
4-я: Они создают новые слова и хотят придумать новый язык!!
5-я: Они любят эпатировать, шокировать публику!!
6-я: А еще говорят, что они драчуны и скандалисты!! И почти всегда, там ,где они появляются, дело заканчивается дракой и полицией!!!
2-й парень: Зато, они прославляют технический прогресс!!
3-й парень : И устраивают выставки, поэтические вечера, спектакли!
девушка: Правда, только платно. И, надо сказать, за немаленькие деньги!!
девушка: Кстати, тот, что в желтой рубашке – скандально известный Маяковский!!
девушка: Маяковский? Где-то я о нем слышала!!
девушка: Да, это достаточно известная личность!!! Я читала, что он родился в Багдади вблизи Кутаиси в Грузии в 1893 году в семье лесничего - очень умного и уважаемого человека. Его мать посвятила себя воспитанию 3 детей.
Во время обучения в Кутаисской гимназии, он участвовал в первой русской революции, получил кличку «товарищ Константин» и вел агитацию среди рабочих. В 1908 году, после смерти отца, Владимир с семьей перебрался в Москву, где поступил в Строгановское училище, т.к. с детства мечтал стать художником. Но окончить училище так и не получилось: Маяковского арестовывают за революционную агитацию и заключают в Бутырскую тюрьму. Именно в это время, были написаны его первые стихи.
1912 года он принимает участие во всех модных диспутах и выставках, сближается с поэтами-футуристами. В 1913 - 15 годах в альманахе футуристов были напечатаны его первые стихотворения: "Утро", "Ночь", "Порт". В годы Первой мировой войны поэт создал цикл стихов, в которых осуждал и обличал эту войну. В 1915 - 17 годах появляются стихи, где Маяковский выражает неприятие основ буржуазного общества: "Облако в штанах", "Война и мир", "Флейта-позвоночник". А вот, Октябрьскую революцию 1917 года, Маяковский приветствовал и отразил это во многих произведениях этого периода.С 1919г Владимир Владимирович трудится в "Окнах РОСТа"-Российском телеграфном агентстве, где создает агитационные плакаты-карикатуры и сопровождает их стихами, в которых отражались политические события. Маяковский воспевает новую советскую эпоху, которой посвящены его стихи "Хорошо !", "Владимир Ильич Ленин", "Товарищу Нетте, пароходу и человеку", "Стихи о советском паспорте". Он много пишет, выступает, его многие знают и любят. Он много путешествует и это также вдохновляет его на написание поэм и стихов. ( на проекторе слайды)
Борис Пронин, обращаясь к гостям кафе: - Товарищи, сегодня для вас выступает В. Маяковский. Поприветствуем его!
За трибуну выходит В.Маяковский:
-Товарищи, позвольте представить на суд мое новое стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» (читает)(хлопают)(браво!)
Репортер 1:- скажите,а при каких обстоятельствах было написано это стих-е?
Маяковский:- Однажды, я стал свидетелем уличного проишествия, к сожалению не редкого в голодающей Москве1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. А равнодушные люди проходили мимо, не обращая на бедное животное никакого внимания.. Репортер 2:-Да это же мини-рассказ, в котором можно выделить- вступление, основную часть и заключение!! События, описанные в стихотворении, можно пересказать в нескольких словах. В Москве, возле Кузнецкого моста (это название улицы), поэт увидел лошадь, которая упала на скользкой мостовой. У собравшихся зевак происшествие вызвало злорадный смех, и лишь поэт посочувствовал несчастному животному. От ласкового слова лошадь нашла в себе силы подняться и идти дальше.
Гости:- Браво, товарищ ,Маяковский. Очень хорошо, что вы затронули тему сострадания, такую актуальную в наше время! Причем сострадания не только к животным, но и друг к другу!!! Многие смеются над упавшим, поскользнувшимся, оступившимся. А это так низко! Мне стыдно вместе с вами стыдно за этих безразличных к чужому горю людей; мне понятно ваше пренебрежительное отношение к ним и нежелание быть ее частью!!!
Гости:-а мне кажется, что тема вашего стихотворения- труд-основа жизни. И если ты занят трудом и труд этот нужен людям, то ни на что не надо обращать внимание. Все, кто самозабвенно трудятся-«Немножко лошади».
Гости: -нет, тема этого стихотворения - одиночество!!!! одиночества лирического героя, противопоставления его грубой и тупой толпе, и связанный с этим мотив отверженности, равнодушия.!
Гости: а я в восторге от оригинальных, мастерски подобранных средств художественной выразительности, которые помогают передать мысли и эмоции стихотворения! произведение наполнено звукописью, помогающей почувствовать атмосферу описываемых событий. Например, стук копыт лошади: Гриб. Грабь. Гроб. Груб. –грубые, жесткие звуки. Или согласный «з»: скользила, и сразу за зевакой зевака, Кузнецким, зазвенел и зазвякал – позволяет создать ощущение резкости, колкости
Гости:- Интересны и оригинальны тропы, использованные поэтом в данном произведении: метафоры (копыта пели, ветром опита, льдом обута, улица скользила, смех зазвенел и зазвякал, улица опрокинулась, течет, за каплищей каплища прячется в шерсти, тоска, плеща, вылилась из меня и расплылась в шелесте эпитеты (звериная тоска,), сравнения (все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь). Наблюдается в стихотворении и игра слов (стойло – стоило, рыжий ребенок – жеребенок), неологизмы , (ржанула,клешить), диалектные слова (плоше), слова с эмоциональными увеличительными суффиксами (за каплищей каплища – суффикс передает силу переживаний лошади).
Гости:- Мне очень понравилось ваше стихотворение, потому что главное для человека – уметь сочувствовать, помогать. Эта тема мне близка. Лирический герой жалеет упавшую лошадь, проявляет сердечность тогда, когда все смеются над ее неловким падением. Высказанное без слов сочувствие, понимание, когда герой вглядывается в глаза «лошадиные», в которых «за каплищей, каплища», возвращает уставшей лошади детскую радость, веру в себя. Голос поэта в этом стихотворении мне кажется даже нежным, а строчка «все мы немножко лошади» позволяет понять, что разговор здесь не только о братьях наших меньших, но и об отношении человека к человеку…
Гости: -Да, как же хочется ,наверное, каждому человеку вот такой вот поддержки со стороны. Необходимо человеческое участие, чтобы «рвануть, встать на ноги и дальше пойти».
Гости: «каждый из нас по-своему лошадь» - странные слова.. Что они обозначают? Может быть, лирический герой, ощущая свое одиночество в жестоком мире, взывает к читателю, просит быть человечнее, добрее. В его голосе слышатся участие, сочувствие.
Гости: «И стоило жить!!!! И работать стоило!!!» -это очень похоже на жизненный лозунг!!!
Маяковский: Спасибо за критику, товарищи. Не пасуйте перед трудностями, учитесь их преодолевать, верьте в свои силы, и все будет хорошо!»