Проект на тему: Формирование правовой грамотности и правовой культуры во внеурочной деятельности в старших классах средней школы
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТАТАРЕНКО ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ
Тема: Формирование правовой грамотности и правовой культуры во внеурочной деятельности в старших классах средней школы
Консультант:
доцент кафедры отечественной истории, к. ф. н. Навойчик Е. Ю.
Омск 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. Проблемы формирования правовой грамотности и правовой культуры старших школьников во внеурочной деятельности..4
1.1. Сущность понятий «правовая грамотность» и «правовая культура» в работах современных исследователей.4
1.2. Особенности формирования правой грамотности и правовой культуры старших школьников во внеурочной деятельности ..10
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию правовой грамотности и правовой культуры старших школьников во внеурочной деятельности..15
2.1. Задачи, организация и реализация опытно-экспериментальной работы..15
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы и условия эффективности формирования правовой грамотности и правовой культуры старших школьников во внеурочной деятельности..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ23
ПРИЛОЖЕНИЕ.24
Введение
В условиях построения правового демократического государства, когда происходит обновление и совершенствование законодательства, права и свободы человека утверждаются в обществе как высшая ценность. Право становится механизмом бесконфликтной реализации интересов человека, приобретая практическое значение для каждого. Развитие правового, демократического государства немыслимо в отрыве от соблюдения прав и свобод гражданина и человека. Потому формирование свободной и ответственной личности, соответствующей требованиям XXI века, необходимо начинать с самых ранних ступеней воспитания и образования. Одним из направлений формирования правовой культуры населения является правовое просвещение молодежи. Ликвидация правовой неграмотности должна стать одним из приоритетов деятельности всех государственных и социальных институтов, работающих с подрастающим поколением. И в первую очередь, задача формирования правовых представлений, являющихся неотъемлемым компонентом правовой культуры личности, возлагается на школу. Поскольку именно в ней создаются условия для знакомства каждого школьника с набором основных прав и обязанностей, необходимых для подготовки к самостоятельному решению жизненно важных правовых проблем, и их реализацией в рамках закона. Такой подход требует изменения содержания правового образования на основе повышения авторитета Всеобщей декларации прав человека и разработки его практической методики. По мнению ученых, правокультурная личность должна обладать глубокими знаниями правовых норм и принципов, уважать законы, уметь применять право в общественно полезных целях, быть готовой активно участвовать в укреплении законности и правопорядка. Однако реалии таковы, что уровень правовой культуры большинства граждан и, в первую очередь, молодежи, является чрезвычайно низким, что подтверждается правовой безграмотностью, неумением защитить свои права, отсутствием веры в торжество закона, неуважением к органам власти и правопорядка, ростом количества правонарушений и преступлений. В повседневной жизни дети и молодежь сталкиваются с фактами грубейшего нарушения их прав, не умеют справиться с проблемами юридического характера, не находят должного понимания окружающих, не знают, куда обращаться со своими вопросами и возникающими проблемами. Им предстоит утверждаться в жизни, учиться отстаивать свои права. Потому широкое распространение знаний о правах человека является одной из гарантий их соблюдения. В связи с этим особую актуальность приобретает повышение правовой культуры личности, так как при низкой политической грамотности избирателей, при отсутствии навыков активного участия граждан в жизни отдельного региона и всего государства, без развитого чувства ответственности за судьбу страны все намечаемые преобразования так и останутся на стадии теоретического обсуждения, и демократических изменений не произойдет. Потому что функционирование демократии и, в конечном счете, правового государства зависит от грамотных, образованных граждан, имеющих доступ к широчайшему спектру информации, что позволяет людям активно участвовать в жизни общества, принимая осознанные и ответственные решения. Именно поэтому необходимы глубокое теоретическое осмысление проблем правовой культуры детей и подростков, выявление особенностей формирования гражданского самосознания в подростковом возрасте, разработка и осуществление специальных программ, с помощью которых возможно создать условия для гражданского становления и самореализации личности, решить актуальную проблему самоопределения подростка в системе жизненных ценностей. Правовое становление личности подростка на уроке и во внеурочной деятельности расширяет диапазон проявления его способностей, увеличивает возможность каждого выпускника школы занять достойное положение в обществе и проявить свою сознательную гражданскую активность. Исходя из важности и актуальности рассматриваемой проблемы, мы сформулировали тему исследования: «Проблемы формирования правой грамотности и правовой культуры старших школьников во внеурочной деятельности». Гипотеза исследования: процесс формирования правовой грамотности и культуры старших школьников будет эффективным, если будут выявлены особенности формирования правовой грамотности и культуры у старших школьников, разработана модель формирования правовой грамотности и культуры, определены этапы её реализации, определены критерии оценки и выявлены уровни сформированности правовой грамотности старших школьников. Цель исследования: раскрытие сущности и выявление условий процесса эффективного формирования правовой грамотности и правовой культуры старших школьников во внеурочной деятельности. Объектом исследования является правовая грамотность и культура старших школьников во внеурочной деятельности Предмет исследования - процесс формирования правовой грамотности и культуры старших школьников во внеурочной деятельности В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. раскрыть содержание понятий «правовая грамотность» и «правовая культура» учащихся и выявить сущность процесса их формирования;
2. выявить особенности формирования правовой грамотности и культуры у старших школьников
3. разработать модель формирования правовой грамотности и культуры старших школьников, определить этапы её реализации;
4. определить критерии оценки и выявить уровни сформированности правовой грамотности старших школьников;
5. выявить педагогические условия, способствующие эффективной реализации предложенной модели формирования правовой грамотности и культуры старших школьников
Авторская модель формирования правовой грамотности и культуры старших школьников включала авторский элективный курс «Конституционное право Республики Казахстан». Реализация данного элективного курса проводилась на базе ГУ «Петровская средняя школа» в 10 классе.
Этапы исследования.
1. Теоретический
- работа с исследовательской литературой по проблеме
- определение цели, формулирование гипотезы. Выявление содержания понятия «правовая грамотность» и «правовая культура» учащихся и сущности процесса их формирования
2. Практический
- диагностика сформированности правовой грамотности и культуры у старших школьников
- разработка и реализация разработанной модели, включающей разработку и проведение ряда внеклассных мероприятий и элективного курса, направленного на формирования правовой грамотности и культуры старших школьников
- выявление сильных и слабых сторон предложенной модели, рекомендации
Работа состоит из двух глав, заключения, библиографического списка и приложений
Глава 1. Проблемы формирования правовой грамотности и правовой культуры старших школьников во внеурочной деятельности
1.1. Сущность понятий «правовая грамотность» и «правовая культура» в работах современных исследователей
Актуальность проблемы формирования правовой культуры школьников обусловлена процессами интеграции и модернизации, происходящими в современном обществе и образовании, и обоснована в исследованиях целого ряда российских ученых и исследователей. К сожалению, казахстанская педагогическая наука пока не имеет подобного уровня работ и исследований. Теория и методология обучения праву нашли свое отражение в трудах Е. В. Аграновской, практические аспекты правового образования отражены в исследованиях Т. В. Болотиной. Но особый интерес для нас представляют вопросы формирования правовой культуры старшеклассников во внеучебной деятельности, наиболее подробно раскрытые Е. А. Рассоловой.
Если внимательно обратиться к точкам зрения указанных нами исследователей, то можно прийти к выводу, что все они сходятся во мнении, что процесс становления правового государства непосредственно связан с формированием правовой культуры граждан, особенно молодых. Это объясняется ролью молодежи в общественном воспроизводстве. Уровень правовой культуры молодежи является одним из показателей ее развития и важным критерием модернизации общества. В новых условиях, по мнению такого исследователя, как Г. А. Фирсова, задача школы, прежде всего, состоит в формировании у учащихся правовой культуры, чтобы они, во-первых, были достойными гражданами своей страны, понимали свою роль, возможности и ответственность в обществе, знали свои права и обязанности; во-вторых, чтобы они получили необходимые для их профессиональной деятельности правовые знания и приобрели навыки, позволяющие им самостоятельно понимать действующие законы, юридические нормы, умело разбираться в них и применять в деятельности.
Исходя из темы нашего исследования, целесообразным будет обратиться к вопросу понимания различными исследователями таких понятий как «правовая культура» и «правовая грамотность». В специальной литературе для определения по сути одной и той же характеристики часто используются все три, указанных нами понятия. Вместе с тем приходится согласиться, что эти понятия различны и отражают разные этапы становления правового сознания. По мнению Е. В. Аграновской «правовая культура» личности выражается в овладении основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в нетерпимости к правонарушениям, в борьбе с ними. Проведенный анализ данных специальной литературы позволил выделить ряд условий формирования правовой культуры старших школьников. Среди них наиболее важными является организация образовательного процесса, предусматривающего разнообразие форм и методов обучения, ориентированных на освоение правовых знаний и умений; формирование коллективных взаимоотношений.
Таким образом, формирование правовой культуры учащихся должно происходить не только в процессе правового обучения и воспитания по дисциплинам обществоведческого и правоведческого цикла, но и вовнеурочной деятельности. Формирование правовой культуры осуществляется на всех этапах обучения человека, начиная с общеобразовательной школы.
Исследование такого понятия как «правовая грамотность» у различных ученых занимающихся данной проблематикой позволило сформулировать его следующим образом: это «совокупность профессионально ориентированных и граждански значимых знаний государственных законов, умений и определенных навыков руководствоваться ими в конкретной области трудовой деятельности, на основе гражданской позиции личности». Мнения большинства исследователей, таких как Е. В. Аграновская, Г. А. Фирсов сходятся в том, что на современном этапе задача системы образования заключается в том, чтобы предоставить любому учащемуся широкие возможности выбора своего пути, научить его свободно двигаться в пространстве идей, в мире образов, развить его мышление и эмоциональное восприятие действительности, помочь ему вырабатывать целостный взгляд на мир, формироваться в полноценного гражданина своей страны.
Человек, общество и государство нуждаются в гражданско-правовом образовании, оно необходимо, если мы и в самом деле хотим жить в правовых государствах. Если строить гражданское, правовое общество, то надо, прежде всего, начинать с детей. Только в детей сегодня можно заложить чувство собственного достоинства, своих прав и своей ответственности. Сегодня в школах Казахстана и России уже начата работа по разъяснению прав ребенка, и в этой связи наибольшую актуальность приобретает организация внеурочной деятельности в формировании правовой культуры и правовой грамотности. Приходится согласиться с мнением большинства исследователей, что в Российской Федерации (да и у нас в Республике Казахстан) много говорят и пишут о построении правового государства, а одним из необходимых условий его построения является законность и правопорядок, социальная активность граждан, высокий уровень их правовой культуры. К сожалению, в настоящее время наше общество сталкивается с таким явлением, как низкий уровень правового самосознания. У большинства населения, в том числе у школьников, слабое знание правовых норм. Число правонарушений и преступлений, совершаемое детьми школьного возраста, растет.
В заключение необходимо отметить, что теоретический анализ таких понятий, как «правовая культура», «правовая грамотность» продемонстрировал нам, что эти характеристики отражают этапы формирования правового сознания индивида. Важнейшим из них является этап формирования правовой грамотности, обеспечивающий приобретение школьниками базовых знаний по основам права.
Таким образом, проблема формирования особенностей правовой грамотности и правовой культуры старших школьников во внеурочной деятельности неоднократно разрабатывался в современной российской педагогической литературе на высоком профессиональном уровне. Тем не менее, данная проблема остается актуальной и представляет огромный интерес не столько в теоретическом плане, сколько с позиций решения на практике данного вопроса.
1.2. Особенности формирования правовой грамотности и правовой культуры старших школьников во внеурочной деятельности
Анализ работ различных российских исследователей по избранной нами тематике позволил выявить нам целый ряд особенностей формирования правовой грамотности и правовой культуры старших школьников во внеурочной деятельности. В первую очередь, необходимо обратиться к возрастному аспекту. Большинство ученых сходятся во мнении, что старший школьный возраст –это период ранней юности, соответствующий периоду обучения в старших классах школы. В этот период завершается физическое созревание человека, возникают условия для его психической и нравственно-эстетической зрелости. Старший школьный возраст характеризуется тем, что в этом возрасте: происходит становление мировоззрения; формируются ценностные ориентации и определяются идеалы на основе познания мира, которым следует старшеклассник; складывается система отношений к людям; начинает накапливаться опыт поведения в различных сферах жизнедеятельности; происходит формирование таких качеств, как гражданственность, активная жизненная позиция; растет сознательное отношение к труду и учебе; намечается тенденция самосовершенствования и самовоспитания; развивается интерес к проблемам социальной действительности, которые осмысливаются критически.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа по правовому воспитанию важна именно в старших классах, поскольку в этот период у учащихся формируется единая система знаний, складывающаяся затем в систему убеждений, правовую культуру личности. Рассмотрим специфику правовой культуры старшеклассников. Правовая культура старшеклассников, по мнению исследователя И. Г. Митюновой, представляет собой сложное интегративное личностное образование, обусловленное влиянием среды, возрастными, психологическими, индивидуальными особенностями учащихся, основой которого выступает система ценностей, определяющих правовое сознание и поведение в юридически значимых ситуациях. М. В. Кускова выделяет следующие особенности формирования правовой грамотности и правовой культуры старших школьников во внеурочной деятельности: стремление изучать право, проявление интереса к конкретным его аспектам, при отсутствии осознания важности юридической стороны хозяйственных отношений (гражданского права); признание практического аспекта изучения прав человека (подростки убеждены в том, что нужно знать свои права, чтобы уметь их реализовывать, отстаивать); осуждение нарушений прав человека (старшеклассники отмечают и то, что их права достаточно часто нарушаются) сочетается с позицией: допустимы нарушения прав человека государственными органами в некоторых случаях, например, для улучшения экономического положения в стране; мотивом соблюдения закона для старшеклассников чаще всего является страх наказания, проявляется позиция - соблюдать законы можно не всегда; чем старше подростки, тем ниже их законопослушность, выше криминальность; прямая зависимость уровня правовых знаний учащихся от того, изучалось ли право в школе. Это позволяет сделать предположение о том, что приоритетным каналом информации для них является обучение (школа); неразрывная связь правовой культуры с нравственной, политической, экологической, экономической культурой, психологическими особенностями личности (интеллектуальное развитие, волевая сфера, коммуникативные качества); уровень правовой культуры старшеклассников, как правило, определяется их общеобразовательным и культурным уровнем. Исследователь проблем специфики формирования правовой грамотности и культуры П. С. Самыгин провел социологический опрос учащейся молодежи (старшеклассников и учащихся ПТУ) г. Ростова. Проанализировав результаты опроса, можно выделить следующие особенности правовой культуры учащихся старшей школы: осознают важность правового образования; признают практический аспект получения правовых знаний, мотивом которого является стремление адекватно ориентироваться в ситуации на индивидуальном уровне и участвовать в создании правового государства; интересуются более собственными гражданскими правами, чем формами участия в делах государства и исполнении гражданских обязанностей; проявляют низкий интерес к изучению трудового и семейного права (возможно, не видят необходимости изучения данных аспектов, считая их неактуальными); требуют защищенности своих прав, не стремясь знать и уважать права других лиц; не считают соблюдение закона обязательным (как правило, следование закону для старшеклассника зависит от страха наказания); не доверяют правоохранительным органам, предпочитая улаживать все самостоятельно. Трудно оспорить общую точку зрения таких исследователей как П. С. Самыгина, М. В. Кускова, что основным средством усвоения школьниками 10-11 классов правовой культуры является приобретение правовых знаний, желаемым результатом которого стало бы осознание объективной необходимости соблюдения правовых норм в определенных обстоятельствах, которая, в свою очередь, выражается в правомерном поведении. А. А. Рыбаченко описывает признаки, характерные для правового поведения старшеклассников. Первый из них – социальная значимость. Второй признак правового поведения – его субъективность. Она обусловлена тем, что старшеклассники наделены сознанием и волей и контролируют свое поведение. Сопоставив результаты приведенных исследований, мы пришли к выводу, что характерными признаками правовой культуры большинства старшеклассников можно считать: осознание важности правового образования; признание практического аспекта изучения права; проявление интереса к отдельным аспектам права, волнующим их в данный момент, а именно к собственным гражданским правам; осуждение нарушения личных прав другими лицами; выделение в качестве основного критерия следования закону страха перед наказанием, т.е. отсутствие стойких убеждений, осознания объективной необходимости соблюдения закона. Нельзя не согласиться с тем, что уровень правовой культуры старшеклассника в основном определяется их общеобразовательным и культурным уровнем, неразрывно связан с нравственной, политической, экономической и другими типами культур, зависит от того, каким образом были получены правовые знания, и изучалось ли право в школе. Учащиеся старших классов зачастую не знают о своих правах и обязанностях, иногда подменяя одно другим, что приводит к неправомерному поведению с их стороны и неспособности отстоять свои права. Выход из создавшегося положения может быть найден на путях координирования усилий всех институтов правовой социализации, направленных на повышение эффективности правового образования и воспитания молодого поколения. Таким образом, можно сделать вывод, о том, что проблема формирования правовой грамотности и правовой культуры во внеурочной деятельности в старших классах средней школы является актуальной. Теоретически данная проблема разработана недостаточно. К сожалению, в Республике Казахстан педагогическая наука не имеет серьезных работ по данной проблематике. Именно поэтому данная проблема в условиях построения демократического общества в условиях переходного периода постсоветских стран приобретает все большее значение. Основываясь на работах таких исследователей как А. А. Рыбаченко, Е. В. Аграновской, Е. А. Рассоловой, необходимо организовать опытно-экспериментальную работу по формированию правовой грамотности и правовой культуры старших школьников во внеурочной деятельности. При этом следует учесть точки зрения А. А. Рыбаченко, который описывает признаки, характерные для правового поведения старшеклассников, результаты опытно-экспериментальной работы П. С. Самыгина, который провел социологический опрос учащейся молодежи (старшеклассников и учащихся ПТУ) г. Ростова. Большое внимание в ходе организации опытно – экспериментальной работы следует уделить результатам работ И.Г. Митюновой и М. В. Кусковой. В качестве своеобразного итога, мы можем сделать вывод о необходимости на основе уже имеющихся результатов работ исследователей провести опытно-экспериментальную работу среди старших школьников с целью раскрытия сущности и выявления условий процесса эффективного формирования правовой грамотности и правовой культуры старших школьников во внеурочной деятельности.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию правовой грамотности и правовой культуры старших школьников во внеурочной деятельности.
2.1. Задачи, организация и реализация опытно-экспериментальной работы.
Исходя из специфики казахстанского правового образования, особенностей вступления Республики Казахстан в «Болонский процесс» было решено организовать работу со старшими школьниками ГУ «Петровская средняя школа» Северо-Казахстанской области, Есильского района следующим образом. Для достижения поставленной цели и задач было решено разработать элективный курс «Конституционное право», который является дополнительным, вспомогательным курсом по отношению к курсу «Основы права» 10 класса, дополняет и расширяет знания учащихся, носит практико-ориентировочный характер. Исходя из особенностей формирования правовой грамотности и правовой культуры у старших школьников, выделенных такими исследователями, как А. А. Рыбаченко, Е. В. Аграновской, Е. А. Рассоловой, руководствуясь анализом исследования П. С. Самыгина, целями указанного курса стали: формирование более глубокого представления о конституционном устройстве Республики Казахстан; выработка умения работать с юридическим законом; воспитание гражданского сознания. В методологическую основу практического курса, исходя из масштабного внедрения инновационных принципов образования XXI века в систему образования Республики Казахстан, был заложен принцип «компетентностной педагогики». Так, по завершению элективного курса, учащиеся должны были выработать такие правовые компетенции как: иметь представление об основном законе – Конституции Республики Казахстан, о системе государственной власти РК, о системе конституционных прав и свобод в РК, об институте гражданства в РК, о понятии избирательного права и процесса; знать структуру Конституции РК; структуру и значение трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной; о работе органов государственной власти; как функционирует демократическое государство; уметь анализировать ситуации, обобщать, делать выводы; применять полученные знания в конкретных ситуациях; Приобрести опыт: работы со специальной справочной литературой; работы с нормативно-правовыми документами РК; коллективной работы в группах. Задачами курса являлись создание основы для глубокого изучения права в старшей школе. Курс был рассчитан на 16 часов. Причем выстраивался он по принципу «лекция - семинар», что следует признать «в новинку» для казахстанской средней школы. Материал элективного курса в основе своей не повторяет базовый курс, а дополняет его. По окончании курса, к учащимся так же были выдвинуты следующие требования к знаниям и умениям: знать основы конституционного строя Республики Казахстан, знать принципы формирования и полномочия высших государственных органов Республики Казахстан, принципы приобретения и утраты гражданства РК, механизм действия избирательного права, уметь самостоятельно работать с юридическим документом, уметь анализировать правовые документы, выделять на основании законов основные его положения, аргументировать свой ответ, вести дискуссию. Указанный авторский элективный курс «Конституционное право Республики Казахстан» имеет целый ряд особенностей. Во-первых это то, что материал курса построен на использовании дополнительной литературы по конституционному праву и комплексе нормативно-правовых источников. Во-вторых: содержание данного курса в базовом представлен, но в крайне недостаточном виде. Курс рассчитан на получение дополнительных знаний, умений, расширение кругозора. В-третьих: логика подачи материала определяется последовательностью. Каждая изученная тема является базой для освоения следующей. В-четвертых: курс выстраивался на основе «разноуровнего обучения» с применением технологии «компетентностной педагогики». В-пятых: элективный курс по Конституционному праву Республики Казахстан подразумевал работу со специальной и справочной литературой, анализ документов. В шестых: содержание курса предполагает работу с разными источниками информации и на этой основе учащиеся выполняют следующие виды работ: пишут сочинение-эссе, конспекты, рефераты, готовят сообщения и доклады. Количество практических занятий, проводившихся в форме семинара, равнялось восьми. Помимо указанного курса предполагалось разработать и реализовать конференцию «Права ребенка – приоритетная задача мирового сообщества», игру-викторину «Знаешь ли ты свои права?», демонстрацию и обсуждение презентаций «Права ребенка», «Знай свои права подросток» в рамках классных часов посвященных Правовому всеобучу старших школьников. Таким образом, вся указанная система занятий во внеурочное время разрабатывалась специально в целях достижения большей эффективности в решении проблемы формирования правовой грамотности и правовой культуры старших школьников во внеурочной деятельности.
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы и условия эффективности формирования правовой грамотности и правовой культуры старших школьников во внеурочной деятельности.
Следует отметить, что в условиях современного этапа практической реализации новой парадигмы современного казахстанского образования, подразумевающей введение компетентностной педагогики данная модель формирования правовой грамотности у старших школьников во внеурочной деятельности включала в себя новые подходы. Среди которых «Таксономия Блюма», которая послужила основой при разработке методики анализа эффективности указанной модели. Результаты проведенной нами опытно-экспериментальной работы оказались достаточно успешными. Гипотеза исследования, которая заключалась в тезисе, что процесс формирования правовой грамотности и культуры старших школьников будет эффективным, если будут выявлены особенности формирования правовой грамотности и культуры у старших школьников, разработана модель формирования правовой грамотности и культуры, определены этапы её реализации, определены критерии оценки и выявлены уровни сформированности правовой грамотности старших школьников, в целом подтвердилась. Доказательством этому служат результаты анализа уровня правовых компетенций по разделу «Конституционное право Республики Казахстан» на «входном» и «итоговом» контроле знаний авторского элективного курса. Если средний балл «на старте» был равен 14,75, то после внедрения и реализации элективного курса, проведенных 16 занятий, средний балл овладения материалов достиг уровня 86%. Возможно, что может показаться несколько завышенной результативность проведенной комплексной работы. Но успех ее вполне объясним целым рядом факторов. Во-первых: это то, что фундаментальной теоретической основой его являлись работы таких российских исследователей как Е. В. Аграновской, Е. А. Рассоловой; были учтены точки зрения на проблему нашего исследования А. А. Рыбаченко, который описывает признаки, характерные для правового поведения старшеклассников, результаты опытно-экспериментальной работы П. С. Самыгина. Во-вторых: элективный курс разрабатывался на принципиально иной основе, чем классическая педагогика. В его основу были заложены принципы «компетентностного» подхода в образовании в эпоху глобализации. В-третьих, само конструирование занятий по принципу «лекция-семинар» оказалось достаточно эффективным даже в условиях средней школы. Несмотря на достаточно положительные результаты практической реализации модели формирования правовой грамотности и правовой культуры старших школьников, во внеурочной деятельности необходимо объективно проанализировав весь материал отметить недостатки и «минусы». Во-первых, совершенно иные подходы, лежащие в основе нашего авторского элективного курса, включающие и «разноуровневое обучение» и характеристики «компетентностной педагогики» были объективно сложны для восприятия учащимися 10 класса, которым приходилось адаптироваться к новым «правилам» и осваивать новые «техники учения», совершенно чуждые классической педагогике. Во-вторых: если обратиться к анализу итогового контроля знаний после окончания элективного курса, то можно отметить следующую закономерность. В основе курса лежал принцип «разноуровнего обучения». Как известно, содержание разноуровневого обучения обеспечивается делением учебного материала на три уровня: уровень I общеобразовательный (базовый), который сохраняет логику самой науки и позволяет получить общее представление об учебном предмете; уровень II программный, основанный на уровне I, углубляющий, обогащающий его по содержанию; уровень III усложненный, расширяющий уровень II, за счет включения в содержание обучения дополнительного учебного материала, не предусмотренного стандартами. Практически 100% учащихся 10 класса успешно справившись с заданиями первого и второго уровней, показали совершенно неудовлетворительный результат при выполнении заданий «третьего уровня». Все это может говорить нам о том, что формирование компетенций у школьников, и не только правовых, необходимо организовывать не только в рамках элективных курсов и не только во внеурочной деятельности (что разумеется необходимо) но и более интенсивно внедрять в «урочную». Иначе эффективность реализации новых парадигм в нашем среднем образовании останется на очень не большом уровне. Необходимо напомнить, что помимо указанного курса были разработаны и довольно успешно проведены такие мероприятия, как конференция «Права ребенка – приоритетная задача мирового сообщества», игра-викторина «Знаешь ли ты свои права?», демонстрация и обсуждение презентаций «Права ребенка», «Знай свои права подросток» в рамках классных часов посвященных Правовому всеобучу старших школьников. Таким образом, на основе результатов опытно-экспериментальной работы, организованной с учетом условий эффективности формирования правовой грамотности и правовой культуры старших школьников во внеурочной деятельности, можно выработать следующие рекомендации. Во-первых, это необходимость в организации подобной работы руководствоваться фундаментальными принципами «компетенстностной педагогики». Во-вторых: приверженность основам «разноуровнего обучения», и в частности «таксономии Блюма». В третьих: активизация исследовательско-поисковой составляющей обучения через внедрение системы проведения занятий в форме семинара. В четвертых: активное использование творческих заданий: таких как эссе, доклады, а так же работа с документами, законодательными актами.
Заключение
Таким образом, по итогам проведенной нами работы, можно прийти к выводу, что формирование правовой культуры учащихся должно происходить не только в процессе правового обучения и воспитания по дисциплинам обществоведческого и правоведческого цикла, но и в процессе внеурочной деятельности. Формирование правовой культуры осуществляется на всех этапах обучения человека, начиная с общеобразовательной школы.
Правовая культура сегодня рассматривается как интегративное качество личности, отражающее систему правовых знаний, ценностных ориентаций на право, правовой деятельной активности, и является составной частью общей культуры человека. Сложная структура этого качества предполагает для своего формирования целый комплекс мероприятий по воздействию на личность старшеклассника. Интерес к праву возрастает в старшем школьном возрасте, в ходе выработки системы ценностных ориентаций. Современное правовое образование в школе определяется изменением целей, возрастанием гуманитарной составляющей, содержанием социального, государственного и личностного заказов. Авторская модель формирования правовой грамотности и культуры старших школьников включала авторский элективный курс «Конституционное право Республики Казахстан». Реализация данного элективного курса проводилась на базе ГУ «Петровская средняя школа» в 10 классе. В ходе проведенного нами исследования были решены следующие задачи: раскрытие содержания понятий «правовая грамотность» и «правовая культура» учащихся и выявление сущности процесса их формирования; выявление особенности формирования правовой грамотности и культуры у старших школьников. Была разработана модель формирования правовой грамотности и культуры старших школьников, определены этапы её реализации. На основе определенных критериев оценки были выявлены уровни сформированности правовой грамотности у учащихся 10 класса. В заключительной части нашего исследования мы постарались выявить педагогические условия, способствующие эффективной реализации предложенной модели формирования правовой грамотности и культуры старших школьников. В последние годы происходят глубокие изменения во многих сферах жизни общества, трансформируются общественные отношения, пересматривается система ценностей и приоритетов. Человек, общество и государство нуждаются в гражданско-правовом образовании, оно необходимо, если мы и в самом деле хотим жить в правовом государстве. Если строить гражданское, правовое общество, то надо прежде всего начинать с детей.
Рекомендуемая литература:
Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности.; Отв. ред.: Лукашева Е.А. - М.: Наука, 1988. - 144 c.
Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. – СПб.:Речь, 2004. – 70с.
Кускова М.В. Формирование правовой культуры старшеклассников: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. / Кускова Марина Валентиновна. – М., 1999. – с. 189. – Библиогр.: 162 – 176.
Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. – 4-е изд., знач. доп. – М.: Юрайт-М., 2001. – 607 с. - ISBN 5-94227-099-6.
Митюнова, И.Г. Аксиологический подход к формированию правовой культуры старшеклассников: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Митюнова Инна Геннадьевна. – Великий Новгород, 2005. – с. 205. – Библиогр.: 148 – 164.
Момов В. Человек. Мораль. Воспитание (теоретико-методологические проблемы). М.: Прогресс, 1975. 126с.
Певцова, Е.А. Взаимодействие права и образования в процессе формирования правового сознания школьной молодежи / Е.А. Певцова // Право и образование. – 2004. - № 6. – С. 50 -70.
Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков.- М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. - 416 с.
Педагогический словарь. В 2 т. Т.2. // Под ред. Г.М. Воловникова, Л.И. Генсиоровская. – М.: Академия педагогических наук, 1960. – С.710 -713.
Подласый, И.П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений / И.П. Подласый. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 432 с.: ил. – ISBN 5-09-007344-
Правовое воспитание в школе. 9-11 классы: разработки организационно-деятельностных игр/авт.-сост.В.В.Гордеева.- Волгоград: Учитель,2007.- 207 с.
Правовая культура в России на рубеже столетий (Обзор Всероссийской научно-теоретической конференции)//Государство и право, №10, 2001.с.106-109.
Рассолова, Е.А. Системный подход к правовому воспитанию старшеклассников во внеучебной деятельности Текст. дисс. канд. пед. наук/ Е.А. Рассолова. М., 2007. - С.117.
Рыбаченко, А.А. Формирование правовой культуры старшеклассников профильных классов: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. / Рыбаченко Александр Алексеевич. – Брянск, 2006. – с. 144. – Библиогр.: 126 – 138.
Самыгин, П.С. Правовая культура молодежи в контексте модернизации правовой системы России / П.С. Самыгин // Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 4. – С. 208 – 216.
Тренихина С. Ю. Проблемы формирования правовой культуры старшеклассников / С. Ю. Тренихина // Известия Уральского государственного университета. – 2007. – № 51. – С. 239-243.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Элективный курс « Конституционное право в Казахстане» 10 класс
Пояснительная записка
Элективный курс «Конституционное право» является дополнительным, вспомогательным курсом по отношению к курсу «Основы права» 10 класса, дополняет и расширяет знания учащихся, носит практико-ориентировочный характер.
Цели курса:
- Формирование более глубокого представления о конституционном устройстве Республики Казахстан
- Выработка умения работать с юридическим законом
- Воспитание гражданского сознания
По завершению элективного курса учащиеся должны выработать следующие правовые компетенции:
1. Иметь представление:
1.1. Об основном законе – Конституции Республики Казахстан;
1.2. О системе государственной власти РК;
1.3. О системе конституционных прав и свобод в РК;
1.4. Об институте гражданства в РК;
1.5. О понятии избирательного права и процесса.
2. Знать:
2.1.Структуру Конституции РК;
2.2. Структуру и значение трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной ;
2.3. О работе органов государственной власти;
2.4. Как функционирует демократическое государство.
3. Уметь:
3.1.Анализировать ситуации, обобщать, делать выводы;
3.2. Применять полученные знания в конкретных ситуациях;
4. Приобрести опыт:
4.1.Работы со специальной справочной литературой;
4.2.Работы с нормативно-правовыми документами РК;
4.3.Коллективной работы в группах.
Задачи курса:
- Создание основы для глубокого изучения права в старшей школе
- Помочь ученику определиться с будущим профилем обучения в 10 классе
Курс рассчитан на 16 часов; материал элективного курса не повторяет базовый курс, а дополняет его.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
-Знать основы конституционного строя Республики Казахстан
- Знать принципы формирования и полномочия высших государственных органов Республики Казахстан
- Принципы приобретения и утраты гражданства РК
- Механизм действия избирательного права
- Уметь самостоятельно работать с юридическим документом
- Уметь анализировать правовые документы
- Выделять на основании законов основные его положения
- Аргументировать свой ответ, вести дискуссию.
Количество практических занятий 8 часов.
Программа элективного курса
№ занятия
Тематическое планирование
Форма занятия
1-2
Введение. Основной закон РК
Лекция, семинар
3-4
Структура Конституции РК
Лекция, семинар
5-6
Основы конституционного строя РК
Лекция, семинар
7-8
Система органов государственной власти РК
Лекция, семинар
Сенат – верхняя палата парламента РК
Мажилис – нижняя палата парламента РК
Президент РК
Правительство РК
Судебная власть в РК
Верховный Совет в РК
9-10
Система конституционных прав и свобод в РК
Лекция, семинар
11-12
Институт гражданства. Гражданство РК
Лекция, семинар
13-14
Избирательное право
Лекция, семинар
15-16
Избирательный процесс
Лекция, семинар
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рассолова, Е.А. Системный подход к правовому воспитанию старшеклассников во внеучебной деятельности Текст. дисс. канд. пед. наук/ Е.А. Рассолова. М., 2007. - С.117.
Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков.- М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. - 416 с.
Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности.; Отв. ред.: Лукашева Е.А. - М.: Наука, 1988. - 144 c.
Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности.; Отв. ред.: Лукашева Е.А. - М.: Наука, 1988. - 144 c.
Митюнова, И.Г. Аксиологический подход к формированию правовой культуры старшеклассников: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Митюнова Инна Геннадьевна. – Великий Новгород, 2005. – с. 205. – Библиогр.: 148 – 164.
Кускова М.В. Формирование правовой культуры старшеклассников: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. / Кускова Марина Валентиновна. – М., 1999. – с. 189. – Библиогр.: 162 – 176.
Самыгин, П.С. Правовая культура молодежи в контексте модернизации правовой системы России / П.С. Самыгин // Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 4. – С. 208 – 216.
Рыбаченко, А.А. Формирование правовой культуры старшеклассников профильных классов: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. / Рыбаченко Александр Алексеевич. – Брянск, 2006. – с. 144. – Библиогр.: 126 – 138.
13PAGE 15
13PAGE 14815
15