Портфолио ученика начальной школы как средство всестороннего личностного развития
воспитательное объединение «Школа - детский сад» «Солнышко»
с. Прудовое Кольчугинского сельского совета в
Республике Крым
Портфолио ученика начальной школы,
как средство мотивации всестороннего личностного развития.
Из опыта работы
классного руководителя 3 класса
УВО «Школа-детский сад» «Солнышко»
с. Прудовое Кольчугинского сельского совета в
Республике Крым
Кулак Натальи Александровны
(высшая категория)
с. Прудовое
2014г.
Портфолио ученика начальной школы,
как средство мотивации всестороннего личностного развития.
(Из опыта работы учителя начальных классов
Кулак Натальи Александровны)
Идея портфеля (папки портфолио) индивидуальных учебных достижений учащихся становится все более популярной.
Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл Портфолио – показать все, на что ты способен. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.
«Портфолио» в начальных классах прежде всего должно носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность.
Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:
создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации в различных областях школьной жизни;
развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
формирование установки на творческую деятельность и развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию;
приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.
Функции портфолио:
- Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени.
- Целеполагания - поддерживает учебные цели ученика.
- Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ.
- Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.
- Мотивационная - поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей.
- Рейтинговая - показывает диапазон навыков, умений.
Создание Портфолио – это совместная кропотливая работа детей и их родителей, под руководством учителя. К созданию его следует отнестись внимательно и серьезно. Для начала необходимо приобрести прочную вместительную папку. Заготовки для разделов порфолио должны быть чёрно-белыми, так как заполнение цветных листов портфолио лишает учащихся творческого саморазвития. Предлагаю к использованию в работе образец портфолио ученика начальных классов. (Приложение 1)
Портфолио обучающихся моего класса состоит из 7 разделов:
1 раздел: «Здравствуйте, это Я!» ознакомительный, в котором ребенок рассказывает о себе.
2 раздел: «Мои достижения» включает в себя накопление грамот, сертификатов, дипломов, похвальных листов.
3 раздел: «Мои проекты», вкладываются наиболее интересные проекты, выполненные обучающимися.
4 раздел «Моя учеба» посвящен школьным предметам и заполняется написанными контрольными и проверочными работами и тестами, докладами, также собираются таблицы, графики, показывающие динамику обучения письму, скорости чтения и навыкам счета, листы сформированности УУД.
5 раздел «Мое творчество» заполняется рисунками, поделками, фотографиями поделок.
6 раздел «Наши праздники и мероприятия» состоит из фотографий праздников и мероприятий (например, чаепития, экскурсий) и комментариев к ним: когда состоялся праздник и какое я принимал в нем участие.
7 раздел: «Отзывы и пожелания», отражается отношение обучающегося к участию в классных и общешкольных мероприятиях, пишутся отзывы и пожелания учителя, родителей и одноклассников.
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
В работе классного руководителя я решаю три основные задачи воспитательного процесса:
содействие развитию каждого ребенка;
организация эффективного функционирования классного коллектива;
формирование у школьников готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека.
С помощью портфолио ученика решаются задачи развития мышления и воображения, повышения уровня мотивации школьников в процессе их творческой деятельности, поиска одарённых детей и создания условий для их самореализации.
Успешность работы с портфолио зависит от грамотного поведения всех, кто принимает участие в формировании Портфолио.
Дети учатся замечать собственные успехи, и следовательно саморазвиваются и самореализуются. Школьники, которым трудно учиться, могут преуспевать в других видах деятельности, а, значит, повысить самооценку и успешно социализироваться в классном коллективе.
Родители, раскрывая талант ребенка, постепенно и целенаправленно могут помочь своим детям стать специалистами в той или иной области.
Классный руководитель поддерживает ситуацию успеха, оказывает педагогическую помощь конкретным детям.
Таким образом, совместная деятельность всех участников образовательного процесса определяет зону ближайшего развития каждого ребёнка.
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности.
Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии личностно-ориентированного обучения.
Уверена, что применение портфолио в начальной школе откроет новые горизонты в нелёгком деле воспитания подрастающего поколения.
Приложение 1
Учебно – воспитательное объединение «Школа - детский сад» «Солнышко» с. Прудовое Кольчугинского сельского совета в
Республике Крым
Портфолио составлено учителем начальных классов Кулак Н.А.
Республика Крым, 2014г.
Раздел № 1
1._______________________________________
2._______________________________________
3._______________________________________
4._______________________________________
5._______________________________________
6._______________________________________
7._______________________________________
Классный руководитель
_____________________________________________
Раздел № 2
Мои достижения
Раздел № 3
Мои
проекты
Раздел № 4
Моя
учёба
Раздел №5
Моё творчество
Раздел № 6
Наши праздники
и
мероприятия
Раздел № 7
Отзывы
и
пожелания
gђЗаголовок 115