Портфолио школьника как средство развития успешности ребёнка


Портфолио школьника как средство развития успешности ребёнка
В соответствии с требованиями ФГОС портфолио является современным педагогическим инструментом развития и системной оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в условиях обновления и совершенствования качества образования (слайд 1).
Основное предназначение портфолио-продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной (слайд 2).
Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определённый период его обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и т.п. (слайд 3).
Основной смысл учебного портфолио показать всё, на что ты способен. Наличие у ребёнка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, свои силы в самом начале пути (слайд 4).
Основные цели и задачи ведения портфолио Вы видите на слайде (слайд 5). Сама идея научить ребёнка обобщать свой опыт подытоживать знания, уметь презентовать себя-неплохо. Но, как всегда при использовании чего-то нового возникает множество вопросов. В какой форме должно быть представлено портфолио младшего школьника? С чего начинать внедрять данную технологию? и т. д. При составлении портфолио без помощи родителей не обойтись, то перед тем как внедрить технологию портфолио в практику своей работы, я проводила родительские собрания на тему «Портфолио ученика начальной школы». Цель данного собрания - способствовать формированию у родителей потребности в оказании помощи своему ребёнку в оформлении портфолио, которое помогает выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей детей (слайд 6). «Портфолио» прежде всего, должно носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент» с помощью которого формируется у школьников контрольно-оценочная самостоятельность (слайд 7).
Портфолио в отличие от традиционных контрольно-оценочных средств содержит более объективные данные, показывающие факты всесторонней деятельности учащихся: это участие в различных конкурсах, олимпиадах, спортивные достижения, участие в социальной практике и т. д (слайд 8).
Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика по 3 ступеням, которые вы видите на слайдах.
1 ступень (слайд 9).
2 ступень (слайд 10).

3 ступень (слайд 11).
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, раскрытию индивидуальных возможностей, развитию мотивации дальнейшего творческого роста . Поэтому, крайне важно усвоить для себя и пояснить ребёнку , что составление портфолио это не гонка за дипломами и грамотами , важен сам процесс учащегося в учебной деятельности , его творческой работе (слайд 12). Портфолио - это собственность ребёнка. В ней он выражает свои интересы, желания, мечты (слайд 13).
Роль классного руководителя. прежде всего в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ним различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению (слайд 14).
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован» (слайд 15).
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то своё, оригинальное (слайд 16). Основными разделами портфолио нашего класса стали (видите на слайде 17). Все эти разделы содержат следующую информацию. «Титульный лист» (слайд 18).
«Мой мир» (слайд 19). «Моё имя» (слайд 20). «Моя семья» (слайд 21).
Создание портфолио - долгосрочная программа. Таким образом , ответом на вопрос: «Нужен ли портфолио в школе, актуален ли он на начальной ступени?», однозначно будет «да». Ведь благодаря совместной работе ребёнка, семьи и педагога, происходит процесс осмысления своих достижений, формирования личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Главное правильно расставить акценты и пополнять портфолио именно теми материалами, которые действительно будут являться достижениями учащихся, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. По моему мнению, оценка портфолио должна выражаться в защите детьми своей работы и проводиться с определённой периодичностью, в течение всего процесса обучения (слайд22).
И в заключение, хочу всем пожелать творческих успехов. Умейте разглядеть в ребёнке его божий дар, помогите ему раскрыть свой талант и стать успешной и уверенной в себе личностью (слайд 23).