Портфолио как средство формирования УУД младшего школьника.
Портфолио как средство формирования УУД
Слайд 1
Слайд 2 - Начать выступление хочется с небольшого высказывания Адольфа Дистервега:
«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения
в готовом виде, можно притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно»
Особый интерес для практики работы образовательных учреждений представляют вопросы организации системы оценки. Как планируется проводить итоговую оценку? Из чего она складывается? Как принимается решение об успешном завершении начального этапа обучения и переводе выпускника на следующую ступень? Сохраняется ли без изменения традиционная 5- балльная шкала отметок?
В начальной школе в соответствии с Законом «Об образовании» государственная итоговая аттестация выпускников не предусматривается, поэтому прямое включение внешней оценки в итоговую оценку младших школьников исключается. В итоговой оценке выпускника необходимо выделять две составляющие: накопительные оценки, характеризующие динамику индивидуальных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов, и оценки за стандартизированные итоговые работы, характеризующие уровень присвоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний на момент окончания начальной школы. Таким образом, итоговая оценка в начальной школе в полном соответствии с Законом «Об образовании» является внутренней оценкой школы.
Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Слайд 3 - Что означает термин «портфолио»?
Портфолио – иностранное слово. В переводе с:
Фр. – «собрание листов»;
Ит. – «портфель, папка с документами»;
Анг.- «портфель для документов»;
Сам термин появился в 15-16 в.в в Зап.Европе – архитекторы представляли заказчикам рисунки, чертежи построенных ими зданий или наброски новых строительных проектов. Позднее этот прием стали использовать художники;
В 20в. портфолио стали использовать фотографы и фотомодели, или как резюме работника при приеме на работу;
В 1983-1985 г.г. впервые в системе образования портфолио использовали учителя в США. Идея оказалась плодотворной, и вскоре эта технология стала использоваться в школах Европы, Канады, Японии, а сначала 21 в. и в России появился «портфель достижений»
Слайд 4 - Портфолио выпускника – это конечный результат, к которому учитель и дети будут двигаться в течение четырех лет активной работы. За это время ученику придется неоднократно задавать себе вопрос: «Что я учу?» и параллельно отвечать на более важный вопрос: «Зачем я учу?», а учителю задумываться над тем, «Как он учит?», чтобы совместными усилиями улучшать результаты.
Слайд 5 – Основное назначение портфолио:
Портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Слайд 6 - Для чего нужно портфолио?
Портфолио в соответствии с требованиями ФГОС является системой, объединяющей возможности накопительной оценки и формирующего оценивания.
Предметом оценивания является не только предметные достижения, но личностные и метапредметные достижения обучающегося.
В современной системе образования портфолио понимают как:
сборник материалов - ребенок самостоятельно отбирает для демонстрации свои достижения, прогресс в учебе, увлечения. Это помогает поддерживать у школьников более высокую мотивацию. Достижения отбираются таким образом, чтобы они демонстрировали усилия и индивидуальный рост в различных областях: учёбе, творчестве, спорте;
новая система обратной связи – взаимодействие ученика и учителя, построенное на более полном понимании ребенком целей и задач своей деятельности, на вовлечение его в процессы самоанализа и самооценки;
процесс и мероприятия, построенные вокруг сбора материалов и формирования самого сборника.
Слайд 7 - Роль портфолио в системе оценки результатов.
Выделяют следующие требования для системы оценки портфолио:
1. Закреплять основные цели и направления оценочной деятельности. Учителю необходимо так организовать свою работу, чтобы учащимся стала понятна взаимосвязь следующих позиций (последовательность цепочки) - учебные цели – содержание учебных результатов – критерии оценки своей деятельности – процедура оценивания – обсуждение результатов оценивания - это система формирующего оценивания.
2. Ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся и формирование универсальных учебных действий (УУД). Должны использоваться разнообразные формы и методы, взаимодополняющие друг друга (письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, дневники наблюдений и т.д.)
3. Обеспечивать комплексный подход к оценке результатов, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов для освоения основной образовательной программы.
4. Осуществлять оценку динамики учебных достижений.
Слайд 8 - Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:
сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
Слайд 9- Подготовить портфолио, соответствующее новым стандартам, нам помогает пособие для учителей общеобразовательных учреждений «Портфолио обучающегося начальной школы» под редакцией Е.А. Андеевой.
В книге представлены материалы, которые помогут на протяжении четырёх лет ученику начальной школы оценивать свои достижения как в отношениях с одноклассниками, так и в учёбе. Оценка учебных достижений ученика построена на основе стандартов второго поколения.
Книга выходит в комплекте с папкой, предназначенной для сбора работ и результатов школьника. Возможна дополнительная комплектация портфолио книгой-вкладышем с иллюстративным материалом ля оформления титульных страниц разделов папки. Издание адресовано учителям начальных классов, ученикам и родителям.
Слайд 10
В портфолио учеников начальной школы, которое используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы.
I. Выборки детских работ – формальных и творческих (выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изученным предметам, а также в ходе факультативных занятий)
II.Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов.
III. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Портфолио должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфолио, критерии и, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника.
Слайд 11
В следующей таблице вы видите какие УУД на каких разделах и темах работают.
Слайд 12
Философия портфолио предполагает:
Смещение акцента с того, что ребёнок не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет;
Интеграцию количественной и качественной оценок;
Перенос педагогического ударения с оценки педагога на самооценку ребенка;
Основной смысл портфолио – «дать возможность каждому ученику показать все, на что он способен».