Конспект урока по русскому языку. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»
Тема: Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»
Цель: учить описывать картину.
Задачи урока:
Коррекционно – образовательные:
- учить составлять план и придерживаться его при составлении связного текста;
- учить «читать» картину, осмысливать ее содержание;
- совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова;
- формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения;
- учить соотносить художественный текст и художественные средства картины;
- познакомить с жизнью и творчеством А.А. Пластова.
Коррекционно – развивающие:
- способствовать развитию творческого воображения детей на основе восприятия художественных образов картин, используя прием «вхождения» в картину;
- развивать устную и письменную речь;
- развивать словесно-логическое и наглядно-образное мышление;
- обогащать словарный запас детей.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, музыке;
- воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование:
- портрет А.А. Пластова;
- репродукция картины «Первый снег»;
- музыкальный альбом П.И. Чайковского «Времена года» (зима);
- выставка рисунков детей;
- карточки с опорными словами (снег, земля, небо, дети, ворона, береза) по 6 штук на парту;
- карточки с концовкой сочинения (по 3 шт. на парту).
Ход урока.
I. Организационный момент. (Звучит музыка из альбома П.И. Чайковского «Зима»)
Учитель: Ребята, сейчас вы прослушали музыкальный отрывок великого композитора П.И. Чайковского « Времена года».
Как вы думаете, какое время года вы услышали в музыке?
Ученик: Зима.
Учитель: Правильно, это зима.
II. Сообщение темы урока (Обратить внимание на выставку рисунков)
Учитель: Сегодня мы с вами будем писать сочинение по картине Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».
III. Работа над новым материалом.
1. Беседа о художнике (на доске портрет А.А. Пластова)
Учитель: Ребята, посмотрите на портрет. Это А.А. Пластов, он родился в семье крестьянина-иконописца. В его семье, начиная с прадеда, все были живописцами. Поэтому будущий художник тоже стал рисовать с раннего детства.
Но отец в 1908 году заставляет его поступить в Симбирскую духовную семинарию, но рисование не оставляет. Художественное образование он получил в Москве, где в 1917 году закончил скульптурное отделение училища живописи.
А.А. Пластов вошел в историю отечественного искусства как создатель ярких бытовых произведений. Темы и сюжеты для своих картин он черпал в близкой ему жизни деревни, в жизни и труде русских крестьян. Работы художника отличаются живым, непосредственным видением мира. Природа и человек в его произведениях всегда даны неразрывно. И саму жизнь, природу художник передает не только от собственного лица, но и от лица его маленьких героев, через их чистое восприятие мира. Пластов вместе с детьми смотрит на все глазами первооткрывателя. Отсюда особое лирическое звучание его картин.
IV. Зрительная гимнастика.
Теперь подготовим наши глазки к работе. Для этого сделаем несколько упражнений.
Упражнения:
Посмотрите влево, вправо, вверх, вниз. (3-4 раза)
Сделайте круговые движения глазами. (3-4 раза)
Смотрите на кончик карандаша, на расстоянии 30 см от глаз, а затем смотрите вдаль. (3-4 раза)
Закройте глазки, погладьте их, а теперь откройте.
2. Подготовка к восприятию картины.
Учитель: Прочитайте на доске два слова: первый и последний. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый?
Ученик: Первый цветок, первая печаль, первое огорчение, первый снег и т.д.
Учитель: Каким вы представляете первый снег? (ответы детей)
Какие чувства он у вас вызывает? (ответы детей)
3. Сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях.
Учитель: Ребята, послушайте, как о первом снеге сказал К.Г. Паустовский:
«Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей».
- А вот отрывок из стихотворения И.А. Бунина «Первый снег»:
«Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло».
- Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского.
Ученик: Снег – как стеклянный дождь, зима – хозяйка.
Учитель: Каково отношение самого писателя к первому снегу?
Ученик: Он ему нравится.
Учитель: Как он это показал? (ответы детей)
- А ваше отношение к первому снегу? Что вы чувствуете, когда его видите? (ответы детей)
- А как говорит Бунин о том, что снег идет?
Ученик: «Снегом понесло».
Учитель: Как вы понимаете это выражение? Подберите синонимы, к слову понесло.
Ученик: Повалил, засыпал.
4. Рассматривание картины.
Учитель: Ребята, давайте рассмотрим картину «Первый снег». Художник её написал в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений А.А. Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.
5. Беседа по содержанию картины.
Учитель: Какое время года изобразил художник?
Ученик: Начало зимы.
Учитель: Почему вы догадались, что это именно начало зимы?
Ученик: Нет сугробов, местами еще видна голая земля.
Учитель: Какое время суток изображено? Как вы догадались?
Ученик: Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.
Учитель: Кого изобразил художник на переднем плане?
Ученик: Девочку лет десяти и мальчика лет семи. Это деревенские ребята.
Учитель: Опишите их внешний вид.
Ученик: Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.
Учитель: Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег?
Ученик: Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.
V. Физминутка.
Вечер зимний в небе синем (встать из-за стола)Звезды синие зажег (встать на носки, потянуться)Ветви сыплют синий иней (потряхивая руками, потихоньку сесть)На приснеженный снежок
6. Работа со словарем настроений.
Учитель: Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.
радость восторг волнение
удивление восхищение беспокойство
испуг грусть интерес
(карточки лежат на столе у уч-ся, дети их читают и думают, что взять)
Ученик: (дети показывают карточку и объясняют свой выбор)
Восторг, удивление, радость. Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему их удивляет первый снег?
Ученик: Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.
Учитель: Посмотрите еще на картину и скажите, что еще показывает художник на переднем плане?
Ученик: В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.
Учитель: Здесь еще один герой – ворона. А что она переживает?
Ученик: Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.
Учитель: Ребята, художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется?
Ученик: Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.
7. Выявление изобразительных средств картины.
Учитель: Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый?
Ученик: В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.
Учитель: А какой цвет здесь главный и почему?
Ученик: Главный цвет розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощущать красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.
Учитель: Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево?
Ученик: Береза – это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине – дети и их настроение.
Учитель: Подумайте, ребята, почему художник использовал вертикальный формат картины?
Ученик: Наверное, потому что снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок.
8. Речевая подготовка к сочинению.
Учитель: Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины (слова на доске).
Ученик:
снег дети
земля ворона
небо береза
Учитель: Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега.
Ученик: (предлагает, а учитель комментирует)
Снег
- как стеклянный дождь
- очень к лицу земле
- как чистые капли воды
- белая скатерть полей
- лебяжий пух земли
- робкий и тихий
- пушистый и мохнатый
- укрыл землю
- порошил
- щекотал лицо
-кружился, порхал, танцевал
- опускался большими хлопьями
(так же учащиеся подбирают характеристики ко всем остальным опорным словам)
Учитель: Ребята, попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.
- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина?
Ученик: Художник помог нам пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник.
Учитель: Да, наверное, нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы. Ребята, а как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске (у детей на партах тоже лежат карточки, с окончанием текста).
1. У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.
2. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега.
3. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.
9. Составление плана сочинения.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили и составим план нашего сочинения.
Ученик: предлагает вариант плана, а учитель уточняет.
Учитель: Зачитывает план, который получился в совместной работе.
План.
1. Первый день зимы.
2. Радость детей.
3. Цвет и настроение картины.
4. Мое отношение к картине.
10. Обсуждение плана сочинения.
Учитель: Что мы будем писать в первом пункте плана?
Как начнем?
Что изобразил художник на картине?
Какую роль играет цвет в картине?
Как художник сумел передать любовь к детям и к русской природе?
Какие мысли и чувства пробудила в вас эта картина?
11. Зрительная гимнастика.
1. И.п. сидя. Закрыть глаза и широко открыть глаза с интервалом в 30 сек. (56 раз подряд).2. И.п. сидя. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (34 раза).3. И.п. сидя. Вращение глазами по кругу по 23 сек. (34 раза).4. И.п. сидя. Быстрое моргание в течение 12 мин.5. И.п. стоя перед окном: смотреть вдаль 34 мин.
12.Речевая разминка.
Учитель: 1) Подберите синонимы к словам:
художник (живописец, мастер кисти);
создает (пишет);
картина (полотно, репродукция).
2) Название, каких цветов и оттенков можно употребить при описании картины?
Ученик: розовый, лиловый, бледно-голубой, голубовато-сероватый, серовато-розовый, светло-коричневый.
13. Самостоятельная работа учащихся по написанию сочинения.
(Во время самостоятельной работы учащихся учитель при необходимости оказывает индивидуальную помощь детям)
VI. Итог урока.
Учитель: Ребята, чему вы научились сегодня на уроке?
Ученик: Мы научились описывать картину А. Пластова «Первый снег».
Учитель: Давайте прочитаем некоторые из них (прослушать 2-3 человека).
Молодцы, я думаю, все с работой справились. На этом наш урок окончен.
13PAGE 15
13PAGE 14815
15