Конспект урока по русскому языку. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»

Тема: Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»
Цель: учить описывать картину.
Задачи урока:
Коррекционно – образовательные:
- учить составлять план и придерживаться его при составлении связного текста;
- учить «читать» картину, осмысливать ее содержание;
- совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова;
- формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения;
- учить соотносить художественный текст и художественные средства картины;
- познакомить с жизнью и творчеством А.А. Пластова.
Коррекционно – развивающие:
- способствовать развитию творческого воображения детей на основе восприятия художественных образов картин, используя прием «вхождения» в картину;
- развивать устную и письменную речь;
- развивать словесно-логическое и наглядно-образное мышление;
- обогащать словарный запас детей.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, музыке;
- воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование:
- портрет А.А. Пластова;
- репродукция картины «Первый снег»;
- музыкальный альбом П.И. Чайковского «Времена года» (зима);
- выставка рисунков детей;
- карточки с опорными словами (снег, земля, небо, дети, ворона, береза) по 6 штук на парту;
- карточки с концовкой сочинения (по 3 шт. на парту).







Ход урока.
I. Организационный момент. (Звучит музыка из альбома П.И. Чайковского «Зима»)
Учитель: Ребята, сейчас вы прослушали музыкальный отрывок великого композитора П.И. Чайковского « Времена года».
Как вы думаете, какое время года вы услышали в музыке?
Ученик: Зима.
Учитель: Правильно, это зима.
II. Сообщение темы урока (Обратить внимание на выставку рисунков)
Учитель: Сегодня мы с вами будем писать сочинение по картине Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».
III. Работа над новым материалом.
1. Беседа о художнике (на доске портрет А.А. Пластова)
Учитель: Ребята, посмотрите на портрет. Это А.А. Пластов, он родился в семье крестьянина-иконописца. В его семье, начиная с прадеда, все были живописцами. Поэтому будущий художник тоже стал рисовать с раннего детства.
Но отец в 1908 году заставляет его поступить в Симбирскую духовную семинарию, но рисование не оставляет. Художественное образование он получил в Москве, где в 1917 году закончил скульптурное отделение училища живописи.
А.А. Пластов вошел в историю отечественного искусства как создатель ярких бытовых произведений. Темы и сюжеты для своих картин он черпал в близкой ему жизни деревни, в жизни и труде русских крестьян. Работы художника отличаются живым, непосредственным видением мира. Природа и человек в его произведениях всегда даны неразрывно. И саму жизнь, природу художник передает не только от собственного лица, но и от лица его маленьких героев, через их чистое восприятие мира. Пластов вместе с детьми смотрит на все глазами первооткрывателя. Отсюда особое лирическое звучание его картин.
IV. Зрительная гимнастика.
Теперь подготовим наши глазки к работе. Для этого сделаем несколько упражнений.
Упражнения:
Посмотрите влево, вправо, вверх, вниз. (3-4 раза)
Сделайте круговые движения глазами. (3-4 раза)
Смотрите на кончик карандаша, на расстоянии 30 см от глаз, а затем смотрите вдаль. (3-4 раза)
Закройте глазки, погладьте их, а теперь откройте.

2. Подготовка к восприятию картины.
Учитель: Прочитайте на доске два слова: первый и последний. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый?
Ученик: Первый цветок, первая печаль, первое огорчение, первый снег и т.д.
Учитель: Каким вы представляете первый снег? (ответы детей)
Какие чувства он у вас вызывает? (ответы детей)
3. Сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях.
Учитель: Ребята, послушайте, как о первом снеге сказал К.Г. Паустовский:
«Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей».
- А вот отрывок из стихотворения И.А. Бунина «Первый снег»:
«Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло».
- Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского.
Ученик: Снег – как стеклянный дождь, зима – хозяйка.
Учитель: Каково отношение самого писателя к первому снегу?
Ученик: Он ему нравится.
Учитель: Как он это показал? (ответы детей)
- А ваше отношение к первому снегу? Что вы чувствуете, когда его видите? (ответы детей)
- А как говорит Бунин о том, что снег идет?
Ученик: «Снегом понесло».
Учитель: Как вы понимаете это выражение? Подберите синонимы, к слову понесло.
Ученик: Повалил, засыпал.
4. Рассматривание картины.
Учитель: Ребята, давайте рассмотрим картину «Первый снег». Художник её написал в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений А.А. Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.
5. Беседа по содержанию картины.
Учитель: Какое время года изобразил художник?
Ученик: Начало зимы.
Учитель: Почему вы догадались, что это именно начало зимы?
Ученик: Нет сугробов, местами еще видна голая земля.
Учитель: Какое время суток изображено? Как вы догадались?
Ученик: Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.
Учитель: Кого изобразил художник на переднем плане?
Ученик: Девочку лет десяти и мальчика лет семи. Это деревенские ребята.
Учитель: Опишите их внешний вид.
Ученик: Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.
Учитель: Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег?
Ученик: Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.
V. Физминутка.
Вечер зимний в небе синем (встать из-за стола) Звезды синие зажег (встать на носки, потянуться) Ветви сыплют синий иней (потряхивая руками, потихоньку сесть) На приснеженный снежок
6. Работа со словарем настроений.
Учитель: Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.
радость восторг волнение
удивление восхищение беспокойство
испуг грусть интерес
(карточки лежат на столе у уч-ся, дети их читают и думают, что взять)
Ученик: (дети показывают карточку и объясняют свой выбор)
Восторг, удивление, радость. Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему их удивляет первый снег?
Ученик: Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.
Учитель: Посмотрите еще на картину и скажите, что еще показывает художник на переднем плане?
Ученик: В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.
Учитель: Здесь еще один герой – ворона. А что она переживает?
Ученик: Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.
Учитель: Ребята, художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется?
Ученик: Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.
7. Выявление изобразительных средств картины.
Учитель: Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый?
Ученик: В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.
Учитель: А какой цвет здесь главный и почему?
Ученик: Главный цвет розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощущать красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.
Учитель: Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево?
Ученик: Береза – это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине – дети и их настроение.
Учитель: Подумайте, ребята, почему художник использовал вертикальный формат картины?
Ученик: Наверное, потому что снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок.
8. Речевая подготовка к сочинению.
Учитель: Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины (слова на доске).
Ученик:
снег дети
земля ворона
небо береза
Учитель: Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега.
Ученик: (предлагает, а учитель комментирует)
Снег
- как стеклянный дождь
- очень к лицу земле
- как чистые капли воды
- белая скатерть полей
- лебяжий пух земли
- робкий и тихий
- пушистый и мохнатый
- укрыл землю
- порошил
- щекотал лицо
-кружился, порхал, танцевал
- опускался большими хлопьями
(так же учащиеся подбирают характеристики ко всем остальным опорным словам)
Учитель: Ребята, попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.
- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина?
Ученик: Художник помог нам пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник.
Учитель: Да, наверное, нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы. Ребята, а как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске (у детей на партах тоже лежат карточки, с окончанием текста).
1. У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.
2. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега.
3. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.
9. Составление плана сочинения.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили и составим план нашего сочинения.
Ученик: предлагает вариант плана, а учитель уточняет.
Учитель: Зачитывает план, который получился в совместной работе.
План.
1. Первый день зимы.
2. Радость детей.
3. Цвет и настроение картины.
4. Мое отношение к картине.
10. Обсуждение плана сочинения.
Учитель: Что мы будем писать в первом пункте плана?
Как начнем?
Что изобразил художник на картине?
Какую роль играет цвет в картине?
Как художник сумел передать любовь к детям и к русской природе?
Какие мысли и чувства пробудила в вас эта картина?
11. Зрительная гимнастика.
1. И.п. сидя. Закрыть глаза и широко открыть глаза с интервалом в 30 сек. (56 раз подряд). 2. И.п. сидя. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (34 раза). 3. И.п. сидя. Вращение глазами по кругу по 23 сек. (34 раза). 4. И.п. сидя. Быстрое моргание в течение 12 мин. 5. И.п. стоя перед окном: смотреть вдаль 34 мин.

12.Речевая разминка.
Учитель: 1) Подберите синонимы к словам:
художник (живописец, мастер кисти);
создает (пишет);
картина (полотно, репродукция).
2) Название, каких цветов и оттенков можно употребить при описании картины?
Ученик: розовый, лиловый, бледно-голубой, голубовато-сероватый, серовато-розовый, светло-коричневый.
13. Самостоятельная работа учащихся по написанию сочинения.
(Во время самостоятельной работы учащихся учитель при необходимости оказывает индивидуальную помощь детям)
VI. Итог урока.
Учитель: Ребята, чему вы научились сегодня на уроке?
Ученик: Мы научились описывать картину А. Пластова «Первый снег».
Учитель: Давайте прочитаем некоторые из них (прослушать 2-3 человека).
Молодцы, я думаю, все с работой справились. На этом наш урок окончен.













13PAGE 15


13PAGE 14815




15