Конспект урока русского языка Сочинение по картине А.А. Пластова Первый снег


Конспект урока русского языка
Тема: Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег»
Тип урока: Развитие речи.
Цель: Формирование умений писать сочинение по картине
Задачи:
совершенствовать умение создавать текст-описание; отбирать нужные для описания слова; формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения; учить соотносить художественный текст и художественные средства картины.
познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова; учить “читать” картину, осмысливать ее содержание; привлечь внимание детей к красоте зимней природы; способствовать эмоциональному восприятию картины как произведение искусства;
развивать устную и письменную речь, память, обогащать словарный запас детей.
Оборудование: Интерактивная доска ActivInspire
Литература: материал о жизни и творчестве А.А.Пластова,
УМК: «Школа России» 3 класс
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Слайды флипчартаI Организация класса на работу
а) Приветствие
- Здравствуйте, дети!
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
К нам без опоздания
приходи ,старание.
Помоги нам потрудиться.
Мы пришли сюда учиться!
в) Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы с вами будем учиться писать сочинение.
- Что такое сочинение?
- Мы напишем сегодня сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег».
Сочинение по картине- это что тип текста?
- Текст нашего сочинения – описание.
- Что такое текст-описание?
Сколько можно нарисовать картин по тексту- описанию и на какой вопрос можно ответить? -Текст- описание.
Можно нарисовать одну картину и ответить на вопрос какая картина?

II Подготовка к восприятию картины а) Рассказ о художнике картины
Аркадий Александрович Пластов – русский художник, мастер пейзажа и портрета.
Он родился в 1893 году в д. Прислониха в простой деревенской семье. Его родители были простыми крестьянами, а дед был иконописцем. Видимо, именно от деда Аркадию Алексеевичу перешёл талант художника.
Приехав в Москву, осваивал живописное мастерство в художественном училище.
Особое место занимает А.А.Пластов среди русских художников: он показал в своих работах красоту русской природы и деревни, простых сельских людей-труженников. Большую часть своей жизни Художник жил в деревне, ему тоже приходилось растить хлеб, работать на сенокосе, общаясь с простыми деревенскими жителями. Но в тяжёлой деревенской жизни были и праздники, многие из которых художник изобразил на своих полотнах.

Давайте «прогуляемся» по нашей «картинной галерее»

           Всё творчество художника проникнуто подлинными, настоящими чувствами, носят правдивый и откровенный характер

б) Подготовка к восприятию картины
- Прочитайте на доске два слова: первый и последний.
- Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова?
-  С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? 
- Каким вы представляете первый снег? 
- Каким вы его видели? 
- Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский: “Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей”.
- Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского.
- Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к первому снегу? Что вы чувствуете, когда его видите?
- Первый звонок, первая радость, первый грач, первое огорчение, первый снег, первый цветок
-Радости , грусть, восхищение, восторг.
Эпитет (стеклянный дождь)
Олицетворение (Земля, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал и т.д.)III
Первичное восприятие картины
а) Рассматривание картины.
Художник написал эту картину в 1946 году.
Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.

IV
Анализ первичного восприятия картины
а) Эмоционально-оценочная беседа по содержанию картины.
- К какому жанру изобразительного искусства относится эта картина?
- Какое время года изобразил художник?
- Почему вы догадались, что это именно начало зимы?
- Какое время суток изображено?
Как вы догадались?
- Кого изобразил художник на переднем плане?
- Опишите их внешний вид.
- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей?

Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег?
Пейзаж.
- Начало зимы.
-Нет сугробов, местами еще видна голая земля.
- Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.
- Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу. Это деревенские ребята.
- Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.
-Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.
V
Языковая подготовка
а) Работа со словарем настроений.
- Посмотрите на экран, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.
- Почему их удивляет первый снег?
- Что еще показывает художник на переднем плане?
- Есть ли здесь есть еще один герой?
- А что она переживает?
- Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы.
- В чем это проявляется?
- Восторг, удивление, радость
- Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.
- Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.
- В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.
- Ворона.
-Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.
- Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле

б) Выявление изобразительных средств картины.
- Обратите внимание на фон картины.
- А какой цвет здесь главный и почему?
- Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево?
в) Речевая и лексическая подготовка
- Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега.
- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина?
- В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.
- Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев.
- Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.
- Береза - это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине - дети и их настроение.
- Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы
- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? –
- Выберите лучший вариант, из предложенных концовок на доске.

а) Составление плана
- Исходя из схемы текста-описания, сколько может быть в нашем сочинении частей?
План:
Первый день зимы.
Радостные дети.
Цвет и настроение картины.
Мое отношение к картине.

б) Орфографическая работа
- Ребята, какие слова требуют особого внимания при их записи? Давайте их обозначим, выделим орфограммы и составим словосочетания.
Зима – зимний (снежная зима);
Снег – много снег;
Радостные – радость (радостные дети);
Картина – словарное слово (цвет картины);
Робкий – робок (робкий человек);
Земле – земли (дальние земли);
Пушистый – ши пиши с –и (пушистый снег);
Стеклянный – стёкла (стеклянный шар);
Берёза - словарное слово (белая берёза)
Ворона - словарное слово (на ветке сидитг) Текстовая работа
- Что будет говориться в первой, второй, третье, четвёртой частях?
Раннее утро.. Дети проснулись и увидели, что за окном все белым-бело. Оказывается, ночью выпал первый снег. Он покрыл тонким слоем и дома, и заборы, и землю.
Радостные и счастливые дети выбежали на крыльцо. Мальчик надел валенки, шапку-ушанку, шубу и собрался погулять. Он давно с нетерпением ожидал прихода зимы. Девочка же выбежала в платье, успела накинуть на голову только платок. На ее лице радостная улыбка. Она подняла голову и долго любовалась пушистым и мохнатым снегом, устилающим землю. Береза, вчера еще голая и прозрачная, сейчас стояла пушистая и красивая. Ворона спокойно и важно шагает по снегу. Она ищет себе корм. Как красиво изменилась природа от первого снега!
Мне картина понравилась. Художник сумел передать радость детей, их настроение и впечатления. У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувства радости при виде первого снега. VI
Создание письменного высказыва -
нияа) Написание учащимися сочинения в черновике
б) Проверка написанногов) Запись сочинения в тетрадь
г) Самопроверка сочинений