Выступление на педсовете Исследование уровня развития ВПФ обучающихся начальной школы как инструмент индивидуально-личностного подхода в обучении.
Исследование уровня развития ВПФ обучающихся начальной школы как инструмент индивидуально-личностного подхода в обучении.
(Новые стандарты - новые возможности сотрудничества учителя и психолога)
Выступление учителя начальных классов
Дерябиной О.В.
28.11.2013
Общепризнано, что без компетентных психологов невозможно реализовать федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), который впервые разработан под ребенка, заточен на развитие его личности и подготовку к взрослой жизни.
Именно новый стандарт узаконил в качестве образовательных результатов те психические новообразования, те достижения в психическом развитии ребенка, которые формируются только под влиянием школьного обучения, создающего «зону ближайшего развития» (в точности по Л.Выготскому), которыми ребенок обязан исключительно «правильно построенным процессам обучения» (Л.Выготский). Имеются в виду, конечно же, личностные (самоопределение, смыслообразование, ценностная и морально-этическая ориентация) и метапредметные результаты обучения, такие как: управление собственной деятельностью, компетенции общения и учебного сотрудничества, оперирования информацией и выполнения логических операций.
Необходимость реализации ФГОС НОО создает уникальную ситуацию сотрудничества учителя и педагога-психолога начальной школы, границы которой заданы в их новых квалификационных характеристиках, а содержание наполняется теми задачами, которые необходимо решать совместными усилиями при реализации основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) учреждения.
Требованиями Стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования являются:
• обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ дошкольного образования и начального общего образования;
• формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;
• обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
Развитие личности ребенка, его способностей, интересов – процесс непрерывный. Для того чтобы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху, его нужно знать и понимать. Познание каждого школьника, его индивидуальности, потребностей, творческого потенциала - главное направление работы педагогов школы.
Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде.
Цель: содействие в создании условий для воспитания жизнеспособной личности, адаптированной к современной социально-экономической реальности, нацеленной на самообразование и самосовершенствование; раскрытие способностей личности младшего школьника.
Этапы осуществления:
Психолого-педагогическая поддержка первоклассников на этапе адаптации;
Изучение динамики психологического развития младшего школьника;
Диагностика готовности учащихся к переходу в основную школу по уровню сформированности когнитивной сферы и учебной мотивации.
Задачи мониторинга:
Создание психолого-педагогических условий для школьной адаптации первоклассников.
Изучение динамики развития обучающихся начальной школы.
Оказание помощи детям с особыми образовательными потребностями.
Оказание помощи детям, имеющим проблемы в обучении и развитии.
Построение вектора образовательного маршрута.
Диагностика готовности к переходу в среднюю школу.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 1-х классов.
Основная проблема первого года обучения – адаптация к школе. Поэтому большое внимание уделяется профилактике дезадаптации. В связи с этим введен курс психопрофилактических адаптационных занятий «Введение в школьную жизнь», направленных на профилактику школьной тревожности у учащихся, создание условий для успешной школьной адаптации с учетом наиболее вероятных, с точки зрения возраста, «факторов риска». Также проводится плановая диагностика психологической готовности и уровня адаптации первоклассников к образовательному процессу.
Данная диагностика представлена набором методик – диагностический комплект, который позволяет увидеть уровень развития высших психических функций (восприятия, мышления, памяти, речи). Результаты диагностики направлены на выявление и преодоление трудностей адаптации первоклассников.
Диагностический комплект состоит из 7 методик:
-методика «Лишний предмет» выявляет умение классифицировать, самостоятельно рассуждать, анализировать и находить закономерности
- методика «Лабиринт» диагностирует уровень развития мелкой моторики
- методика «Схема» направлена на диагностику наглядно- схематического и наглядно-образного мышления, показывает умение следовать по представленному плану, ориентируясь в пространстве
- задание «Запомни картинки» выявляет зрительную память
- методика «Рассказ ученика о школе» выявляет мотивационную направленность, осознанность специфического поведения школьника, умение понимать и применять схематические символы
- графический диктант выявляет уровень пространственного восприятия, умение внимательно слушать, действовать по правилам, удерживать в памяти инструкцию и следовать ей. Исследуется функция самоконтроля, умение работать в заданном темпе
- методика «Срисовывание фигуры» выявляет образное мышление, зрительное пространственное восприятие, развитие мелкой моторики. Умение ориентироваться в своей работе на образец. Выявление эмоционально-психологического состояния.
Результаты диагностики «Готовность к школьному обучению»
в 1-х классах
(сентябрь, февраль 2012-2013 уч.год)
По данным диагностики видно, что
высокий уровень психологической готовности к школе в сентябре и феврале показали 58% обучающихся. При обучении данным детям не требуется дополнительной помощи со стороны педагогов;
средний уровень в сентябре выявлен у 28% обучающихся. Эти дети принимают всю инструкцию или её часть, но не могут сохранить её до конца задания в полном объеме, логика и мелкая моторика развита средне. Такие школьники нуждаются в помощи учителей и родителей;
результат ниже среднего в начале учебного года показали 14% обучающихся. Они принимают лишь малую часть инструкции и почти сразу частично или полностью её теряют, не точно работают по образцу, имеют нарушения в пространственной ориентации. У этих школьников не достаточно развиты: логика, мелкая моторика и произвольное внимание. Данные дети нуждаются в индивидуальной помощи ряда специалистов: логопеда, дефектолога, психолога и учителя. Но повторная диагностика, проведенная через полгода, в феврале, показывает, что учащихся с низким уровнем не осталось. Это свидетельствует о том, что совместная работа учителей и психолога, направленная на построение индивидуального образовательного маршрута, принесла свои положительные результаты.
Плоды сотрудничества школьного психолога и учителя начальной школы
1) В помощь учителю начальных классов предоставляются результаты диагностики уровня развития высших психических функций каждого ребенка и рекомендации для индивидуальной работы с учащимися «группы риска».
2) Психологическое сопровождение процесса адаптации к школе помогает не только быстрее привыкнуть к условиям школьной жизни и настроиться на образовательный процесс, но и создать наиболее мягкие условия для реализации ООП НОО.
3) Систематическое сотрудничество психолога и учителя позволяет полностью разработать адекватную систему оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностные и метапредметные результаты), а также выработать систему их критериального оценивания.
4) Поддерживает психологическую готовность учителей начальных классов в реализации ФГОС НОО.
5) Обоюдная работа психолога и учителя начальных классов помогает наиболее полно затрагивать все сферы развития личности ребенка и позволяет минимизировать нагрузку по реализации ФГОС только на одного специалиста.
Великий русский педагог К.Д.Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» писал : «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»