«Младший школьный возраст как наиболее благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребёнка»
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 44 Муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области
Адрес: 140005, Россия, Московская область, г.Люберцы, ул. Калараш, д.3 Телефоны: +7 (495) 559-66-54, 559-66-49
Реферат на тему:
«Младший школьный возраст как наиболее благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребёнка»
Выполнила:
учитель начальных
классов
Латохина М.Н.
Люберцы
2016 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение – с. 3
Глава 1. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста.
1.1. Ценность младшего школьного возраста – с. 5
1.2. Характерные особенности личности младшего школьника – с. 8
Глава 2. Формирование личности младшего школьника.
2.1. Готовность ребёнка к школе – с. 10
2.2. Развитие самооценки у детей младшего школьного возраста – с. 11
2.3 Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте – с. 12
2.4. Потенциал личностного развития младшего школьника – с. 14
Заключение – с. 15
Список используемой литературы – с. 17
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, постоянно растущим интересом общества к процессу гуманизации образования как фундамента развития общества в новых условиях, личностно-ориентированной его направленности, с другой стороны, непрекращающимся поиском наиболее эффективной модели школьной психологической службы. Приоритетными становятся общечеловеческие ценности, жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности, раскрытие её индивидуальности. Школа становиться вариативной, гуманистической, лично ориентированной, развивающей. Эта тема является актуальной при введении стандартов нового поколения.
На первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения. В связи с этим из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая индивидуализацию образования учащихся с учётом интересов и склонностей к творческой деятельности. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов» [ 24 ,с. 14].
Особого внимания требует решение данных проблем в начальной школе. В концепции начального образования В. В. Давыдова [ 10 ] обосновано положение о том, что начальное звено – особый самостоятельный концентр в системе непрерывного образования, значение которого определяется не только преемственностью с другими звеньями образования, но и непроходящей ценностью для становления и развития личности ребёнка, развития его творческого потенциала.
Раскрытие связей развития психики ребёнка с его обучением и воспитанием – одни из важнейших вопросов психологии. Л. С. Выготский впервые обратил внимание педагогов на возможность решения задачи развития психических функций ребёнка в процесс обучения, ориентированного на развитие ребёнка как на непосредственную цель [6 ].
Именно развивающее обучение, меняя содержание и средства организации учебной деятельности, создаёт иную среду жизнедеятельности ребёнка, подлинную социальную ситуацию развития индивидуальности личности. Развивающие условия, способствующие удовлетворению базовых потребностей ребёнка: потребность в безопасности, признании, в развитии, формирует среду ценностных ориентаций, где главными являются ценности познания, личностного роста и развития.
Итак, цель учебного процесса в настоящее время не просто достижение определённого уровня знаний, умений, навыков, а что не менее важно – создание условий и собственно осуществление развития индивидуальности личности школьника.
Именно младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Он богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Высокая сенситивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребёнка.
Глава 1. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста.
1.1 Ценность младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст, как отмечает В. В. Давыдов, это особый период в жизни ребёнка, который выделился исторически сравнительно недавно. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного среднего образования. Этот возраст называется критическим периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. По словам Л. В. Выготского, этим кризисом открывает школьный возраст[ 5 ]. В период кризиса происходит существенное изменение всего психологического облика ребёнка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением. Происходят и существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере. По словам Дружинина В. Н., кризис семи лет является периодом рождения социального «Я» [12 ]. В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования-произвольного поведения.
Данный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, В. Т. Кудрявцева, А. К. Дусавицкого, Д. Б. Эльконина и др. Этот период жизни характеризуется активностью протекания всех процессов. Происходит интенсивное биологическое развитие детского организма, меняется психологический облик ребёнка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. В младшем школьном возрасте закладываются основы образовательных траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, развивается воображение и фантазия, творческое мышление, начинают складываться интересы и склонности, формируются потребности, лежащие в основе творческого отношения к действительности. Доминирующими становятся потребности в социальной активности и реализации себя в качестве субъекта общественных отношений[11].
Давно замечено, что ребёнок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребёнка.
Ребёнок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определённых ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребёнок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определённым правилам и законам. С формированием у младших школьников произвольного уровня познавательных психических процессов и произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как формирование «внутреннего плана» и рефлексии. Ребёнок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить своё поведение, спланировать его соответствующим образом.
Что же происходит с ребёнком, когда он приходит в школу? Происходит перестройка всей системы отношений ребёнка с действительностью. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребёнка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе [4 ]. В семилетнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживания, когда ребёнок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», то есть у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.
Начало обучения в школе ведёт к коренному изменению социальной ситуации развития ребёнка. Ребёнок становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми.
По мнению Дубровиной И. В. глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствует о широких возможностях развития ребёнка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребёнка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действия в этом мире [13, 14 ].
М. В. Гамезо отмечает, что младший школьный возраст является сенситивным для:
формирования мотивов учения , развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
развития продуктивных приёмов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
раскрытие индивидуальных особенностей и способностей;
развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим;
усвоение социальных норм, нравственного развития;
развитие навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов[8 ].
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включён и в другие виды деятельности( игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и прочее), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребёнка[22].
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения учиться, не научится дружить, не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем(за рамками сенситивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
1.2 Характерные особенности личности младших младшего школьника.
Доверчивость, исполнительность. Как правило, младшие школьники выполняют требования учителя беспрекословно, не вступая с ним в споры, доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя. Повышенная восприимчивость выражается в том, что младший школьник с готовностью и интересом воспринимает всё новое, ему хочется научиться писать, читать, считать. Повышенная реактивность проявляется на уроках в быстром поднимании руки, нетерпеливом выслушивании товарищей, стремлении отвечать самому. Направленность на внешний мир выражается в интересе к фактам, событиям. При возможности дети подбегают к тому, что их заинтересовало, стараются потрогать незнакомый предмет руками, с удовольствием рассказывают об увиденном ранее. Подражательность заключается в том, что ученики повторяют рассуждения учителя, товарищей. Такое внешнее копирование помогает ребёнку в усвоении материала, но в то же время может привести к поверхностному его восприятию. Направленность личности младшего школьника выражается в его потребностях и мотивах. У детей этого возраста сохраняется ряд потребностей, которые были характерны для дошкольника:
- потребность в игровой деятельности, но уже с другим содержанием;
- потребность в движениях;
- потребность во внешних впечатлениях.
Вместе с тем у младших школьников появляются и новые потребности:
- точно выполнять требования учителя;
- овладевать новыми знаниями, навыками, умениями;
- получать хорошие отметки, одобрение со стороны взрослых;
- быть лучшим учеником;
- выполнять общественную роль.
Личность ученика формируется в процессе учебной деятельности. Эффективность развития личности зависит от характера учебного процесса, от соответствия его закономерностям усвоения. Личность характеризует человека как хорошего или плохого, ответственного или безответственного члена общества[4,19 ].
Глава 2. Формирование личности младшего школьника.
2.1 Готовность ребёнка к школе.
Младший школьный возраст является наиболее интенсивным периодом формирования учебной деятельности.
Младший школьник – это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной. В этом качестве младший школьник характеризуется прежде всего готовностью к ней. Длительное время считалось, что критерием готовности ребёнка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что «готовность к школьному обучению заключается не только в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов»[ 7 , с.23 ]. В исследованиях Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина, Н.Г. Салминой, Н. И. Гуткиной описаны основные показатели готовности ребёнка к школе:
- сформированность его внутренней позиции;
- семиотической функции;
- произвольности;
- умение ориентироваться на систему правил.
Готовность к школьному обучению означает сформированность отношений к школе, учению, познанию как к радости открытия, вхождения в новый мир, мир взрослых. Это готовность к новым обязанностям, ответственности перед школой, учителем, классом. Ожидание нового, интерес к нему лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. Именно на интересе как эмоциональном переживании познавательной потребности базируется внутренняя мотивация учебной деятельности, когда познавательная потребность младшего школьника «встречается» с отвечающим этой потребности содержанием обучения.
Необходимые для школьника как субъекта учебной деятельности интеллектуальные, личностные, деятельностные качества формируются буквально с момента рождения.
От уровня их сформированности в значительной мере зависит вхождение ребёнка в школьную жизнь, его отношение к школе и успешность обучения, включаемость в учебную деятельность[2, 25, 21, 9 ].
2.2 Развитие самооценки у детей младшего школьного возраста.
Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.
Самооценка относится к центральным образованиям личности, её ядру, в значительной степени определяя социальную адаптацию личности, и является регулятором её поведения и деятельности. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Самооценка представляет собой всю совокупность оценочных характеристик черт личности человека и связанных с ними переживаний. Для взрослых младший школьный возраст – это всё ещё начало жизненного пути, отсутствие опыта, а следовательно, «невозможность адекватной самооценки». Ребёнок же хотя и соглашается со своим возрастным статусом, но он уже осознаёт в себе личность и настроен на то, чтобы с его знанием себя считались другие.
Куперсмит определяет самооценку как «отношение человека к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер. Это отношение проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убеждённость в своей ценности, значимости»[16 ].
Таким образом, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к своей личности.
У младших школьников встречаются все виды самооценок: адекватная, высокая адекватная, завышенная, неадекватная заниженная. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Устойчивая привычная самооценка накладывает отпечаток на все стороны жизни ребёнка.
2.3 Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
В начальной школе у младших школьников формируются основные элементы ведущей учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этот период происходит психологическая перестройка, «требующая от ребёнка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости»[13 ]. Младший школьник характеризуется доминированием внешней или, в терминах А. А. Люблинской, практической активности, причём сила этой активности достаточна велика[ 18 ].
Учебная деятельность, включающая овладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, радость учебного сотрудничества, принятие авторитета учителя, является ведущей в этот период развития человека.
Согласно А. Н. Леонтьеву[17 ], ведущей называется деятельность, которая не только занимает длительный период, но и в русле которой:
1) формируются другие, частые виды деятельности;
2) развивается интеллект как совокупность сенсорно – перцептивных, мнемологических и атенционных функций;
3) формируется сама личность субъекта деятельности.
Первой характерной чертой школьного обучения является то, что поступлением в школу ребёнок впервые в своей жизни начинает осуществлять общественно значимую общественно оцениваемую деятельность. Это ставит его в новую позицию по отношению ко всем окружающим. Через выполнение новой деятельности определяются все остальные отношения ребёнка с взрослыми и сверстниками, в семье, отношения к себе и самооценка. В этом заключается важнейшая воспитательная функция школьного обучения, функция формирования личности. Учебная деятельность осуществляется на протяжении всего школьного детства, однако, её функции на каждом этапе различны. Младший школьный возраст есть период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности.
Вторая существенная особенность систематического школьного обучения состоит в том, что оно требует обязательного выполнения ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено поведение ученика во время пребывания в школе. Подчинение правилам, с одной стороны, требует от ребёнка умение регулировать своё поведение и , с другой стороны, формирует более высокие формы произвольного управления поведением.
Третья особенность учебной деятельности младших школьников заключается в том, что с поступлением в школу начинается изучение науки в системе или логике самой науки. Переход к систематическому обучению, к усвоению научных знаний представляет собой настоящую революцию в представлении ребёнка об окружающей его действительности. Это новая позиция ребёнка в оценке вещей и изменений, происходящих в них.
Четвёртая особенность учебной деятельности младших школьников состоит в том, что ребёнку приходится радикально менять всю систему отношений воспитывающими его взрослыми. Система отношений из непосредственной становится опосредованной, то есть для общения учителя с учениками и учеников с учителем необходимы особые средства.
Важнейший элемент учебной деятельности – учебно - познавательные
мотивы. Их формирование – важнейшая задача начального обучения, и от того, насколько в начальных классах будут сформированы такие мотивы, во многом зависит успешность дальнейшего обучения.
2.4 Потенциал личностного развития младшего школьника.
По Л. С. Выготскому, с момента интенсивного развития мышления начинается интеллектуализация всех остальных функций, то есть ребёнок начинает осмысливать эти функции, разумно относиться к своей психической деятельности. Взаимосвязь этих функций в процессе обучения осуществляется за счёт основных новообразований младшего школьного возраста – мышления и произвольности владения данными функциями[ 7 ]. Важным компонентом системной организации образовательного пространства выступает развивающая среда, сама личность педагога. Педагог ориентирован на потенциальные возможности ученика, он играет роль помощника становления и развития личности ученика, уважает эту личность независимо от меры её приобщения к знанию, проявляет внимание к личностной инициативе ученика, к росту его личности[ 10 ]. Изменяется и позиция личности ученика, которая переориентируется с результата усвоения, с полученной оценки на активное взаимодействие с учителем и другими учениками, на собственное развитие и саморазвитие. Ребёнок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.
Самосознание ребёнка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями. Постепенно у учащихся появляется своя точка зрения на всё, охватывающее их. Оценочные представления младших школьников достаточно ситуативны, и критерии их оценок довольно относительны.
В этот период продолжает происходить насыщение мотивов поведения и деятельности новым социальным содержанием. Особое место начинают приобретать учебные мотивы и мотивы установления отношений со взрослыми и сверстниками по поводу учебной деятельности. Учебная деятельность со всеми её составляющими становится во главу угла в притязаниях ребёнка со взрослыми и сверстниками. Стремление к самоутверждению стимулирует ребёнка к нормативному поведению, к тому, чтобы взрослые подтвердили его достоинство[19 ].
Ребёнок развивается как личность в системе складывающихся отношений с самим собой реальным, воображаемым, а также в результате ориентации на экспектации взрослых.
Наличие психологических знаний о своих личностных особенностях и возможностях занимает важное место в формировании у школьников ценностного самоотношения, реализации личностных свойств в учебной деятельности.
Для раскрытия личностного потенциала ребёнку необходимо понимать и принимать свою личность, одобрять себя в своих действиях и принимать ответственность за них. Принимая и понимая себя, ребёнок остаётся самим собой, всё более раскрывая свою индивидуальность. Когда ребёнок осознаёт в себе проявление тех или иных личностных качеств, принимает их в себе и может их сознательно контролировать, он научается владеть самим собой. Когда ребёнок ценит себя как личность, когда одобряет в себе важные личностные качества, он усиливает тот образ Я, который способствует возникновению интернальных форм поведения, что соответственно повышает уровень самоинтереса. Открывая в себе новые, позитивные личностные качества, ребёнок вступает в качественно иные отношения с внутренним и внешним миром, научается ценить себя и то, что его окружает. Школьник создаёт образ себя не просто как ученика, а как личности, способной к самополаганию, к самоутверждению себя в учебном процессе[3,4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте он не почувствует радость познания, не приобретёт умения учится, не научится дружить, не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
В тоже время начальный возраст - это период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Подражательность многих действий и высказываний - очень важное условие умственного развития в эти годы. Повышенная впечатлительность, внушаемость младших школьников, направленность их умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают по-своему благоприятные условия для обогащения и развития психики. Каждое из отмеченных свойств выступает у младших школьников главным образом своей положительной стороной, и в этом неповторимое своеобразие данного возраста.
Следовательно, можно утверждать, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным и значительным периодом для развития личностного потенциала личности.[15, 23, 20].
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блонский П. П. Психология младшего школьника. – М., 1997. – 575с.
2 . Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка/ Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972. – с.28-56.
3. Бурменская Т. В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/ Т. В. Бурменская, Е. Г. Захарова, О. А. Карабанова. – М.: Академия, 2002.
4. Волков Б. С. Психология младшего школьника. Учебное пособие для вузов. 2005.
5. Выготский Л. С. Педагогика. Собрание сочинений./Л. С. Выготский. – М., 2002.
6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – Спб.:СОЮЗ, 1997.- с.224.
7. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры./ Л. С. Выготский. – М. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
8. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов./ М. В. Гамезо – М.: Педагогическое общество России, 2003.
9. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996. – с.12-17.
10. Давыдов В. В. Концепция учебной деятельности школьника./ В. В. Давыдов, А. К. Маркова// Вопросы психологии. – 1981. – 13-27.
11. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения./ В. В. Давыдов. – М.,2009.
12. Дружинин В. Н. Психология общих способностей./ В. Н. Дружинин. – Спб.: Питер, 2004.
13. Дубровина И. В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия./ И. В. Дубровина. – М: Академия, 2006.
14. Дубровина И. В. Психология./ И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. – 3-е изд., стереотипное, - М: изд. Академия, 2004.
15. Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения. – М.. 1997. – с.6-16.
16. Coopersmith S. The antecedents of Self – Elsteem. San – Francisco: Freeman, 1967.
17. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – Т.1. – М., 1983. – с.45-67.
18. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. М.,1977. – с.56-57.
19. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество – 5 изд., стереотип./ В. С. Мухина – М: Издательский центр Академия, 2000.
20. Мир детства: Младший школьник/ Под ред. А. Г. Хрипковой. – М., 1981.с.45-100.
21. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. – М., 1988. – с.67-88.
22. Семаго Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст./ Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – Спб: Речь, 2005.
23. Становление личности в условиях развивающей среды инновационной школы: коллективная монография; под ред. Н. М. Швалевой, Д. В. Тырсикова. Пятигорск: Издательство ПГЛУ, 2006.
24. Стоун Э. Психопедагогика. – М: Педагогика, 1984. – с.471
25. Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М: Центр «Педагогический поиск», 2001.- с.14.
26. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды./ Д. Б. Эльконин. – М., 2010.