Внеклассное мероприятие по экологии Храните чудо из чудес — леса, озера, синь небес
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старокиреметская основная общеобразовательная школа»
Аксубаевского муниципального района
Республики Татарстан
«Эко-урок»
(внеклассное мероприятие)
«Храните чудо из чудес- леса, озёра, синь небес»
3-4 классы
Учителя начальных классов:
Маланчева Алия Ибрагимовна,
Парфёнова Светлана Васильевна
2013 год
Внеклассное мероприятие по экологии
Тема: «Храните чудо из чудес-леса, озера, синь небес»
Задача:- более глубокое усвоение знаний об охране природы, систематизация умений и навыков.
Цели:
Образовательная:
-формировать основы экологической культуры;
Развивающая:
- развивать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, делать выводы.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к окружающей среде, бережное отношение к растительному и животному миру.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Вид урока: комбинированный.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, магнитофон, кассета с записью голосов птиц, цветик-семицветик с заданиями, рисунки детей.
Литература:
Районная газета «Сельская новь», №21-22
М.А.Фисенко. Классные часы, 3 класс, 2005 г.
Ход урока:
1. Ребята, сегодня утром я обнаружила телеграмму. Сейчас я вам его зачитаю.
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Пусть на солнечной опушке
Раздаётся звонкий смех.
Приглашаю к себе всех.
- А в конце приглашения подпись:
Я – весёлый медвежонок,
Неуклюжий и смешной.
Скоро я засну в берлоге,
Приходите побыстрей. (слайд 2)
- Ну что, ребята, примем приглашение? Отправляемся в путь.
2. - Вот мы и в лесу.
(слайд 3)
- Но лес – это не только деревья, трава. Здесь не хватает других растений. Каких? (кустарников, цветов, ягод, грибов) (слайд 4)
- Да, растений в лесу очень много. И нет ни одного бесполезного. Какую они пользу приносят?
(выделяют кислород, являются домом и пищей для животных, людей, древесина для мебели, для лекарств, в парфюмерии)
- Но многие растения стали редкими. Почему?
(их рвут, вытаптывают, вырубают леса для строительства – а растения погибают.)
- Такие растения занесены в Красную книгу.
(слайд 5)
- Для чего нужна Красная книга?
(Она нас информирует, какие растения в опасности, в беде)
- Вот некоторые растения из этой книги. Они растут у нас, в Республике Татарстан.
(слайд 6)
- Почему Красная книга, а не «синяя»?
(Красный цвет – сигнал опасности. Стоп –не губите растения)
- Поэтому будем относиться ко всем растениям бережно.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
- Выращивайте цветы для букетов сами, на даче, на клумбе. А можно взять и такой цветик- семицветик. Он непростой. Здесь спрятаны для вас хитрые вопросы.
- Какие цветы боятся дождя? (бумажные)
- Какое растение идёт на изготовление ткани? (лён)
- Назвать раннецветущее растение, занесённое в Красную книгу. (подснежник)
- Назвать растение, которое используют для лечения простуды. (липа, малина)
- Какую траву любят кошки? И сердце лечат этим растением. (валериана)
- Название какого растения говорит, где оно живёт? (подорожник)
- Как поступишь, если встретишь в лесу красиво цветущее растение? (сфотографирую, зарисую, постою полюбуюсь)
3 . - Цветы нужны не только нам. Кому ещё?
(насекомым, они собирают нектар)
- Лес без насекомых и представить нельзя.
(слайд 7)
Некоторые виды насекомых, несмотря на самую многочисленную группу животного мира, тоже исчезают. Почему?
(Вырубают леса, где они живут. Ради забавы ловят бабочек.)- Запомните самые простые правила: не ловите бабочек, стрекоз, божьих коровок, не разоряйте муравейники, не обрывайте паутину, не убивайте пауков.
4. – Каких животных ещё не хватает? (зверей)
(слайд 8)
- Все звери тоже требуют к себе бережного отношения. А люди к ним отно-сятся по-разному. Послушайте небольшой экологический рассказ и скажите, а вы как бы поступили на месте ребят.
Паразит (отрывок)
После обеда Коля пришёл на мостки, к которым лодки причаливают. На этих мостках мальчишка и две девчонки во что-то играли. Смотрели в воду и хохотали. Впрочем, хохотал только мальчишка. Девчонки, похоже, всхли-пывали, и глаза у них были невеселые.
- …А что вы делаете?- спросил Коля.
-Ершиный бой, подводный, - ответил ему Ленька (мальчик, который был на мостках). – Веселье. Смехота!
-Ершиный бой, - повторили за ним девчонки и снова не то засмеялись, не то всхлипнули, не то икнули и посмотрели на Леньку пугливо.
-Хочешь, покажем? Смотри!- Лёнька наклонился с мостков. Коля тоже за ним наклонился. Стал глядеть. В этом месте была тень. В неглубокой воде у песчаного дна крутились ерши. Их было несколько. Они плавали медленно. Натыкались друг на друга. Расплывались и снова сталкивались. Некоторые ерши на боку плавали, едва шевелили хвостами. Некоторые стояли вверх брюхом.
Коля пригляделся внимательнее, к самой воде лицо приблизил. И сам себе не поверил- у каждого ерша глаза были насквозь проткнуты спичкой.
-Они же слепые,- прошептал Коля.
-Ага,- сказал Лёнька. – Я им спичками глаза проткнул.
- Зачем?- спросил Коля.
- А для смеху. Миноноски. Подлодки. Бей! Бомбежка! Стыкайся! Торпеды!-
заорал Ленька и ударил кулаком по доске.
-Они ведь подохнут.
-А-ааа…-Лёнька плюнул.- Живучие, твари. Второй день крутятся. У меня от смеха живот болит.
Девчонки всхлипнули. Теперь Коля отчётливо расслышал, что они всхлип-нули. Коля повернулся к Лёньке и сказал:
- Живодёр ты. Паразит. Вот ты кто. (Р.Погодин)
Вопросы к тексту:
1.За что Коля так грубо обозвал Лёньку?
2.Как ты думаешь, заслужил ли Лёнька такие слова?
3.Как бы ты себя вёл, окажись ты рядом с Лёнькой на мостках?
Наша задача – хранить природу, жизнь, не убивать, не мучить никого. Люди сами выбирают, как им жить. Действия наши могут быть созидательными, а могут стать и разрушительными, можно учиться строить, а можно научиться ломать. Надо стараться сохранять мир и жизнь вокруг нас. Это наша первая задача.
5. – Теперь все жители леса на месте? (нет птиц)
(слайд 9)
- Какую пользу приносят птицы?
(Поедают вредных насекомых, мышей, спасая урожай на полях)
- Птицам тоже достаётся от людей, которые не знают простых правил. А вы знаете?
(Не ловить здоровых птиц, не уносить их домой, не разорять птичьих гнёзд, не брать птенцов из гнезда, подкармливать, делать кормушки)
6. – Ну, а теперь это – настоящий лес? Мне кажется, чего-то всё-таки не хватает. Закройте глаза. Почему нет ощущения, что вы в лесу?
(не слышим звуков леса)
- Закройте глазки, посидите, отдохните.
(Звучат голоса птиц)
6. – Теперь уж точно, как будто прогулялись по самому настоящему лесу. Ещё я вам совет хочу дать:
Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладать с собой,
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет, как рукой.
- Лес – наш зелёный друг. Он и воздух очищает, и является кладовой – отдаёт человеку свои дары: грибы, ягоды, орехи. Про лес народ сочинил даже пословицы и поговорки. У вас на партах листочки с пословицами. Но пословицы рассыпались. Найдите и соедините линией части пословиц.
Растение – земли украшение.
Рощи да леса – всему свету краса.
Лес не школа, а всех учит.
По лесу ходи, под ноги гляди.
7.– Мы, ребята, в лес пришли, мы его гости. А как гости должны себя вести?
Игра «День-ночь». Я называю правило поведения в природе. Вы – если согласны –глазки открываете, это будет «день», если не согласны-закрываете руками лицо, это будет «ночь».
(Ломать ветки деревьев, убирать мусор, рвать букеты цветов, ловить птенцов, подкармливать птиц, ловить лягушек, разрушать муравейники, ловить стрекоз, сажать деревья, делать кормушки, громко кричать, шуметь в лесу, незнакомые грибы сбивать палкой.) 8. Правила поведения в лесу (Слайд 10)
9. – Природа нуждается в защите. Об этом сейчас думает всё население планеты.
Этот 2013 год в Республике Татарстан объявлен Годом экологической культуры и охраны окружающей среды.
135 новеньких беседок появятся на лесных опушках вдоль федеральных и республиканских трасс в апреле этого года. Чтобы усталые путники могли остановиться и отдохнуть на лоне природы в комфортных условиях. Строить
беседки будут работники лесничеств – по своим проектам и собственными руками. (Слайды 11, 12, 13)
Вместе с тем в лесничестве с огорчением отметили, что люди не ценят кра-
соту, которая для них создается. Каждое место отдыха оборудовано контей-нером для мусора, однако редкий гость утруждает себя тем, чтобы выбросить туда отходы: оставляет их на земле…
Но защита и охрана окружающей среды -это дело не только взрослых. Школьники тоже могут внести свой вклад. Что можете сделать вы? У вас было задание: подумать об этом дома, а сегодня рассказать.
10. Защита рисунков «Мы – защитники природы»
11. Итог урока.
- Подходит к концу наш классный час. А вот и медвежонок, который нас в гости пригласил. (Слайд 14) .Спасибо, медвежонок, за приглашение, за то, что показал нам такой удивительный мир.
-А вам спасибо, за красивые ваши рисунки, за то, что много знаете об окружающей природе, за бережное отношение к ней.
Хочется обратиться к вам с такими словами:
Люби природу! Изучай!
Приумножай! Оберегай!
Ведь нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению, паучок – терпению,
Пчёлы в поле и в саду обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте
Солнце учит доброте.
У природы круглый год обучаться нужно,
Ну, а весь лесной народ учит крепкой дружбе.
- Спасибо, медвежонок, мы постараемся.
Успех ребенка в руках родителей
Ребенок, который с радостью ходит в школу, без напоминаний садится за домашнее задание, активен на уроках, с интересом учится, - мечта всех родителей. Но, как известно, если в начальные классы почти все дети идут охотно, то в средней школе желание учиться у большинства пропадает.Каковы же причины падения интереса к учебе и что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку избежать разочарования в учебном процессе?
МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ
Учащихся вторых классов попросили ответить на вопрос: "Какие уроки вам нравятся, а какие нет и почему?" Ребята перечислили самые разные школьные предметы, любимые и нелюбимые.Вот как школьники объясняли свое отношение:
Причины, по которым уроки нравятся Причины, по которым уроки не нравятся
"Мне интересно""Хочу быть умным, грамотным""Хочу много знать""Я люблю учителей, которые ведут эти уроки""Когда что-то получается на этом уроке - появляется радость" "Скучно""Ставят плохие оценки""Устаю""Ничего не получается""Не нравится учительница, которая ведет этот урок"
Это мини-исследование показывает, что главными побудительными силами в процессе учебы для ребенка являются интерес к изучаемому, собственные успехи на уроке и хорошие отношения с учителем.
ОБ УСПЕХАХ
В психологии есть понятие "выученный неуспех".Так называют состояние, когда человек заранее считает, что у него ничего не получится и поэтому даже не пробует решить трудную задачу, не начинает учиться чему-то новому. У окружающих создается впечатление, что ребенок ленится, раз не хочет даже попытаться. Однако именно взрослые, и в первую очередь родители, виноваты в том, что у ребенка опустились руки и он перестал верить в собственные силы. Ведь все его достижения обесцениваются завышенными требованиями со стороны родителей.Родители, слишком много ожидающие от своего чада, беседу с психологом начинают со слов: "В нашей семье все хорошо учились, окончили школу с золотой медалью, имеют красный диплом. Всегда были отличниками" и т.д. Им искренне непонятно, как это можно учиться на четверки, а уж тройки воспринимаются как свидетельство лени или полного отсутствия способностей у ребенка. Некоторые родители, хотя и считают своих детей способными, чаще обращают внимание на ошибки и неудачи ребенка, чем на его успехи, надеясь тем самым побудить его стараться еще больше. Однако постоянное подчеркивание недостатков приносит огромный вред - школьник приходит к выводу, что, несмотря на все свои старания, он неспособен оправдать ожидания родителей. Ребенок перестает верить в свои силы, теряет интерес к любой интеллектуальной или творческой деятельности.Бывает, что родители специально занижают достижения весьма способных детей, чтобы те не загордились. Из-за этого ребенок не получает удовольствия от своих успехов, он постоянно стремится добиться большего, чтобы наконец-то заслужить поощрение родных.Даже став взрослыми и самостоятельными, такие люди все время стремятся кому-то доказать свою компетентность и значимость.
Что делать?
Избегать разговоров на тему, что все в семье были отличниками и что единственная приемлемая отметка - это пятерка. Необходимо показывать ребенку, что вы рады его даже небольшим, с вашей точки зрения, успехам.Нельзя сообщать ребенку, что вы поставили на нем крест, если он не оправдал ваших ожиданий, например, в области математики. Возможно, его призвание - гуманитарные науки?Не следует запугивать детей необходимостью учиться, чтобы не стать бомжом, дворником и т.п. В подростковом возрасте подобные нотации часто приводят к противоположному результату - ребенок, отчаявшийся чего-то добиться или соответствовать представлениям взрослых, потерявший интерес к учебному процессу, начинает демонстративно заявлять, что он и мечтает стать дворником, чтобы его все оставили в покое.Так, однажды тринадцатилетний мальчик на вопрос, кем он хочет быть, ответил, что, как только закончит школу, станет солдатом. Родные все время грозили ему, что если он так будет учиться, то ничего путного из него не выйдет, ругали, считали неудачником. Подросток решил стать солдатом, потому что там не надо ни к чему стремиться, да и все равно он ничего не умеет делать. К тому же так он сможет избавиться от постоянных обвинений и нотаций со стороны близких. Не обесценивайте достижений ребенка, оценивая его работу. Например, не следует говорить: "Это еще хорошо, что тебе учительница "четверку" поставила. Я бы за такое сочинение выше "тройки" не поставил".
ОБ ИНТЕРЕСЕ
Многие родители переживают, что их дети не очень интересуются учебой, работают "из-под палки", ленятся. Нередко можно услышать от взрослых, что ребенок равнодушен не только к учебе, он вообще ничем не интересуется. И тогда в беседе с психологом звучат примерно такие слова: "Да ему же ничего не интересно! Чего мы ему только ни предлагали - он ничего не хочет делать! Что же с ним будет дальше?" В ответ на это хочется не менее эмоционально возразить: "Не может быть, чтобы ребенка совсем ничего не интересовало!" Родителям следует задуматься: не предлагают ли они ребенку то, что интересует их самих, но не его? Возможно, в его отказе от предложенных занятий выражается стремление проявить самостоятельность? Или ребенку не удается добиться успеха в предлагаемых видах деятельности, потому что у него нет к ним склонности, а вы предъявляете слишком высокие требования, и он боится их не оправдать? Мальчик к восьмому классу совершенно перестал интересоваться учебой, хотя в начальной школе был одним из самых способных и любимых учеников у всех учителей. В средней школе он постепенно скатился на тройки, часто не делал домашние задания, конфликтовал с учителями. Сразу после разговора "по душам" с классным руководителем он брался за ум, быстро наверстывал упущенное, добивался успеха, но через некоторое время опять срывался. Выяснилось: родители объясняли ему, что он должен учить математику и иностранный язык, чтобы поступить в престижный вуз, стать юристом или экономистом, хорошо зарабатывать и уехать на работу за границу. Но мальчика интересовали гуманитарные науки, он успешно играл в театральной студии, ходил на занятия по лепке и с первого класса мечтал серьезно заняться футболом. Беседуя с психологом о своем профессиональном будущем, он так и говорил: "Надо поступать в математический класс", и в его голосе слышались тоска и обреченность. Но как же менялся его тон, когда он рассказывал о своих успехах в лепке, театре или футболе! Однако он отказывался рассматривать какое-либо из этих увлечений в качестве своей будущей профессии, задаваясь "взрослыми" вопросами: "Кем я буду работать? Сколько буду получать?" Естественно, родители не принимали его увлечения всерьез. Противоречие между склонностями мальчика и внушенной ему установкой на "правильное образование"! вызывало у него душевный дискомфорт, и это напряжение выливалось в конфликты с учителями и одноклассниками, нежелание учиться. Отсутствие интереса к учебе, то есть скука, закономерно приводит к появлению лени - универсального защитника от бесполезной (по мнению ребенка) деятельности. В подростковом возрасте эта проблема становится наиболее актуальной, так как основные интересы из познавательной сферы перемещаются в сферу общения. И тогда учеба превращается в надоевшую и скучную повинность. Дети не понимают, зачем им может понадобиться большинство школьных предметов, а хорошо учиться и быть "любимчиком" у учителей означает потерять престиж в глазах сверстников. Родители не могут заставить подростков не только сесть за уроки, но и выполнять элементарные обязанности по дому - мыть за собой посуду, ходить в магазин или работать на садовом участке. Все это кажется им тоскливым, однообразным и отрывает от возможности провести время по своему усмотрению.
Что делать? Понаблюдайте за ребенком (это касается детей младшего школьного возраста): во что он охотно играет, как любит проводить свободное время, о чем говорит с интересом. Выяснив, какая область знаний больше всего привлекает вашего ребенка, помогите ему применить этот интерес на практике. Можно договориться с учителем, чтобы он дал задание школьнику подготовить доклад или сделать газету по интересующей его теме. Ребенок поверит в свои силы и захочет развиваться дальше, если почувствует себя компетентным. Неоспоримый факт: интересно то, что получается, а лучше всего получается то, что интересно. Узнайте у школьника, что именно он изучает в данный момент по тому или иному предмету. Расспрашивайте, признавайтесь, что вы чего-то не знаете или плохо помните. Пусть объяснит вам. Некоторые дети будут отмахиваться от таких вопросов и говорить, что не помнят или не хотят обсуждать. Настаивать не стоит. Можно спровоцировать обсуждение каких-то учебных тем общим просмотром фильма о животных или спектакля, можно "подсунуть" ребенку учебник по занимательной физике или химии.Приучайте ребенка поддерживать тонус, то есть рабочее состояние организма. Лень принимает наиболее катастрофический характер в тех случаях, когда человек устает физически или душевно. Каждый выходной должен быть наполнен действительно отдыхом, а не ударным трудом на даче или ремонтом. В любом трудном и скучном деле научите ребенка находить приятное или делать перерывы, чтобы, например, выпить стакан сока, поиграть с собакой, почитать любимую книжку. Отмените ночные бдения перед телевизором или за компьютером (это правило, как и все остальные, должно быть общим для всей семьи). Обсудите с детьми, как пересекаются разные области знаний. Например, как знания по географии могут пригодиться на уроках истории и литературы. Не упрекайте ребенка в том, что он ничего не делает, "а вот вы в его годы...". Такие разговоры способны вызвать только реакцию протеста, а не побудить срочно чем-то заняться или заинтересоваться. Подросток в лучшем случае усмехнется про себя и подумает: "Ну и чего вы добились?" Кстати говоря, в "ваши" годы возможности и требования были совсем другими, мир изменился и продолжает меняться. Спросите у ребенка, что такое, с его точки зрения, "сила воли" и есть ли она у него? Может ли он заставить себя выполнять не очень интересное задание? Умеет ли усилием воли сосредоточиться на уроке или даже не пытается? Объясните школьнику, что надо развивать не абстрактную силу воли, а совершенно конкретную, относящуюся к какому-либо намерению - получить "отлично" на экзамене по математике, выучить английский язык и т.п.Вместе с ребенком создайте план: какие именно шаги следует предпринять. Помогите не отступать от намеченного.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ
Нередко ребенок не может добиться успехов из-за плохих отношений с учителем. Первоклассник в этом случае обижается и жалуется родным: "Мария Ивановна ни разу не похвалила меня перед всем классом", а подросток перестает готовить уроки, начинает прогуливать. Одна десятиклассница прогуливала уроки физики, объясняя свою нелюбовь к предмету тем, что учительница, которая учит их уже второй год, ни разу не обратилась к ней по имени (хотя других учащихся называла по именам). Отношение к предмету, который давался девочке с трудом, кардинально изменилось после того, как учительница стала обращаться к ней по имени. Взрослым важно учесть, что сложности во взаимоотношениях с учителями могут возникнуть как по вине учителя, так и по вине самого ученика. Родители часто говорят о том, что учитель придирается или недолюбливает их ребенка, не задумываясь о том, что, возможно, школьник не выполняет элементарных требований учителя, игнорирует общие для всех правила поведения на уроке и т.п.
Что делать?
Надо попытаться понять, в чем причины нелюбви ребенка к данному предмету. Школьник, так или иначе, даст понять, что у него не складываются отношения с учителем. Можно и расспросить об этом, но не напрямую, а просто поинтересоваться, кто и как преподает тот или иной предмет. Родители могут прийти за советом к самому учителю. Нельзя начинать разговор с обвинений и вопросов типа: "Почему вы травите моего ребенка?" Спросите, какие у педагога есть претензии к школьнику. Учитель может плохо относиться к ученику, постоянно не готовому к уроку. Проследите, чтобы у ребенка было все необходимое для данного урока. Если учитель увидит, что его предмет считают важным, стараются, то изменит свое мнение об ученике.Взрослые не должны делить школьные предметы на важные и не важные, так как и ребенок начнет так считать. Из-за этого у него могут испортиться отношения с педагогами.В сложной ситуации следует обратиться за помощью к психологу.
ОБЩИЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Ни в коем случае нельзя пугать ребенка предстоящей учебой и трудностями этой учебы. Не надо говорить о том, что у вас всегда были только пятерки, и все всегда получалось сразу (подумайте, так ли это на самом деле?). Не старайтесь подменить собой учителя, требуя от ребенка больше, чем ему задано (например, написать не одну строчку в прописи, а целую страницу; переписывать много раз домашнее задание, пока оно не будет выполнено идеально). В своих ожиданиях надо исходить из реальных возможностей ребенка. Не требовать долгого напряжения от быстро утомляющегося, неусидчивого школьника. По поводу режима дня для вашего ребенка проконсультируйтесь с психологом. Проявляйте интерес к учебной деятельности ребенка, например, ищите нужные книги или информацию в Интернете. Но делайте это не вместо ребенка, а вместе с ним. Раз и навсегда откажитесь от привычки писать за школьника рефераты, сочинения и пр. Не надо бояться плохих отметок больше, чем их боится ваш ребенок. Кроме того, не следует заставлять его во чтобы то ни стало делать все на "отлично". Ребенку полезно получить то, что он заслужил.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старокиреметская ООШ»
Аксубаевского муниципального района
Республики Татарстан
Лекторий для родителей
«Успех ребенка в руках родителей»
Учитель начальных классов
Маланчева А.И.
Старая Киреметь - 2014