Конспект открытого урока — В.Ю. Драгунский Кот в сапогах (4 класс)


Тема открытого урока: В.Ю. Драгунского "Кот в сапогах» (Слайд 1 )Цель урока: (Слайд 2)
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского, его произведением "Кот в сапогах".
Задачи: 1.Научить давать характеристику героям, их поступкам. Совершенствовать навыки качества чтения: правильность, беглость, выразительность.
2. Развивать умение отвечать на вопросы к тексту по содержанию прочитанного, использовать выборочное чтение для подтверждения определённой мысли. Развивать речь, мышление, память, интерес к произведениям этого писателя. 3. Воспитывать чуткое и бережное отношение к дружбе, любовь к ближним, наблюдательность.
Оборудование: презентация, карточки с пословицами, карточки(тренинг), вещи.
Ход урока:
1.Организационный момент. 
Психологический настрой. (Слайд 3)
Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
На уроке не робей, будь, пожалуйста, смелей.
Если знаешь - отвечай.
И ошибки - примечай.
Дойдет время - расскажи,
И, конечно, - покажи!
Будь внимателен, дружок,
Начинается урок.
-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать.
2. Проверка домашнего задания.
- Как называется раздел, над которым мы начали работать? (Золотая душа)
- Назовите произведение, которое читали дома. Кто автор?( Виктор Мари Гюго «Отверженные. В слоне »)
- Составьте словесный портрет Гавроша. (Бездомный мальчуган, сирота, смелый, ловкий, ласковый, но в то же время «всемогущий»)
- Сегодня мы продолжим работать по этому разделу.
3.Речевая разминка (Слайд 4)
Дениска Мишке подарил две книжки
Прочитайте скороговорку медленно, проговаривая чётко каждый звук, в ускоренном и быстром темпе. Постарайтесь запомнить её наизусть.
4. Актуализация знаний (Слайд 5)
Отгадайте произведение? Кто автор? ( Шарль Перро Сказка «Кот в сапогах»)
- В каком жанре написано это произведение? (сказка).
- Дайте определение этому жанру.
- Сказка - повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях преимущественно с участием волшебных лиц.
Сегодня мы познакомимся с произведением В. Драгунского « Кот в сапогах» ( Слайд 6)
- Может быть, В.Драгунский пересказал сказку Ш.Перро? (Нет,
В. Драгунский пишет рассказы). 
5.Изучение нового материала. (Слайд 7)
- Давайте подробнее познакомимся с жизнью и творчеством писателя.
Подготовленные ученики рассказывают биографию и творчество В.Драгунского. ( Карина, Маша, Илья, Ульяна)
1) Виктор Драгунский родился 30 ноября 1913 года в Америке в Нью-Йорке. Папа и мама его молодыми уехали в Америку, но им там не понравилось и они вернулись на Родину. В детстве он был обычным ребёнком, любил побезобразничать, похохотать, придумать что-нибудь. Самой любимой книгой его была книжка про Тома Сойера.
2) После школы В. Драгунский работал на заводе и там тоже всех смешил, сочинял прямо на ходу всякие невероятные истории. Всех разыгрывал, и тогда его заводские друзья решили, что ему надо стать артистом. И В.Драгунский поступил учиться на артиста, а затем стал работать в Московском театре сатиры.
3) А во время зимних каникул он работал на ёлках и был самым весёлым и смешным Дедом Морозом. Затем В.Драгунский работал клоуном в цирке на Цветном Бульваре. Он был рыжим клоуном и носил лохматый рыжий парик. Он умел, и фокусы показывать, и по канату ходить, петь и танцевать. В.Драгунский написал замечательные рассказы для детей и повесть про клоуна для взрослых.
(Слайд 8)
4) Вообще-то писателем Драгунский не собирался становиться. Но в 40 лет у него родился сын Дениска. И с Дениской стали случаться всякие смешные истории. В.Драгунский стал эти истории записывать, получились Денискины рассказы, которые читают не только в России, но и во многих странах мира. Читая рассказы В.Д., понимаешь, что писатель влюблён в своих героев, он понимает их мысли ,чувства, переживания. Бывает, он подшучивает над своими героями, но это шутка добрая, с любовью к ним. (Слайд 9)
Выставка книг( презентация) (Слайд 10)
6.Подготовка к восприятию текста. (Слайд 11)
Прочитайте ключевые слова: закончили четверть
карнавал в костюме
Можно ли определить, когда происходит событие? Где? Кто его герои?
7.Знакомство с рассказом В Драгунского « Кот в сапогах» (Слайд 12)
( Выразительное чтение учителем и детьми)
8. Словарная работа
В тексте вам встретились незнакомые слова .Давайте сейчас постараемся объяснить их смысл карнавал, бахилы, горжетка, керогаз.
Карнавал - народное празднество в костюмах. (Слайд 13)
Бахилы – высокие резиновые сапоги. (Слайд 14)
Горжетка - маленький меховой шарф или шкурка с головкой, лапками и хвостом. Делались из шкурок обыкновенной, серебристо-черной,  лисицы, белого или голубого песца, куницы, норки и соболя. (Слайд 15)
Керогаз - нагревательный прибор, работающий на керосине.( Слайд 15)
9.Работа по содержанию рассказа. (Слайд 16-17)
- От чьего лица ведётся рассказ?
- Назовите главных героев?
- Где происходят события? Когда?
- С чего всё началось?
- Почему Дениска забыл про карнавал?
- Чем был занят Дениска?
- Какие слова доказывают , что Дениска скучал по маме? (найти в тексте)
- Какое настроение было у Дениски?
- Какое предложение внёс Мишка, когда увидел, что Дениска без костюма?
( найти в тексте)
- Как вы оцениваете его поступок?
- А почему уже в одних бахилах Дениска был смешон?
- Что дополнило костюм Дениски? (Прочитайте)
- Кто помог мальчишкам найти название костюма?
- Представьте себе Дениску в сапогах и соломенной шляпе, какое название этому костюму предложили бы вы?
- Чего не хватало?
- Какой хвост и как появился у кота? (Прочитать)
- Кто пришил ?- Хорошо ли у него получилось? Почему?
- О каком качестве Мишки говорит этот поступок?
- Как отреагировал Мишка, когда хвост оказался на месте? ( Прочитайте)
- О чём это говорит? (Умеет радоваться за друга)
- Прочитайте отрывок, в котором говорится о карнавале? (Про себя)
- Какой он был? Прочитайте слова, которые передают веселье карнавала?
- Кто получил 1-ое место? Почему?
- Чтение отрывка со слов «А когда шли домой..»
 - Почему Дениска отдал Мишке одну из своих книжек? Какая это книжка?
- Что объединяет Дениску и Мишу? (Дружба)
- Можно ли мальчиков назвать настоящими друзьями?
- Как вы понимаете, что такое дружба? (Слайд 18)
( Близкие отношения. Основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов)
Стихотворение Л. Измайлова « Монолог о дружбе» ( Пискаева Ульяна)
10. Физминутка (Слайд 19)
Поиграем в игру «Представь себе, что…»
Два условия: 1. Делаем молча, используя мимику и жесты.
2. Не повторяем за соседом.
Представьте себе, что… вы тоскуете в одиночестве, …надеваете шляпу, … вышиваете или пришиваете что-то, … получаете награду за что-то, … надеваете сапоги, которые явно велики, …радуетесь за друга, …танцуете на карнавале.
11. Создание портрета и характера главного героя произведения.
( Слайд 20)
Ребята, поднимите руки те, кто из вас любит перевоплощаться в различных героев?
-Да вас очень много, но, к сожалению, в нашем рассказе, только два главных героя
- Кто это?
- Дениска - «Кот в сапогах» и его друг Мишка.
- Итак , сейчас попрошу подойти ко мне тех учеников, у которого сзади, на спинке стула прикреплены имена главных героев.
- Перед вами лежат различные вещи. Ваша задача выбрать и одеть только те вещи, в которых вы отправитесь на карнавал.
- А пока ребята перевоплащаются, мы с вами постараемся вспомнить, какими качествами характера обладает Дениска?
На доске карточки: чуткий, внимательный, добрый, сообразительный, любящий, весёлый –
- Наделён ли этими качествами другой герой - Миша? –
Ребята, посмотрите, вот и готовы наши главные герои. Давайте проверим, правильно ли они подобрали элементы карнавальных костюмов. Может быть, чего-то не хватает?
- Проанализировать:
-Дениска - соломенная шляпа, бахилы для рыбалки, горжетка, усы (подготовить черный карандаш и зеркало).
- Мишка – накидка с капюшоном.
- Имея такие положительные качества, совершая добрые поступки, как можно сказать об этих героях?
Вывод: Мишка и Дениска - настоящие друзья.
- У вас есть такие друзья? - Как вы понимаете, что значит настоящий друг – это тот, кто никогда … , кто всегда…
Только тогда, когда мы будем уметь дружить, и ценить дружбу нам будет светить такое же яркое, доброе и очень тёплое солнце!
А как вы думаете, кого особенно не хватало Дениске в эти дни?
(Прочитайте строки в подтверждение своего ответа).
- Какой фрагмент, по-вашему, самый яркий в этом произведении?
- Как бы вы определили тему этого произведения (о карнавале, о дружбе)
- Какова главная мысль этого произведения? (Если рядом настоящий друг, легче справиться с жизненными трудностями).
12.Работа с пословицами (работа в парах). (Слайд 21)
- У вас на парте лежат карточки с пословицами, работать будете в парах. Соберите пословицы, прочитайте и найдите, какие из них выражают главную мысль этого произведения. Докажите.
На парте пословицы:
1. Ум хорошо, а два лучше.
2. Шутке – минутка, делу – час.
3. Без беды друга не узнаешь. –
Какая из этих пословиц выражает главную мысль произведения В.Драгунского «Кот в сапогах»? (Ум хорошо, а два лучше. Без беды друга не узнаешь.)
- Итог: Главную мысль произведения В. Драгунского «Кот в сапогах» можно выразить словами этих русских пословиц.
- Какие вы еще знаете пословицы о дружбе?
13. Закрепление изученного материала.
- Ребята, скажите в каком жанре написано это произведение? (карточка - рассказ).
- Дайте определение этому жанру.
Рассказ - литературный жанр, небольшой по объему.
А) Работа в тетради!!! (Слайд 22 )Б) Творческое задание!!!( наклеить на лист элементы костюма Дениски)
(Слайд 23)
В ) Чтение по ролям ( по цепочке).
14. Рефлексия. (Слайд 24)
- Ребята, а какое чувство осталось у вас после прочтения рассказа
В. Драгунского "Кот в сапогах"?
Вывод: я очень рада, что после чтения этого рассказа вы испытываете только тёплые и светлые чувства.
- Вспомните, с творчеством, какого писателя мы познакомились на уроке?
- Как называется произведение, которое мы читали?
- О чем этот рассказ?
- Чему учит нас этот рассказ?
- Возьмите солнышки, которые лежат у вас на партах, и оцените свою работу на уроке. А теперь напишите на них, каким бы вы хотели видеть своего друга по парте (одно, два слова). Обменяйтесь солнышками.
Выставление оценок.
15. Домашнее задание (дифференцированное по объёму материала).
(Слайд 25)
1. Творческий пересказ (от лица Миши, от лица Дениски).
2. Нарисовать обложку к книжке.
(Желающие могут нарисовать себя в костюме, в котором были на Новогоднем празднике).
3 .Подготовить викторину по произведениям В. Драгунского.
16. Контроль знаний. (Слайды 26-30)
- А сейчас проверим, на сколько вы были внимательны на уроке, как вы запомнили произведение, которое мы изучали. Проведем тренинг.
- Перед вами лежат листы. Возьмите лист №1. Найдите правильный ответ, который соответствует содержанию прочитанного текста, и отметьте его галочкой.
- А теперь поменяйтесь работами. Пусть ваш друг по парте проверит и оценит вашу работу.
- Спасибо вам за урок! (Слайд 31)











1. Ум хорошо, а два лучше.
2. Шутке - минутка, делу - час.
3. Без беды друга не узнаешь.


1. Ум хорошо, а два лучше.
2. Шутке - минутка, делу - час.
3. Без беды друга не узнаешь.


1. Ум хорошо, а два лучше.
2. Шутке - минутка, делу - час.
3. Без беды друга не узнаешь.

1. Ум хорошо, а два лучше.
2. Шутке - минутка, делу - час.
3. Без беды друга не узнаешь.