Статья Методика разработки электронных образовательных пособий

Разработка и использование ЭУП «Технология обработки ткани» на уроках технологии
Сироткина С. М., учитель технологии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Арьёвская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «АСОШ»)

Реформа образования требует создания таких учебных электронных изданий, наличие которых обеспечит одну и ту же компьютерную среду для учащихся и преподавателей, в аудитории и дома. Одним из наиболее популярных компьютерных средств обучения становятся электронные учебники, ЭУП, позволяющие реализовать функции обучения, самообучения, демонстрации изучаемого материала, тренировки в применении изученного материала, контроля и самоконтроля. Образовательные электронные издания и ресурсы должны отвечать стандартным дидактическим принципам обучения: научности, доступности, проблемности обучения, сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности, систематичности и последовательности обучения, адаптивности развития интеллектуального потенциала обучаемого, предоставления возможности контролируемых тренировочных действий, учет своеобразия и особенностей конкретной учебной дисциплины.
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках образовательной области «Технология» при изучении отдельных тем и разделов программы обуславливается необходимостью усиления наглядности, визуального представления различных технологических процессов и операций, так как содержание образования данной области имеет четко выраженную практическую направленность и реализуется на основе практических форм и методов организации занятий, которые должны составлять не менее 70% всего учебного времени. В этой связи актуальным является разработка и использование компьютерных обучающих средств, в частности электронных учебников или пособий, позволяющих использовать тот или иной вид иллюстраций в местах, трудных для понимания учебного текста, требующих дополнительного наглядного разъяснения, для обобщений и систематизации тематических смысловых блоков; для общего оживления всего учебного материала и рассредоточенного по всему полю текста как печатного, так и электронного (гипертекста).
Разработанный мною информационный продукт «Технология обработки ткани» представляет собой электронное учебно-методическое пособие, дополняющее учебник, включающее в себя совокупность графической, текстовой и другой информации по данной теме и предназначенное для учащихся школы 5-7 классов в помощь при изучении раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». ЭУП по курсу «Технология обработки ткани» призвано обеспечить информационную поддержку учебной деятельности учащихся, улучшить качество их подготовки к уроку по данному курсу; интенсифицировать обучение, в том числе и за счет оперативного подбора материала по интересующей пользователей тематике; увеличить полноценность и качество самостоятельной работы учащихся, осуществляя их саморазвитие, самообразование.
ЭУП «Технология обработки ткани» выполнено в лицензионной программе «Microsoft Frontpage XP» современной интегрированной оболочке для построения отдельных web-страниц и целых web-узлов. На главной странице ЭУП находятся активные кнопки, имеющие ссылки на страницы итогового тестирования разных уровней сложности; на страницу ссылок на различные сайты для обеспечения доступа к справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; на словарь терминов; коллекцию видео; а так же ссылки на пять разделов: Материаловедение; Конструирование; Ручные швы; Машиноведение; Машинные швы. Каждый из разделов включают в себя введение (главная страница раздела); последовательность страниц по определённым темам; основной материал, включая текст, формулы, графики, рисунки; вложенные видео ролики; тестовый блок в конце страницы. ЭУП предоставляет удобную систему навигации по нему, с возможностью произвольного выбора раздела и страницы для изучения, иначе говоря – активного оглавления, что позволяет оперативно ориентироваться пользователю в содержании. Пособие использует преимущества электронного формата перед печатным, это присутствие таких активных объектов, как видеоролики, мультимедиапрезентации, кроме того обладает встроенными средствами контроля и самоконтроля качества усвоения знаний, иначе говоря – интерактивными тестовыми элементами, подготовленными в программах «MyTestХ», «Конструктор тестов РР», «ADSoft Tester» и «Hot Potatoes».
Являясь своеобразным банком информационных данных, ЭУП «Технология обработки ткани», представляет собой конструктивную модель комплексного информационного учебного обеспечения. Использование пособия в образовательном процессе позволяет повысить эффективность преподавания и качество обучения, так как: усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, способствует привлечению большого количества дидактического материала, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза. Диагностика ЗУНов по разделу «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» подтверждает повышение качества знаний.
При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера
Приложения

Рис. 1. Главная страница ЭУП «Технология обработки ткани»



Рис.2. Главная страница раздела «Материаловедение»

Рис.3. Главная страница раздела «Конструирование швейных изделий»


Рис. 4. Главная страница раздела «Ручные швы»


Рис. 5. Главная страница раздела «Машиноведение»


Рис. 6. Главная страница раздела «Машинные швы»

Рис. 7. Окно тестирования «My Test»


Рис.8. Окно «Hot Potatoes». Кроссворд «Ткани»
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис.9.Диагностика ЗУНов по разделу «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». 2009-2010 учебный год – обучение без использования, 2010-2011 учебный год – обучение с использованием ЭУП

"Рисунок 2 "Рисунок 1 "Рисунок 3 "Рисунок 4Рисунок 9