Тема проекта: «Спасем планету!»
Тема проекта: «Спасем планету!»
Проблема: «Роль света в витражном искусстве».
Цель: развитие у детей творческих, познавательных способностей в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.
Задачи:
1.Научить детей разрабатывать гипотезы, развивать их стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем, умение синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных и практических задач;
2.Расширять знания о свойствах света и цвета: использование известных оптических явлений для расшифровки надписей (эффект зеркального отображения); углубление представлений об эффекте отражения и поглощения солнечного цвета;
3.Закрепить приемы рисования: различные виды примакивания (всем ворсом и концом чисти);
4.Развивать цветовое восприятие и художественный вкус
5.Развивать коммуникативные навыки при объединении детей в поисковые группы.
Предварительная работа:
1.Опытная деятельность детей с различными оптическими приборами и приспособлениями.
2.Знакомство с понятиями световой луч, прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, свет и тень, прозрачность предметов.
3.Знакомство с принципом зеркального отображения.
4.Знакомство с новым видом оформительского искусства — витражом:■
рассматривание иллюстраций в книгах; знакомство с историей возникновения витражного искусства.
5. Занятия по изодеятельности: рисование пастелью, карандашами и фломастерами витражных композиций из геометрических форм;
•рисование витражей с использованием растительного орнамента (изобразительный материал по выбору, с добавлением гуаши и акварели);
•включение в витражные композиции пейзажных и сюжетных элементов.
Материалы: зеркала, свечка, призмы, подсветка, проектор, волчки, предметные стекла, приспособление для пускания мыльных пузырей, рамки, пленка, гуашь, палитра, кисти, салфетки, подставки под кисти, банки с водой.Этапы работы над проектом
1. Моделирование ситуации, позволяющей выявить проблему: подвести детей к самостоятельному выводу: изображение в зеркале симметрично перевернуто; с помощью этого свойства зеркала расшифровать письмо и исчезнувший текст книги.
(Сообщение о катастрофе на планете, вызвавшей исчезновение цветов, и условиях оживления Сердца планеты.)
2. Поэтапное решение проблемной ситуации.
1).Объединение детей в группы по проблемам:
2).1-я группа — выяснение условий исчезновения цвета;
2-я группа — решение проблемы «Раскрасить не касаясь».
3).Обсуждение результатов экспериментирования.
4).Систематизация информации о выявленном пути решения проблемы.
3.Практическая деятельность детей, направленная на получение результата.
4.Итоги работы. Разрешение проблемы.
5.Определение новых проблем.
Ход занятия
Погружение в игровую ситуацию
Воспитатель сообщает детям, что потерпел крушение НЛО и найден черный ящик.
Всем участникам эксперимента по расшифровке сообщения предлагается прикрепить визитки. (Дети находят визитки со своим именем и прикрепляют их.)
Затем детям предлагается посмотреться в зеркало, чтобы проверить, правильно ли они нашли свою визитку. (Посмотрев в зеркало, дети не могут прочитать свое имя — изображение перевернуто.)
Далее дети проверяют друг у друга правильность написания имен на визитках. Они убеждаются, что имена написаны правильно.
Детям предлагается высказаться: почему так происходит? Воспитатель подводит их к выводу: во всем виновато зеркало — оно перевернуло изображение, как в сказке «Королевство кривых зеркал».
Дети открывают черный ящик и находят записку (записка написана с помощью копировальной бумаги, положенной красящим слоем вверх), но прочитать ее не могут.
Они высказывают свои предположения о том, как можно прочитать записку.
(Предположительные высказывания детей: записку надо перевернуть вверх ногами; посмотреть на свет; прочитать с помощью зеркала).
Записка: «Сердце планеты погасло. Исчезли цвета. Все стало белым. Спасение в Книге Древних, но надписи тоже исчезли. Помогите!
Вопрос к детям: «Почему исчезли цвета?»
(Предполагаемые ответы детей: планета наказана; покрасили белым; выгорели на солнце; покрылись пылью, грязью; постирали в горячей воде; смешали краски; заколдовал волшебник; напал корабль пришельцев; наступила ночь).Эксперимент 1. Детям предлагается перейти в лабораторию и попробовать смешать все цвета красок (получится грязный цвет). Вывод: простым смешением красок белый цвет получить нельзя.
Эксперимент 2. С волчками, разделенными на 7 разноцветных секторов в порядке расположения цветов в радуге. Вывод: при очень быстром вращении цвета в нашем восприятии сливаются и становятся почти белыми.
— А свет, вокруг нас какой? — белый.
Эксперимент 3. Разложение солнечного света с помощью призмы-радуги. Свет через призму кажется цветным, радужным. Белый луч разделяется на составляющие цвета.
Показ схемы. (Называются цвета радуги.)
Вывод: солнечный свет состоит из 7 цветов.
Вопрос к детям: «Как вы думаете, почему мы видим все разноцветное? Например, мяч — красный. А в темной комнате мяч, какого цвета?» (Ответы детей.)
— Значит, цвета мы видим благодаря свету. Мяч красный, потому что от него отражаются красные лучи, остальные поглощаются и т.п.
— А теперь пора прочитать страницу из Книги Древних.
Дети достают свиток и видят, что он белый. (Текст написан лимонным соком.) Опустим письмо в лоток. (В лотке водный раствор йода.) Буквы проявились, и их можно прочитать.
Текст страницы Книги Древних
Сердце планеты оживет, если его раскрасить в разные цвета с соблюдением двух обязательных условий:
1-е — ни в коем случае не дотрагиваться!
2-е — раскрасить нужно геометрическими фигурами и растительными элементами.
Воспитатель достает из ящика светильник в виде жемчужины. (Это - «сердце планеты». Оно белое.)Вопрос к детям: «Как раскрасить не дотрагиваясь?»
Предположения детей. Для поиска ответа — экспериментирование в лаборатории
Эксперимент 4. На столе проектор и цветные стеклышки, лазерный фонарик. Посмотрев сквозь стекло, дети видят, что все вокруг окрашивается, но это видно только тому, кто смотрит сквозь стекло, для других — ничего не изменилось, Лазерный фонарик окрашивает только в красный цвет и очень маленькую точку.
Эксперимент 5. Кто-то из детей догадывается включить проектор и, вставляя разные стеклышки, получить окрашивание белого предмета.
Воспитатель: Так, мы выполнили первое условие. Но есть еще и второе условие: как получить геометрические фигуры и орнамент?
Переход к витражным стеклам, в которых возможно соблюдение всех условий,
Беседа о витражном искусстве
Когда-то, много веков назад, художники поняли красоту и выразительную силу солнечного луча, пропущенного через цветное стекло. Так появился первый витраж. Это декоративная композиция из окрашенных стекол (от латинского слова ВИТРУМ — стекло). В эпоху средневековья витражи использовали в окнах церкви. Входя в храм, человек как бы попадал в другой мир. Всходило солнце, и сквозь окна церкви, куда были вставлены сотни разноцветных стекол, струился волшебный цвет красных, синих, зеленых и желтых лучей.
«Свет нескончаемый священнейших окон» одухотворял, наполнял интерьер поистине волшебной, мерцающей атмосферой. Горожане любовались самыми разнообразными орнаментами, композициями на религиозные сюжеты. Все детали, каждый кусок стекла скрепляли между собой прокладками из свинца.
Окрашивали стекла в тех же печах, где плавилась стеклянная масса. В зависимости от температуры одна и та же краска давала разные оттенки цвета. Если художник не присутствовал при окрашивании стекла, он подготавливал грунтованные доски с нанесенными на них изображениями в цветовой гамме витража. Или можно предположить другую последовательность в работе: мастерам-стекольщикам давали указания окрасить какое-то количество осколков стекла в определенные цвета и их оттенки. Получив окрашенное стекло, мастер мог распоряжаться им подобно вышивальщице. Безусловно, мастер должен был обладать прекрасным знанием своего ремесла и большой силой воображения, чтобы заранее представить себе во всех оттенках цвета задуманный им витраж.
До нас дошли шедевры витражного искусства в соборах городов Шартра и Руана во Франции, Милана в Италии, Домском соборе в Риге.
Традиции витражей не забыты и в наше время. Раньше применялась роспись по цветному или обычному стеклу особыми силикатными красками. Все закреплялось потом легким обжигом. В наше время появились витражи из цветных пластмасс. Не всегда они соединяются свинцом. Часто их наклеивают на прозрачную основу и прижимают сверху вторым прозрачным листом. Получается так называемый пакетный витраж. Сейчас витражи применяют и для украшения стен, используя искусственную подсветку.
Изостудия
Исследование витражей. Обсуждение, диалог, уточнение приемов витражной росписи и соблюдения условий КНИГИ (цвета радуги, геометрические фигуры, растительный орнамент).
Каждый ребенок приступает к витражной росписи пленки, натянутой на каркас, по собственному замыслу.
Воспитатель: Соединив все расписанные рамки, создадим замкнутое пространство, внутрь которого и поместим ИСТОЧНИК ЖИЗНИ.
Соединенные рамки с росписью искусственно подсвечиваем и видим пробуждение жизни в ИСТОЧНИКЕ. (Зажигает светильник.) Светильник горит разными цветами — подсветка витражей изнутри. Получился шатер для источника жизни.
Итог. Проблема решена. Сердце планеты ожило — значит, планета спасена.
Определение новых проблем: как доставить витражи на планету; применение витражной росписи в оформлении помещений (декорации к спектаклям, оборудование игровых залов, комнаты релаксации).
Распределение деятельности по этапам проекта«Спасем планету».
Этап Деятельность детей Деятельность педагога
IМоделирование ситуации. Выявление проблемы Принимают участие в эксперименте с зеркальным отображением надписи и делают вывод: зеркало «переворачивает» изображение. Опираясь на полученный опыт, дети расшифровывают письмо. Сообщает о крушении НЛО, вносит «черный ящик». Показывает его содержимое (объект «сердце планеты>, зашифрованное письмо и листы из книги). Помогает участникам проекта «Спасем планету» прикрепить визитки. Предлагает посмотреться в зеркало и определить правильность изображения. Помогает прочитать письмо.
IIВыделение задач. Экспериментирование в группах. Обсуждение полученных результатов Участвуют в выявлении проблем. Делятся на 2 подгруппы для экспериментов. Выдвигают гипотезы и проверяют их экспериментально.I подгр. — Исчезновение цвета: — поиск причин исчезновения цветов в повседневной жизни; — опытная проверка предположений (смешивание красок, вращение волчка)II подгр. — «Раскрась не касаясь»: — поиск возможности окрасить не касаясь, обсуждение гипотез; — опытная проверка окрашивания светового луча, прошедшего через цветное стекло; — эксперимент по разделению цветов с помощью призмы. Каждая подгруппа проводит защиту своей гипотезы. Проводится объединение результатов для решения проблемы.
Организует поисковую деятельность детей по подгруппам. Ведет совместно с детьми экспериментальную деятельность (опыты). Оказывает содействие в выдвижении гипотез по мере необходимости.Оказывает помощь в защите гипотез каждой подгруппой.
IIIСистематизация информации о витражах Диалоговая беседа по теме «Витражи». Проводит беседу с детьми по теме «Витражи».
IVПродуктивная деятельность детей Индивидуальная роспись витражей на пленке по замыслу с соблюдением условий. Организует индивидуальную работу.
V Заключительный этап решения проблемы. Сборка конструкции шатра из витражей вокруг жемчужины. Принимает участие в сборке и незаметно для детей включает «Сердце планеты».
VIОпределение новых проблем Принимают участие в обсуждении. Педагог предлагает детям выдвинуть гипотезу о доставке витражей на спасенную планету.