Эко-заседание Сохраним нашу Землю


Эко – заседание «Сохраним нашу Землю»
(3 класс)
Цель: формирование у обучающихся представления о многогранной ценности природы как источника всех материальных и духовных сил общества и каждого человека.
Задачи: - воспитывать ценностное отношение к природе, окружающей среде;
- формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил взаимодействия с природой;
- развивать умения вести диалог, работать в группе, оценивать ситуацию с точки зрения общечеловеческих норм.
Оборудование: мультимедийное оборудование, предметные и сюжетные картинки, для создания коллажа, цветные карандаши и фломастеры, атласы, карточки с задачами.
Ход мероприятия:
I. Организационный момент.
II. Введение в тему.
1) Обсуждение актуальности темы.
На слайде появляется запись:
Решением Правительства Российской Федерации 2013 год объявлен годом охраны окружающей среды.
- Ребята, прочитайте выписку из документа. Почему мы начинаем с этой записи?
- Как вы думаете, почему принято такое решение?
- Кто может назвать точную дату сегодняшнего дня? В каком веке мы живём?
- Удивительное время! И, наверное, можем считать себя везунчиками, счастливчиками. Человечество может гордиться своими достижениями в области техники, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю.
21 век ступил на Землю.
Он нынешнему поколенью
Принес достаточно волненья!
Ведь он привел технический прогресс,
И множество других чудес!


- Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы? Как вы думаете, какие?
- К числу самых волнующих относятся проблемы экологии. Как вы понимаете слово «экология»?
На слайде появляется запись:
Экология – это наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.
- Почему проблемы экологии являются важными?
- Что ждёт нас в будущем, если мы не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она даёт нам. Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого на Земле. Экологический кризис коснулся всех стран и народов. Всем неизбежно придётся принимать меры, чтобы сохранить для себя и тех, кто идёт за нами, нашу прекрасную планету.
- Эти вопросы мы обсудим на нашем эко – заседании по теме «Сохраним нашу Землю».
На слайде появляется тема.
- Как вы считаете, нужно ли нам с вами обсуждать такую тему? Почему?
III. Основная часть.
1) Обсуждение экологических проблем.
Обучающиеся рассказывают стихотворения.
1. Дымят заводы в атмосферу,
Огромной черною трубою.
2. И фабрики сливают в реки
Потоки мутные воды.
3. Мусор Землю захламляет,
Всему живому угрожает!
4. Гудят самолеты в небе,
Пугая стаи птиц!
5. Вот нефть из танкера льется,
В ней рыба морская бьется!
6. Города и поселки земные
Автомобили заполонили!
7. Ракеты, сжигая топливо,
Летят в бесконечную высь.
8. И гибнут дети на планете
От бомб, взрывающих дома!
9. Да что же такое творится
На нашей прекрасной Земле!
10. Не пора ли остановиться!
За голову всем схватиться!
11. Давайте поспешим,
Землю свою от бед сохраним!
12. Степи, не умирайте!
Нивы, поля, зеленейте!
13. Леса, держитесь корнями за
Матушку-землю свою!

14. Цветы, зацветайте пышно!
15. Пусть реки струятся потоками быстрыми
Прозрачными, чистыми
На солнце искристыми.
16. Пусть в море живут большие киты,
Они нам ведь тоже очень нужны!
17. Дельфины резвятся и чайки кружатся
И волны на берег мирно ложатся!
18. Как видите, друзья,
В большей опасности Земля!

На слайде появляются иллюстрации и фотографии к стихотворениям.
- Какие экологические проблемы существуют?
- А вы знаете, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. В результате в реках Европы – Сене, Дунае, Рейне, Волге – нельзя купаться. За год в атмосферу выбрасывается 5 млрд. тонн углекислого газа. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. За последние 100 лет на Земле разрушено примерно третья часть плодородных почв. 2500 видов высших растений планеты на грани уничтожения. Многие животные полностью истреблены. Человечество само себя наказывает.
- Что будет, если:
вырубить все леса;
пролить нефть из танкера в море?
- Какие крупные предприятия есть в нашем городе? Как они влияют на окружающую среду? Только ли приносят вред?
На слайде демонстрируются фотографии предприятий г. Салавата.
2) Мини – диспут «За» и «Против».
1 вариант – дети высказываются о положительных сторонах деятельности предприятий г. Салавата,
2 вариант - дети высказываются об отрицательных сторонах.
- Как же можно справиться с экологическими проблемами?
3) Решение экологических задач.
- Решите экологические задачи. Подумайте, на что «намекают» эти задачи.
Школьники выполняют задание в группах.
1. Из неисправного крана постоянно течёт вода. Школьники подсчитали, что за 1 минуту воды вытекает 8 литров – целое ведро. А сколько чистой воды вытечет в канализацию за перемену в 10 минут?
2. Одно дерево в сутки выделяет столько кислорода, сколько потребуется для дыхания трёх человек в течение этого же времени. Какое количество деревьев могут удовлетворить потребность в кислороде в течение суток всех детей вашего класса?
3. Брошенная на землю бумага разлагается через 2 года. В школе вам предстоит учиться 11 лет. Если каждый год вы будете бросать в лесу, на реке бумагу, газету, обёртки, сколько лет потребуется для того, чтобы весь бумажный мусор разложился?
4. Сейчас охота в нашей стране запрещена полностью на 18 видов зверей и 29 видов птиц. На сколько видов животных запрещена охота?
5. Для образования в природе слоя почвы толщиной 1 см требуется, по подсчётам учёных 400 лет. Сколько лет потребуется для образования слоя почвы в 3 см?
6. В России национальные парки расположены на территории 11 республик. Краев, где организованы такие парки, на 9 меньше, чем республик, а областей – на 15 больше, чем краев. В скольких областях созданы национальные парки?

Представители групп выступают с отчётом.
- Что можно прочитать «между строк» в этих задачах? ( Нужно экономить воду, не мусорить в лесу, не загрязнять реки, озёра, воздух, почву, не ломать деревья, не уничтожать живую и неживую природу).
- Что предпринимает правительство нашей страны для охраны окружающей среды? (Издаёт законы об охране природы, способствует созданию охраняемых участков природы, запрещает уничтожать редкие виды растений и животных, и др.)
На слайде появляются фотографии растений и животных, занесённых в Красную книгу.
- Какие особо охраняемые участки есть на территории нашей республики? ( Южно-Уральский, Башкирский заповедник, заповедник Шульган - Таш, национальный парк Башкирия, и др. ).
Обучающиеся по карте находят заповедники, заказники.
На слайде демонстрируются фотографии.
- А ещё есть особый день. Это 22 апреля. Кто знает, что связано с этой датой?
4) Беседа о празднике.
- 22 апреля - Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день, когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем, поборов равнодушие в себе.
- О каких крупных экологических катастрофах вы слышали? ( Авария на атомной электростанции, прорыв нефтяной трубы на дне моря).
На слайде демонстрируются фотографии.
- История праздника связана с именем жителя американского континента Джона Мортона. В конце 19 века Джон Мортон переехал на пустынную территорию, на которой одинокие деревья усиленно вырубались на строительство домов и на дрова. Мортон предложил устроить день, посвященный озеленению, и учредить призы для тех, кто высадит большее количество деревьев. Этот день назвали Днем дерева. В течение первого Дня Дерева жители штата высадили около 1 млн. деревьев. В 1990 году праздник стал международным, в акции участвовали уже 200 млн. человек из 141 страны. В России День Земли отмечается с 1992 года.
- Ребята, как вы считаете, только в это день нужно беречь нашу Землю?
Динамическая пауза.
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.


5) Разработка правил поведения в природе.
- Мы должны обязательно на нашем заседании придти к решению о том, что же мы с вами должны делать, чтобы сберечь природу.
Детям предлагается в группах сделать коллаж на тему «Охрана окружающей среды», выбрав из предложенных картинок нужные, и сформулировать подходящее правило. После выполнения работы представители групп демонстрируют получившийся коллаж и сообщают правило.
Предполагаемые правила:
1. Не нужно ломать деревья, рвать цветы, разорять муравейники и птичьи гнёзда.
2. Нельзя бросать мусор в лесу, в реки.
3. Нельзя приносить из леса домой диких животных.
4. Нужно высаживать деревья и кустарники.
5. Нужно подкармливать птиц в холодное время года.
6. Нельзя разводить костёр в лесу.
IV. Заключительная часть.
1) Рефлексия.
- Закончите предложения: «Для меня тема заседания »; «Я могу для охраны окружающей среды ».
- Для подведения итога нашего заседания сочините синквейн по теме.
Школьники выполняют задание в парах.
Вариант синквейна: Земля
Большая, уютная,
Защищает, обогревает, радует.
Нужно сберечь нашу планету!
Кормилица!
На слайде появляется запись: Спасибо за активное участие!










Литература
1. Дни наук в начальной школе: Сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвящённых школьным наукам . / авт.-сост. Г.И.Василенко и др. – Волгоград: Учитель, 2006. – 156 с.
2. Классные часы. 3 класс / сост. Г.П.Попова. - Волгоград: Учитель, 2008. – 271 с.
3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. – (Педагогика, Психология. Управление).
4. Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике: Пособие для учителя нач. кл. – Саратов: «Лицей», 2001. – 192 с. – («Библиотечка учителя»).
5. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 20. Че - Яя. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 256 с.: ил.
Интернет – источники
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]












13PAGE 15


13PAGE 14415




15