Методический доклад на тему Приемы игры на гитаре
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Кайдаковская детская школа искусств Вяземского района Смоленской области
Методическое сообщение
«Приёмы игры на гитаре»
Подготовила:
Преподаватель отделения
«Народных инструментов»
Винокурова Людмила Павловна
Смоленская область
Вяземский район
д. Кайдаково2016 г.
Начать я хочу словами поэта Джона Ричардса: «Для многих из нас гитара – это нечто вдохновляющее! Это как муза, которая помогает творить. Гитара – это просто Богиня, Божество, которому можно поклоняться, посвящать оды и стихи»
Но мы знаем, что чудес не бывает, и для достижения высот исполнительского мастерства гитаристу необходимо в своём музыкальном развитии пройти все стадии обучения игре на гитаре: это правильная посадка и постановка рук, освоение нотной грамоты и многое другое. Очень важным в развитии учащегося-гитариста является освоение и приёмов игры на инструменте и умение применить их.
Приёмы игры на гитаре очень разнообразны. В этом и заключается сложность освоения инструмента. Это трудное и хлопотное дело, но гитара, поверьте, стоит того.
Безусловно, чем большим количеством приёмов будет владеть гитарист, тем больше его игра будет содержательной и оригинальной.
Начальный этап обучения на гитаре начинается с освоения различных видов АРПЕДЖИО.
Арпеджио - поочерёдное исполнение звуков, входящих в аккорд. Буквальный перевод этого слова означает "как на арфе". Комбинации арпеджио на гитаре очень многочисленны и разнообразны:
1) прямое движение: П-И-М-А
2) обратное движение: П-А-М-И
3) полное прямое: П-И-М-А-М-И
4) полное обратное: П-А-М-И-М-А
5) ломаное: на 8.
Нужно помнить, что пальцы не расставляются на струнах заранее, а опускаются поочерёдно.
Освоение этого приёма идёт сначала по открытым струнам –
Затем отрабатывать этот приём в этюдах, прелюдиях классических композиторов-гитаристов Каркасси, Карулли, Джулиани. Так же много пьес у Калинина в сборнике.
Для того, чтобы добиться свободной и лёгкой работы правой руки, нужно играть упражнения и этюды на все виды арпеджио.
А теперь поговорим об одном способе прижимать струны, нарушающем общий принцип работы левой руки – это приём БАРРЭ.
Нарушается общий принцип тем, что первый палец левой руки не ставится на струны, а кладётся, прижимая все струны на одном ладу.
Основными считаются 2 вида баррэ:
1) большое (прижимается 5 или 6 струн)
2) малое (прижимается от 2-х до 4-х струн)
Этот приём с одной стороны упрощает жизнь гитаристов, потому что нажатием одного пальца мы получаем несколько звуков, с другой стороны – это технически трудный приём, получается не у всех учеников, в связи со слабым, не сформировавшимся игровым аппаратом.
Трудность приёма баррэ не в том, чтобы сильно прижать палец к грифу, а в том, чтобы оптимально распределить давление по пальцу.
Первое время, выполняя упражнения на баррэ, можно почувствовать, что левая рука быстро устаёт. Ученик не должен переутомляться, давайте руке отдых, играйте упражнения по частям.
Так как гитара является инструментом, у которого звук быстро затихает, то естественно, музыкальные произведения, включающие кантилену (певучесть звука), исполнять на гитаре довольно трудно.
Средствами, на основе которых можно добиться качественной, хорошей кантилены являются ЛЕГАТО, ВИБРАТО, ГЛИССАНДО и ТРЕМОЛО.
Рассмотрим каждый приём подробно.
Приём ЛЕГАТО.
Легато – это связное исполнение звуков. Ноты, которые необходимо исполнить связно, соединяются дугообразной чертой – лигой.
Легато может быть восходящим, нисходящим.
1. восходящее легато – этот приём требует больших усилий, дети овладевают им не сразу. Но, как заметил Ф. Таррега, именно на этом приёме отрабатывается вся техника игры пальцами левой руки.
Первая нота извлекается пальцами правой руки, а вторая – сильным ударом пальцем левой руки. (палец опускается у ладового порожка, словно «заколачивает гвозди»)
2. нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были заранее расположены на нужных ладах. После извлечения высокого звука правой рукой, палец левой должен с силой оттянуть её к себе, заставляя тем самым звучать следующий звук.
Приём легато имеет первостепенное значение в гитарной технике, он сложен, и для отработки его следует приложить немало усилий.
Для отработки всех видов легато есть много упражнений и этюдов.
«Грустный напев» Иванов-Крамской.
ГЛИССАНДО, ПОРТАМЕНТО — приём, при котором один или несколько пальцев левой руки, прижимая струны, скользят по ладам грифа, как бы продолжая звучание инструмента без участия правой руки.
В нотах глиссандо обозначается прямой чертой. Исполняется за счет длительности той ноты, от которой начинается скольжение пальца.
Применяется для большей связности звуков, расположенных на разных струнах и в разных позициях. Используется в пьесах как подвижного так и спокойного характера.
В классических произведениях глиссандо следует исполнять мягко и сдержанно. Первая и последняя ноты должны прозвучать очень отчётливо.
Ярким примером использования этого приёма является пьеса В. Козлова «С неба звёздочка упала»
Так же, для того, чтобы добиться певучести звука на гитаре, необходимо овладеть приёмом ВИБРАТО.
Получается в результате покачивания пальца и кисти левой руки.
Этот приём увеличивает длительность звучания и придаёт ему мягкость и певучесть, напоминающие человеческий голос.
Можно также сделать небольшую фермату на кульминационном звуке фразы, вибрируя его; затем, чтобы усилить впечатление.
На начальной стадии отрабатывать вибрато следует отдельно каждым пальцем левой руки, путём покачивания вправо и влево, без ослабления нажима на струну. Далее подключается кисть.
Ф. Таррега «Слеза»
Приём ФЛАЖОЛЕТ.
Название приёма связано с тем, что извлекаемый с его помощью чуть глуховатый звук напоминает тембр флейты.
Если пальцем левой руки не прижимать струну, а слегка коснуться её у 12 лада над порожком, а правой рукой ударить по струне, то получится мягкий, воздушный звук.
2 вида флажолетов:
1) натуральный – образуются на не прижатых к грифу струнах, извлекается на 12, 7 и 5 ладах.
2)искусственный флажолет – октавный – звучит на октаву выше – прижимаем струну, а указательный палец правой руки касается струны на 12 ладов выше от места её прижатия. Палец «а» извлекает звук.
РАСГЕАДО – (испанское – перебирание струн).
Это удары по струнам пальцами правой руки.
Характерно для испанской народной и цыганской музыки, однако этот приём используется часто композиторами и в классической гитарной музыке.
Существуют различные виды расгеадо:
1) ФРИЗЕ – пальцы правой руки собираются вместе, а затем, начиная с мизинца, поочерёдно распрямляются подобно вееру и производят удар по струнам внешней стороной ногтя. (от 6-й струны и от 1-й).
2) ИНДЕКС – удар по струнам указательным пальцем правой руки.(вниз и вверх)
3) ПУС – удар по струнам большим пальцем.(вниз и вверх)
Вывод: приёмы являются одним из средств раскрытия музыкально-художественного образа, а так же позволяют расширить исполнительские возможности прекрасного инструмента – гитара.