План занятия в студии обучения игре на гитаре «Элегия». Знакомство с песней Б. Окуджавы «Пожелание». Педагог Балюк Л.В.
План занятия в студии обучения игре на гитаре «Элегия»
Дата: «24» октября 2013 года
Тема занятия: Знакомство с песней Б. Окуджавы «Пожелание».
Цель, задачи занятия:
-Познакомить учащихся с песней Б. Окуджавы «Пожелание».
-Развивать у учащихся интерес к бардовской песне.
-Воспитывать тактичность, доброжелательное отношение к людям.
Ход занятия:
Приветствие всех участников занятия.
Повторение пройденных песен.
Сообщение цели занятия: знакомство с бардовской песней Б. Окуджавы «Пожелание».
Беседа педагога. Ребята, кто из вас слышал понятие «бардовская песня»?
В шестидесятые годы прошлого века наступило время «оттепели». Именно тогда стали популярными походы, путешествия. Ведь юность – это время открытий, радости встреч и обобщения, первой влюбленности. Совершенно необходимой здесь оказалась гитара. Звучание гитары в походе, да и сама обстановка у костра способствовали чему-то личному, сиюминутному - под настроение, или шутливому, или сокровенному – личному. И всё это в кругу близких друзей, готовых всегда прийти на помощь. Стали рождаться туристические песни. Кто-то придумывал слова, кто-то мелодию.
Видя популярность туристических песен, к ней обратились профессиональные поэты и композиторы. Их привлекали особенно доверительные стихи и простая, доходчивая музыка. Чтобы не было путаницы, новых народных авторов, в отличие от профессионалов, стали называть самодеятельными, а их песни самодеятельными. В профессиональной песне строго: поэт пишет стихи, композитор – музыку, исполнитель поёт. В самодеятельной песне - один человек. Поэтому появилось ещё одно название новых песен – авторские песни. Песни, где большая доля присутствия авторской личности, индивидуальности автора, его переживаний и раздумий, стали называть авторскими. Песни коллективного мироощущения, с житейскими или шуточными сюжетами чаще называли самодеятельными.
Похожие песни слагались давно: в Древнейшей Греции – аэдами и рапсодами, во Франции в средние века – менестрелями и труверами, в Англии – бардами, в Италии – трубадурами, в Германии – миннезингерами, в скандинавских странах – скальдами. Для наших авторов подходит слово барды. Барды ориентируются на многовековые европейские традиции, в том числе на богатую русскую культуру – романс, народную цыганскую песню, частушки и трёхаккордовый напев с трогающим душу сюжетом.
Дворовый фольклор (народное творчество) часто путают с авторской песней. Авторская песня намного уникальнее, умнее, тоньше, деликатнее. От рок- исполнителей барды отличаются внешним видом, манерой говорить, интеллектом. Барды и рок – музыканты люди откровенные, честные и в жизни, и в творчестве.
Что такое бардовская песня? Чем бардовская песня отличается от профессиональной? Дворовой? (Примеры бардовской песни в исполнении педагога.) Авторская песня – изустный поэтически-музыкальный жанр, предполагающий непосредственное общение слушателей с автором.
Одним из основоположников жанра бардовской песни является Булат Окуджава – очень глубокий человек, прошедший через горнило Великой Отечественной войны.
Исполнение педагогом песни Б. Окуджавы «Пожелание».
6. Беседа педагога о песне.
Прослушайте песню Б. Окуджавы «Пожелание». О чем эта песня? Для чего автор написал ее? Что он хотел донести до слушателя? Как надо исполнять эту песню? В песне – интонация дружеского обращения. Она адресована каждому в отдельности, причем с каждым устанавливается как бы двусторонний душевный контакт.
7. Знакомство с мелодией песни.
8. Знакомство с аккордами песни.
9. Работа над аккомпанементом песни (по две строчки).
10. Закрепление аккомпанемента всей песни.
11. Домашнее задание: отработать аккомпанемент песни Б. Окуджавы «Пожелание».
12. Повторение выученных песен.
13. Итог занятия.
Педагог Балюк Л. В.
15