Рабочая программа по Речевой практике 1 класс
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 г. Белая Холуница»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора
КОГОБУ ШИ ОВЗ №1
г.Белая Холуница от _______ №_________
Директор КОГОБУ ШИ ОВЗ №1
____________Н.В. Ушакова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по речевой практике
для 1 класса
Составитель Е. А. Капранова
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Белая Холуница
2016
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по речевой практике для 1 класса составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проекта примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0-4 классы " под редакцией И.М. Бгажноковой,
М. : "Просвещение", 2011 г.
Рабочая программа адаптирована для обучения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) , через создание специальных условий обучения, которые включают в себя использование специальных образовательных программ, специальных учебников, учебных пособий, дидактических материалов и учитывает возможности, особенности психофизического развития детей с ОВЗ.
2. УМК:
1. Комарова С.В. Устная речь 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций , реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы . М.: "Просвещение", 2016 г.
2. Комарова С. В., Головкина Т. М., Саакян С. В.Устная речь. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида . М.: "Просвещение", 2014г.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет "Речевая практика" входит в образовательную область "Язык и речевая практика ".
Рабочая программа по "Речевой практике " рассчитана на 66 часов в год, 2 часа в неделю ( 33 учебные недели).
4. Планируемые результаты изучения учебного предмета ???
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
1) осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач;
2) расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи;
3) использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения;
4) уместное использование этикетных речевых выражений; знание основных правил культуры речевого общения.
Минимальный уровень:
-формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
-участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
-восприятие на слух сказок и рассказов;
-ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
-выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
-участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
-ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
-понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;
- ответы на вопросы;
-понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
-выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
-активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
-высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.),
используя соответствующие этикетные слова и выражения.
-участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
-составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Требования к уровню подготовки обучающихся 1 класса
Учащиеся должны уметь:
1-й уровень:
-выполнять задания по словесной инструкции;
-называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
-внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова;
-соблюдать правила речевого этикета при встрече и при прощании;
-сообщать своѐ имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников.
2-й уровень:
- выполнять по словесной инструкции учителя действия, повторяющиеся каждый день;
- употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
- правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
- сообщать своѐ имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников;
- слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием;
- называть предметы и соотносить их с картинками.
5.Результаты освоения программы базовых учебных действий
Личностные учебные действия :
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать; писать; выполнять арифметические действия;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное - схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
6.Содержание рабочей программы
Основные задачи реализации содержания:
Предметная область: Язык и речевая практика.
Речевая практика.
- Расширение представлений об окружающей действительности.
-Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи.
-Развитие навыков связной устной речи.
- Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения.
-Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.
Аудирование.
Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя: "Сядь за парту и достань книгу", "Возьми тетради на столе и раздай их", "Возьми вазу и поставь в неѐ цветы" и т. д.
Слушание, запоминание и отчѐтливое воспроизведена ряда слоговых комплексов (2—3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: Жа-жа-жа — есть иголки у ежа. Ша-ша-ша — мама моет малыша.
Выбор из двух близких по содержанию картинок той которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль. Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку. Лена спускалась с горки.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста.
Дикция и выразительность речи
Игры и упражнения на подвижность и чѐткость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчѐтливое и выразительное их произнесение.
Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение сложных цепочек на мотивы знакомых детских песен. Перечисление предметов (2—3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.
Различение громкой и тихой речи в игре или в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с заданной ситуацией типа: Бабушка медленно спрашивает: "Ты... куда... идѐшь... внучка?" Внучка быстро отвечает: "Я бегу к подружке".
Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).
Выражение лица: весѐлое, сердитое, грустное, удивлѐнное. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей в ситуациях с заданным содержанием.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: "Школьная жизнь", "Игры и игрушки", "Играем в сказку", "Я дома", "Я и мои товарищи", "Мойдодыр",
"Мир природы".
Примерная тематика речевых ситуаций: "Давайте познакомимся", "Отгадай, что в моѐм ранце"; "Прогулка в машине", "Весѐлый оркестр"; "Терем-теремок", "Репка", " Колобок"; "Мой адрес"," Дорога из дома в школу", "Мамины помощники", "Играем в сказку",
" Дежурим с другом , подругой", "Не будем ссориться", "Надо, надо умываться", "Во саду ли в огороде".
Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал.
Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме, вкусу и др. (по теме ситуации). Составление предложений по вопросам учителя с включением в ответы отработанной лексики. Сравнение двух предметов или их изображений по заданному признаку: Медведь большой, а мышка .... Дерево высокое, а куст ... . И т. д.
Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре по теме ситуации.
Внятное выражение просьбы и желания, обращѐнных к учителю или к товарищу.
Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно- символической схемы к каждому предложению, мелового рисунка на доске, макетного театра.
Культура общения
Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания, пока. Использование как выразительных средств речи (умеренная сила голоса, доброжелательный, радостный тон речи), так и помощников речи (мимика, жесты, позы, выражающие внимание к партнѐру).
Употребление «вежливых» слов пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией.
7.Тематический план
№
раздела Наименование разделов, лексических тем Количество часов
1. Школьная жизнь 12
2. Я и мои товарищи 14
3. Играем в сказку 7
4. Я за порогом дома 5
5. Игры и игрушки 7
6 Мойдодыр 4
7 Я дома 13
8 Мир природы 4
Итого 66
Примечание
Типы уроков
1.ИНМ и П -изучение нового материала и первичное закрепление знаний
2.КПЗ - комплексное применение знаний, умений
3.КУ - комбинированный урок (с практической работой)
4.УОСЗ - урок обобщения, систематизации знаний
5. КЗУ - контроля знаний, умений
6.УКЗ - урок коррекции знаний
7.Р.р. - развитие речи
8.Календарно-тематический план к рабочей программе по речевой практике 1 класс
1 2 3 4 5 6
№ п.п Дата Название раздела,
темы урока.
Тип урока.
Форма урока.
Виды учебной деятельности Вид
контроля
Лексическая тема
"Школьная жизнь" - 7 ч. ИНМ и П 02.09 Давайте познакомимся! КУ Называние своего имени и имён одноклассников.
Называние помещений школы по картинкам. Использование в речи этикетных выражений.
Называние уроков.
Слушание вопросов учителя, речевых высказываний одноклассников.
Игра "Наши имена". Знакомство.
Употребление фраз "Меня зовут…".
Знакомство с учителями.
Диалог "Как войти в класс".
Умение ориентироваться
в пространстве класса
(зала, учебного помещения) . Текущий
Моделирование мини-диалогов между учителем и учеником
07.09 Давайте познакомимся! Приветствие и прощание
в школе. КУ
Экскурсия
по школе: посещение кабинета музыки Текущий
Моделирование мини-диалогов учитель-ученик,
ученик-ученик
09.09 Давайте познакомимся! КУ
Экскурсия
по школе: посещение спортзала, кабинета логопедии. Текущий
Моделирование мини-диалогов учитель-ученик,
ученик-ученик
14.09 Правила для школьника. Перемена. КУ Составление предложений
по картинкам. Оценка поступков героев (хорошо –плохо, правильно - неправильно).
Игра "Правильно – неправильно" (кто поступает правильно?)
Диалог-приветствие.
Обращение с просьбой (за помощью) к учителю,
к товарищу. Текущий
Составление предложений
по картинкам
16.09 Отгадай, что в моем ранце. КУ Школьные принадлежности и их назначение (составление предложений по образцу). Использование слов: пожалуйста, спасибо.
Речевая ситуация
"Попроси у товарища …". Текущий
21.09 Дорога из дома в школу.
ИНМ и П Безопасный путь из дома
в школу, из школы домой.
Знакомство с правилами дорожного движения : переход улицы, умение ориентироваться
в пространстве.
Проигрывание учебных ситуации по соблюдению правил дорожного движения
Использование слов: пожалуйста, спасибо. Текущий
23.09 Дорога из дома в школу. КПЗ
Экскурсия
по городу Текущий
Переход улицы
"Я и мои товарищи" - 3 ч. 28.09 Знакомство во дворе. ИНМ и П Расширение представления детей о правилах поведения при знакомстве.
"Знакомство во дворе»".
Использование в диалоге вопросительных предложений "Как тебя зовут?»".
Проигрывание ситуации "Знакомство во дворе".
Дополнение предложений
с опорой на сюжетные картинки.
Повторение чистоговорок
(Ра-ра-ра – нам гулять пора.
Ру-ру-ру - начинаем мы игру). Текущий
30.09 Знакомство во дворе.
КУ Текущий
5.10 Знакомство во дворе. КПЗ
Экскурсия
по школьному двору Текущий
" Играем в сказку" - 7 ч. 07.10 Русская народная сказка "Теремок". ИНМ и П Разучивание чистоговорки
"В чистом поле теремок, всем найдется уголок".
Слушание сказки "Теремок".
Установление последовательности появления
в теремке животных с называнием их. Текущий
12.10 Рассказываем сказку "Теремок" . КУ Просмотр мультфильма "Теремок".
Коллективное рассказывание сказки
Текущий
14.10 Играем в сказку "Теремок". УОСЗ Текущий
19.10 Прослушивание аудиозаписи сказки "Репка". ИНМ и П Прослушивание аудиозаписи сказки «Репка» .
Коллективное рассказывание сказки.
Хоровод "А кто репку тащил?". Называние героев сказки. Описание репки. Установление последовательности появления действующих лиц сказки по вопросу учителя "Кто помогал тащить репку?"
Составление предложений
с предлогом за по сюжетным картинкам.
Драматизация сказки "Репка" с использованием элементов костюмов Текущий
Коллективное рассказывание сказки.
21.10 Играем в сказку "Репка" . КУ Текущий
Драматизация сказки «Репка» с использованием элементов костюмов
26.10 Русская народная сказка "Колобок". ИНМ и П Разучивание чистоговорок
( Ок-ок-ок – покатился Колобок,
Скок-скок-скок – прыг к лисичке на носок.)
Слушание сказки "Колобок".
Называние героев сказки. Заучивание песенки колобка. Текущий
28.10 Играем в сказку
" Колобок". УОСЗ Просмотр мультфильма "Колобок".
Драматизация сказки «Колобок»
с использованием элементов костюмов.
Коллективное рассказывание сказки. Текущий
Коллективное рассказывание сказки.
"Я за порогом дома" - 5 ч. 09.11 Знакомство в гостях.
Мы в гостях.
ИНМ и П Слушание детской песни
"К нам гости пришли".
Коллективное составление рассказа "Как мы ходили
в гости" по опорным картинкам.
Интонирование поздравительной речи.
Обращение к человеку при поздравлении. Устное поздравление с опорой на символический план. Текущий
11.11 Знакомимся с гостями.
КУ Составление высказывания из 4 предложений
на заданную тему по символическом у плану.
Умение строить диалог между хозяином и гостями по предложенной схеме. Диалог- знакомство. Коллективное составление рассказа
"Как я гостей встречал" по вопросам учителя.
Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией
(на основе подражания речи учителя). Текущий
16.11 Провожаем гостей. КУ Диалоги при расставании. Ролевая игра
"Кукла провожает гостей". Расширение представления учащихся о правилах поведения при прощании с ровесниками и старшими. Текущий
18.11 Покупка школьных принадлежностей. КУ Разучивание чистоговорки
"Расскажи мне про покупку". Отгадывание загадок.
Знание основных правил поведения в магазине Использование слов: пожалуйста, спасибо. Текущий
23.11 Покупка школьных принадлежностей. КУ Текущий
Ролевая игра «Магазин
Игры и игрушки - 5 ч. 25.11 Игрушки. Моя любимая игрушка. ИНМ и П Называние игрушек, их основных признаков и действий с ними. Сравнение игрушек по заданному учителем признаку. Предложения с противительным союзом а. Использование слов: здравствуй, пожалуйста, спасибо, до свидания, пока. Текущий
30.11 В магазине игрушек. ИНМ и П Составление предложений об игрушках, изображённых на картинке, по образцу, данному учителем. Текущий
02.12 В магазине игрушек. КУ Составление предложений о том. как можно играть
с игрушками, купленными в магазине.
Дополнение картинки изображениями игрушек .
Проигрывание диалогов знакомства игрушек. Текущий
07.12 В магазине игрушек. КПЗ
Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине "Игрушки"
с опорой на содержание картинки.
Повторение основных правилах поведения
в магазине. Текущий
Ролевая игра «Магазин игрушек»
"Школьная жизнь" - 4 ч. 09.12 Готовимся к празднику . ИНМ и П Разучивание новогоднего стихотворения по выбору учителя.
Ответы на вопросы в беседе и инициировать общение. Составление диалогов по сюжетным картинкам. Составление письма Деду Морозу
с опорой на условно- графические схемы предложений.
Использование в письме слов: здравствуйте, поздравляю вас, желаю вам, до встречи. Текущий
14.12 Готовимся к празднику. КУ Составление высказываний из 2-3 предложений
по сюжетным картинкам и условно-графическим схемам предложений.
Рассказ по кругу: коллективное составление рассказа о новогоднем празднике с опорой на сюжетные картинки. Текущий
16.12 Готовимся к празднику. КУ Проигрывание диалога между мальчиком и мамой(воспитателем).
Моделирование возможных диалогов между мальчиком и девочкой , изображёнными на картинке. Слушание песенки Р. Кудашевой
"В лесу родилась елочка". Текущий
21.12 Готовимся к празднику. КУ Текущий
23.12 Новогодние поздравления. КУ Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков. Текущий
"Игры и игрушки - 3 ч. 28.12 Новогодние чудеса. ИНМ и П Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесенной учителем. Игра "Узнай меня".Хоровод.
Моделирование знакомства диалогов на карнавале.
Составление предложений по схеме и картинкам.
Рассказ по кругу: коллективное составление рассказа о новогоднем празднике с опорой на сюжетные картинки. Текущий
Новогодние чудеса. КУ Разучивание чистоговорки "Хороши шары на ёлке,
только колкие иголки".
Конструирование ответных реплик для каждого диалога с опорой на содержание картинки.
Моделирование возможных диалогов поздравления и пожелания между учителем и учащимися, между учащимися. Текущий
Новогодние чудеса. КПЗ
Составление предложений о том, что больше всего понравилось детям на новогоднем празднике,
с опорой на условно-графическую схему предложения.
Рассказ по кругу: коллективное составление рассказа о новогоднем празднике с использованием составленных предложений.
Текущий
Коллективное составление рассказа о новогоднем празднике с использованием составленных предложений.
"Я и мои товарищи" - 7 ч. Зимняя одежда. ИНМ и П Рассматривание картинок и называние предметов зимней одежды и обуви.
Разучивание чистоговорки
"В шапке да шубке хорошо Мишутке".
Конструирование реплик,
с которыми девочка может обратиться к маме (воспитателю).
Моделирование возможных диалогов между девочкой и мамой (воспитателем).
Проигрывание ситуации «Кукла одевается
на прогулку» с использованием куклы и набора зимней одежды для неё. Текущий
Зимняя прогулка. КУ Выбор предложения, наиболее подходящего
к картинке из двух, произнесенных учителем.
(У Миши санки. – У Маши санки./ Маша просит санки.- Миша просит санки.) Конструирование ответных реплик: девочка отказала мальчику или разрешила прокатиться .
Моделирование возможных диалогов между героями, изображённым и на картинке.
Составление рассказа "На прогулке" с опорой
на одну из картинок и условно-графические схемы предложений. Текущий
Зимняя прогулка. КУ Текущий
Зимняя прогулка. КПЗ
Экскурсия Текущий
Моделирование возможных диалогов
Зимние забавы. КУ Текущий
Зимние забавы.
Мы катаемся с горы. КУ Слушание стихотворения
А. Сурикова "Детство" (отрывок).Моделирование возможных диалогов между мальчиком и девочкой: дети договариваются о том. чтобы вместе лепить снежную бабу. Составление рассказа с опорой
на картинный план. Текущий
Мы лепим снеговика. УОСЗ Экскурсия Текущий
"Мойдодыр"-4 ч. Я умываюсь. ИНМ и П Слушание отрывка из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр».
Заучивание отрывка из стихотворения
«Мойдодыр».
Составление диалога по картинке (утренний и вечерний туалет), по собственному бытовому опыту.
Составление короткого рассказа на тему
"Я умываюсь" и закрепление его действиями. Текущий
Я чищу зубы. КУ Отгадывание загадок.
Диалог с игровым персонажем доктором Чистюлькиным.
Дополнение предложений с опорой на сюжетные картинки. Составление предложений
по условно-графическим схемам.
Составление короткого рассказа на тему "Я чищу зубы" и закрепление его действиями.
Текущий
Режим дня школьника. КУ Слушание стихотворения
С. Михалкова "Про Мимозу".
Составление предложений по серии сюжетных картинок на тему "Режим дня школьника".
Правильное расположение картинок по порядку, составление рассказа по картинкам. Текущий
Я правильно одеваюсь. КУ Слушание стихотворения
С. Я. Маршака "Рассеянный".
Диалог на тему "Собираемся на прогулку" с опорой на сюжетную картинку. Игра "Одень Машу" (высказывание из 3-4 предложений "Как мы одели Машу" с опорой на символический план высказывания ) . Текущий
"Я дома" - 13 ч. "Я дома: Мой адрес". ИНМ и П Выявление представлений детей по теме.
Называние своего домашнего адреса.
Знание безопасного пути из дома в школу, из школы домой.
Составление предложений по вопросам учителя. Текущий
"Я дома: Мой адрес".
УОСЗ Текущий
Помощники. ИНМ и П Слушание и соотнесение картинок стихотворения
А. Барто "Помощница".
Рисование "живой картины " по последнему отрывку стихотворения6 девочка устала . просит маму и бабушку помочь ей.
Разучивание стихотворения с опорой на сюжетные картинки. Текущий
Помощники.
Дежурство в классе. ИНМ и П Повторение стихотворения
А. Барто "Помощница".
Составление предложений
на тему " Что я умею делать дома?" с опорой условно-графическую схему.
Конструирование высказываний - предложений, адресованных однокласснику в ситуации подготовки к уборке,
с опорой условно-графическую схему. Моделирование возможных диалогов распределения обязанностей при подготовке к уборке в классе. Текущий
Помощники.
Я одеваюсь и обуваюсь. КУ Слушание стихотворения
Е. Благининой "Научу обуваться и братца". Обсуждение возможных вариантов решения проблемы с испачканным костюмом: попросить маму почистить костюм; спросить у мамы как почистить костюм, и т.д.
Составление рассказа о том, как проходит день школьника после возвращения из школы.
Конструирование высказываний : просьба. вопрос.
Проигрывание возможного диалога между героями
с использованием составленных предложений.
Игра"Кто знает, пусть продолжает". Текущий
Помощники.
Содержу одежду и обувь
в чистоте. КУ Текущий
Помощники.
УОСЗ Текущий
Спокойной ночи! ИНМ и П Разучивание чистоговорки "Та-та-та – наступила темнота. Ты-ты-ты – ты боишься темноты?"
Слушание отрывка из " сказка о глупом мышонке" С.Маршака. Выкладывание учащимися разрезных предметных картинок. изображающих героев сказки.
Проигрывание эпизодов сказки с привлечением внимания учащихся к авторской лексике.
Тренировочные упражнения в произнесении пожеланий перед сном спокойным голосом,
с ласковой интонацией.
Ролевая игра по сюжету сказки с использованием картинок или игрушек. Текущий
Спокойной ночи! КУ Выполнение действий по заданию учителя.
(Кукла хочет спать. Давайте застелим ей кровать. Постелите простынь. Положите подушке.)
Слушание стихотворения Ю. Горея "Колыбельная".
Выполнение игровых действий в соответствии
с текстом песенки.
Разучивание стихотворения.
Пение слов на мотив колыбельной песни. Текущий
Спокойной ночи! КПЗ
Составление предложений на тему "Перед сном"
с опорой на личный опыт учащихся и условно-графические схемы предложений.
Проигрывание диалога между мальчиком и мамой(воспитателем) , изображёнными на картинке.
Игра "Дополни предложение": коллективное составление рассказа с опорой на содержание картинок и личный опыт учащихся.
Составление коротких рассказов по образцу
"Как я ложусь спать" по образцу коллективно составленного рассказа. Текущий
Составление коротких рассказов по образцу
"Как я ложусь спать"
Доброе утро! ИНМ и П Слушание и воспроизведение чистоговорки :
"Вот проснулся петушок,
Встала курочка,
Поднимайся, мой сынок,
Встань, дочурка!"
Составление реплик, с которыми мажет обратиться мама к сыну, и его ответных реплик.
Проигрывание возможных диалогов между мамой (воспитателем) и сыном (мальчиком). Текущий
Доброе утро! КУ Конструирование возможных реплик взаимного приветствия.
Проигрывание различных диалогов на основе содержания картинок. Игра "Живые загадки" . Текущий
Занятия людей утром. КУ Проигрывание различных диалогов на основе содержания картинок.
Игра "Живые загадки" .
Участие в беседе "Как начинается твоё утро". Составление коротких рассказов из личного опыта.
Текущий
"Я и мои товарищи" -4 ч. Играем вместе. КУ Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой
"Умей играть самостоятельно". Проигрывание различных диалогов по образцу.
Умение объяснять правила игры своим товарищам.
Игра "Кто быстрее?". Текущий
Не будем ссориться. КУ Слушание стихотворения
Э. Мошковская
"Не надо больше ссориться". Моделирование спорных ситуации и способы их решения. Дополнение предложений с опорой на сюжетные картинки.
Составление коротких высказываний по сюжетным картинкам "Как мы поссорились",
"Как мы договорились". Текущий
Дежурим с другом (подругой). КУ Слушание песни
"Мы дежурные", хоровые ответы учащихся
на вопросы из песни. Разговор дежурных.
Составление нескольких предложений
об обязанностях дежурных. Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. Текущий
Если друг попал в беду, помоги ему КУ Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой "
Если друг попал в беду, помоги ему". Составление диалогов
по картинке. Дополнение предложений с опорой
на сюжетные картинки. Текущий
Составление короткого рассказа по сюжетным картинкам
"Мир природы" - 4 ч. «К нам весна шагает…» ИНМ и П Слушание стихотворения
А. Плещеева "Весна". Участие в учебном диалоге.
Составление диалога по сюжетной картинке "Весна".
Текущий
Весенняя прогулка. Первоцветы. КУ
Экскурсия
Слушание стихотворения
Е. Серовой "Подснежник". Называние первых весенних цветов. Составление диалога
по сюжетной картинке и картинно-графической схеме "Первые цветы". Текущий
Во саду ли в огороде. ИНМ и П Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно- символической схемы к каждому предложению.
Называние предметов, характеристика предметов
по цвету, величине, форме, вкусу и др.
Составление предложений по теме.
Сравнение двух предметов или их изображений
по заданному признаку Называние овощей и фруктов. Соблюдение гигиенических правил
( мытье овощей и фруктов перед едой). Текущий
Во саду ли в огороде. УОСЗ Текущий
9. Учебно-методическое обеспечение и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Для учителя:
1. "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0-4 классы " под редакцией И.М. Бгажноковой,
М. : "Просвещение" , 2011 г.
2. Комарова С.В. Устная речь 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы . М.: "Просвещение", 2016 г.
3. Комарова С. В., Головкина Т. М., Саакян С. В.Устная речь. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида . М.: "Просвещение", 2014г.
4. Сказки " Курочка ряба»" , "Теремок", "Репка", "Колобок",стихи А.Барто ,С.Маршака.
5.Сборник чистоговорок.
Для учащихся:
1. Комарова С.В. Устная речь 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы . М.: "Просвещение", 2016 г.
2. Комарова С. В., Головкина Т. М., Саакян С. В.Устная речь. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида . М.: "Просвещение", 2014г.
Наглядный учебный материал:
-иллюстрации, таблицы (демонстрирующие готовые изображения, методику их получения);
-трафареты;
-презентации;
- DVD-фильмы;
- раздаточные карточки;
-мягкие игрушки. куклы.
Технические средства:
- Персональный компьютер;
- Проекто.