Адаптированная рабочая программа по ручному труду
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА VIII вида № 309
129327 Москва, ул. Коминтерна, д.16, стр.1 Тел/Факс:499-184-39-41;499-184-37-03;499-185-87-74 E-mail:sch309@yandex.ruОКПО-18163843; ОГРН-1037739049677; ИНН-7716210890
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУЧНОМУ ТРУДУ
ДЛЯ 1-Б КЛАССА
НА 2013 – 2014 УЧ.Г.
Автор-составитель программы –
учитель начальных классов
Баранова Н.П.
Москва
2013
РУЧНОЙ ТРУД.
Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основании:
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией И.М. Бгажноковой (Москва, Просвещение, 2011).
- «Программы подготовительного и 1 – 4 классов (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», под ред. В. В. Воронковой, М. Просвещение, 2009г.
-«Программы обучения глубоко умственно отсталых детей» под ред.А.Р.Маллер,
М., “Просвещение”, 1984г.
Данная программа составлена на основании «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей» под редакцией А.Р. Маллер (М., Просвещение, 1984г.) и «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией И.М. Бгажноковой (С.П.,2008г.).
В процессе трудового обучения реализуется главная задача – формирование у детей интереса к разнообразным видам ручного труда.
Программа по ручному труду в первом классе определяет содержание и уровень основных знаний и умений учащихся по технологии ручной обработки материалов (бумаги, картона, пластилина), а также включает первоначальные сведения об элементах организации труда. На трудовое обучение в первом классе отводится 2 часа в неделю.
Особенность программы первого класса заключается в том, что в первом полугодии при выполнении поделок практически не используются инструменты. Это связано с тем, что дети работают в основном с пластическим материалом (пластилином). Работа с ним позволяет эффективно развивать точность и согласованность движений пальцев рук, достаточно легко создавать объёмные модели несложной формы (овощи, фрукты, игрушки и т.д.), уточняя при этом представления учащихся о натуральных предметах.
Программа предусматривает и выполнение изделий из бумаги без использования инструментов.
Во втором полугодии учащиеся учатся пользоваться кисточкой и клеем, организовывать рабочее место для выполнения такой работы.
Учителю чрезвычайно важно определить уровень доступности заданий для учащихся с разными интеллектуальными и физическими возможностями. Повышать сложность конструкции и приёмов выполнения изделий можно лишь при усвоении учениками предыдущего материала.
Лепка
Педагог учит детей правилам работы с пластилином, правильному положению рук — обе руки до локтя на столе, учит правильным движениям рук, пальцев в процессе работы.
Дети должны получить следующие навыки в работе с глиной (или пластилином):
разминать глину;
раскатывать прямыми движениями ладоней (палочки) в руках и на подкладной доске;
раскатывать кругообразными движениями ладоней (мяч);
вдавливать углубления на поверхность шара (яблоко);
делить глину на части;
сплющивать между ладонями (лепешки, блины, шляпка гриба);
соединять две части (баранки, гриб со шляпкой, снеговик);
Лепить буквы: А, О, У.
Уметь в лепке использовать правильные представления о величине и форме: при задании слепить большой и маленький шарики (мячи, яблоки, палочки) делить глину на две неравные части; лепить шар и делать из него круг (лепешка, блин). Понимать и употреблять эти слова, выполнять с ними действия.
Работа с бумагой
Выработка умений и навыков работы с бумагой: мять бумагу и разглаживать ее ладонью; разрывать произвольно; отрывать небольшие кусочки; сгибать бумагу по прямым линиям произвольно (в любом направлении), разгибать ее и разглаживать по месту сгиба; сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны.
Изготовление изделий: коллекции цветной бумаги (2—3 цвета); «книжечка» (из двух листов бумаги); «закладка».
Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги (круг, квадрат, треугольник) на полоске бумаги в указанном порядке (выбирая по цвету или чередуя); на листе бумаги, образуя определенный рисунок.
Складывание изделий, состоящих из двух готовых деталей: грибок, дом с крышей и т. д., правильно соотнося части.
Работа с нитками
Разборка ниток.
Размотка трикотажного срыва.
Сортировка по цвету.
Намотка па катушку.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- названия основных цветов указанных материалов;
- названия операций, необходимых для обработки материала (пластилин лепят, бумагу сгибают, нитки сплетают, вьют).
Учащиеся должны уметь:
- использовать пространственные характеристики при работе с листом бумаги: вверху, внизу, слева, справа, в середине, в углу;
- сопоставлять свою поделку с образцом.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУЧНОМУ ТРУДУ.
1 четверть.
Дата Тема урока
3.09 Выявление у учащихся уровня представления о лепке.
5.09 Обучение учащихся правильному положению рук при работе с пластилином.
10.09 Обучение работе с пластилином.
12.09 Выработка умения у учащихся правильному движению рук, пальцев в процессе работы с пластилином.
17.09 Обучение навыкам работы с пластилином (разминание, раскатывание).
19.09 Обучение навыкам раскатывания прямыми движениями ладоней палочки в руках и на подкладной доске.
24.09 Обучение раскатывать пластилин кругообразными движениями ладоней (мяч).
26.09 Обучение умению делить пластилин на части, сплющивать между ладонями (лепёшки, блины, шляпка гриба).
1.10 Обучение умению соединять две части (баранки, гриб).
3.10 Обучение умению лепить из пластилина буквы А,О,У.
8.10 Обучение умению и навыкам работы с бумагой (мять и разглаживать ладонью).
10.10 Обучение навыкам работы с бумагой (разрывать произвольно, отрывать кусочки).
15.10 Обучение умению сгибать лист, совмещая углы и стороны.
17.10 Изготовление изделия закладки из бумаги.
22.10 Работа с бумагой. Раскладывание готовых геометрических форм из цветной бумаги в указанном порядке.
24.10 Обучение учащихся складывать изделие из цветной бумаги, состоящее из двух деталей (дом с крышей).
29.10 Обучение складывать изделие из цветной бумаги, состоящее из трёх частей (снеговик).
31.10 Работа с пластилином. Раскатывание пластилина кругообразными движениями ладоней и соединение трёх частей (снеговик).
2 четверть
Тема Дата
Лепка кругов разной величины. 12.11
Лепка разноцветных бус из пластилина. 14.11
Лепка овощей из пластилина (редис). 19.11
Лепка овощей из пластилина(морковь). 21.11
Лепка овощей из пластилина (свёкла). 26.11
Лепка из пластилина пирамидки из четырёх колец. 28.11
Работа с нитками. Свойства ниток. 03.12
Подбор ниток по цвету, завязывание узла. 05.12
Наматывание ниток на картонку. 10.12
Наматывание ниток в клубок. 12.12
Соединение узлом нескольких нитей (прядей). 17.12
Плетение косички-закладки в три пряди. 19.12
Изготовление кисточки из ниток. 24.12
Плетение коврика из четырех прядей. 26.12
3 четверть
Дата Тема
14.01 Работа с пластилином.
Лепка по образцу фруктов. Груша.
16.01 Лепка по образцу фруктов. Гроздь винограда.
21.01 Изготовление лесенки из пластилина.
23.01 Работа с бумагой. Обёртывание книги бумагой.
28.01 Работа с бумагой. Сгибание листа бумаги вчетверо.
30.01 Работа с бумагой. Выполнение веера из бумаги.
4.02 Закрепление умения сгибать бумагу веером.
6.02 Работа с бумагой. Скручивание полоски бумаги по заданному направлению.
11.02 Изготовление из цветной бумаги праздничных флажков.
13.02 Коллективная аппликация к 23 февраля.
25.02 Аппликация «Неваляшка»
27.02 Изготовление треугольника путем сгибания квадрата с угла на угол
14.02 Изготовление аппликации «Бусы»
4.03 Изготовление аппликации к 8 марта
6.03 Изготовление аппликации «Листочки».
11.03 Аппликация «Цветы»
13.03 Аппликация «Бабочка»
18.03 Складывание изделий, состоящих из двух готовых дета¬лей: грибок, правильно соотнося части.
20.03 Складывание изделий, состоящих из двух готовых дета¬лей: домик, правильно соотнося части.
4 четверть
Дата Тема
1.04 Работа с проволокой. Сгибание проволоки под углом.
3.04 Сгибание проволоки по кругу.
8.04 Сгибание проволоки вдвое, втрое, вчетверо.
10.04 Изготовление контуров геометрических фигур накладыванием на графическое изображение.
15.04 Изготовление геометрических фигур по представлению
17.04 Изготовление контура «рыбки» накладыванием на изображение.
22.04 Изготовление контура «бабочки» накладыванием на изображение.
24.04 Изготовление контура «цветочка» по представлению.
29.04 Работа с нитками. Плетение в 2 пряди: косичка.
6.05 Работа с нитками. Плетение в 4 пряди: косичка.
8.05 Работа с нитками. Плетение в 6,8 прядей: поясок.
13.05 Закрепление умения плетения косички из прядей.
15.05 Изготовление геометрических фигур по представлению
20.05 Закрепление умения изготовления геометрических фигур по представлению
22.05 Изготовление контура куклы-«неваляшки» накладыванием на изображение.
27.05 Изготовление контура игрушки -«чебурашки» накладыванием на изображение.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Под редакцией А.Р. Маллер . М.,1984.
2. Воспитание н обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей .Под редакцией В. Е. Воронковой. М., 1994.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Под редакцией И.М. Бгажноковой. Санкт-Петербург,2008.
4. Дети-олигофрены. Под ред. М.С. Певзнер . М.,1959.