Адаптированная программа для детей с ОВЗ по литературному чтению


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Б.Н.Куликова г.Семикаракорска»

«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ№1
Приказ №384 от 01.09.2015
Подпись руководителя______
Ф.И.О. Ганеев И.И.
М.П.



АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
для детей с ОВЗ

по литературному чтению

Уровень общего образования : 3 класс

Количество часов : 68

Учитель: Бугрова О.В.
Обучающийся : Гуреева Юлия


1. Раздел «Пояснительная записка»

Адаптированная программа для детей с умственной отсталостью является органической частью систематического курса
русского языка и литературы.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» создана на основе нормативно правовых документов:
Закон РФ « Об образовании»;
Программа для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (1-4).
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;

Задачи уроков чтения:
Преодоление пробелов в умениях и навыках, возникших в период «Обучения грамоте», формирование правильного слогового чтения;
Формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
Формирование умений воспринимать литературное произведение, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
Развитие нравственных представлений и чувств, художественного вкуса, творческого воображения, коррекция личностного развития ребёнка;
Преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
Привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству;
Развитие и расширение первоначальных знаний ребёнка об окружающем мире, обогащение его чувственного опыта, развитие мыслительной деятельности и познавательной активности.

Данная рабочая программа разработана на основе: федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по учебнику 3 класса авторов:Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения.
В программе заложены новые подходы к образованию учащихся, направленные не только на усвоение стандарта, базовых знаний, но и на формирование учебных компетенций, на развитие познавательных, интеллектуальных способностей учащихся.


2. Раздел « Место учебного предмета в учебном плане»

По типовой программе на изучение курса «Литературное чтение» в 3 классе коррекционного обучения отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 ч (34 учебных недели).
Согласно действующему в школе «Годовому календарному графику работы МБОУ СОШ №1 на 2015-2016 учебный год», «Учебному плану МБОУ СОШ №1 на 2015-2016 учебный год», «Расписанию МБОУ СОШ №1 на 2015-2016 учебный год», в 2015-2016 учебном году фактическое количество учебных часов по литературному чтению в 3 классе составит 67 часов, т.к. урок № 63 выпадает на праздничный день 02.05. 2016 , то будет проведен 05.05.2016 за счет уплотнения материала .


3.Раздел «Общая характеристика учебного предмета»

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника . Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятие литературного текста, формированию читательской самостоятельности. средств. Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Цели и задачи.

Задачи
Образовательные:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
умением в системе образования младших школьников;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
Развивающие
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
Воспитательные:
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
обогащение нравственного опыта младших школьников;
формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;
развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Цели:
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ,
развивать образное мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

4. Раздел «Содержание учебного предмета»

В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей.
Раздел 1
Тема: «Устное народное творчество (10 ч)»
Раздел 2
Тема: «Люблю природу русскую. Осень (4ч)»
Раздел 3
Тема: «Русские писатели (8 ч)»
Раздел 4
Тема: «О братьях наших меньших (6 ч) »
Раздел 5
Тема: «Из детских журналов (6 ч) »
Раздел 6
Тема: «Люблю природу русскую. Зима (8 ч) »
Раздел 7
Тема: «Писатели – детям (18 ч) »
Раздел 8
Тема: «Я и мои друзья (8 ч) »

5. Раздел «Результаты освоения учебного предмета»

В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь
читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,оценивать события, героев произведения;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня),
различать сказки народные и литературные;
различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками)

6. Раздел «Календарно-тематическое планирование»

№ урока
№ урока в разделе
Дата проведения
Тема урока
Деятельность учащихся
Самостоятельная деятельность обучающегося
Кол-во часов
Дата


Устное народное творчество (10 ч)

1

1
03.09
Малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки..
Сопоставляет малые фольклорные жанры.
Читать произведение Н.Бурсова «Кот и крот».
2
04.09

2
2
07.09
Малые фольклорные жанры: загадки, считалки, небылицы.



08.09

3

3
10.09
Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт».
Знакомится с жанром народной сказки.
Читать произведение Э.Шима «Жук на ниточке».
2
11.09

4
4
14.09
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».



15.09

5

5
17.09
Русская народная сказка «У страха глаза велики»..
Работает со словами, несущими основное содержание и смысл произведения.
Читать русские народные загадки

1
18.09

6
6
21.09
Русская народная сказка «Лиса и тетерев».

Читать произведение В. Берестова «Если хочешь пить...»
1
22.09

7

7
24.09
Русская народная сказка «Лиса и журавль».

Интонирует в соответствии с характером персонажей
Читает бытовую сказку.
Читать произведение Б. Заходера «Как Волк песни пел».
1
25.09

8
8
28.09
Русская народная сказка «Каша из топора»

Читать произведение Б. Заходера «Как Волк песни пел».
1
29.09

9

9
01.10
Русская народная сказка «Гуси-лебеди».Деление текста на части

Читать произведение С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали Серого Волка».
1
02.10

10
10
05.10
Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

Читать произведение В. Зотова «За двумя зайцами».
1
06.10

Люблю природу русскую. Осень.(4 ч)

11

1
08.10
Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной»
Соотносит поэзию и живопись.

Читать произведение В. Драгунского «Заколдованная буква».
1
09.10

12
2
12.10
К.Бальмонт, А.Плещеев, А.Фет

Читать произведение В. Драгунского «Когда я был маленький».
1
13.10

13

3
15.10
В.Берестов «Хитрые грибы». Сопоставление текстов разных жанров и стилей.
Сопоставляет тексты разных жанров и стилей.
Читать произведение В. Драгунского «Не пиф, не паф!».
1
16.10

14
4
19.10
М.Пришвин «Осеннее утро».

Читать произведение В. Драгунского «Не пиф, не паф!».
1
20.10

Русские писатели (8 ч)

15

1
22.10
А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»

Упражняется в отборе деталей для создания целостного художественного образа.
Читать произведение Н. Носова «Находчивость».
1
23.10

16
2
26.10
А.С.Пушкин. Стихотворения о зиме.

Читать произведение Дж. Родари «Машинка для приготовления уроков».
1
26.10

17

3
05.11
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Передает настроение через интонирование текста.
Читать произведение Б. Заходера «Муравей». (Из Яна Бжехвы);

2
06.11

18
4
09.11
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».



10.11

19

55
12.11
И.А.Крылов. Басни. Мораль басни.
«Лебедь, Рак, Щука».

Читать произведение Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка».
2
13.11

20
6
16.11
И.А.Крылов. Басни. «Стрекоза и муравей».
Обсуждает нравственную позицию героев.


17.11

21

7
19.11
Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек».
«Филиппок»

Читать произведение скороговорки;
И. Мазнина «Шла лисица».
1
20.11

22
8
23.11
Л.Н.Толстой«Правда всего дороже», «Котёнок».

Читать произведение Р. Сефа «Апчхи!»;
М. Яснова «Чучело-мяучело».
1
24.11

О братьях наших меньших (6 ч )

23

1
26.11
Стихи о животных разных авторов..
Выделяет смысловые части.
Читать произведение Р. Сефа «Бесконечные стихи»

1
27.11

24
2
30.11
М.Пришвин «Ребята и утята».

Читать произведение Ю. Ермолаева «Угодили»

1
01.12

25

3
03.12
Е.И.Чарушин «Страшный рассказ».

Читать произведение В. Голявкина «Как я под партой сидел»,
«Про то, для кого Вовка учится».
2
04.12

26
4
07.12
Б.Житков «Храбрый утёнок».
Прогнозирование хода событий в тексте.


08.12

27
5
10.12
В.Бианки «Музыкант».

Читать произведение Э. Мошковской «Болельщик».
1
11.12

28
6
14.12
В.Бианки «Сова».

Читать произведение В. Осеевой «Просто старушка».
1
15.12

Из детских журналов (6 ч )

29

1
17.12
Весёлые стихотворения Д.Хармса.
Подбирает рифмы
Читать дагестанскую сказку «Храбрый мальчик».

18.12

30
2
21.12
Весёлые стихотворения Д.Хармса.

Читать произведение Г. Балла «Москвичок, который не знал правил уличного движения».
2
22.12
25.12

31
3
24.12
Ю.Владимиров «Чудаки».





32
4
28.12
Ю.Владимиров «Чудаки».

Читать произведение С. Воронина «Храбрый клоун».
1
29.12

33
5
11.01
Стихотворения А.Введенского.
Становит вопросы к произведениям.
Читать произведение А. Фета «Чудная картина...».

1
12.01

34
6
14.01
Стихотворения А.Введенского.

Читать произведение А. Прокофьева «Как на горке, на горе»
1
15.01

Люблю природу русскую. Зима. (8 ч)

35
1
18.01
И.А.Бунин, К.Д.Бальмонт,
Словесно рисует.
Читать произведение Э. Успенского «Разгром».
1
19.01

36
2
21.01
Я.Аким.

Читать произведение Н. Матвеевой «Девочка и пластилин».
1
22.01

37

3
25.01
Ф.Тютчев «Чародейкою зимою».
Эпитеты. Сравнения.
Слушает выразительное чтение учителя
Читать произведение Ю. Ермолаева «Два пирожных».
1
26.01

38
4
28.01
Есенин «Поёт зима – аукает», «Берёза».

Читать произведение Э. Мошковской «Обида»
«Трудный путь».
1
29.01

39

5
01.02
Русская народная сказка «Два Мороза».
Пересказывает текст
Читать произведение О. Григорьева «Яма»
1
02.02

40
6
04.02
Русская народная сказка «Два Мороза».

Читать произведение С. Маршака «Жадина»
1
05.02

41

7
08.02
С.Михалков «Новогодняя быль»..

Читать произведение В. Осеевой «Три товарища»
2
09.02

41
8
11.02
С.Михалков «Новогодняя быль».



12.02

Писатели – детям (17 ч)

43

1
15.02
К.И.Чуковский «Путаница».
Повторяет литературоведческой терминологии.
Читать произведение Л. Н. Толстого «Косточка» (Быль).
1
16.02

44
2
18.02
К.И.Чуковский «Радость».

Читать произведение С. Прокофьевой «Когда можно плакать?»
1
19.02

45

3
25.02
К.И.Чуковский «Федорино горе».
Наблюдает за развитием сюжетной линии и её влиянием на главную героиню.
Читать произведение Е. Пермяка «Как Маша стала большой»
1
24.02

46
4
27.02
К.И.Чуковский «Федорино горе».

Читать произведение В. Сухомлинского «Пусть будут и Соловей и Жук».
1
26.02

47

5
29.02
С.Я.Маршак «Кот и лодыри».
Работает с синонимами.
Читать произведение С. Козлова «После долгой разлуки»;
В. Осеева «Сторож»
1
01.03

48
6
03.03
С.Я.Маршак «Кот и лодыри».

Читать произведение В. Осеевой «Кто наказал его?»;
А. Барто «Рыцари».
1
04.03

49

7
05.03
С.В.Михалков «Мой секрет».
Соотносит названия произведений и их содержания.
Читать произведение В. Осеевой «Плохо»;
Д. Хармс «Удивительная кошка».
1
09.03

50
8
10.03
С.В.Михалков «Сила воли».

Читать русскую народную сказку «Лиса и журавль»
1
11.03

51
9
14.03
С.В.Михалков «Мой щенок».

Читать индийскую сказку «Ссора птиц».
1
15.03
18.03


52
10
17.03
С.В.Михалков «Мой щенок».

В. Берестов «Посадили игрушку на полку»;
1


53
11
31.03
А.Л.Барто «Верёвочка».
Работает над ритмичностью стихотворения
Читать русскую народную сказку «Самое дорогое».
1
01.04

54

12
04.04
А.Л.Барто «В школу», «Мы не заметили жука».

Читать произведение С. Баруздина Кузнец»;
Б. Заходера «Петя мечтает».
1
05.04

55
13
07.04
А.Л.Барто «Верёвочка».
Соотносит названия произведений и их содержания
Читать русскую народную сказку «Два Мороза».
1
08.04

56
14
11.04
Н.Н.Носов «Живая шляпа».

Читать русскую народную сказку «Два Мороза».
1
12.04

57
15
14.04
Н.Н.Носов «Живая шляпа».

Читать белорусскую сказку «Краденым сыт не будешь»
1
15.04

58
16
18.04
Н.Н.Носов «На горке».
Соотносит названия произведений и их содержания
Читать произведение Братьев Гримм «Звёздные талеры»
1

2
19.04

59-60
17-18
21.04
25.04
К. Ушинский «Кто дерёт нос кверху»



22.04
26.04

Я и мои друзья (8 ч)

61

1
28.04
Стихи В.Берестова, Э.Мошковской,
Передает настроение при помощи интонации.
Читать произведение Е. Благининой «Посидим в тишине»
1
29.04



02.05
Стихи В.Лунина.

Читать произведение И. Дика «Красные яблоки»
1
03.05

62
2
05.05
(02.05)
Н.Булгаков «Анна, не грусти!». Стихи В.Лунина.

Читать произведение А. Барто «Перед сном»
1
06.05

63

3
09.05
Н.Булгаков «Анна, не грусти!».

Читать произведение В. Орлова «Светлячок-маячок»
1
10.05

64
4
12.05
В.Осеева «Волшебное слово».
Работает над точностью слов и фраз, позволяющих проследить движение сюжета.
Читать произведение C. Козлова «Заяц и Медвежонок»
1
13.05

65

5
16.05
В.Осеева «Волшебное слово».

Читать произведение И. Пивоваровой «Про сверчка, мышь и паучка»
1
17.05

66
6
19.05
В.Осеева «Хорошее».

Читать произведение C. Козлова «Заяц и Медвежонок»
1
20.05

67
7
23.05
В.Осеева «Хорошее».

Читать произведение К. Ушинского «Гусь и журавль»
1
24.05

























Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета ___________________Мандрыка Г.А.
МБОУ СОШ №1 Подпись
От 28 августа 2015 года №1 «___»___________20_____
Подпись руководителя МС ______
Ефремова Г.П.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15