Программа по вокалу для разновозрастных детей
Пояснительная записка
Актуальность
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами (9-12 человек), и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Режим занятий
Данная программа представляет иной подход к обучению вокалу.
Весь курс постановки голоса рассчитан на год обучения - 175 часов; они включают в себя 25 часа теоретических занятий и 150 часа – практических.
За это время руководитель оставляет себе право заниматься как со всеми ребятами, так и приглашая по очереди, группами.
При необходимости (большой наполняемости группы) она делится на 2 подгруппы. Обучение вокалу происходит быстрее, если перерывы между уроками сокращены. Самый длительный перерыв, не более 3-х дней, так как вокальная память (мышечные ощущения) короткая.
Кружок «Адажио» работает на протяжении всего учебного года (35 рабочих недель).
Цели и задачи программы:
формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
развитие музыкальности;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении:
воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира.
Задачи программы:
Образовательные:
Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
Обучить детей вок5альным навыкам;
Воспитательные:
Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
Привить навыки сценического поведения;
Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
Развить музыкально-эстетический вкус;
Развить музыкальные способности детей;
Методы и приемы работы:
Методы формирования сознания учащегося:
Показ;
Объяснение;
Инструктаж;
Разъяснение;
Методы формирования деятельности и поведения учащегося:
Самостоятельная работа;
Иллюстрация;
Методы стимулирования познания и деятельности:
Поощрение;
Контроль;
Самоконтроль;
Оценка;
Самооценка;
Вручение подарка;
Одобрение словом;
Методы поощрения:
Благодарность;
Благодарственное письмо родителям;
Устное одобрение.
Основы музыкального певческого аппарата точно определяются физиологией и медициной. Детские голоса имеют три основных градации – высокие, средние и низкие. Чтобы стать певцом, необходимо установить характер своего голоса. Правильное определение природы голосовых данных служит залогом дальнейшего их развития.
Содержание программы
тема теория практика
Введение. Формы предстоящей работы: теория, практика.
Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости. Лад: мажор-минор. Лад как система устойчивых и неустойчивых звуков. Специфика ладового отличия. Определение на слух мажора и минора. Подбор текста к каждому ладу. Сочинение примеров в мажоре и миноре на заданный текст.
Темп:
быстро - медленно. Определение темпа как скорости звучания музыки, соответствие характера песни с темпом. Темповые особенности вокальных произведений. Определение на слух темпа произведений. Сочинение попевок в различном темпе на заданный текст.
Динамика:
громко – тихо. Определение динамики как громкости звучания музыки. Соответствие динамики и образа музыкального произведения. Определение на слух p и f. Сочинение песен в разной динамике на заданный текст. Динамические игры.
Жанры:
песня, танец, марш. Дать определение жанра. Определение жанровой специфики, соответствие жанров характеру произведения и влияние замысла на выбор жанра. Найти примеры разных жанров. Сочинение песни в разных жанрах. Изменение уже существующего жанра.
Формы:
1-, 2-, 3-хчастные. Определение специфики построения произведений. Буквенное обозначение форм. 3-хчастная репризная и безрепризная: сходства и различия. Определение формы произведения на слух. Построение собственного произведения в заданной форме.
Формы песен. Определение частей песни, их названия и особенности. Бесприпевная форма. Привести примеры песен с припевом и без. Сочинение песни на заданный текст в заданной форме.
Типы голосов. Названия групп голосов, их расположение в хоре. Определение диапазона каждого голоса. Определение диапазона собственного голоса, обозначение типа. Уметь различать на слух.
Типы дыхания. Определение типов дыхания, их особенности. Уметь при пении использовать брюшной тип дыхания.
Формирование певческих навыков, певческая установка, развитие слуха, музыкальной памяти, вокальной артикуляции, дыхания. Определение музыкального слуха, памяти. Определение артикуляции, ее особенностей при пении. Что такое художественный образ произведения? Уметь владеть дыханием, верно артикулировать, определять образ музыкального произведения.
Хор, его разновидности Определение хора. Виды хоров по составу. Мужской, женский, детский и смешанный хор. Слушание хоровых произведений. Анализ состава хора по количеству партий и по составу.
Типы певческих голосов в хоре. Партии в хоре. Названия голосов каждой партии, их диапазон и представители. Хор с солистом. Слушание хоровых фрагментов опер, определение хора.
Солист, дуэт, трио, квартет. Определение соло, дуэт, трио, квартет. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Способы деления по партиям. Слушание вокальных и инструментальных ансамблей.
Развитие певческого диапазона. Пение фальцетом. Пение речитативом. Освоение придыхательного пения. Определение фальцета, речитатива. Пение разными манерами. Фальцет – головное звучание. Уметь использовать в нужные моменты пения. Речитатив как выразительный момент.
Работа над музыкальным и сценическим образом. Занятие является основной формой обучения и воспитания в кружке. Занятие условно можно разделить на две части:
вокальная гимнастика или вокальные упражнения;
работа над произведением.
Вокальная гимнастика, в свою очередь, делится на :артикуляционную гимнастику;
дыхательные упражнения;
певческое распевание или вокально-интонационные упражнения.
Артикуляционная гимнастика
1.Массаж лицевых резонаторов.
2.Покусывание языка, сначала кончик языка, а затем левую и правую стороны языка. Все упражнения выполняются по 4 раза.
3. «Облизать губки с обратной стороны». Сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном движении.
4. «Прокалывать щечки». Упереться языком в верхнюю губу, в нижнюю губу, в левую щеку, в правую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
5. «Втягиваем щечки». Покусать нижнюю губу, верхнюю губу, втянуть щеки и закусить боковыми зубами их внутреннюю поверхность.
6.Пощелкать языком, изменяя форму рта. Обратить внимание на изменения щелкающего звука. Пытаться произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки.
7.Вывернуть наружу нижнюю губу, обнажив десны и придать лицу обиженное выражение.
8.Приподнять верхнюю губу, обнажив десны и придать лицу подобие улыбки.
9.Чередовать два предыдущих упражнения в ускоряющемся темпе.
10.Поставить указательные пальцы горизонтально под глаза и попытаться приподнять пальцы мышцами лица, контролируя, таким образом, активность мышц.
11.Сделать нижней челюстью круговое движение вперед- вниз.
12.Сделать нижней челюстью круговое движение вперед-вправо-влево-вперед.
13.Соединить движение нижней челюсти вперед-вниз с оттопыриванием (выворачиванием) нижней губы с обнажением десен.
14. Соединить движение нижней челюсти вперед-вниз с поднятием верхней губы с обнажением десен.
15.Соединить движение челюсти вперед-вниз с выворачиванием нижней и верхней губ и обнажением десен.
Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта, необходимо контролировать в зеркале. В дальнейшей работе также желателен постоянный визуальный контроль.
Дыхательные упражнения
Упражнения для наработки навыков дыхания через нос.
1.Широко раздув ноздри, вдохнуть «в живот». На выдохе, наоборот, снять напряжение с мускулатуры.
2.На выдохе тянуть звук «м» или «н».
3.Широко открыть рот, дышать носом.
4.Рот открыт. Вдох через нос, ноздри расширены. Затем медленно выдыхать воздух через рот (небная занавеска поднята вверх).
5. «Паровоз»- работа носом: вдох- выдох. Постепенно ускоряя, подобно тому, как поезд набирает ход.
Упражнения на работу мышц - вдыхателей, помогающие правильному регулированию дыхания.
1.Следует воспроизводить движения, имитирующие виды работ: работа с рубанком, косьба, подметание метлой.Они помогают правильному регулированию дыхания, на губах ощущается теплый воздух.Выдох должен быть без толчков, со звуком «ух», «ах», «эх».
2.Руки на нижнереберных мышцах. Подталкивать мышцы вперед, как бы качая воздух и произнося на одном звуке «ха-ха», «ух-ух», «эх-эх», «их-их».
3.Вдох носом быстрый. Наполниться дыханием, а освобождаясь от дыхания, слушать мышцы диафрагмы, которая опускается, как поршень, вниз.
4.На выдохе плавно пропевать одну из гласных А, У, О, И.
5.Известный прием работы над плавным расходованием выходящего дыхания, предложенный Франческо Ламперти (1813-1892 г. г. педагог Миланской консерватории, написал свой труд «Искусство пения» ).
6.Дуть на горящую свечу, что формирует продолжительность и ровность выдоха.
Предполагаемые результаты программы
В программе кружка – индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных.
Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении школьников готовятся для районных конкурсов сольного пения и для других мероприятий.
Программа включает в себя лекции, тематические вечера, концерты.
Должны знать и определять на слух:
музыку разного эмоционального содержания;
музыкальные жанры (песня, танец, марш);
одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;
знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
Уметь:
верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы.
Психологическая подготовка
Психологическая подготовка школьников состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к выступлениям и управления нервно-психическим восстановлению школьников. Общая психологическая подготовка представляет формирование личности и межличностных отношений, развитие театрального интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств. Психологическая подготовка школьников к выступлениям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к выступлениям, которая проводится в течение всего года, и специальная психологическая подготовка к выступлениям в конкретном концерте.
В ходе обшей, психологической подготовки к выступлениям формируется высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные черты характера: эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции в любой обстановке.
В процессе управления нервно-психическим восстановлением участника снимается нервно – психическое напряжение, восстанавливается работоспособность после выступлений, развивается способность к самостоятельному восстановлению.
Нервно - психическое восстановление осуществляется с помощью словесных воздействий, отдыха, релаксации, переключения на другие виды деятельности.
Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны включаться во все этапы и периоды круглогодичных занятий и выступлений.
На занятиях делается акцент на развитие духовно – нравственного воспитания школьников, способность развить школьнику свои творческие возможности, формированию волевых качеств характера, развитию мышления и памяти.
Воспитательная работа
Тип воспитательной системы: культурно-нравственной ориентации.
В данной программе воспитание трактуется как процесс проживания и присвоения ценности культуры в специально созданной социально-культурной среде.
Вид воспитательной системы:
Основные компоненты ценностно-смыслового ядра
Вид воспитательной системы
Основные характеристики данного вида воспитательной системы
Увлечение
Воспитательная система особого уклада жизни
Создание уклада жизни, эмоционально привлекательного для учащихся
Цель воспитания:
В качестве цели воспитательной деятельности проектируется следующие характеристики учащихся. Это ребенок:
имеющий особенную нравственную позицию;
носитель определенного типа культуры;
стремящийся к постижению и сотворению красоты;
способный к самореализации
Компоненты воспитательной системы:
особый уклад жизни объединения (собственный свод правил поведения, ритуалов, традиций, событий), несущий в себе ценности выбранного типа культуры;
годовой круг событий;
система фестивалей, концертов, различных мероприятий, демонстрирующая лучшие образцы воспроизводства и дальнейшего развития данного типа культуры;
оформление помещения, задающее стиль и создающее необходимую атмосферу.
Работа с родителями включает в себя:
демонстрацию родителям потенциала объединения, знакомство с его особенностями;
предъявление условий, соблюдение которых позволит детям успешно освоить предлагаемые требования;
регулярную демонстрацию талантов их детей (концерты, выступления и т.д.)
Диагностика достижения воспитательных результатов.
Основными результатами воспитательной деятельности являются:
достижения обучающихся;
результаты тестов на определение уровня творческих способностей, на выявление ценностных ориентаций и нравственной позиции учащихся;
популярность культурных образцов, производимых учащимися, в молодежной среде.
Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов:
результаты участия воспитанников в творческих конкурсах районного, окружного, российского и международного уровней;
тестирование уровня развития творческих способностей обучающихся;
тестирование изменения ценностных ориентаций.
Перечень материально-технического обеспечения и технических средств (ТСО), необходимых для реализации программы
Занятия проводятся в учебном кабинете № 33. Кабинет достаточной площади, микроклимат кабинета благоприятный.
Акустическая система:
Микрофоны;
Клавишные инструменты;
ЭВМ;
СD, DVD-диски;
Доступ в интернет.
Видеомагнитофон;
Телевизор;
Программное обеспечение.
Календарно-тематическое планирование
№ Название темы Часы
Теория Практика Индивид.работаОбщее кол-во часов
Пение как вид музыкальной деятельности 1. Понятие о сольном и ансамблевом пении.
1 1
2. Диагностика. Прослушивание голосов. 1 3 2 6
3. Строение голосового аппарата. 1 1 2
4. Правила охраны детского голоса. 2 2
5. Вокально-певческая установка. 1 7 6 14
6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой1 7 2 10
Формирование детского голоса 1. Звукообразование. 2 8 2 12
2. Певческое дыхание. 2 10 2 14
3. Дикция и артикуляция. 1 8 1 10
4. Речевые игры и упражнения. 1 8 1 10
5. Вокальные упражнения. 2 12 8 18
Слушание музыкальных произведений, знакомство и разучивание песен. 1. Народная песня 1 5 6
2. Произведения русских композиторов-классиков. 1 5 6
3. Произведения современных русских композиторов. 1 15 16
4. Сольное пение. 10 4 14
Игровая деятельность. Театрализация. 1 4 3 8
Расширение музыкального кругозора, формирование музыкальной культуры. 1. Путь к успеху. 1 3 4
2. Посещение концертов, музыкальных вечеров. 4 4
Концертно-исполнительская деятельность. 1. Репетиции. 12 12
Выступления, концерты. 6 6
Итого 175
Список литературы
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1 : Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с. – (Классному руководителю).
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2 : Средняя школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 224с. – (Классному руководителю).
Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).
Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.-лит., 1989. – 54с.: ил.
Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В. Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.
Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. - Волгоград: Учитель, 2005. – 99с.
Покровский Б.А. Путешествие в страну Опера. – М.: Современник, 1997. – 238с.: фотоил. – (Под сенью дружных муз).
Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.
Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. – 400 с.: нот.
Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).
Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.
Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 1. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.
Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 2. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.