Рабочая программа по вокалу
Пояснительная записка
Отличительной особенностью нового Федерального стандарта образования является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно-эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства. Именно в детском возрасте создаётся фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей, духовной культуры в будущем.
Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, так как у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров. Стоит отметить, что предмет «эстрадное пение» предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками.
Главной особенностью программы является скоординированная деятельность творческих направлений (вокал, хореография, актёрское мастерство), направленных на достижение единой цели. Учитывая индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, подбираются необходимые развивающие упражнения, и составляется вокальный репертуар.
Исходными предпосылками разработки данной программы явились необходимость развития творческой активной личности, приобщение к музыкальной культуре, умение детей адаптироваться в социуме.
Новизна программы заключается в том, что она лабильна, так как репертуар ежегодно обновляется, каждая новая песня подбирается под определённого ребёнка и группу детей с учётом их вокальных возможностей, диапазона, тембра голоса, вокальных и двигательных способностей, психологических особенностей. Программа имеет четкую художественно-эстетическую направленность.
Прогностичность: реализация данной программы создает условия для координации усилий семьи и образовательного учреждения в развитии творческой личности ребёнка, способного адаптироваться в социуме.
Контролируемость: диагностика эффективности реализации образовательной программы позволяет выявлять динамику развития творческих способностей детей.
Цель программы – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к эстрадному пению, помочь раскрытию творческого потенциала, в становлении личности, проявлении индивидуальности, развитие навыков самореализации и самовыражения в социуме. В связи с целью данной программы сформированы задачи.
Образовательные: обучение выразительному пению; обучение певческим навыкам (ансамбль, строй, певческое дыхание, музыкальный слух, ритм, звукообразование); обучать терминологии связанной с вокальными навыками; обучение пластике, танцевальным элементам.
Воспитательные: формирование устойчивого интереса к пению; формирование общей культуры личности ребёнка, умение адаптироваться в обществе, развитие коммуникативных умений и навыков общения в социуме; обогащение внутреннего мира ребёнка, образно-эмоционального восприятия окружающего мира через пение; приобщение детей к основам музыкальной культуры; развитие музыкально-эстетического вкуса; развитие художественно-самостоятельного творчества; расширение музыкального кругозора.
Развивающие: развитие слуха и голоса детей; формирование голосового аппарата; развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма, развитие диапазона; развитие творческих способностей и раскрытие творческого потенциала; сохранение и укрепление психического здоровья детей.
Программа даёт возможность:
1. Развить певческий голос: освоить технику диафрагмального дыхания; добиться чистоты интонирования; расширить и выровнять диапазон певческого голоса; овладеть специфическими эстрадными приёмами в пении и многое другое.
2. Овладеть навыками эстрадного сценического искусства и актёрского мастерства: научиться красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, обучиться актёрским навыкам, усовершенствовать дикцию.
3. Преодолеть психологические комплексы: благодаря концертной практике и повышению самооценки в процессе обучения.
Психолого-педагогические требования к реализации программы:
- максимальное проявление внимания к каждому ребёнку, выявление и реализация его индивидуальности через вокальное исполнительство;
- создание творческой, психологически - комфортной атмосферы занятий;
- реализация вокально-исполнительского потенциала учащихся через концертные и конкурсные мероприятия.
Программа рассчитана на детей от 10 до 15 лет. Срок реализации программы – 2 года. Программа занятий каждого года обучения составлена в соответствии с возрастными психолого-педагогическими особенностями детей. Программа важна тем, что социальная и личностная адаптация, самореализация и самовыражение, развитие уверенности в себе являются необходимой основой для дальнейшей деятельности детей и реализации своих творческих способностей.
2. Методическое обеспечение программы
Основные методы программы:
Метод стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения.
Метод системного подхода: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности.
Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенности перед зрителями и слушателями.
Основные принципы программы:
Принцип воспитывающего обучения.
Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и в искусстве. У детей развивает внимание, воображение, мышление и речь.
Принцип прочности.
Выученные детьми песни постепенно забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если долго не упражняться в пении.
Принцип сознательности.
Музыкальный руководитель стремится воспитать у ребят сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике пения.
Принцип наглядности.
Звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений развивают зрение, мышечное чувство, усиливают слуховое восприятие. Основные приём наглядности это исполнения песни педагогом и в записи. Некоторые образы, встречающиеся в песне, можно проиллюстрировать с помощью презентаций. Наглядность повышает интерес к занятиям, прочному усвоению песен.
Принцип доступности.
Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приёмы обучения и усвоения их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей. Доступный материал повышает у детей интерес к музыке.
Методы вокальной работы:
Фонетический метод.
Метод направлен на настройку певческого голоса на правильное звукообразование, а так же на его исправление. Метод применяется в упражнениях и на этапе разучивания песенного материала для выравнивания звучания голоса.
Метод мысленного пения.
Активизирует слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона для подражания. Метод учит внутренней сосредоточенности, предохраняет голос от переутомления. Направлен на развитие музыкально-слуховых представлений.
Метод сравнительного анализа.
Сравнивания различные образы звучания голоса, дети учатся отличать правильное звукообразование от неправильного. Дети учатся оценивать собственное исполнение, формируется навык самоконтроля.
Оценка качества. Оценка детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Необходимо поощрять детей, вселять в них уверенность.
Формы занятий:
Теоретические занятия:
- обобщающие теоретические занятия по темам, дающим представления об основных особенностях эстрадного искусства, современной песни и современной хореографии; знакомство с творчеством современных композиторов песенников;
- теоретические сведения о различных песенных жанрах, их характерных особенностях, различиях и сходстве.
Практические занятия:
Занятия проводятся по следующим дисциплинам:
- вокальное мастерство;
- ансамблевое исполнение;
- актёрское мастерство;
- освоение вокальных приёмов и песенных жанров.
Концертные занятия:
подготовка и публичное представление:
- отдельных концертных номеров;
- тематических праздничных концертов.
Это способствует закреплению изученного материала, даёт детям возможность поделиться своими знаниями и творческими успехами с публикой. Публичные выступления играют большую роль в психологическом становлении личности, умение сосредоточиться, сконцентрироваться, преодолеть страх перед большой аудиторией.
Экскурсионные занятия:
- посещение концертов различных творческих коллектив.
3. Результаты освоения программы
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах, культурных событиях.
Личностные результаты:
- овладеть понятиями музыкальной грамоты: мелодия, гармония, ритм, многоголосье, импровизация;
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять однодвухголосные произведения a'capella и с аккомпанементом;
- аргументировано рассуждать о стилях в музыке с учётом знаний, уметь обосновать собственные предпочтения, касающихся музыкальных произведений различных стилей и жанров.
Метапредметные результаты:
- осознание содержания музыкального искусства как неотъемлемой части культуры человечества;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, способность осуществлять поиск музыкальных произведений, соответствующих образу и характеру исполнителя;
- умение сопоставлять и сравнивать мелодические фразы с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных музыкальных средств;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с музыкальным произведением.
Предметными результатами освоения курса являются:
- представление об основных возможностях человеческого голоса, о роли музыкального искусства в жизни человека и общества;
- понимание места музыки в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ пения;
- освоение базовых понятий вокального мастерства;
- овладение основными стилистическими ресурсами и средствами музыкальной выразительности и использование их в своей вокальной практике;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей процесса пения и использование их в собственной концертной практике;
- осознание эстетической функции музыкального вокального искусства.
4. Социально - психологический работа
В работе с детьми необходимо создать условия для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности, с целью своевременной профилактики отклонений в социальном развитии личности. Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении детей требует обучения их психологическим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, укрепления коммуникативных навыков.
Формы сотрудничества:
С родителями. Вовлечение родителей вместе с их детей в творческую работу коллектива – оказание помощи в изготовлении костюмов, декораций и атрибутов к сценическим номерам. Совместное проведение клубных дней, посещение родителями концертов студии, чаепития.
С преподавателями. Совместная концертная деятельность, включающая в себя номера театральных, хореографических, фольклорных коллективов. Сотрудничество с хореографами, звукооператорами.
С творческими коллективами.
Участие в городских праздничных концертах, конкурсах и фестивалях.
5. Учебно-тематическое планирование
№
№
Разделы и темы
Разделы и темы
1 год
2 год
1
Вводное занятие.
1
2
Певческое дыхание.
4
2
3
Единая певческая позиция.
4
2
4
Звукообразование. Формирование гласных звуков.
3
5
Звуковедение. Фразировка.
3
2
6
Дикция.
3
7
Сценическая мастерская.
2
8
Динамические оттенки в пении.
2
9
Ансамбль. Единое ансамблевое звучание.
2
10
Пластика и движения.
2
11
Особенности драматургического развития.
2
12.
Работа с микрофоном. Пение под фонограмму.
4
6
13
Вводное занятие. Охрана голоса.
1
14
Звукообразование.
2
15
Дикция. Преодоление дикционных трудностей.
1
16
Сценическая мастерская.
4
17
Различные динамические оттенки.
2
18
Разнообразные темпы пения.
2
19
Единое ансамблевое звучание.
2
20
Пластика и движения.
4
21
Создание художественного образа.
2
22
Подведение итогов.
2
2
Итого:
34
34
6. Содержание программы
1. Ансамблевое и сольное пение.
Теория: Организации работы объединения. Цели и задачи изучения программы. Ознакомление с основами вокального искусства. Ансамблевое и сольное пение (сходство и различия).
Правила безопасности во время проведения занятий.
Практика: Прослушивание. Пение под аккомпанемент знакомых песен.
2. Певческое дыхание.
Теория: Роль дыхания в вокальном искусстве.
Практика: Работа по формированию певческого дыхания. Упражнения на дыхание.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение).
3. Единая певческая позиция.
Практика: Формирование единой певческой позиции.
4. Звукообразование. Формирование гласных звуков.
Теория: Понятие «звук». Изучение механизма первичного звукообразования. Практика: Работа по формированию гласных звуков.
5. Звуковедение. Фразировка.
Теория: Понятие «певческая фраза».
Практика: Работа над фразировкой (равномерное распределение дыхания по фразам).
6. Дикция.
Теория: Артикуляция. Роль гласных и согласных звуков в пении.
Практика: Упражнение на артикуляцию. Работа над дикцией, чёткостью произношения.
7. Штрихи в пении. Пение legatо, staccato.
Теория: Понятия «legatо» «staccato»
Практика: Формирование навыков использования данных средств выразительности в пении.
8. Динамические оттенки в пении.
Теория: Раскрытие значений понятий «forte», «piano».
Практика: Формирование навыков пения с различной динамикой.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагогом, показ аудио и видеоматериалов); практические (упражнение); исследовательские (поиск средств художественной выразительности).
9. Ансамбль. Единое ансамблевое звучание.
Теория: Понятие «ансамбль». Ансамбль как слитное, слаженное исполнение произведения всеми музыкантами, подчинение общему художественному замыслу. Понятие «аккомпанемент».
Практика: Работа над единым ансамблевым звучанием. Одновременное начало и окончание пения. Единство темпа, согласованное изменение силы звука.
10. Строй в ансамбле.
Выстраивание унисона с мелодической линией в аккомпанементе.
Теория: Знакомство с понятиями «строй», «унисон».
Практика: Работа над строем в ансамбле, выстраивание унисона.
11. Особенности драматургического развития. Художественный образ.
Теория: Значение драматургического развития в ансамблевом пении.
Практика: Создание художественного образа произведения с помощью педагога. Постановка номера.
12. Работа с микрофоном. Пение под фонограмму.
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная, групповая.
13. Итоговое занятие.
Занятие проводится в форме творческого отчёта (концерта).
К концу 1 года обучения учащиеся должны:
- знать основы гармонии;
- овладеть основами певческого дыхания;
- овладеть умением выстраивать унисон;
- уметь применять пластические движения при исполнении;
- уметь пользоваться техническими средствами;
- исполнять одноголосные произведения.
К концу 2 года обучения учащиеся должны:
- овладеть певческим дыханием;
- правильно формировать гласные звуки при пении;
- петь в унисон, слушая друг друга, исполнять произведения с элементами полифонии;
- уметь применять пластические движения при исполнении;
- уметь пользоваться техническими средствами;
- овладеть пением с элементами двухголосного строя;
- добиваться эмоционального исполнения произведения.
7. Педагогическая диагностика и мониторинг
Цель диагностики:
- выявление уровня общего музыкального развития и вокальных способностей.
Методы диагностики:
- наблюдение за детьми в процессе занятий, индивидуальный опрос в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. Оценке и контролю результатов обучения подлежат:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений.
Виды контроля:
- предварительный - диагностика способностей учащихся;
- текущий – наблюдение за успешностью освоения обучающимися вокальными умениями и развитием вокального мастерства;
- итоговый - анализ результатов выступления обучающихся в рамках мероприятий различного уровня.
Педагогическая диагностика и мониторинг являются очень важным фактором успешной деятельности педагога в системе дополнительного образования, показателем его профессиональной компетентности и профессионализма. Любую педагогическую деятельность следует начинать с этапа входной диагностики.
При работе с детьми следует помнить, что одному ребенку в силу своих природных способностей достаточно месяца, чтобы овладеть основами певческого голоса, другому не хватает и года.
Диагностика и мониторинг должны стимулировать деятельность педагога и детей, а не гасить ее. У любого, даже самого “слабого”, ребенка надо поддерживать уверенность в том, что он справиться, создавать ситуацию успеха и радоваться вместе с ним малейшей победе.
8. Литература
Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе, М.,1983.
Практическое руководство по вокальной работе, М., 1982.
Ерёменко С.И., Распевание в детском хоре, Краснодар, 2003.
Красильникова, Критская, Усачева, Школяр Теория и методика музыкального образования детей, М., 1998.
Кабалевский Д.Б., Воспитание ума и сердца, М.,1984.
Абдулин Э. Б. Теория и практика обучения музыке, М., 1995.
Азаров Б. П. Искусство воспитывать, М., 1985.
Струве Г. А. Школьный хор, М., 1981.
Самарин В. А. Методика работы с вокально-хоровым коллективом, М., 1999.
Алиев Ю. Б. Настольная книга учителя музыки, М., 2000.
Емельянов В. В. «Развитие голоса: координация и тренинг»,Санкт-Петербург, 2000.
Плужников К. Механика пения, Санкт-Петербург, 2004.
Шаповалова О.А. Популярный музыкальный словарь, Феникс, 2008.
Юшманов В.И. Вокальная техника и её парадоксы, Деан, 2007.
Романова Л.В. Школа эстрадного вокала, Планета музыки, 2008.
Монд Л. Здоровье голоса певца, Фортуна ЭЛ, 2011.
13PAGE 15
13PAGE 14915
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 915