Психолого-педагогические условия развития психомоторики детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в процессе музыкально–ритмической деятельности
Зугрэсская специальная общеобразовательная школа – интернат № 31
Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики
Психолого-педагогические условия развития психомоторики детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в процессе музыкально – ритмической деятельности
Автор статьи:
Кандидат педагогических наук,
учитель-методист,
учитель-дефектолог
высшей квалификационной категории,
учитель ритмики
Белоус Татьяна Александровна
2016 год
Психолого-педагогические условия развития психомоторики детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в процессе музыкально – ритмической деятельности
Учитывая серьезные нарушения психофизического развития младших школьников с ОВЗ и положительное влияние музыкально-ритмических упражнений, ритмика была выделена как занятия, организуемые по специальной программе и методике.
Определены пути исправления дефектов психомоторики на занятиях ритмикой у учащихся младших классов вспомогательной школы. Важнейшими из них являются следующие:
1. Чтобы увеличить объем произвольного внимания нужно использовать задания, которые требуют запоминания детьми небольшого количества движений. Например, сначала надо давать простые упражнения, которые состоят из двух движений - ходьбы и бега; через два-три занятия к этим упражнениям добавляется приставной шаг, подскок и т.д.
Тренировать детей на запоминание ряда последовательных движений удобно на ритмико-гимнастических комплексах, которые ученики первых и вторых классов сразу выполняют, а ученики третьих и четвёртых классов, прежде чем их выполнить, называют их последовательность.
Чтобы улучшить умение детей переключаться от одного движения к другому, целесообразно давать ученику задания на выполнение резко противоположных движений: идти вперёд и отходить назад, хлопать в ладони и топать ногами, а потом постепенно переводить на движения, менее резко отличающиеся друг от друга. Движения следует выполнять сначала в медленном темпе и при большой амплитуде, а затем постепенно ускорять темп и уменьшать амплитуду движений.
2. Для того чтобы научить обучающихся с ОВЗ владеть темпами, необходимо показать ему ряд упражнений, помогающих выполнять движения в заданном темпе. Например, ходьба с конкретными заданиями: "гулять", "торопиться в школу". Полезны также ритмико-гимнастические упражнения в разных темпах, игра на детских музыкальных инструментах в разных темпах.
Целесообразно учить детей овладевать темпом движений в такой последовательности: сначала учить согласовывать свои движения с музыкой в медленном и быстром темпах в ходьбе, беге, движениях рук. Затем учить согласовывать ходьбу со словами в разных темпах, ходьбу с хлопками в разных темпах.
Таким образом, для выработки темпа движений дефектологу необходимо знать темп движений каждого ребёнка. Это поможет учителю умело направить в нужном темпе того, у кого слишком быстрое или слишком медленное движение.
3. Для развития чувства ритма у умственно отсталых детей необходимо научить их правильно отображать ритмический рисунок в движении. Для этого необходимо, чтобы скорость движений совпала с темпом музыки; мышечное напряжение в движении совпало с силой звучания или с данным в музыке отдельным акцентом; ритмический рисунок, который передается в движении, совпадал с музыкальным ритмом. Ритмически правильно построенные упражнения выполняются легко и длительное время не вызывают утомления.
4. Существенную роль в развитии моторики пальцев рук, гибкости кистей, плавности движений рук играют упражнения на развитие мелкой моторики с одновременным развитием артикуляционной моторики, упражнения хореографического характера для рук и плечевого пояса, игра на детских музыкальных инструментах.
Все эти упражнения в сочетании с приёмами, используемыми учителем русского языка, помогут учащимся успешнее справляться с написанием букв и слов, а в сочетании с приёмами, используемыми учителем трудового обучения, помогут им лучше овладеть теми или иными трудовыми навыками.
5. Учить ребёнка подчинять свои движения словесной инструкции следует в такой последовательности: вначале использовать наглядный показ со словесным объяснением, затем - показ без объяснения, дальше - только словесную инструкцию.
6. Чтобы научить учащихся с особыми образовательными потребностями координировать свои движения, делать отдельные, изолированные движения, прежде всего, нужно научить его расслаблять мышечный тонус, а затем уже давать ряд упражнений, направленных на вычленение отдельных, обособленных мышечных групп, упражнения на согласованную деятельность большого количества мышечных групп с сохранением равновесия, без которого координация движений невозможна.
С помощью разнообразных видов ходьбы, ходьбы с подскоками и прыжками, бегом, ходьбы, сопровождаемой хлопками или игрой на музыкальных инструментах, корригируется недостаточность координации движений.
Важную роль в развитии дифференциации и координации движений играют комплексы ритмико-гимнастических упражнений, которые составлены из упражнений на координацию движений и расслабление, а также хореографические упражнения (экзерсис), связанные с постановкой всего корпуса.
7. Чтобы улучшить координацию движений с речью необходимо использовать элементы логоритмики в системе коррекционно-воспитательной работы в развитии речи учащихся с ОВЗ.
Упражнения на координацию движений с речью начинаем изучать с элементарных движений, а именно: пружинящих движений на месте, легких покачиваний корпусом со всевозможными движениями рук, сопровождаемых звучащими жестами (хлопками, шлепками, притопами, щелчками и т.д.). На фоне всех этих движений дети проговаривают стихотворения, чистоговорки.
Работа должна строиться на основе тесных межпредметных связей уроков ритмики, логопедических занятий и общеобразовательных уроков в начальных классах. Выполняя определённые движения под музыку, дети учатся произносить один и тот же материал в разных условиях: сначала на уроках письма и чтения они изучают пословицы, чистоговорки, потом этот материал на уроках ритмики ритмизуется.
Координацию движений с речью развиваем также с помощью игровых танцев с проговариванием, игровых песен, игрой на детских музыкальных инструментах.
Качество и эффективность урока ритмики зависят от многих взаимосвязанных факторов, и, прежде всего, от правильной его организации и чёткого построения структуры урока.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315