ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СПОРТИВНО-МАССОВАЯ И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ
МБОУ «Фрунзенская средняя школа»
Сакский район АР Крым
РОЖКОВ
СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
СПОРТИВНО-МАССОВАЯ И
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ
РАБОТА В ШКОЛЕ
2015ГОД
-1-
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………2
Разработка и составление планов…………………..3
Как увлечь физической культурой………………......4
Советы тем, кто хочет приобщиться к настоящему
спорту……………………………………………………..7
5.В целях предупреждения травматизма…………….9
6.В союзе с классным руководителем………………..11
7.Обязанности физорга класса………………………..14
8. Внеклассная спортивно-массовая и физкультурно-
оздоровительная работа (подготовка и проведение)…..15
9. Пропаганда и наглядная агитация…………………16
10. Учебно-материальная база…………………………17
11. Спортивный праздник в школе……………………..18
12. Спартакиада школы…………………………………..23
13. Выводы………………………………………………….26
14.Приложения……………………………………………..27
-2-
ВВЕДЕНИЕ
Внеклассной спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работе принадлежит важное место в системе физического воспитания школьников. Нет надобности доказывать, что умело организованные занятия физической культурой и спортом – одно из эффективных средств оздоровления детей, привития им потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями, подготовки юных граждан к жизни и труду.
Внеклассная работа осуществляется, как известно, на добровольных началах. Поэтому в нашей школе содержание, формы занятий определяются с учетом интересов большинства учащихся. С целью выявления склонностей ребят мы проводим среди них в начале каждого учебного года анкетирование и по итогам определяем, чего хотят дети. Далее взвешиваем, что в наших условиях можно делать, что надо для этого предпринять. Сообщаем ребятам о принятых решениях, объясняем, почему некоторые их желания нельзя выполнить.
Внеклассная работа строится на основе широкой активности самих школьников, объединенных в классные коллективы физической культуры, а в масштабе школы – в клуб «Факел». Руководит всей работой совет клуба. Действует он, понятно при ненавязчивом педагогическом направлении и помощи учителя физической культуры и педагога-организатора.
Проекты планов, программ, положений, сценариев и т.п. обсуждаются на общем педагогическом совете школы или на совещании классных руководителей, ибо они являются координаторами и исполнителями вместе с физоргами классов физкультурно-оздоровительных мероприятий.
-3-
РАЗРАБОТКА И СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНОВ
Планирование внеклассной и внешкольной деятельности – важнейший этап моей работы. Не следует жалеть для этого ни времени, ни сил, поскольку хорошо спланированная работа – непременное условие высоких результатов. Импровизация по ходу спартакиады, как показывает многолетний опыт, не приносит успеха. Происходящая сейчас демократизация в жизни школы не только не отменяет необходимость планирования, но и усиливает внимание к данной проблеме. Возможность выбора средств и методов, усиление внимания к личности учащегося требует более четкой последовательности в организации всей учебно-оздаровительной работы.
В период составления плана надо детально проанализировать работу, проделанную в минувшем учебном голу, выяснить, на какие разделы в текущем году следует обратить особое внимание, какие положительные инициативы требуют необходимой поддержки, что в и физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в первую очередь способствует приобщению школьников к повседневным занятиям физическими упражнениями.
Очень важно наметить реальные сроки выполнения запланированных мероприятий, ибо всякие их переносы в какой-то мере обезличивают план, подрывают веру детей в реальность осуществления задуманного. Ну и, конечно, намечаемые мероприятия должны быть интересными, разнообразными и привлекательными для ребят.
-4-
КАК УВЛЕЧЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Реформа школы требует улучшения физического воспитания, органичного соединения его с общим образованием учащихся. Значительное же повышение физической подготовленности школьников невозможно без увлеченности их физической культурой.
Главное условие успешного физического воспитания – сам учитель. Программные требования и методические разработки как бы они ни были совершенны (или наоборот, неудачны), сами по себе не «производят» педагогический процесс. Независимо от качества учебной программы один педагог обеспечит устойчивую мотивацию к занятиям, а другой разрушит и ту, что была. Недаром я нередко говорю: «Я работаю по-своему».
Можно назвать много доступных учителю резервов повышения увлеченности его учеников. Я же предлагаю учителю в первую очередь обратиться к его собственным понятиям и представлениям, отнестись к ним как к важнейшему инструменту в своей работе, приводящему в систему все известные резервы, условия, приемы, средства работы.
Исключительно ответственная работа педагога по физическому совершенствованию школьников требует от него особого мышления, особых профессиональных понятий. От этого прежде всего зависит и включенность ученика в свое физическое совершенствование.
Поясню эту мысль более развернуто, на примерах.
Когда учитель, например, ориентируется в основном на понятия «моторная плотность», «работоспособность», «физические качества» и т.п., то и видит ученика лишь как «тело», «организм», «движение». Эти учителя, возможно, сами того не желая, сводят физическое воспитание к формуле «физические результаты с помощью физических упражнений». При такой работе задача увлечь ученика физической культурой по сути дела даже ставиться не может. А увлеченность, если и возникает, то как бы помимо учебного процесса.
-5-
Если учитель умеет сделать для себя ведущими понятия «задачи», «цели», «состояние» и т.п., то это уже более полное «видение» ученика и включение его в процесс самосовершенствования, т.е. психологически более грамотная работа педагога.
А вот еще одна категория учителей. Они работают, не ограничиваясь только движениями учеников. Они умеют строить урок по законам высокого искусства, вносят в урок красоту, праздничность, одухотворенность. Учителя этой категории – художники. Они организуют урок так, что для ученика (и для учителя) он становится источником радости, вдохновения, источником духовного роста. Только тогда ученик наиболее полно включается в учебный процесс, причем всеми «этажами» своего существа.
Обращение к личности ученика, учет его психологических характеристик, знание возрастных особенностей позволят педагогу вовремя «сменить пластинку», провести организацию воспитательного процесса в соответствии с переживаемой учеником стадией жизни, с реальным индивидуальным временем: кому-то обеспечит комфортные условия, кому-то создать трудности. В младшем школьном возрасте дать больший выбор упражнений, в среднем – акцентировать внимание на соблюдении спортивного принципа и необходимости технического мастерства, в старшем – организовать коллективные действия, командные игры и т.п.
Очень важно чаще ставить вопрос ученикам: «А как вы думаете?». Радость по поводу новых способов решения поставленных задач, другого взгляда, отличного от учительского, уверенность, что ученики должны пойти дальше учителя, формируют новое отношение и к самой задаче физического совершенствования.
Очень важным фактором является приобретение знаний, умений и навыков в процессе обучения. Например, такой элемент бега, как низкий старт, сразу усвоить нельзя. Прежде всего ученики получают теоретическую основу, изучают правила выполнения команд, затем отрабатывают отдельные его элементы и лишь потом переходят к тренировкам. В процессе тренировки объясняю изучаемый прием по частям, исправляю ошибки, предлагаю
-6-
выполнить упражнения в целом. Повторяем его до тех пор, пока действия учеников не приобретают автоматизм.
Учитывая психологию школьников, на уроках физической культуры или во время соревнований, когда команда проигрывает, стараюсь поддержать у своих питомцев уверенность в победе. По своему опыту могу сказать, что если убедить ученика, что от его труда зависит успех коллектива, результат почти всегда положительный.
-7-
СОВЕТЫ, ТЕМ КТО ХОЧЕТ ПРИОБЩИТЬСЯ К
НАСТОЯЩЕМУ СПОРТУ
Вот несколько советов тем, кто хочет приобщиться к настоящему спорту:
сдать государственные тесты для своей возрастной группы и постараться выполнить нормативы комплекса ГТО;
соблюдать режим и упорно тренироваться, консультируясь с врачом и тренером. Постараться вступить в спортивную секцию, занимаясь под постоянным наблюдением специалиста, вести дневник самоконтроля;
сосредоточить внимание на одном виде спорта, но пробовать силы и в других, разносторонне развивать себя физически;
не избегать участия в соревнованиях, но и не запускать учебу в школе! Не огорчаться в случае неудач. Помнить, что успех всегда приходит к упорному человеку и наградит его за все старания;
разбейте свой план тренировок по месяцам и неделям. Тренировкам уделяйте по полтора-два часа три-четыре раза в неделю независимо от погоды;
каждую тренировку начинайте с разминки. Перед каждым тренировочным занятием поставьте перед собой задачу – достигнуть такой-то цели (выполнить определенный элемент техники);
время от времени включайте в тренировку выполнение одного упражнения в более трудных условиях, чем обычно (бег по песку, в гору, прыжки в высоту, отталкиваясь от мягкого грунта и т.п.);
не ленитесь повторять отдельные упражнения по нескольку десятков раз. Только тогда образуется прочный навык, сформируется техника. Групповые занятия при хорошей организации сделают тренировки интереснее. В них можно включать игры, эстафеты. Лучше видны ошибки друг друга, их легче исправить;
-8-
во время тренировок важен постоянный самоконтроль. Это позволит своевременно выявить и устранить переутомление и тем самым избежать травм;
умейте найти свой пульс и сосчитать количество его ударов в минуту. Считается, что если человек тренирован хорошо, то его пульс приходит в норму к концу третьей минуты после выполнения упражнений.
К прыжку готовится чемпион муниципальной олимпиады по физической культуре среди учащихся 9 классов
Квасова Дарья
-9-
В ЦЕЛЯХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТРАВМАТИЗМА
По собственному опыту знаю, что в целях профилактики травматизма перед занятиями любой спортивной деятельностью необходим инструктаж по техники безопасности. Это настраивает школьников на более серьезное отношение к своему здоровью. Для инструктажа я, как правило, использую материалы из сборника приказов, литературы по данному вопросу, добавляю что-либо из собственного опыта. У некоторых педагогов инструктаж вызывает затруднения и поэтому получается скупым, несвязным, а то и просто сводится к чтению инструктивного письма (или вообще не проводится!). Да и вспоминать каждый год, что говорилось раньше, не всегда представляется возможным.
Для проведения инструктажа по техники безопасности я решил систематизировать и обобщать материал, взятый из различных источников и дополненный советами и рекомендациями, основанными на личном опыте.
Я заметил, что учащиеся лучше выполняют те требования, необходимость которых они осознают.
Проводя инструктаж, я стараюсь, рассказать о возможных неисправностях в оборудовании, образцы одежды и инвентаря.
Особое внимание наглядности уделяю в начальных классах, показывая учащимся все до мелочей. В средних и старших классах ограничиваюсь чтением инструкции, дополняя ее комментариями.
Периодически вывешиваю инструкцию на стенде, чтобы с ней могли ознакомиться учащиеся, по каким-либо причинам пропустившие занятие или что-то упустившие в рассказе.
Предлагаю примерную инструкцию при занятиях футболом на свежем воздухе в холодную погоду:
не зашнуровывай обувь слишком туго и не обвязывай шнурки вокруг голени – из-за этого ухудшается кровоснабжение, и ноги быстрее мерзнут;
после занятий обязательно просуши обувь; ходьба в сырой обуви приводит к потертостям. Ни в коем случае нельзя сушить бутсы или кроссовки на батарее или печке: от этого они становятся жесткими и коробятся;
-10-
надевай обувь на два носка (хлопчатобумажный и шерстяной). Носки должны быть сухие;
одежда на занятиях в прохладную погоду должна защищать от холода и ветра, быть легкой, удобной, не сковывающей движений. Чтобы не застудить поясницу, надень свитер такой длины, чтобы он перекрывал брюки даже при сильном наклоне туловища вперед;
при занятиях в мороз следует обязательно надеть теплое белье из натуральных ( а не синтетических) тканей;
на руки надень варежки;
запрещается заниматься без головного убора;
если опоздал на занятие, предупреди учителя о своем приходе, чтобы он точно знал количество занимающихся;
не уходи с занятия без разрешения учителя;
в течении всего года регулярно выполняй упражнения на выносливость. Низкий уровень выносливости является одной из причин травматизма, ведь утомленный человек менее внимателен и координирован;
владение правильной техникой выполнения упражнений – лучшая профилактика травматизма;
внимательно слушай объяснения учителя, старайся правильно и точно выполнять подводящие и подготовительные упражнения;
не раздевайся во время игры и после ее окончания (это приведет к простуде). Лучше снять лишнюю одежду до начала игры, а после ее завершения надеть вновь;
сразу после занятий не пей холодную воду, чтобы не заболело горло.
-11-
В СОЮЗЕ С КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ
Согласно Положению о физическом воспитании учащихся общеобразовательных школ, весь педагогический коллектив школы несет ответственность за здоровье детей. Большая роль в этом принадлежит классным руководителям.
Опыт работы лучших классных руководителей Фрунзенской школы показывает, что средства физической культуры являются надежными помощниками, как в укреплении здоровья, так и в формировании личности учащихся.
Классный руководитель девятого класса Я.Г. Лёвушкина первую беседу с учащимися в этом году посвятила теме «Иду красиво, и сам красивый». Начала она ее так: «В народе говорят, что ходьба – это немая музыка тела. Когда же я иду по улице, залитой солнечным светом, наполненной радостью дня, и встречаю людей ссутулившихся, расслабленных, с шаркающей походкой, с одышкой при небольшом напряжении или ускорении ходьбы, мне становится обидно за них. Беда их в том, что они не дружат с физической культурой, поэтому лишают себя здоровья и многих радостей жизни».
После беседы ребята более внимательно осмотрелись вокруг, понаблюдали за окружающими, да и за собой, стали ходить подтянутыми, сохраняя правильную осанку.
Педагог О.В. Лукавская сумела убедить и своих воспитанников, и их родителей, что физическая культура и спорт – лучший путь к укреплению здоровья. И потому, как правило, все учащиеся ее класса активно участвуют в школьных спортивных мероприятиях, успешно готовятся к сдаче норм комплекса ГТО.
Средства физического воспитания помогают классному руководителю 10 класса Л.В. Колесниковой не только укрепить здоровье, но и лучше изучит характер учащихся, формировать у них нравственные качества и организаторские способности. Лариса Васильевна ведет специальный учет того, кто , где и в какой спортивной секции занимается. Это помогает ей в воспитательной работе.
-12-
Классный руководитель Л.В. Колесникова присутствует на всех спортивных соревнованиях и праздниках, в которых участвуют ее ученики. При этом выполняет самые различные роли: представителя команды, судьи, просто болельщика.
Работа с родителями – один из важных участков воспитательной работы. Кто из родителей не хочет видеть своих детей образованными и здоровыми? Л.С. Арабаджи умело убеждает родителей и учащихся в том, что успеваемость детей находится в прямой зависимости от их здоровья. На родительских собраниях класса обсуждаются, например, такие вопросы, как результаты медицинского осмотра; режим учащихся и его значение; значение физической культуры и спорта в развитии организма ребенка и др.
Интересную нужную работу по оздоровлению учащихся проводит классный руководитель Л.А. Сушко.
На родительских собраниях по примерной программе педагогического просвещения родителей она провела беседу о роли подвижных игр на свежем воздухе зимой. Рекомендовала родителям литературу по этому вопросу. Организовала выступление медицинской сестры, которая познакомила родителей с медицинскими рекомендациями по организации досуга детей зимой, предупреждению простудных заболеваний и травм.
Родители учащихся класса, который ведет Л.А.Сушко, активно помогают учителю в организации внутриклассных и общешкольных физкультурных мероприятий. Результатом тесного сотрудничества классовода с родителями учащихся класса является то, что дети почти не болеют простудными и инфекционными заболеваниям
Итак, средства физического воспитания помогают классному руководителю не только укрепить здоровье учащихся, но и лучше изучить их характеры, формировать у них нравственные качества и организаторские способности. Для этого могут использоваться самые разнообразные формы: туристские походы, соревнования, беседы, тематические классные часы на тему: «Что ты делаешь для физического совершенствования?», викторины, обсуждения книг, кинофильмов.
-13-
ОБЯЗАННОСТИ ФИЗОРГА КЛАССА
Практика показала, что большинство классных руководителей не может оказать помощь и направить спортивную работу в классе из-за незнания обязанностей физорга.
В обязанности физорга входит: доносить до учащихся информацию о новинках спортивной жизни за рубежом, в стране, в республике, селе, школе; организация физкультминуток, физкультпауз, игр и соревнований на переменах; организация дежурств на уроках физической культуры; составление заявок на участие в соревнованиях; привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях; планирование и учет работы в классе.Многое в укреплении здоровья учащихся зависит от организации классного руководителя в тесном контакте с физоргом класса, родителями и физкультурной общественностью школы, села.
Мастерство в конкурсе «самых сильных» демонстрирует – физорг 11 класса.
-14-
ВНЕКЛАССНАЯ СПОРТИВНО-МАССОВАЯ И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА (Подготовка и проведение)
При организации школьной спартакиады мы проводим конкурс, а затем изготовление эмблемы. Помимо эмблемы школы, чтобы отличить одну команду от другой, можно изготовить и эмблемы для команд каждого класса. Тогда соревнования будут выглядеть еще красочней.
Для судейства на школьной спартакиаде приглашаются судьи из коллектива физкультуры шефствующего предприятия, педагоги школы, родители.
Возглавляет судейскую бригаду директор школы. Все судьи проходят предварительный семинар, руководит которым главный судья и учитель физкультуры.
-15-
Кстати, планом учебно-воспитательной работы школы предусмотрены и беседы с родителями. Тематика их весьма разнообразна: «Значение утренней гигиенической гимнастики», «Режим дня и питание школьника», «Профилактика простудных и инфекционных заболеваний» ит.п.
ПРОПАГАНДА И НАГЛЯДНАЯ АГИТАЦИЯ
Учащиеся нашей школы любят физическую культуру. Они систематически выполняют физические упражнения во внеурочное время, занимаются в спортивных секциях, успешно сдают тесты по физической культуре. Этому во многом способствуют наглядная агитация и пропаганда физической культуры (беседы, доклады, спортивные праздники). Но особое внимание мы уделяем наглядной агитации. Этой цели служат и созданный в школе уголок физической культуры, и красочно оформленные стенды, посвященные спортивной тематике.
Материалы стенда «Спорт в школе» посвящены внутришкольной спартакиаде. Учащиеся могут ознакомиться с календарным планом спортивно-массовых мероприятий на текущий учебный год, сводным протоколом спартакиады и положением, расписанием занятий школьных спортивных секций, рекомендациями по самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Своевременная информация имеет большое значение. К оповещению зрителей о ходе соревнований готовится специально созданный в школе пресс-центр. Его корреспонденты находятся в местах спортивных поединков и оперативно доставляют сведения о ходе соревнований в радиоузел и к стенду со сводным протоколом. Все участники и гости находятся в курсе борьбы, происходящей в секторах, на дорожках и игровых площадках.
-16-
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА
Общеизвестно, что одним из основных факторов качественного усвоения программного материала, вооружения учащихся умениями, выработки у них жизненно необходимых навыков, развития физических качеств является наличие в школах спортивных сооружений и достаточного количества инвентаря. Хорошая учебно-материальная база создает условия для организации различных форм физического воспитания: это не только высококачественные уроки, но и секционная работа, соревнования между классами, школами, самостоятельные занятия учащихся и населения микрорайона школы.
На любых соревнованиях успех в беге, метаниях, прыжках, спортивных играх и других видах состязаний в немалой мере зависит от подготовки мест соревнований. Прежде всего важна их хорошая разметка.
Соревнования в подтягивании проходят в гимнастическом городке.
-17-
СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК В ШКОЛЕ
Открывается спартакиада Фрунзенской средней школы как правило, накануне Дня физкультурника.
Ровно в 9 часов утра звучат фанфары. Марш-парад участников, а ими являются все учащиеся школы, открывает знаменосец, который несет флаг с эмблемой. После рапорта председателя оргкомитета выступает один из приглашенных мастеров спорта, желает ребятам победы в честной спортивной борьбе. Директор школы объявляет спартакиаду школы открытой.
-18-
Под звуки Гимна капитаны команд поднимают государственный Флаг.
Главный секретарь объявляет программу и график соревнований. В программу спортивного праздника предлагаю включать чисто спортивные виды – виды школьной программы.
-19-
В эстафетном беге 4*100м соревнуются девушки старших классов.
Большой интерес у школьников вызывают прикладные виды спорта, такие как: перетягивание каната, фигурная езда на велосипедах, подтягивание на перекладине, поднимание туловища из положения лежа и другие.
-20-
В состязаниях по перетягиванию каната разрешается принимать участие классным руководителям
-21-
Вся спартакиада школы проходит в трех возрастных группах:
младшая – 5-6 классы;
средняя – 7-8классы;
старшая – 9-11классы;
Самые юные не остаются без дела. Они вправе претендовать на титул чемпионов школы, как в личном, так и командном зачетах. Учащиеся 1-4 классов соревнуются в «Веселых стартах», эстафетах с предметами и без, подвижных играх, спортивных играх по упрощенным правилам (см. приложение).
В каждом классе начального звена есть шеф-тренер из числа старшеклассников – лучших спортсменов школы. В его задачу входит помощь учителю физкультуры и классному руководителю в проведении занятий с малышами.
2111201596353И на тренировках, и на соревнованиях старшие ребята следят за тем, чтобы их подопечные не превышали допустимых для них нагрузок, учат их контролировать самочувствие при длительном беге, вовремя давать отдых организму. Важно, участвуя в предварительных, массовых соревнованиях, вкус спортивной борьбы должен испытать каждый школьник. Тогда и «болеть» за своих, и участвовать в других соревнованиях будет интереснее. Заканчивается спортивный праздник награждением команд участников.
к
Кубок вручается капитану команды 7 класса
-22-
Очень важно, чтобы отмечен был каждый участник, так как олимпийский принцип «важна не победа, а участие» актуален и здесь.
СПАРТАКИАДА ШКОЛЫ
Спартакиада открыта и продолжается весь учебный год. Футбол (юноши, девушки), баскетбол, волейбол, легкая атлетика, Президентские Спортивные Игры и Состязания, шашки, шахматы, настольный теннис – все вышеперечисленные виды включены в общешкольную спартакиаду. Заключительным этапом спартакиады является военно-спортивная игра «Победа». Учащиеся 11 классов инструктируют отряды юнармейцев и участвуют в судействе проводимых конкурсов по военно-прикладным видам спорта, строевой подготовке, топографии, правилам дорожного движения, конкурсе строя и песни и боевых листков.
По итогам спартакиады все команды (классы) награждаются кубками и дипломвми, а лучшие спортсмены школы – грамотами.
-23-
-24-
-25-
Не сомневаюсь, что с вводом в эксплуатацию футбольного поля с искусственным покрытием, результаты юных спортсменов станут еще весомее. А ведь брать пример и учиться есть у кого: сборы команд-мастеров, международные турниры детских и юношеских команд далеко не полный перечень соревнований, проводимых на спортивной базе КСК «Фрунзенец» с.Фрунзе.
Футбольное поле стадиона признано специалистами одним из лучших не только в Сакском районе, а и в Крыму.
-26-
ВЫВОДЫ
Улучшение финансирования физической культуры возможно путем децентрализации расходов на образование и за счет финансового раскрепощения школы.
Сумму расходов на физическое оздоровление детей должны определять местные органы власти, используя для этого любые источники местного бюджета, отчисления от прибыли предприятий, средства профсоюзов, внешкольных учреждений и родителей ( на добровольной основе), фонда экономии заработной платы работников школы и др.
Верю в то, что когда-нибудь школа сможет идти путем самостоятельного использования выделяемых бюджетных ассигнований и при помощи формирования собственного школьного фонда, средства которого расходуются по усмотрению школы. Школе следует предоставить право самостоятельно определять смету расходов на физическую культуру, в том числе устанавливать заработную плату учителю за внеклассную работу в пределах вилки должностных окладов, и из средств собственного фонда школы.
Демократизация педагогического процесса состоит в обеспечении всем и каждому одинакового доступа к основам физической культуры, в максимальном раскрытии способностей детей. Педагогический процесс надо строить таким образом, чтобы использовать широкие и гибкие методы и средства обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и физических способностей. Для этого необходимо владеть искусством индивидуального подхода к обучению и воспитанию, иметь разнообразный учебно-методический материал, использовать различные формы и методы учебной и внеклассной работы.
-27-
ПРИЛОЖЕНИЯ
Ребята любят играть, но не все умеют играть коллективно. Цель «Веселых стартов» - привить ребятам интерес к соревнованиям, проверить их физкультурные навыки.
Ниже приводится примерный комплекс игр с бегом, прыжками и другими упражнениями, похожими на те, что встречаются в спорте, являются прообразом олимпийских состязаний. Помимо игр в программу соревнований могут быть включены конкурс капитанов и болельщиков, номера спортивной художественной самодеятельности, которые также получают оценку судейской коллегии.
Эстафета «Ныряющий мяч»
Игроки становятся в шеренгу. Первый игрок передает мяч через голову, второй - через ноги. Последний игрок, получив мяч, бежит и занимает место первого игрока. Когда первый игрок вернется на свое место, игра окончена.
Эстафета «Веревочка под ногами»
Первый игрок со скакалкой оббегает стойку, дает второму игроку конец скакалки. Они, двигаясь по бокам колонны, проводят скакалку под ногами участников. Первый занимает место в конце колонны, второй бежит к стойке, оббегает ее, возвращается к третьему игроку. Игра окончена, когда первый игрок занимает свое место.
Гонка на руках
Дети делятся на несколько команд, по два человека в каждой. Один из членов команды берет другого за ноги, и они так передвигаются, направляясь к финишу, причем один из игроков идет на руках. Пройдя половину пути игроки меняются ролями и движутся дальше.
Побеждает тот, кто первым добрался до финиша.
«МЯЧ СОСЕДУ»
Играют на площадке или в зале. Для игры требуется 2 волейбольных мяча. Участники становятся в круг, мячи находятся на противоположных сторонах круга. По сигналу руководителя игроки начинают передавать мяч в одном направлении как можно быстрее, чтобы один мяч догнал другой. Участник, у которого одновременно окажутся оба мяча, проигрывает. Затем мячи передаются на противоположные стороны, и игра продолжается. После игры отмечаются участники, которые хорошо передавали мяч. Игрок, уронивший мяч, должен его взять, встать на свое место и продолжить игру. Во время передачи мяча нельзя пропускать игроков.
-28-
Игры-эстафеты типа «Веселые старты»
Программа должна начинаться с игр, способствующих организации внимания, психологическому настрою на выполнение участниками более трудных заданий. Сюда входят игры на внимание, игры с участием всех ребят.
Заканчиваются«Веселые старты»комбинированной эстафетой, где ребята выполняют различные задания. Придайте некую торжественность открытию и закрытию «стартов».
Как бы ни были просты отдельные игры, конкурсы, составляющие программу«стартов», есть необходимость предварительно отрепетировать ее для уточнения правил и нюансов судейства, для гарантии организованности, выигрыша во времени. Важно, что это будет и хорошей тренировкой участников.
Проведение «Веселых стартов»возлагается на судейскую коллегию. Ведущий напоминает участникам правила состязаний, их оценку, поддерживает порядок и дисциплину, комментирует ход поединков, сообщает их итоги секретарю, ведущему подсчет очков. Секретарь, в свою очередь, информирует об этом участников и зрителей, записывает результаты на стенде. 5—6 судей выполняют задания ведущего, поочередно назначаются старшими судьями игр, конкурсов.
За критерий оценки мест отдельных состязаний при проведении итогов«стартов»можно принять следующую шкалу: за 1-е место дается 10 очков, за 2-е—8 очков, за 3-е—6 очков и т. д.
При необходимости в зависимости от трудности или«весомости»состязаний, можно оценивать их соответственно 15, 12, 9 очками, например: комбинированная эстафета или игра«Мяч с четырех сторон»и т. д.
За каждую ошибку, допущенную командами (игроками) в играх, конкурсах, высчитывается по одному очку.
Характеристика. Во-первых, это увлекательное полуспортивное, полу игровое мероприятие, где ребята могут выплеснуть двигательную и эмоциональную энергию, проявить находчивость и изобретательность.
Во-вторых, "Веселые старты" — это спортивный праздник, в котором могут участвовать все без исключения. Более того, как показал опыт, особенный эмоциональный отклик у ребят это мероприятие вызывает
-29-
в случае, когда соревнование проводится между командой вожатых и командой детей.
Цели и задачи. Кроме развития физических способностей, целью этого мероприятия является утверждение ребенком собственного статуса в ходе соревнования. Ребенок принимает себя таким, какой он есть со своими успехами и неудачами. Однако, во время мероприятия может обнаружиться позиция неприятия ребенком себя и себя в глазах группы. Эта ситуация не должна включать в себя только диагностику. Для организаторов важно обеспечить ребенку возможность и в случае победы команды, и в случае ее поражения суметь сказать: "Мы победили" или "Мы проиграли", тем самым утвердив себя на фоне группы, обретя психологическое чувство "МЫ".
Среди задач "стартов" можно отметить инициирование соревновательной активности, двигательное, эмоциональное и волевое раскрепощение ребенка.
Решая серьезные психологические задачи, мероприятие создает позитивный эмоциональный настрой. Организация, материалы и оборудование.
Участники — 2 или 3 команды, в каждой из которых от 6 до 12 человек. Обязательным условием комплектования команд является то, что команды должны быть равными по силам. Желательно, чтобы число мальчиков и девочек в командах было одинаковым.
Необходимый спортивный инвентарь: кегли, мячи, скакалки, обручи, ведра, канат. Заранее найдите помощников и объясните им, какой инвентарь и когда может понадобиться. Пригласите судей и договоритесь с ними о критериях оценок, а также случаях применения штрафных санкций.
Приготовьте заранее награды и проигравшим, и победителям. Ведь ГЛАВНОЕ — НЕ ПОБЕДА, А УЧАСТИЕ. Место проведения. Действие происходит на спортивной площадке. Временные рамки. 1 — 1,5 ч.
Проведение: Главное без чего нельзя обойтись на "Веселых стартах" - это веселые задания. Мы предлагаем известные (а может быть и не очень) эстафеты, которые помогут участниками и организаторам в проведении "Веселых стартов".
«Гладкий бег» По сигналу, первый участник команды бежит до поворотного флажка и обратно, добежав до линии, за которой в колонну по одному выстроилась команда, хлопает по ладони руки следующего участника — передает эстафету. Победителем, естественно, является команда, последний из игроков которой первым достигнет финишной черты.
-30-
2. «Сиамские близнецы» Как известно, сиамскими называют близнецов, сросшихся между собой. Такими близнецами в командах - участницах будет каждая пара. А срастаться им придется спинами. Для этого необходимо встать друг к другу спиной и крепко сцепиться переплетением рук на уровне локтя. Бежать в таком положении возможно только боком. А значит, первая пара готовиться на линии старта, заняв положение "боком по фронту". По команде, боком стартует и боком возвращается, передавая эстафету следующим сросшимся близнецам. Одним из условий успешного выполнения задания является плотно прижатая спина. Побеждает наиболее согласованная и быстрая команда.
З. «Бег со скакалкой» Эта эстафета проста. Первые участники команд, преодолевая расстояние от линии старта до флажка, прыгают через скакалку и обратно. Затем, они передают скакалку следующим и так далее до победы... Более сложный вариант - бег с прыжками через обруч, используемый вместо скакалки.
4. «Прыжки и бег с мячом» Участники встают на лини старта, образовав пары, и держатся за руки. В свободной руке у каждого из участников первой пары мяч (волейбольный, футбольный, баскетбольный, но не теннисный). Задача - допрыгать вместе до финиша, не расцепляя рук и не уронив мяча. При этом мяч нельзя прижимать к телу. Добравшись до флажка, обратный путь игроки проделывают бегом, по-прежнему держась за руки. Добежав до своей команды, ребята передают мячи следующей паре. Последняя пара участников, первыми заканчивая прыжки и бег, приносит победу своей команде.
5. «Прыжки с мячом» Для эстафеты потребуется мяч (футбольный, волейбольный или баскетбольный). Задача участника, зажав мяч между ногами, допрыгать с ним до поворотной отметки и обратно, как можно быстрее. Удержать мяч - довольно трудная задача!
6. «Полоса препятствий» Это задание потребует три кегли, ведро и футбольный мяч. Каждый участник должен прокатить (толкая ногами) мяч зигзагом между кеглями, выстроенными в линию перпендикулярно линии старта. Проведя мяч к ведру, участнику необходимо, не прибегая к помощи рук, забросить мяч в ведро. Попыток на это ему дается сколько угодно. После того, как мяч все же оказался в ведре, участник вынимает его руками и быстро бежит к следующему игроку.
7. «Поезд» Капитан команды в этой эстафете будет "локомотивом", остальные участники - "вагонами". После сигнала капитан бежит вперед до флажка и обратно к линии старта
-31-
команде (будем считать, что в этот момент "локомотив" прибывает на "станцию"), к нему прикрепляют "вагон". Второй игрок крепко берется за пояс капитана, и путь до флажка и обратно они проделывают вдвоем. На следующей "станции" ко второму "вагону" "прицепляют" третий и т.д. Побеждает команда, действовавшая согласованней и быстрее.
8. «Прыжки в длину» Эстафета проходит так: первый участник встает на линию старта, и прыгает с места в длину. Его задача - с момента приземления не двигаться с места, до тех пор, пока не будет проведена черта, фиксирующая "место посадки". Проводить черту необходимо по носкам обуви прыгающего. Следующий участник ставит ноги перед чертой, не "заступая". И прыгает в длину. В сумме вся команда совершает один коллективный прыжок в длину. Задача - прыгать аккуратно и не падать при посадке. В противном случае, результат прыжка - аннулируется. Самый длинный командный прыжок - победный.
9. «Перетягивание каната» Это заключительное задание - шуточное. Будем перетягивать канат, пропустив его между ногами, и стоя спиной друг к другу.
Накануне соревнований необходимо хорошо продумать их организацию: размещение и подбор инвентаря, оформление зала, расстановку столов и стульев для судей и членов жюри, оборудование мест для зрителей и т.д.
-32-
ВИКТОРИНА — ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Викторина по ЗОЖ для старшеклассников нужна для углубления знаний о работе и строении некоторых органов тела, напомнить о памятных датах истории, научить навыку самостоятельного поиска информации, сформировать культуру отдыха детей. Эта викторина по здоровому образу жизни с ответами, так что вы всегда будете знать, правильно ли ответил ребенок. ЗОЖ является обязательной областью знаний для любого человека, так как от знаний по этому предмету зависит вся дальнейшая жизнь ребенка, совершая ошибки, вредные для здоровья, с детства, ко взрослому возрасту проблемы только усугубятся и походы по врачам не заставят себя долго ждать.
За несколько дней до проведения викторины по ЗОЖ для старшеклассников можно сформулировать туманную информацию, в которой будут учитываться все вопросы конкурса, чтоб дать возможность детям самостоятельно найти и ознакомиться с полезной информацией в интернет-сети. Если они не ознакомятся, то придется рассчитывать на собственные знания, потому шансы на победу они себе уменьшат. Таким образом, они научатся ответственности за принимаемые решения, самодисциплине и использованию шансов. Итак, приступим к проведению викторины по здоровому образу жизни с ответами.
-33-
Вы можете разделить класс на команды, но индивидуальное прохождение вопросов тоже не возбраняется, так вы сможете оценить каждого игрока индивидуально. Нужны будут столы, карточки с заданиями и стулья. Вот и все оборудование. Столы со стульями найдутся в любом кабинете, а вот над карточками вам придется покорпеть накануне.
Первый тур викторины
Для первого тура вам нужно будет ознакомить детей о всемирном дне зрения. Расскажите, что уже 17 лет, как праздник отмечается по предложению ВОЗ каждый второй четверг в октябре месяце. Целью праздника является привлечение внимания к проблеме зрения, что важно, ведь в современном мире все постоянно контактируют с техникой и излучением, компьютерами и планшетами. Все вопросы первого тура так или иначе будут касаться зрения.
Почему крокодилы плачут во время еды? (железы глаз так выводят соли)
Почему быки злятся, когда видят красный цвет? (не злятся, они его не различают, их раздражает движение тряпки, т.к. они близоруки)
Где живет больше всего темноглазых жителей? (Португалия и Турция)
А где наибольшее количество светлоглазых? (Финляндия, Польша, Швеция, Прибалтика)
Правда ли, что мозг страуса меньше глаза? (Да)
Правда ли, что мужчины и женщины страдают дальтонизмом в равной степени? (Нет, мужчины страдают им чаще в десять раз)
Какой врач лечит глаза? (офтальмолог)
Болезнь, при которой вам плохо видны далекие предметы и хорошо близкие? (близорукость)
-34-
Второй тур — спорт и питание
Второй тур будет содержать вопросы о спорте и питании, как о второй важнейшей составляющей правильного образа жизни, влияющего на здоровье напрямую. Проходить его команды будут также, отвечая на вопросы по карточкам.
Фрукт для лечения температуры? (Лимон, Малина)
Когда закаляться лучше всего? (летом)
Каким спортом можно заниматься зимой? (произвольный ответ)
Можно ли давать другим свою расческу/помаду/полотенце? (нет, можно заразиться кожным заболеванием)
Можно ли пить из лужи? (нет, в критических условиях лучше соорудить простейший фильтр)
Почему не стоит гладить бездомных животных? (много паразитов может передаться)
Какие самые вредные продукты вы знаете? (чипсы, лимонады и прочее)
Вреден ли макдоналдс? (не вреден при очень редком употреблении в ограниченном количестве)
В какое время суток лучше совершать ежедневную пробежку? (вечером по мнению большинства врачей)
Основная причина смерти во время приема наркотических веществ, даже впервые? (Передозировка)
Наркотики уничтожают клетки белков, ответственные за иммунную систему, так как при приготовлении их используют всевозможные растворители. Какой орган, значит, страдает первым? (Печень)
Народная мудрость учит нас, что это приносит одну радость, но сто видов горя. Что это? (Алкоголь)
-35-
Самое распространенное и доступное всем наркотическое вещество? (Никотин)
Какая возрастная группа виновата в ежегодных вспышках эпидемий гриппа? (Школьники)
Самая распространенная на всей плане заразная болезнь? (Насморк)
А незаразная? (кариес)
Как называется положение тела при любом действии? (осанка)
Отзыв
Учителей физической культуры Сакского района
на методическую разработку учителя-методиста, учителя высшей категории, «Видминныка освиты Украины» МБОУ «Фрунзенской средней школы» Сакского района АР Крым
Рожкова Сергея Леонидовича.
Методическая разработка учителя физической культуры МБОУ «Фрунзенской средней школы» Рожкова С.Л. по теме «Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа в школе» в полной мере отражает формы и методы внеклассной и внешкольной работы, является основным подспорьем в проведении внеклассных мероприятий.
Считаем, что материал, собранный учителем Рожковым С.Л., поможет в работе не только учителям физкультуры Сакского района, а и слушателям курсов КРИППО. Разработка дает полное и адекватное представление об основных методических особенностях и структуре обучения и проведения технико-тактических действий и, что особенно важно, гармонирует с воспитанием морально-этических норм в поведении учащихся.
Благодаря методическим рекомендациям, компетентности в судействе ,структуре и проведении спортивно-массовых мероприятий, наши учащиеся с удовольствуем, принимают участие в многочисленных соревнованиях и турнирах, проводимых на базе Фрунзенской школы.
Учащиеся МБОУ «Фрунзенская средняя школа» уже много лет являются и занимают призовые места в школьных спартакиадах Сакского района.
Считаем, что Рожков Сергей Леонидович заслуживает присвоения ему высшей категории.