Методическая разработка Программа учебно-тренировочных сборов по дзюдо во время работы лагеря дневного пребывания
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр»
с. Алексеевка муниципального района Алексеевский
Самарской области
структурное подразделение
дополнительного образования детей - центр дополнительного образования детей «Развитие»
Методическая разработка
«Программа проведения учебно-тренировочных сборов по дзюдо в летний период в оздоровительном лагере».
СОСТАВИЛ:
Антонян Э.А., тренер-преподаватель
ЦДОД «Развитие»
с. Алексеевка,
2015 г.
Содержание.
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Содержание изучаемого курса.
Методическое обеспечение.
Список литературы.
Пояснительная записка. Для успешного выполнения учебной программы по дзюдо и
выполнения зачетных требований необходимо постоянно воспитывать у учащихся стремление к ежедневным самостоятельным целенаправленным занятиям физической культурой: выполнение утренней гигиенической гимнастики, самостоятельные тренировки и активное участие в спортивно-массовых мероприятиях по различным видам спорта.
Дополнительная образовательная программа по дзюдо предназначена для продолжения обучения учащимися спортивно-оздоровительной (СО) группы Центра дополнительного образования детей «Развитие», находящихся в лагере дневного пребывания
Программа рассчитана на 42 часа.
Срок действия программы - 13 дней.
Участники обучения - дети с 8 до 11 лет.
Цель: Сохранение и укрепление здоровья учащихся.Задачи:
Формировать у учащихся сознательность, высокие моральные, волевые качества;
Содействовать всестороннему развитию и укреплению организма учащегося;
Поддерживать высокую работоспособность;
Воспитывать сообразительность, мышление, быстроту, выносливость, ловкость и силу.
Освоение учебного материала программы обеспечивает общее физическое развитие занимающихся, освоение и совершенствование техники различных упражнений, необходимые теоретические знания. Учебный материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся. Часть урока проводиться так, чтобы главное внимание было направлено на восполнение недостающих физических качеств. Самостоятельные занятия также должны решать эту задачу.
Актуальность данной программы дополнительного образования заключается в непрерывности занятий дзюдо в летний период и воспитание убежденности в необходимости регулярных занятий физической культурой и спортом.
Учебно-тематический план для групп спортивно-
оздоровительной подготовки.
№ Содержание занятий Кол-во часов
1. Теоретические занятия 3
2. Врачебный контроль 1
3. Общая физическая подготовка 12
4. Специальная физическая подготовка
12
5. Технико – тактическая подготовка
6
6. Восстановительные мероприятия 6
7. Зачетные требования 2
Итого: 42
Содержание изучаемого курса.
Теоретические занятия..
Физическая культура и спорт в России. Значение физической культуры и спорта для укрепления здоровья, гармонического развития, подготовки к труду и защите Родины.Краткий обзор развития спортивной борьбы. История первых соревнований по борьбе. Развитие борьбы дзюдо в России.Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Общие сведения о строении организма человека. Двигательный аппарат — костная и мышечная системы.Гигиенические знания и навыки закаливания, режим питания дзюдоиста. Соблюдение санитарно-гигиенических требований во время занятий в зале борьбы дзюдо. Использование естественных факторов природы: солнца, воздуха и воды в целях укрепления здоровья и закаливания. Морально-волевая, интеллектуальная и эстетическая подготовка дзюдоиста. Поведение российского спортсмена. Спортивная честь. Культура и интересы юного дзюдоиста.
Правила соревнований. Весовые категории для юношей. Программа соревнований. Правила проведения соревнований.Морально-волевая, интеллектуальная и эстетическая подготовка дзюдоиста. Правила использования оборудования и инвентаря. Правила поведения в спортивном зале и на спортивных площадках. Правила безопасности при занятиях в зале борьбы дзюдо.
Общая физическая подготовка.
Основные строевые упражнения на месте и в движении. Ходьба обычным шагом, с высоким подниманием колен, на носках, пятках, на наружной и внутренней сторонах стопы.Ходьба в приседе и полуприседе, сочетание ходьбы с различными движениями рук. Простейшие танцевальные шаги, элементы спортивной ходьбы.Бег обычный, бег, высоко поднимая колени; забрасывая голени назад.Сочетание ходьбы и бега с прыжками.Ходьба и бег окрестными и приставными шагами с изменением направления и темпа ритма. Ходьба и бег по пересеченной местности.Бег 30 метров.Прыжки в длину и высоту с места и с разбега. Прыжки через простые препятствия. Метания теннисных, баскетбольных и набивных мячей в цель и на дальность.Прикладные упражнения. Переноска партнера в парах; переноска партнера на спине; лазанье по гимнастической стенке, лестнице, канату, шесту.Упражнения с гимнастической палкой. Наклоны и повороты туловища с гимнастической палкой; маховые и круговые движения руками, переворачивание и выкручивание; переносы ног через палку; подбрасывание и ловля палки; упражнения вдвоем с одной палкой (с сопротивлением).Упражнения с теннисным мячом. Броски и ловля из положения сидя (стоя, лежа) одной и двумя руками; ловля мяча; перебрасывание мяча на ходу и при беге; метание мяча в цель, мишень и на дальность.
Упражнения с набивным мячом . Сгибание и разгибание рук, круговые движения руками, сочетание движений руками с движениями туловищем, маховые движения; броски вверх и ловля мяча с поворотом и приседанием; перебрасывание по кругу и друг другу из положения стоя (стоя на коленях, сидя, лежа на спине, лежа на груди) в различных направлениях, различными способами (толчком от груди двумя руками, толчком от плеча одной рукой, бросками двумя руками из-за головы, через голову, между ногами); соревнования на дальность броска одной и двумя руками (вперед и назад). Упражнения на гимнастических снарядах. На канате и шесте — лазанье с помощью и без помощи ног, раскачивание, прыжки с каната; на бревне — ходьба, быстрые повороты, прыжки и др.;
Акробатические упражнения. Кувырки, перевороты, подъемы. Кувырки вперед и назад; кувырок — полет в длину (высоту) через препятствие (мешок, , стул, веревочку и др.); кувырок — одна нога вперед; кувырок через левое (правое) плечо; кувырок, скрестив голени; кувырок из стойки на кистях, из стойки на голове и руках. Переворот боком, переворот вперед.
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для укрепления моста. Движения в положении на мосту вперед-назад, с поворотом головы, с различными положениями рук, стоя на двух ногах и одной ноге.
Простейшие формы борьбы. Отталкивание руками, стоя друг против друга на расстоянии одного шага.
Перетягивание одной рукой, стоя правым (левым) боком друг к другу- Перетягивание из положения сидя ноги врозь, упираясь ступнями.Выталкивание с ковра, сидя спиной друг к другу, упираясь ногами и руками. Выталкивание или вытеснение партнера за ковер в стойке.Выведение из равновесия, стоя на одной ноге лицом друг к другу, без помощи рук.
Борьба за захват ноги, после захвата ноги противником, на коленях, ногами (лежа), на кушаках, за предмет (мяч, гимнастическую палку), за площадь ковра в парах, за мяч между командами — стоя на коленях с применением захватов, подножек и т.д.
Упражнения в самостраховке и страховке партнера. Отталкивание руками от ковра из упора лежа; падение на ковер, стоя грудью (боком, спиной к нему, с приземлением на полусогнутые руки; напряженное падение на татами при проведении приемов; падение при проведении приемов, не выставляя руки (не упираясь руками в ковер).
Футбол. Удары по мячу левой и правой ногой на месте и в движении, выполнение ударов после остановки, ведение мяча, остановка мяча, овладение простейшими навыками командной борьбы.
Подвижные игры и эстафеты. Различные подвижные игры, комбинированные эстафеты с бегом, прыжками, метанием, с переноской, расстановкой и собиранием различных предметов, лазаньем, с преодолением препятствий.
Технико-тактическая подготовка.
Начальные технические действия. Захваты: атакующие, вспомогательные, защитные. Захваты, применяемые для проведения приемов стоя и лежа:1. Рукава и одноименного отворота.2. Рукава и разноименного отворота.3. Двух отворотов.4. Рукавов снизу.5. Рукава и ноги.6. Рукава и пояса спереди.7. Рукава и пояса сзади.8. Рукава и туловища.9. Одноименного рукава и шеи.10. Разноименного рукава и шеи.11. Одноименного отворота и шеи.12. Разноименного отворота и шеи.13. Руки под плечо.14. Рукава и обратного разноименного отворота.15. Одной руки двумя — правой изнутри за плечо, левой снаружи за предплечье.16. Одной руки двумя — правой снаружи за плечо, левой изнутри за предплечье.Подготовка к броскам. Нарушение равновесия вперед — сбивание на носки, сбивание на одну ногу; нарушение равновесия в сторону — сгибание на одну ногу, нарушение равновесия назад — осаживание на пятки.Нарушение равновесия вправо-вперед; нарушение равновесия влево-назад, вправо-назад, влево-вперед.Нарушение равновесия, находясь лицом к партнеру: поворачиваясь боком и поворачиваясь спиной к партнеру (учи-коми).Основные технические действия.Броски:Бросок рывком вперед (выведение из равновесия — рывком) (УКЕ-ОТОШИ). Боковая подсечка (ДЕ-АСИ-БАРАИ).Подсечка в колено (ХИДЗА-ГУРУМА).Задняя подножка (ОСОТО-ГАРИ).Боковая подножка (УКИ-ВАЗА).Зацеп изнутри (УОТИ-ГАРИ).Простейшие способы тактической подготовки для проведения приемов — оковывание, маневрирование, выведение из равновесия и др.
Восстановительные мероприятия.
Плавание произвольным способом в бассейне.
Зачётные требования по общей физической подготовке.
Виды упражнений Возраст
9 лет 11 лет
хор. удовл. хор. удовл.
Бег 30 м 5,2 5,8 5,1 5,7
Прыжок в длину, см
160 150 170 160
Прыжок в высоту, см 105 95 110 100
Метание теннисного мяча 35 30 38 35
Кросс(без учета времени) 1000 500 1000 500
Подтягивание на перекладине 5 3 5 4
Методическое обеспечение.
Для проведения учебно-тренировочных занятий необходим спортивный инвентарь и спортивная форма:
- маты;
- кимано;
- спортивный костюм;
- скакалки;
- мячи (футбольный, волейбольный, баскетбольный);
- канат;
- ракетки и мячи для настольного тенниса;
- резиновый жгут;
- насос;
- утяжелители для ног.
Список литературы:
Дзюдо: Примерная программа спортивной подготовки для детско- юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва/ Акопян А.О. и др.-М.: Советский спорт, 2009.-96 с. Допущено Федеральным агентством по физической культуре и спорту в 2009 г.
Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 29.09.2006 № 061479.
Дзюдо: Программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Авт. — сост. С. В. Ерегина и др. / Национальный союз дзюдо. — М.: Советский спорт, 2009. — 212 с.
Семенов Л. А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психолого-педагогические аспекты. — М.: Советский спорт, 2005. — С. 133.
Столяров В.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания / В.И. Столяров, И.М. Быховская, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 1998. – № 5. – С. 11-15.