КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В 1 КЛАССЕ
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В 1 КЛАССЕ
Цель данной программы – создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения.
Данной цели соответствуют следующие задачи:
Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Комплекс этих умений и навыков входит в понятие психологической готовности к школе.
Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я концепции» детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
Формирование навыков выражения своих чувств и переживаний.
Развитие у детей концентрации внимания.
Режим работы. Данная программа рассчитана на 20 занятий с периодичностью 2 раза в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия 40-45 мин. в зависимости от состояния детей.
Целевая группа: обучающиеся 1 классов.
Пояснительная записка
Актуальность проблемы.
Неравномерность развития, как закон диалектики распространяется и на личность: нет похожих людей, нет одинакового уровня развития и образования. Не секрет, что в современной школе увеличивается количество неуспевающих учеников среди младших школьников и почти половина из них – отстает в развитии. Совокупность признаков, которые свидетельствуют о несоответствии психологического, социально и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, называемой школьной дезадаптацией.
В настоящее время проблема дезадаптации, изучаемая в педагогической психологии, стала очень актуальной, особенно для младшего школьного возраста.
Концептуальное обоснование.
Известно, что в этот период адаптации к школе начинают формироваться новые взаимоотношения ребенка со сверстниками и взрослыми, базовые установки, которые будут определять в дальнейшем успешность его учебной деятельности, эффективность стиля общения, возможности личной самореализации в школьной среде. Их нарушение может сопровождаться явлениями ранней школьной дезадаптации. (Ю.А. Александровский, Л.И. Божович, Н.В. Вострокнутов, Л.С. Выготский, А.О. Дробинская, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, В.И. Лубовский и др.).
Понятие школьной дезадаптации является комплексным и включает в себя: социально-средовые признаки (характер семейных отношений и их влияние; особенности школьной образовательной среды, межличностных отношений); психологические признаки (индивидуально-личностные, акцентуированные особенности, препятствующие нормальному включению в учебный процесс; динамика формирования девиантного поведения); психофизиологические (отклонения психофизического развития, уровень общей заболеваемости и связанной с ним астенизации учащихся, проявления церебрально-органической недостаточности с выраженными симптомами, затрудняющими обучение) (Е.Б. Беззубова, А.Д. Гонеев, Н.Л. Заваденко, Г.Ф. Кумарина).
В целом, раннюю школьную дезадаптацию можно рассматривать как создаваемую многомерными и многоуровневыми отношениями невозможность для ребенка найти в пространстве школьного обучения свою личностную позицию. Это может блокировать развитие идентичности, потенциальных возможностей для образовательной самореализации и самоактуализации. Вследствие межличностных и внутриличностных форм дети имеют трудности в обучении, несмотря на сохранное интеллектуальное развитие; затруднено их взаимодействие с социальной средой; снижена способность адекватно адаптироваться к новым требованиям учебной деятельности, возникающим в условиях кризиса семи лет. (Л.Н.Винокуров, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, Б.П. Пузанов, Л.М. Шипицина).
Этот возрастной кризис сопровождается типичными изменениями эмоционально-личностной сферы детей, нарушением процесса общения, сложностями формирования произвольности познавательных процессов. Причем особое значение приобретает исследование психологических механизмов возникновения ранней школьной дезадаптации (Н.В. Вострокнутов, Л.С. Выготский, А.О. Дробинская).
Целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде.
Сопровождение ребенка в процессе школьного обучения предполагает реализацию следующих ценностных принципов:
Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе его жизненного пути. Оно опирается на те психические, личностные достижения, которые реально есть у ребенка, составляют уникальный багаж его личности. Именно через педагогическую среду в школьные годы прежде всего, идет формирование человека как носителя определенной культуры (это достигается за счет формирования и поддержания у ребенка образовательных целей) и носителя определенных социально-исторических норм и ценностей (достигается за счет процессов социализации ребенка в школьной среде).
Приоритетность целей, ценностей и потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.
Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые жизненные выборы. Должен – научить ребенка принимать решения, касающиеся самого себя, и нести всю полноту ответственности за них.
Цель данной программы - создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения.
Данной цели соответствуют следующие задачи:
Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Комплекс этих умений и навыков входит в понятие психологической готовности к школе.
Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я концепции» детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
Формирование навыков выражения своих чувств и переживаний.
Развитие у детей концентрации внимания.
Эти задачи должны рассматриваться в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению или формированию определенных психологических феноменов. Кроме того, их реализация возможна при продумывании содержания и организации развивающей деятельности (Н.В. Вострокнутов, А.Д. Гонеев, О.В. Трошин).
Проведенный теоретический анализ проблемы ранней школьной адаптации показал ее актуальность для педагогической психологии; позволил выделить ведущие формы и типы ранней школьной дезадаптации; критерии дифференциальной диагностики данных отклонений в развитии в условиях кризиса семи лет; определить пути оптимизации процесса адаптации к школьному обучению.
Методы и технологии:
- игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников,
- психотехники, направленные на развитие собственно групповых структур и процессов поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение.
Структура группового занятия со школьниками включает в себя следующие элементы:
Ритуал приветствия,
Разминка,
Рефлексия предыдущего занятия,
Основное содержание занятия,
Ритуал прощания.
Рабочие принципы комплектования таких мини-объединений:
Важно провести работу с детьми, показавшими низкие результаты по тестам на когнитивную готовность к школе.
Кроме того, в такие группы желательно включать 1 - 2 детей не более первоклассников, испытывающих трудности в поведении и общении в различных школьных ситуациях (гиперактивность, негативизм, агрессивность)
На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражнения в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
Структура программы
Данная программа рассчитана на 20 занятий с периодичностью 3 раза в неделю, по мере накопления детьми опыта группового общения и исчезновения острых признаков неготовности к школе занятия могут проводиться 2 раза в неделю.
Приблизительная длительность каждого занятия 40-45 мин. в зависимости от состояния детей. Численность развивающей группы в 1-м классе не должна, превышать 5 - 6 человек.
Программу можно считать эффективной, если достигнуты поставленные цели и задачи. В связи с этим можно выделить следующие критерии оценки эффективности:
Развитие мелкой моторики;
увеличение объема механической и зрительной памяти;
развитие концентрации внимания;
логического мышления;
навыков адекватного социального поведения;
пополнение словарного запаса;
оптимизация самооценки;
укрепление желания учиться, получать знания и быть успешным.
Для оценки эффективности программы используются следующие психологические методики, которые проводятся на первом и последнем занятии:
графический диктант,
исключение лишнего,
опросник для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов (Н.Г. Лускановой),
проективная методика рисунок «человека» с целью диагностики эмоционального состояния, самооценки.
Используемое оборудование: музыкальный центр, релаксационная комната.
15