Психолого-педагогические особенности неслышащих детей младшего школьного возраста
Психолого- педагогические особенности неслышащих детей младшего школьного возраста
Слух играет значительную роль в развитии всего человечества. Ведь человек, который лишен слуха, не имеет возможности воспринимать звуковые сигналы важные для полноценного познания окружающего мира, для создания полных и всесторонних представлений о предметах и явлениях действительности. При наличии тяжелых нарушениях человек не может воспользоваться многими источниками информации, рассчитанными на нормально слышащего человека, полноценно воспринимать жизнь. А для ребенка это особенно важно. Ведь в современном мире, ребенку необходимо полностью владеть доступной информацией. Важную роль играет слух в овладении ребенком речью. Понятно, что в силу нарушения слуха происходит ограничение возможностей общения, взаимодействия, следовательно познания и социализации ребенка в непростом современном обществе. Отсутствие или недоразвитие речи ведет, в свою очередь, к нарушениям в развитии других познавательных процессов и, главным образом, словесно−логического мышления. Стойкое нарушение слуха как первичный дефект приводит к целому ряду вторичных отклонений в развитии, затрагивающих как познавательную деятельность, так и личность ребенка в целом. В условиях внедрения в современное образование инклюзии это особенно важно, ведь ребенок должен взаимодействовать с другими детьми, несмотря на барьеры в речи и другие психологические преграды.
Рассмотрим причины нарушения слуха. Тарасов Д.И., Наседкин А.Д., считают, что все причины и факторы нарушения слуха подразделяются на три группы.
Первая группа — это причины и факторы, приводящие к возникновению наследственной глухоты или тугоухости.
Вторая группа — факторы, воздействующие на развивающийся плод во время беременности матери или приводящие к общей интоксикации организма матери в этот период (врожденное нарушение слуха).
Третья группа — факторы, действующие на сохранный орган слуха ребенка в процессе его жизни (приобретенное нарушение слуха).
Вместе с тем исследователи полагают, что достаточно часто поражение слуха возникает под действием нескольких факторов, оказывающих воздействие в различные периоды развития ребенка. Соответственно они выделяют фоновые и манифестные факторы. Фоновые факторы, или факторы риска, создают благоприятный фон для развития глухоты или тугоухости. Манифестные факторы вызывают резкое ухудшение слуха. К числу фоновых факторов, чаще наследственного происхождения, следует отнести различные нарушения метаболизма (обмена веществ), которые ведут к постепенному накоплению шлаков в организме, неблагоприятно воздействующих на различные органы и системы, в том числе на орган слуха. Фоновыми факторами врожденного происхождения могут быть перенесенная матерью во время беременности вирусная инфекция, или неблагоприятные воздействия на плод антибиотиков, каких-либо химических веществ, или асфиксия при родах. Эти факторы могут не привести к появлению тугоухости, но вызвать такие повреждения слухового анализатора, что последующие воздействия нового фактора (например, заболевание ребенка гриппом, ветряной оспой, паротитом) вызовут выраженное нарушение слуха.
В основе классификации, как правило, лежит степень потери слуха и уровень развития речи. Рассмотрим классификацию детей с нарушением слуха более подробно.
Глухие (неслышащие)- естественно воспринимать речь и овладевать ею не могут, словарный запас могут пополнить при наличии остаточного слуха,выработке навыка чтения с губ.
Ранооглохшие – дети, родившиеся с нарушенным слухом, либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах, обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки.
Позднооглохшие – дети, сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух, когда она была уже сформирована.
Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному восприятию речи. Степени тугоухости: легкая; умеренная; значительная; тяжелая.