Конспект урока истории России по теме Россия в начале XIX века
Конспект урока по теме «Россия в начале XIX века»
Учитель: Зотова Инесса Евгеньевна
Класс: 8
Цели урока:
сформировать у учащихся представление о состоянии Российской империи к началу XIX века;
воспитывать гражданина России, уважающего, любящего и понимающего историю своего Отечества и народов, проживающих в нем;
продолжать работу по формированию умений анализировать события, факты и документы через работу с картой, с текстом исторических источников, систематизировать полученные знания путём составления таблиц, схем, способность делать выводы по изученному материалу;
применять свои знания на практике.
Оборудование:
учебник «История России XIX век»
атласы «История России XIX век»
карта “Российская империя в начале XIX века”,
карточки дополнительного содержания материала,
компьютер
проектор
экран
электронная программа «История России XIX век»
диаграммы: “Рост населения России в первой половине XIX века”,
схемы: “Сословная структура российского общества в первой половине XIX века”, “Система центральных органов управления в Российской империи в первой половине XIX века”,
Ход урока
Орг. Момент
Объяснение нового материала
Мы начинаем изучать историю России XIX столетия. Это время славных побед и великих реформ.
Давайте вспомним, чьим правлением закончился для России век XVIII?
1896-1801 гг. – правление Павла I (запись на доске)
Что вы помните о правлении Павла I?
Учащиеся называют основные события правления Павла I (основные вехи правления). Портрет Павла I вывешивается на доске.
Как вы думаете, зачем мы вспоминали ранее изученный материал о России конца 18 века? (Чтобы увидеть, какую страну оставил после себя Павел I своему преемнику)
Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (Россия в начале 19 века)
О чем мы должны поговорить, чтобы охарактеризовать страну. Составьте план нашего урока.
(1. Территория 2. Население: а)национальный состав; б)конфессиональный состав; в)сословия 3. Проблемы развития страны, необходимость реформ 4.Характеристика правителя 5. Первые шаги нового царствования)
Давайте попробуем охарактеризовать страну, которая досталась наследнику Павла I.
Территория страны огромна. Она занимает 1/6 часть суши от Балтийского моря до Аляски (на доске вывешивается карта «Россия в начале XIX века).
Вспомните, какие территории были присоединены к России вXVII – XVIII вв?(территории, которые называют учащиеся, ученик удоски показывает на карте)
- побережье Балтийского моря при Петре I
- Правобережная Украина и Белоруссия, Литва, часть Польши в результате русско – польской войны
- Крым при Екатерине II
- происходит освоение Сибири и Дальнего Востока
Хорошо или плохо для страны иметь такую огромную территорию?(учащиеся называют все плюсы и минусы этого факта)
Население России к началу XIX века составляло 44 млн. человек. Я дополню эту информацию следующими цифрами: к 1815 г. – 45 млн. чел, к 1851 г. – 69 млн. чел. (цифры записываются на доске)
Составьте диаграмму роста населения России. (После проверки выполненной работы в тетрадях диаграмма вывешивается на доске).
Попробуйте объяснить тот факт, что за первые 15 лет XIX века население выросло незначительно по сравнению с 1815-51 гг.
Территориальное расширение превратило Россию в многонациональное государство.
Назовите народы, проживавшие на территории Российской империи (с.4 учебника). Ученик на карте показывает места расселения народов, которые называют учащиеся.
Из всего сказанного, сформулируйте проблему развития страны. (многонациональность)
В чем сложность этой проблемы? (отношения между нациями не всегда складываются мирно, может иметь место угнетение, ущемление прав, до сих пор ни одно многонациональное государство не смогло до конца решить эту проблему)
Можете ли вы назвать современные межнациональные конфликты? (чеченский, грузино – осетинский)
Какая проблема всегда идет рядом с национальной? (религиозная, многоконфессиональность)
Какие религии исповедовали народы, населявшие Россию? (с.4 учебника)
В начале XIX века в России господствовал сословный строй. Поясните эту фразу. (население делилось на сословия)
Что такое сословие? (Большая группа людей с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству)
Составьте схему «Сословная система российского общества в п.п. XIX века). Помните при этом, что сословия в России делились на привилегированные и непривилегированные). После проверки работы в тетрадях схема вывешивается на доске.
Сословия
Привилегированные Непривилегированные
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
1 % 1% 0,6% 84,4% 3,6%
Какие выводы можно сделать из этой схемы? (Большинство населения России составляли крестьяне. Россия – аграрная страна. Дворянство, составлявшее всего 1% населения страны - главный владелец земли и крепостных крестьян)
Какими были страны Европы к началу XIX века? (аграрно – индустриальными, индустриально – аграрными). Россия отстает.
Какие преграды стояли на пути дальнейшего прогрессивного развития России? (работа со с. 5 учебника). Учащиеся перечисляют следующие проблемы:
- ничем не ограниченное самодержавие;
- огромный бюрократический аппарат, численность которого постоянно увеличивалась;
- консерватизм помещиков, не видевших потребности перемен в жизни страны;
- феодально – крепостническая система, мешавшая успешному экономическому развитию (подневольный труд крестьян был низкопроизводительным);
- наметившееся, пока малозаметное отставание России от передовых западноевропейских стран.
Вывод: России необходимы преобразования. И многое тут зависело от желания центральной власти, лично от императора. Что же за человек оказался на престоле в начале XIX века, с чего начнется для России XIX век?
Запись на доске: 1801-1825 гг. – правление Александра I
Я приведу вам несколько высказываний современников об Александре, а вы назовите основные черты характера этого человека и предположите, можно ли ждать от него глубоких планомерных преобразований?
«Он все делает наполовину». (М.М. Сперанский)
«Республиканец на словах и самодержец наделе». (А.И. Тургенев)
«Умел покорять умы и проникать в души других, утаивая собственные ощущения и помыслы». (М.А. Корф)
«В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская». (Шведский дипломат Лагербильке)
«Из некоторых его поступков был виден дух неограниченного самовластия, мщения, злопамятности, недоверчивости, непостоянства и обманов». (П.А. Тучков)
«Император любил внешние формы свобод, как можно любить представление но кроме форм и внешности он ничего не хотел и ничуть не был расположен терпеть, чтобы они обратились в действительность». (А. Чарторыйский)
Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда. (А.С. Пушкин)
Сделайте из всего сказанного вывод, можно ли ждать глубоких планомерных реформ от этого правителя? Может быть, мнение этих людей субъективно? О человеке можно судить лишь по его конкретным поступкам. Тот же А.С. Пушкин назвал начало царствования Александра «Дней Александровых прекрасное начало». Что же позволило ему так оценить начало нового царствования?
Самостоятельная работа учащихся с информацией об Александре I. Выводы учащихся о воспитании, уровне образования, качествах личности императора.
Александр был настроен на реформы. Для их осуществления молодому 24-летнему императору нужны были помощники, сподвижники – реформаторы. Таковыми стали соратники молодого царя, с которыми он когда-то воспитывался и учился. Это граф Строганов, Новосильцев, князь Чарторыйский, граф Кочубей (портреты в учебнике с.7) Вместе с Александром они составили «Негласный комитет», на заседаниях которого обсуждались проекты преобразований.
Работа с фрагментом «Негласный комитет» программы «История России XIX век». Выполнение заданий после просмотра фрагмента.
Перечислите первые шаги нового царствования. (Работа с текстом учебника с.7)
- амнистия 12 тыс. человек, посаженным при Павле I;
- открыты границы;
- разрешено ввозить западноевропейские книги;
- создан Непременный совет для разработки и обсуждения важнейших законопроектов;
- 2 апреля 1801 г. восстановление Жалованной грамоты дворянству (дала Екатерина II , отменил Павел I);
- Жалованная грамота городам;
- прекращены пожалования дворянам государственных крестьян;
- запрет публиковать в газетах объявления о продаже крестьян без земли (с.8 учебника. Значение указа минимально. Сути проблемы это не меняло)
- сентябрь 1802 г. – реформа высших органов государственной власти
Составьте схему высших органов государственной власти в начале XIX века. (После проверки работы в тетради схема вывешивается на доске)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- 20 февраля 1803 г. – указ о «вольных хлебопашцах»
Прочитайте документ на с. 9 учебника. В чем суть указа? Какова, по вашему мнению, практическая значимость указа?
За 25 лет царствования Александра I освободились лишь 47 тыс. человек (0,5 % крестьян)
- 1804 г. – реформа в Прибалтике. Первый шаг к отмене крепостного права. (повинности и платежи крестьян четко определены, крестьяне признаны наследственными владельцами своих земельных участков).
Вывод: начало царствования обнадеживающее. Видно твердое намерение императора с помощью реформ изменить к лучшему положение дел в стране.
Закрепление нового материала
Домашнее задание: учить с.4-5, параграф 1 учебника, записи в тетради (схемы, термины, даты)рибалтике. Первый шаг к отмене крепостного права. за?екты преобразований.в учебнике с.7) Вместе с Александром они составили Н
Дворянство
Духовенство
Купечество
Крестьянство
Мещанство
Личное
Черное
Белое
I гильдии
II гильдии
III гильдии
Государственные
Помещичьи
Удельные
Потомственное
Император
Правительст-вующий Сенат
СЕИВК
Непременный совет
Комитет министров
Святейший Синод
Министерства
военное
морское
иностранных дел
внутренних дел
коммерции
финансов
юстиции
народного просвещения