СЦЕНАРИЙ урока по истории в 9 классе Тема: «Первая мировая война» (Создаем учебный фильм – урок-проект).
СЦЕНАРИЙ
урока по истории в 9 классе
ТЕМА:
«Первая мировая война»
(Создаем учебный фильм – урок-проект).
Учитель: Козлова Татьяна Александровна
Учитель истории ПКК
МБОУ ПГО «СОШ №21»
г. Полевской
2015
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Подготовка к уроку начинается примерно за две недели. Ученики в классе получают предварительное задание на повторение и на ознакомление:
Напоминает, что подготовка к данному уроку началась заранее. Ученики получили опережающее задание:
Первое: ознакомиться с материалами фильма «Первая мировая. Неизвестная война» режиссер Е. Романова, авторы сценария А. Буровский и Д. Вересов (culture.ru›Спецпроекты›Великая война).
Второе: познакомиться с дополнительным материалом «Создание фильма. Подготовительный период. Создание сценария».
(snimifilm.com›statyi/sozdanie-filma…period)
Планируемые образовательные результаты:
Научатся: При качественном подходе к подготовительному этапу, получается плодотворный урок, который надолго запоминается ребятам. Результатом урока является коллективный проект - учебный фильм, построенный на кодовой информации
Получат возможность научиться: работать в группах; осознавать ответственность за конечный результат.
ЭТАПЫ УРОКА:
1. Этап Актуализации знаний.
Здравствуйте! Сегодня 20 января 2015 года, вторник.
В этот день:
20 января 1925 года (90 лет) СССР и Япония установили дипломатические отношения, подписав Пекинский договор. Это было необходимо для стабилизации ситуации на российском Дальнем Востоке.
10 января 1920 года (95 лет) состоялось первое заседание Лиги Наций, первой политической международной организации. Она была основана в результате Версальского соглашения для улучшения качества жизни на планете.
(9) 22 января 1905 года (110 лет) вошло в историю России как Кровавое воскресенье, ставшее началом революции 1905 года
23 января 1895 года (120 лет назад) впервые в мире человек ступил на берег Антарктиды. Одним из чудес, которые наблюдали члены экипажа норвежского промыслового судна на новом материке, было полярное сияние. Обратите внимание, это интересные факты истории не только нашей страны.
Что общего можно выделить между приведенными историческими событиями?
- Это юбилейные события (знаменательные, памятные) января 2015 года. (Ответы учеников)
На экран поочередно выводятся 5 слайдов (Слайд № 1- № 5)
Какие юбилейные даты 2015 года вам известны?
70 лет со дня победы в ВОВ, 190 лет со дня восстания декабристов. (Ответы учеников)
Какие юбилейные даты прошедшего, 2014 года, вам запомнились? (Предполагаемые ответы учеников): 200 лет со дня со дня рождения русского поэта и драматурга М. Ю. Лермонтова (1814-1841 г.);
70 лет со времени снятия блокады Ленинграда (1944 г.);
25 лет выводу советских войск из республики Афганистан (1989 г.)
75 лет со времени начала Второй мировой войны (1939-1945 г.)
100 лет со времени начала Первой мировой войны (1914-1918 г.) (Слайд №6)
Наша страна никогда не отмечала этот день как памятный. Президент Российской Федерации В.В. Путин в 2012 году подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России». В соответствии с этим перечень памятных дат России дополняется датой 1 августа – Днем памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов.
На экране: «Указом Президента России впервые в 2013 году день 1 августа объявлен Днем памяти солдат, погибших в годы Первой мировой войны». (Слайд № 7)
(http://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/nachalas-piervaia-mirovaia-voina).
Видеовставка: «Крушение империй: 100 лет Первой мировой войне» (Слайд № 8)
2. Этап. Построения учебной задачи
На экране – Эпиграф урока: (Слайд № 9)
«Войны бывают разные: большие и малые, справедливые и захватнические, освободительные и колониальные, народные и антинародные, холодные и горячие, продолжительные и скоротечные, бывают еще и абсурдные. Именно такой жестокой и кровавой бойней, унесшей миллионы человеческих жизней, в огне которой сгорели великие старые монархии Романовых, Габсбургов и Гогенцоллернов стала та, что началась 15 июля 1914 года с объявления Австро-Венгрии войны маленькой Сербии».
Общеизвестно, что Первая мировая война началась из-за того, что сербский террорист Гаврило Принцип убил эрцгерцога Франца Фердинанда. Но как случилось, что этот выстрел повлек за собой десятки миллионов других? И почему эта война, которая должна была стать молниеносной, затянулась на 50 месяцев?
Я предлагаю вам разобраться в этих вопросах, и представить свои знания в виде единой большой работы. Но чтобы она приобрела целостный вид, оформим ее в некий учебный фильм.
1. Обращение к учащимся: Напоминаю, что подготовка к данному уроку началась заранее. Вам предложено было:
Первое: ознакомиться с материалами фильма «Первая мировая. Неизвестная война» режиссер Е. Романова, авторы сценария А. Буровский и Д. Вересов (culture.ru›Спецпроекты›Великая война).
Второе: познакомиться с дополнительным материалом «Создание фильма. Подготовительный период. Создание сценария».
( HYPERLINK "http://snimifilm.com/" \t "_blank" snimifilm.com›statyi/sozdanie-filma…period).
2. Обращение к учащимся:
Всем ли понятна тема урока? - Первая мировая война.
Почему 1 августа? – день начала войны России с Германией.
Конечный результат – учебный фильм.
Я конкретизирую задачу: создать учебный фильм, построенный на кодовой информации. Что это значит, мы сейчас разберем.
Рассмотрим два ключевых момента вашей общей деятельности:
Первый момент: Второй момент:
на основе знаний материала создать фильм как создать фильм
3. Задание учащимся: Прежде всего, вспомните алгоритм изучения военных событий
(Приложение № 1 – алгоритм изучения военных действий).
Выводится на экран - Слайд № 10
4. Обращение к учащимся:
О чем фильм, мы определили. Последовательность изложения – тоже.
5. Вопрос к учащимся:
Как написать сценарий фильма? Напомню: Выводится на экран - (Слайд № 11)
Существуют различные типы фильмов, среди них - документальный фильм
Задачи документалистики:
Средство обучения (учебные фильмы)
Исследование (географическое, зоологическое, историческое, этнографическое, и т.д.)
Пропаганда (науки, товара, технологии, религии, т.д.)
Хроника (длительное наблюдение за событием, репортаж, т.п.)
Публицистика
Объединяет их общая для всего документального кино задача: «рассказать нам о мире, в котором мы живём» (англ.документалист Хью Бэдли).
6. Вопрос к учащимся:
Какую задачу (-и) будет решать наше кино? (Средство обучения, историческое исследование).
Вы знаете, что изначально нужно создать литературный сценарий, а чтобы перенести литературный сценарий на видеопленку, нужно подготовить режиссерский, или, как говорят профессионалы, постановочный сценарий. Я предлагаю немного интерпритировать это применительно к нашему уроку.
Сначала вы создадите литературный сценарий, а затем результат вашего творческого исследования наглядно представите в виде постановочного сценария, который будет является продуктом вашей деятельности (Цель – конечный продукт).
7. Обращение к учащимся:
Я предлагаю вам трансформировать алгоритм изучения военных действий в план сценария.
Приложение № 2 (Введение, основная часть, заключение) 3 Этап. Решения учебной задачи.
1. Обращение к учащимся:
Самый оптимальный вариант для решения поставленной цели – это работа в группах.
2. Вопрос к учащимся:
Объясните, почему работа в группах самый оптимальный способ для выполнения задания? (Предполагаемые ответы учеников) (каждая группа раскрывает, освещает, конкретизирует определенный блок содержания).
Действительно: нельзя за короткое время охватить необъятное, поэтому каждая группа будет выполнять свою конкретную задачу в общем деле.
И
Группы:
Х
Историки (использование карт, портретов, документов и т.д.)
Л
Художники (изготовление агитационных плакатов воюющих сторон и т.д.)
Д
Литераторы (поэтическое слово, синквейн, проза и т.д.)
К
Костюмеры (рисунки, сравнение и т.д.)
Каждая группа получает конкретную задачу, рекомендованы средства ее решения (рисунок, коллаж, схема, таблица, поэтическое слово, синквейн, музыка, портрет и т.д.).3. Задание группам: предлагаю вам определить, в какой части сценария фильма могут находиться ваши материалы
Алгоритм изучения военных событий.
Причины и повод вооруженного столкновения (войны).
Воюющие страны, военно-политические блоки. ВВЕДЕНИЕ (Эпиграф)
К
Х
Л
И
Готовность сторон к войне.
Хронологические рамки войны.
Этапы.
Ход военных действий (по этапам): ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Х
К
Л
планы сторон на начало каждого этапа;
основные сражения и события;
особенности стратегии и тактики;
военные и политические итоги этапа;
причины успеха или неудачи той или иной стороны;
полководцы и другие героические участники военных действий
Военные и политические итоги вооруженной борьбы: условия мира.
Значение этой победы, уроки. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Х
Л
И
Международные последствия войны.
4. Задача группам: Определите руководителя группы, который будет отвечать как за процесс выполнения задания, так и за конечный результат.
Обращаю ваше внимание, что от того, как вы отнетесь к выполнению своего задания, будет зависеть и общий результат вашей деятельности.
5. Обращение к учащимся:
Я думаю, что слова Томаса Вудро Вильсона могут послужить канвой ко всему фильму и стать первым кадром фильма:
«Все ищут и не находят причину, по которой началась война.
Их поиски тщетны, причину эту они не найдут.
Война началась не по какой-то одной причине,
война началась по всем причинам сразу»
(Томас Вудро Вильсон).
А.И.Солженицин высказал такое мнение о войне:
«Самым неосмысленным безумием ХХ века была, несомненно, Первая мировая война». Если принять это высказывание за гипотезу, то в своем фильме вы должны либо ее доказать, либо опровергнуть.
В вашем распоряжении 20 минут. Желаю удачи!
В случае необходимости, учитель конкретизирует деятельность учащихся в группах.
4 Этап. Подведение предварительных итогов урока.
1. По истечении времени, учащиеся по алгоритму представляют свои результаты.
Начинают Историки и заканчивают Историки (причины и итоги). Доказана или опровегнута гипотеза, предложенная в начале работы.
2. Рассматриваются варианты названия фильма, выбирается (при наличии) наиболее удачный.
3. Предложить Литераторам завершить фильм поэтическим словом.
При наличии времени можно предложить аргументировать выбранные доказательства, тем самым систематизируют все предложенные материалы (См. Технологическую карту).
Учитель предлагает оценить свою работу, используя рефлексивную карту.
Домашнее задание:
1. В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать эссе по теме: «Была ли возможность случая у России: победить в войне и избежать революции?
В качестве материала, который может задать тон предлагается следующее высказывание «Кое-что мы должны оставлять на волю случая» ,- говорил английский адмирал Нельсон.
2. Составить презентацию по теме «Первая мировая война»