Конспект урока по русскому языку на тему Обобщение имени существительного(2 класс)
Конспект урока по русскому языку.
(2 класс.)
Урок проверки знаний по теме
«Имя существительное».
Цель: установить уровень усвоения знаний по теме
«Имя существительное».
Учитель Николаева Светлана Геннадьевна
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- Сегодня вам пришлось встать раньше чем обычно, но я вижу по вашим лицам, что
настроение у вас отличное, видимо от того, что и уроки сегодня закончатся раньше чем
обычно. А раз настроение отличное, то и работа на уроке пройдёт весело и интересно.
- Приступим к работе.
2. Рефлексия степени усвоения понятия имени существительного.
- Ребята, одна моя знакомая учительница спросила у своих детей, как и вы, второклассников, что такое ёлка?
- Петя ответил, что ёлка это хвойное дерево. А Таня сказала, что ёлка это слово, называющее предмет, женского рода, единственного числа. А как считаете вы?
- Хорошо. Молодцы. Слово ёлка – это имя существительное.
- Вы легко ответили на этот вопрос, потому что мы много уроков русского языка посвятили имени существительному. И сегодня мы будем говорить о нём как о старом знакомом и покажем друг другу как много мы о нём знаем.
- У каждого из вас есть лист контроля, который понадобится при работе. И сейчас я предлагаю ответить на первый вопрос:
Задание №1.
Имя существительное это –
а) часть речи; б) часть слова; в) член предложения.
-Обведите кружочком букву правильного, по вашему мнению, ответа.
-Обвели. Хорошо. А кто может устно ответить на этот вопрос?
-Молодец.
-Значит, какую букву нужно было обвести в первом вопросе?
-Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание, кто ошибся, исправьте.
3. Этап самооценки.
-А в следующем задании вы проверите и оцените себя сами.
Задание №2.
- Даны слова. Прочитаем их. Возьмите линейки и ручками подчеркните имена существительные.
- Хорошо. Что вы видите под словами?
- Оцените свою работу при помощи «волшебной линейки».
- Молодцы.
4. Диагностическая работа лингвистического мышления.
Задание №3.
- Посмотрите внимательно на доску. Прочитайте слова. Герои какой сказки будут помогать нам при выполнении следующего задания?
- Я буду рассказывать сказку и при этом буду её иллюстрировать картинками к одушевлённым существительным. А вы будите оценивать мои действия. Давайте договоримся, если я буду всё делать правильно, вы будете ставить «+». Если вы решите, что я ошиблась, будете ставить «–». Знаки будете ставить после цифры 3, в строчку, запятые ставить не нужно.
- Будьте внимательны. Я считаю, что все предметы, изображённые на рисунках одушевлённые существительные.
- Стоит ДОМ. Вышел из него ДЕД. Взял ЛОПАТУ, выкопал ямку, посадил семечко, сходил за ВЕДРОМ, полил. Выросла РЕПКА. Позвал дед БАБКУ. Тянут – потянут, не могут вытянуть. Позвали они ЖУЧКУ. Тянут – потянут, не могут вытянуть. Пришла им на помощь МЫШКА. И вытянули репку.
- Посмотрите на доску. Если я пропустила какое-то одушевлённое существительное, допишите его после знаков.
ФИЗМИНУТКА.
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
- Отдохнули.
5. Самостоятельная работа.
Задание №4.
- Посмотрите на следующее задание. Прочитаем слова:
Ветки, дома, стол, ягоды, дерево, облако, ручки, машина.
-Подумайте, на какие две группы можно разделить эти слова?
-Подчеркните одной чертой существительные в единственном числе, двумя чертами существительные во множественном числе.
6. Этап проверки, уровня осознанности усвоения материала.
Задание №5.
- Переходим к следующему заданию. Прочитаем его.
- Под буквами а, б, в, г даны слова. Вы, начиная с буквы а, читаете слова и зачёркиваете
лишнее, по вашему мнению, слово.
- Приступайте.
- Давайте посмотрим, какие слова вы посчитали лишними? И почему.
- Под буквой «в» вы вычеркнули слово «дорога», потому что оно женского рода, а остальные слова среднего рода. А в русском языке у имён существительных есть ещё какой-нибудь род?
- Всегда ли мы можем определить род имён существительных?
7. Этап взаимопроверки и взаимооценки.
Задание №6.
- Сейчас я буду диктовать вам слова, а вы будете их записывать после цифры 6, через запятую, в строчку.
Собака, помидор, карандаш, яблоко, тетрадь, петух, деревня, пенал, окно, ученики.
- Над каждым словам обозначьте число и род.
- Поменяйтесь листом с соседом по парте и карандашом проверьте работу друг друга,
можете оценить.
- Много ошибок нашли?
Несколько пар спросить, что поставили друг другу, и почему.
ФИЗМИНУТКА.
8. Работа в малых группах.
- Придумайте по два существительных по схемам. Посмотрите на схемы. Какие существительные будете придумывать по первой схеме? Из каких частей они будут состоять?
Также разбираем вторую и третью схемы.
9. Итог урока.
- Мы сегодня хорошо поработали. А итог подведём при помощи таблицы. Переверните ваши листы. Работаем по вопросам.
Вопрос № 1.
- Когда вы выполняли второе задание, вам нужно было подчеркнуть среди данных слов имена существительные, кому легко было справиться с этим заданием, ставит «+» во вторую колонку, где написано слово «легко», кому трудно – в первую, кто не знает, легко ему было или трудно – в третью.
Аналогично работаем по остальным вопросам.
Листок контроля.
_______________________________________________________
1. Имя существительное это:
а) часть речи; б) часть слова; в) член предложения.
2. Подчеркните имена существительные:
Красный, отец, дерево, работает, учил, холодная, чашка, летит, топор, бабочка, огромный, собака.
|_______________________________|__________________________________|
Я нашёл все существительных Я нашёл половину Не нашёл ни одного
существительных существительного
3. ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4. Ветки, дома, стол, ягоды, дерево, облако, ручки, машина.
5. Найдите лишнее слово:
а) сорока, медведь, дерево;
б) мыши, ложки, слон;
в) дорога, яблоко, море;
г) небо, солнце, облако.
По какому признаку мы находим ” лишнее” слово?
6. __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
7. Придумайте по 2 существительных по схемам:
Ж. р. М.р. Ср. р.
___________________ _____________________ ______________________
___________________ _____________________ ______________________
№ п/п
Содержание
действия
трудно
легко
не знаю
1.
Быстро выделить имя существительное
среди данных слов.
2.
Поставить вопросы
к данным
именам существительным.
3.
Определить число
имени существительного.
4.
Рассказать,
как определить число
имени существительного.
5.
Определить род
имени существительного.
6.
Рассказать,
как определить род
имени существительного.
7.
Выделить части имени существительного
(корень, суффикс, окончание).
8.
Придумать «своё»
имя существительное
по схеме.
9.
Рассказать обо всём,
что ты знаешь
об имени существительном.
10.
Придумать
своё задание
с именем существительным.
15