Урок для начальных классов «Материал для родительского собрания «Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста»»


Материал для родительского собрания
по теме:









Учитель начальных классов
Петрова Анна Александровна
МОУ «Красногорбатская средняя общеобразовательная школа»



2013-2014 уч. год
Без чувства долга, чести, коллективизма, гражданственности, патриотизма нет духовного богатства человека, нет человека в подлинном смысле слова.
Воспитание у ребенка патриотических чувств неразрывно связано с формированием его отношений к окружающей действительности (В.Н. Мясищев).
Отношения человека к окружающему миру выражаются в его внешнем поведении и внутреннем мире. Внешняя сторона отношений (действенная сфера личности) и внутренняя (сфера психики) тесно взаимодействуют между собой.
Отношение человека к действительности находит своё выражение в сфере чувств, воли, мышления.
Младший школьный возраст – период интенсивного развития эмоциональной сферы личности. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения. При этом происходит расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Если ребенка дошкольного возраста волнует то, что находится в его ближайшем окружении, то у младшего школьника чувства вызваны более широким кругом социальных явлений. Знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни.
В воспитании младших школьников большое значение имеет пример эмоционального отношения к действительности взрослых. Поэтому от богатства чувств взрослых зависят чувства детей, и учитель может оказать сильное влияние на учащихся примером собственных переживаний и отношений, что является важным моментом, облегчающим воспитание патриотических чувств детей. Формирование такого сложного, многогранного чувства, как любовь к Родине, осуществляется на основе развивающихся и ставших устойчивыми чувств – симпатии, сопереживания, доброты, ласки, доброжелательности ( сначала к родным и близким людям ). С ростом ребенка растет и чувство, распространяясь на более широкий круг людей, предметов, явлений окружающей жизни.
Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение героическим подвигом, ощутил эмоциональный подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел эмоциональный опыт. Чувства, пережитые в детстве, не исчезнут бесследно, останется «память сердца» (В.А. Сухомлинский), поэтому важно, чтобы всё, что воспринимает ребёнок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик. Положительное отношение к окружающему – основа нравственных чувств.
Нравственные чувства школьников формируются на основе интереса и эмоционального положительного отношения к окружающему.
Семья – важный и во многом незаменимый этап в развитии каждого человека. Семья ни в коем случае не должна устраняться от воспитания гражданственности не только потому, что таков её долг, но и потому, что без этого она не сможет добиться устойчивых результатов и на иных «участках» «домашней педагогики».
«Когда ещё он там дорастёт до понимания высоких материй!» - утешаются родители. А он никогда до них не дорастет по-настоящему, если не получит практики поведения ещё на далеких подступах к «высоким материям».
Иным родителям вся детская жизнь за исключением учёбы, не представляется чем-то серьёзным. Да, знания учащихся младшего школьного возраста оказывают влияние на их волевые усилия. В результате овладения знаниями у детей складывается система мотивов, регулирующая их поведение. Возникновение познавательных интересов – важное условие успешного развития и воспитания ребёнка, формирования его положительного отношения к явлениям окружающей действительности. Общение со взрослыми во многом определяет содержание и направление развития познавательных интересов учащихся. А взрослые не учитывают, что нормы общественного поведения и коллективистские установки ребята вырабатывают именно в той, «не заслуживающей внимания» сфере их жизни.
Через ваши руки проходит множество мелочей, которые помогут вам уже с ранних лет донести до ребенка всё то, о чем было выше сказано.
Вот вы получили в местном комитете билеты на ёлку. Объясните – в двух - трех словах, не надо лекций, - что их прислали люди, помнящие именно о нём, желавшие доставить ему удовольствие. (То же самое – путёвка в лагерь и пр.)
В одной предвыборной кампании мама была агитатором, а в другой – доверенным лицом. Оба раза мама брала на выборы сынишку и давала ему опустить в урну бюллетень.
- Что ты делал на выборах? – спросили его потом.
- Совал бумажки в щелочку! Все совали – и я совал.
Для малыша это было игрой. А ему уже 7 лет.
Дочку одевают в новенькое платьице: «Сегодня 1 Мая! Пойдешь с отцом на демонстрацию. Красную площадь увидишь и много-много людей, все с флагами и цветами. А на трибунах – папа тебе покажет – правительство». Девочка гордо посидит на папином плече, помашет флажком. Но поймет ли смысл этого нескончаемого людского потока? Ведь для нас эти майские колонны имеют исторический подтекст. А для девочки? Подумали ли родители, как в доступной форме передать ей пафос праздника? Если нет – демонстрация может остаться лишь красочным весенним зрелищем. Если да – девочка приобретет драгоценную крупицу патриотического опыта.
Мы с вами празднуем 4 Ноября, 1 Мая, Международный женский день, немыслимые прежде «юбилеи» разных профессий. А ведь по существу только новогодняя ёлка – праздник с подробным и твердо определившимся ритуалом, доступным для детей. Между тем и всякая другая праздничная дата таит в себе массу неиспользованных возможностей, которые позволят через игру, через веселье, через торжественные обычаи донести до ребёнка смысл тех событий, в честь, в память которых праздник учрежден.
Обычно семейные приготовления к празднику идут по линии наведения чистоты и приобретения всякой съедобной снеди. Давно установлено, что дети при этом только мешают. Их выпроваживают гулять или отсылают к соседке. А ведь не менее важно, чем натереть полы и запасти положенное количество продуктов, подготовить к празднику детей. Сшейте ребенку кумачовую повязку на рукав. Вплетите алые ленты в косы. Подарите какой-нибудь памятный значок. Почитайте вслух рассказ. Отнесите цветы к памятникам. Наденьте детям карнавальные маски (можно разных народов). Словом, надо придать каждому празднику своё лицо, свою тональность, свой смысл в глазах ребенка.
Нет таких родителей, которые бы сознательно добивались, чтобы их ребенок рос черствым, грубым, злым. Нет, его искренне хотят видеть ласковым, отзывчивым, добрым. Но у одних родителей, казалось бы, вопреки их стараниям, ничего не выходит. У других, напротив, без особых усилий всё получается как надо. Значит, у этих, других, иная, более здоровая и светлая атмосфера в семье. Но кроме того, успешность воспитания означает, что ребенок с рождения занял верное место в эмоциональной структуре семьи, что близкие нашли и утвердили в общении с ним верный тон.
Чтобы вырастить и воспитать ребенка, приходится многим жертвовать. Но есть жертвы, которые действительно нужны ему, а есть такие, что вовсе не обязательны и даже вредны. Например, лишнее лакомство, лишняя дорогая, но быстро надоедающая игрушка, лишняя обновка в ущерб себе – без всего этого ребенок прекрасно обойдется и будет только здоровее душой.
Какие же жертвы благотворны? Например, изживите недостатки своего характера, дабы не подавать дурного примера детям, откажитесь от вредной привычки. Пожертвуйте временем и займитесь с ребенком интересным полезным делом, почитайте ему, научите чему-то
Ребенок видит в семье постоянную заботу о себе и заботу близких друг о друге. Сила примера велика и заразительна. Но всё же одного примера мало. Надо, чтобы малыш сам что-то делал для других. «Нужны упражнения в нравственных поступках» - говорил А.С. Макаренко.
Позвольте ребенку быть щедрым с вами, с первыми приятелями – сверстниками, с животными. Дайте ему свободу чем-то жертвовать. И не бойтесь вырастить разиню и простачка.
Позже, в более сознательном возрасте, он с вашей помощью легко разберется, до каких пределов это разумно.
В младшем школьном возрасте складываются начала действенного отношения к Родине, проявляющегося в умении заботиться о родных и близких людях, совершать добрые поступки по отношению к другим людям, беречь природу, то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу. Всё это имеет большое значение для воспитания у школьников патриотизма, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственных качеств личности.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста.