Программа Книга странствий. Испанский язык как второй иностранный

ГБОУ Центр дополнительного образования детей «ГОЛЬЯНОВО»








Образовательная программа
дополнительного образования детей
«КНИГА СТРАНСТВИЙ»
ИСПАНСКИЙ ЯЗЫК как ВТОРОЙ иностранный


Педагог дополнительного образования
Семакина Евгения Алексеевна



Москва 2012 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Учреждение: ГБОУ Центр дополнительного образования детей
"Гольяново"
Отдел: технического творчества и познавательной деятельности
Название программы: «КНИГА СТРАНСТВИЙ: испанский язык как второй иностранный»
Направленность: культурологическая
Автор: Семакина Евгения Алексеевна, п.д.о., 13 разряд ЕТС
Тип (вид) программы: модифицированная
Год разработки: 2011г.
Программа утверждена: Методсоветом – 08.10.2012 г.
На сколько лет рассчитано обучение по программе: 3 года
Режим занятий по годам обучения:
1-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа (4 часа в неделю),
2-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа 4 часа в неделю),
3-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа (4 часа в неделю).
Возраст учащихся, на которых рассчитана программа: 11 - 16 лет
Количество учащихся в учебной группе: 1-й год обучения – до 15 человек,
2-й год обучения – до 12 человек,
3-й год обучения – до 10 человек.
Количество часов в год: 1-й год обучения – 144 ч.
2-й год обучения – 144 ч.
3-й год обучения – 144 ч.
Цель программы: это расширение кругозора и улучшение восприятия информационного пространства у воспитанников; повышение их общего культурного и интеллектуального уровня посредством обучения их испанскому языку в увлекательной форме путешествия по разным городам и странам и знакомства с культурой, традициями, обычаями и особенностями языка испаноязычных народов.


ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

Пояснительная записка . . . . . . . . . .
4

Учебно-тематический план первого года обучения . . . . . .
14

Содержание программы первого года обучения. . . . .
Учебно-тематический план второго года обучения. . . . . .
15
22

Содержание программы второго года обучения. . . . . . . .
Учебно-тематический план третьего года обучения. . . . . .
23
28

Содержание программы третьего года обучения. . . . . . . .
29

Методическое обеспечение программы . . . . . . . .
32

Литература, использованная при разработке программы . .
40

Литература, рекомендуемая учащимся.
40


ПРИЛОЖЕНИЯ:
Календарно-тематический план 1 года обучения
Календарно-тематический план 2 года обучения
Календарно-тематический план 3 года обучения


41

























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

“No es que tengamos poco tiempo, sino que perdemos mucho”
«Суть не в том, что у нас мало времени, а в том, что слишком много его мы теряем».
(Сенека, «О быстротечности жизни»).

Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы может быть выражена так: «Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка».
Обучающиеся учатся осуществлять межличностное и межкультурное общение, применяя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны изучаемого языка – знания, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера): истории, литературы, географии, мировой художественной культуры.

Статус модифицированной программы.
Данная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на основе авторской программы Э.И. Соловцовой и др. «Испанский язык». Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса, а также распределение учебного времени по занятиям, определяет последовательность изучения тем языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Отличительные особенности программы
Автор данной образовательной программы в отличие от аналогичных лингвистических программ отказалась от методов обучения, построенных на принципах назидательности, заучивания правил и образцов разговорной речи.
В программе применяются такие методы и принципы обучения, которые ведут к диалогу между взрослым и ребёнком, развитию личности через создание и моделирование обучающих ситуаций, что способствует формированию демократического стиля общения не только в процессе обучения, но и в «неформальной обстановке». Автор также опирается на личностный подход, направленный на развитие личности ребёнка и педагога как единого субъекта образовательного процесса.
Данная программа имеет:
вариативность содержания;
возможность реализации новаторских воспитательных и развивающих задач;
подбор и использование оригинальных дидактических материалов;
интенсивное освоение языка на основе использования методики и практики преподавания испанского языка как второго иностранного опытными специалистами зарубежных лингвистических университетов.
Важной отличительной особенностью данной программы можно считать и то, что в ней предусмотрены специальные часы для индивидуальной работы с детьми и проведения проектно- исследовательской работы обучающимися. Методики, применяемые в программе, построены на учёте возрастных особенностей детей, межпредметных и внутрипредметных связей.
Владение человеком несколькими языками представляется обычно как бесспорное благо и преимущество. Однако не стоит рассматривать изучение языка утилитарно: для того, чтобы завязать приятную беседу с попутчиком или чтобы сделать максимально комфортным своё путешествие. Поэтому основное назначение программы заключается в том, чтобы помочь обучающимся соприкоснуться с крупнейшими испаноязычными цивилизациями современного мира; познакомиться с разными странами и их культурой, жителями, традициями и обычаями; развить и обогатить свои знания благодаря знакомству с великолепной литературой, богатейшей культурой и историей.

Задачи программы
Обучающие:
– научить рассказывать о себе, своём окружении, передавать содержание прочитанного текста, выражать своё мнение, оценку;
– научить воспринимать и понимать на слух основное содержание несложных аутентичных текстов;
– научить письменно оформлять и передавать информацию, в частности писать письмо, делать выписки из текста, составлять план и т.п.;
– научить работать с книгой, учебником, справочной литературой, словарём;
– научить сопоставлению изучаемого языка с родным, осознанию особенностей каждого;
– ознакомить с историей и культурой стран изучаемого языка, страноведческими реалиями;
– научить работать со страноведческим материалом с целью написания проектно-исследовательских работ.

Развивающие:
– сформировать механизм языковой догадки и умения переноса знаний и навыков в новую ситуацию общения;
– сформировать готовность вступать в иноязычное общение;
– развить потребности дальнейшего самообразования в области иностранного языка;
– отработать навыки диалогического общения в различных коммуникативных ситуациях в рамках учебно-трудовой, социально-бытовой и культурной сфер общения;
– развить языковые, интеллектуальные и познавательные способности;
– активизировать речемыслительную деятельность и творческие способности обучающихся.


Воспитательные:
– воспитать положительное отношение к иностранному языку;
– воспитать уважение к культуре страны изучаемого языка;
– сформировать основы толерантного сознания;
– воспитать личностные качества: активность, сотрудничество с другими, коммуникабельность, взаимную ответственность.

Организация учебного процесса
На занятия допускаются все записавшиеся учащиеся, обязующиеся выполнять правила поведения и техники безопасности на занятиях. Набор в объединение «Книга странствий: испанский язык как второй иностранный» проводится каждый год.
Во время перерывов, предусмотренных нормами СанПин 2.4.4. 1251-03, учащиеся выполняют комплекс упражнений для снятия усталости глаз и рук, а также проводятся снимающие мышечное и психологическое напряжение физкультминутки.
Количество учащихся в каждой из групп 1 года обучения не должно превышать 15 человек в связи с тем, что обучающиеся должны постоянно находиться в поле зрения педагога и иметь возможность в полной мере (как вербально, так и эмоционально) взаимодействовать и с ним, и с другими воспитанниками. В связи с повышением уровня сложности задач и заданий, выполняемых учащимися на втором и третьем году обучения, число учащихся в группах 2 года обучения не должно превышать 12 человек, а в группах 3 года обучения – 10 человек.
Данная программа соответствует возрастным особенностям детей и в интересной форме пробуждает и поддерживает интерес к странам изучаемого языка и пониманию практической значимости изучения иностранного языка. В программе предусмотрено использование индивидуальных и групповых театрализованных постановок на испанском языке.
Для обеспечения лучшего качества усвоения знаний используются комплексные занятия, включающие все виды речевой деятельности, игровые элементы, аутентичные материалы, беседы, конференции, социально-ролевые игры, занятия – «воображаемые путешествия», выездные занятия (посещение выставок с последующим обсуждением, выезд в Институт Сервантеса в Москве, просмотр и обсуждение кинофильмов на испанском языке).
В программе предусмотрено использование индивидуального подхода, целью которого является углублённое изучение испанского языка.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу 1-го года обучения дети будут знать:
основные правила орфографии;
порядок слов в предложении;
правила чтения;
технику чтения;
понятие определённого и неопределённого артикля;
употребление сокращённой формы артикля и слитных форм артикля;
образование вопросительных предложений с вопросительными словами;
образование множественного числа существительных;
образование множественного числа прилагательных;
образование женского рода существительных;
образование вопросительных и отрицательных предложений;
спряжения глаголов I,II,III групп в настоящем времени;
местоименные глаголы;
образование и употребление временных форм глагола: настоящее время Presente;
местоимения: личные, притяжательные, неопределённо-личное, прямые и косвенные местоимения-дополнения;
употребление наречий;
прилагательные: род, число, степени сравнения;
прилагательные: притяжательные, указательные;
безличные обороты;
употребление повелительного наклонения (Imperativo);
лексику по пройденным темам;

уметь:
вести диалог этикетного характера в стандартных ситуациях общения с соблюдением норм, принятых в стране изучаемого языка, и с использованием адекватных речевых клише;
вести диалог-расспрос в ситуациях повседневного общения;
вести диалог-побуждение: обращаться с просьбой и т.д.;
описать предмет, явление, действие;
понимать речь собеседника в простых ситуациях повседневного общения; извлекать основную информацию из текста; выделить главную мысль, идею текста, составить краткие записи по прочитанному;
активно пользоваться словарём;
бегло читать, чётко произносить и различать на слух все звуки испанского языка.

К концу 2-го года обучения дети будут знать:
образование и употребление временных форм глагола: Plusquamperfecto, будущее в прошедшем (Futuro en Pasado), условное наклонение (Condcional Presente y Pasado), сложное прошедшее время Pasado Compuesto, ближайшие будущее и прошедшее времена Futuro en Pasado, Pretйrito Perfecto, Imperfecto;
употребление условных придаточных предложений;
употребление выделительных оборотов;
употребление неопределённых, указательных местоимений;
понятие о согласовании времен;
прямой и косвенный вопрос;

уметь:
вести диалог-расспрос: запрашивать и сообщать информацию, высказывая при этом своё мнение или суждение;
логично и последовательно высказываться в связи с ситуацией общения, прочитанным, увиденным, услышанным, используя основные коммуникативные типы высказывания (описание, сообщение, характеристика), выражая при этом своё отношение к предмету высказывания;
излагать содержание прочитанного с опорой на текст;
написать краткое сообщение, краткое описание событий, людей с использованием оценочных суждений;
оформить личное письмо в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.
употребление относительных местоимений;
образование и употребление глаголов в будущем предшествующем времени (Futuro Anterior);
согласование причастия настоящего и прошедшего времени;
образование пассивной формы глаголов;
образование и употребление сослагательного наклонения;
согласование времен;

уметь:
вести диалог-обмен мнениями/сообщениями;
выражать свою точку зрения, обосновывая её, чтобы убедить собеседника;
составлять рассказ, краткое сообщение, резюме на основе прочитанного, прослушанного;
читать художественную и общественно-политическую литературу с общим пониманием смысла и обсуждать прочитанное;
понимать речь в форме, максимально приближенной к естественному темпу;
составлять монологические высказывания с достаточной степенью грамматической корректности;
понимать на слух основное содержание объявлений, сводку погоды;
выборочно понимать необходимую информацию в рекламных или других сообщениях с опорой на языковую догадку, контекст;
работать с текстом (используются различные виды чтения);
заполнять анкеты, писать поздравления;
вести проектно-исследовательскую деятельность в области страноведения испаноговорящих стран.

Курс третьего года обучения представляет богатый материал для проектной и творческой работы учащихся, подготовки докладов и сообщений, побуждает привлекать дополнительный культорологический материал, использовать личный опыт и др. Это страноведческий курс, состоящий из двух частей: «История Испании» и «История Латинской Америки». Он предполагает, помимо основного списка рекомендованной литературы, также интенсивное использование испаноязычных сайтов в сети Интернет по страноведческой и лингвострановедческой тематике при работе над проектами.
При работе по каждой из тем учащиеся:
выполняют познавательно-поисковые страноведческие задания из пособий «Imбgenes de Espaсa. Material de prбcticas» и «Imбgenes de Amйrica Latina . Material de prбcticas»
используют отдельные материалы из другой страноведческой литературы;
слушают лекции учителя по тематическим подразделам, которые представляют особую трудность при их изучении;
выполняют групповые и индивидуальные проекты и выступают с результатами работы по ним.
После изучения данного курса школьники смогут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
социальной адаптации: успешного взаимодействия в различных ситуациях общения, в том числе профильно-ориентированных; соблюдения этикетных норм межкультурного общения; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установление межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире;
приобщение к ценностям мировой культуры через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные; расширения возможностей в использовании новых информационных технологий в профессионально-ориентированных целях;
расширения возможностей трудоустройства и продолжения образования;
участия в межкультурных проектах, конкурсах, олимпиадах;
обогащения своего мировосприятия, осознания места и роли родного и иностранного языков в сокровищнице мировой культуры.

Текущий контроль осуществляется в процессе формирования навыков и умений и позволяет судить о достижениях обучающихся, их учебной деятельности на каждом занятии. Объектами контроля являются как виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), так и лексические, грамматические знания и навыки.
Промежуточный контроль осуществляется в конце цепочки занятий по теме. Значительное место отводится переводу с русского языка на испанский как наиболее эффективному средству закрепления и контроля усвоения пройденной лексики и грамматики. Этот вид упражнений преследует также цель развить у детей умение правильно оформлять мысль, выраженную на родном языке, средствами иностранного языка.
Итоговый контроль проводится в конце каждого года обучения. Проверке подвергаются умения во всех видах речевой деятельности.

Формы контроля усвоения программы:
самостоятельные, творческие и учебно-исследовательские работы;
тестирование;
контрольные работы: текущие и итоговые;
контроль чтения и понимания текстов;
участие в конкурсах, конференциях.

В конце первого года обучения:
чтение и перевод текста;
контрольная работа по грамматике.

В конце второго года обучения:
беседа (обсуждение) по одной из пройденных тем;
беседа по прочитанному тексту;
контрольная работа по грамматике;
защита рефератов.

В конце третьего года обучения:
беседа на любую из изученных тем;
творческие и учебно-исследовательские работы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения


п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов



Теорет.
Практич.
Всего

1
Вводный раздел
2
2
4

2
Я и моя семья
8
10
18

3
Школа
4
6
10

4
Человек
4
6
10

5
Дом. Квартира
4
6
10

6
Календарь. Время
2
8
10

7
Профессии
4
6
10

8
Праздники
10
10
20

9
Кухня
4
6
10

10
Магазин
2
8
10

11
Друзья
4
6
10

12
Жизнь в большом городе
10
10
20

13
Итоговое занятие
-
2
2


Итого
58
86
144




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

Раздел 1. Вводный раздел.
Тема 1.1. Собеседование с детьми и родителями.
Правила поведения. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 1.2. Вводное занятие.
Знакомство с детьми. Выяснение причин их интереса к изучению испанского языка, цели его изучения.
Тема 1.3. Знакомство с программой.
Содержание программы, что можно будет знать и уметь в результате обучения по ней.
Практическая часть. Знакомство с испанским алфавитом.

Раздел 2. Я и моя семья.
Грамматика испанского языка (изучается на протяжении всех тем раздела). Построение предложения. Слияние, связывание. Артикль. Глагол ser. Спряжение глаголов I-й группы в настоящем времени. Указательные прилагательные. Повелительное наклонение.
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Отработка произношения. Скороговорки. Выполнение лексических и грамматических упражнений. Чтение фраз.
Тема 2.1. Приветствие. Знакомство.
Лексика и формы приветствий в испанском языке.
Тема 2.2. Возраст.
Лексика диалогов о возрасте. Вопросы и ответы о возрасте.
Тема 2.3. Семья.
Лексика семейно-родственных отношений.

Раздел 3. Школа.
Грамматика испанского языка (изучается на протяжении всех тем раздела). Множественное число существительных. Вопрос к подлежащему. Спряжение глаголов III-й группы в настоящем времени. Определённый артикль. Отрицательная форма глаголов. Предлоги а, de.
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Отработка произношения. Скороговорки. Выполнение лексических и грамматических упражнений. Чтение фраз.

Тема 3.1. Школьные принадлежности.
Лексика, употребляемая во французской школе для обозначения школьных принадлежностей и их использования.
Тема 3.2. Учебные предметы.
Лексика, обозначающая учебные предметы, порядок изучения предметов в испанской школе.
Тема 3.3. Школьные традиции.
Особенности традиций, существующих в испанской системе школьного образования, их лексика.

Раздел 4. Человек.
Грамматика испанского языка (изучается на протяжении всех тем раздела). Неопределённый артикль. Женский род прилагательных. Множественное число прилагательных. Вопросительное предложение. Типы инверсии. Вопросы к прямому дополнению. Слитный артикль. Спряжение глаголов II-й группы в настоящем времени.
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Отработка произношения. Скороговорки. Выполнение лексических и грамматических упражнений. Чтение и перевод текста.

Тема 4.1. Портрет.
Лексика, используемая при описании человеческого лица, его характерных черт, особенности её употребления.
Тема 4.2. Внешность.
Лексика описания внешности человека и особенности её употребления.
Тема 4.3. Части тела.
Лексика, употребляемая для обозначения частей тела человека, особенности её употребления.

Раздел 5. Дом. Квартира.
Грамматика испанского языка (изучается на протяжении всех тем раздела). Наречия. Вопросительные наречия. Неупотребление артикля. Пассивная форма глаголов настоящего времени. Предлоги parа и de после глаголов в пассивной форме. Образование наречий при помощи суффикса
-mentе-.
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Скороговорки. Стихи. Выполнение лексических и грамматических упражнений. Работа с текстом.

Тема 5.1. Мебель.
Лексика названий предметов мебели, особенности использования и расположения мебели во французском городском и сельском доме.
Тема 5.2. Домашние удобства.
Лексика, применяемая для обозначения используемых в быту домашних удобств, традиции её употребления.
Тема 5.3. Домашние обязанности.
Лексика основных домашних обязанностей и традиций их распределения в семье.

Раздел 6. Календарь. Время.
Грамматика испанского языка (изучается на протяжении всех тем раздела). Числительные. Безличные обороты. Ближайшее будущее время. Ближайшее прошедшее время. Прямые и косвенные местоимения-дополнения. Распорядок дня. Школьное расписание. Местоимённые глаголы. Прошедшее время.
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Скороговорки. Стихи. Выполнение лексических и грамматических упражнений. Работа с текстом.

Тема 6.1. Дни недели.
Обозначения дней недели, вопросы и ответы о днях недели.
Тема 6.2. Месяцы года.
Обозначение месяцев, вопросы и ответы на вопросы о месяце года.
Тема 6.3. Времена года.
Названия времён года, лексика, употребляемая для описания их особенностей.

Раздел 7. Профессии.
Грамматика испанского языка (изучается на протяжении всех тем раздела). Будущее время. Место наречий в предложении. Неопределённо-личное местоимение on.
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Скороговорки. Стихи. Выполнение лексических и грамматических упражнений. Работа с текстом.

Тема 7.1. Основные профессии и их особенности.
Названия наиболее распространённых профессий.
Тема 7.2. Интересы и увлечения.
Названия наиболее распространённых личных интересов и увлечений.
Тема 7.3. Любимые занятия.
Названия наиболее популярных занятий среди испанских детей и подростков.

Раздел 8. Праздники.
Грамматика испанского языка (изучается на протяжении всех тем раздела). Вопрос к подлежащему. Личные отглагольные местоимения.
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Скороговорки. Стихи. Выполнение лексических и грамматических упражнений. Работа с текстом.

Тема 8.1. Общенациональные праздники и знаменательные даты в Испании.
Названия праздников и знаменательных дат, откуда и когда они появились, как отмечаются.
Тема 8.2. Традиционные праздники Испании.
Названия праздников, их происхождение, особенности празднования жителями Испании.
Тема 8.3. Народные обычаи и традиции.
Наиболее известные испанские народные обычаи и традиции, особенности их бытования в современной Испании.

Раздел 9. Кухня.
Грамматика испанского языка (изучается на протяжении всех тем раздела). Прошедшее время местоимённых глаголов. Притяжательные местоимения.
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Скороговорки. Стихи. Выполнение лексических и грамматических упражнений. Работа с текстом.
Тема 9.1. Традиционная кухня.
Названия наиболее известных продуктов, используемых в традиционной кухне, виды блюд, особенности их изготовления и традиции употребления.
Тема 9.2. Национальная кухня.
Названия популярных блюд национальной кухни, особенности их изготовления и употребления.
Тема 9.3. Продукты питания.
Названия наиболее распространённых продуктов питания, использование в кухне, традиции употребления.
Тема 9.4. Этикет. Правила поведения за столом.
Испанский этикет, его сходства и отличия с общепринятыми нормами этикета. Беседа за столом, употребляемая лексика.

Раздел 10. Магазин.
Грамматика испанского языка (изучается на протяжении всех тем раздела). Степени сравнения прилагательных и наречий. Imperfecto
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Скороговорки. Стихи. Выполнение лексических и грамматических упражнений. Работа с текстом.
Тема 10.1. Покупки.
Виды покупок, как и что покупать в испанских магазинах.
Тема 10.2. Сувениры. Подарки.
Испанские традиции сувениров и подарков. Их виды.
Тема 10.3. Деньги. Цены.
Лексика, употребляемая при покупках.
Тема 10.4. Одежда. Мода.
Названия видов одежды. Что предпочитают носить в Испании в разные времена года.

Раздел 11. Друзья.
Грамматика испанского языка (изучается на протяжении всех тем раздела). Относительные местоимения. Прямая и косвенная речь.
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Скороговорки. Стихи. Выполнение лексических и грамматических упражнений. Работа с текстом.
Тема 11.1. Характер.
Черты и особенности характера.
Тема 11.2. Привычки.
Хорошие и дурные привычки.
Тема 11.3. Друг как личность.
Личностные качества современного человека.
Тема 11.4. Дружба и любовь.
Лексика отношений между людьми.

Раздел 12. Жизнь в большом городе.
Грамматика испанского языка (изучается на протяжении всех тем раздела). Pasado Simple.
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Выполнение лексических и грамматических упражнений. Работа с текстом.
Тема 12.1. Транспорт. Ориентация в городе.
Средства транспорта в испанских городах, как ориентироваться в городе.
Тема 12.2. Гостиница (отель).
Названия помещений гостиницы, правила поведения в гостиница.
Тема 12.3. Отправление корреспонденции. Переписка.
Как написать и отправить письмо или посылку в Испании.

Раздел 13. Итоговый раздел.
Практическая часть. Грамматическая часть. Чтение и перевод текста. Подведение итогов работы за год.













УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй год обучения


п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов



Теорет.
Практич.
Всего

1
Вводный раздел
2
2
4

2
Досуг
4
16
20

3
Образование
8
16
24

4
Туризм
4
12
16

5
Спорт
4
12
16

6
Средства массовой информации
4
12
16

7
Чтение литературы
-
40
40

8
Итоговый раздел
-
8
8


Итого


144


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Второй год обучения
Раздел 1. Вводный раздел.
Тема 1.1. Инструктаж по технике безопасности.
Правила поведения. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 1.2. Вводное занятие.
Знакомство с программой второго года обучения.
Практическая часть. Проверка: что помним и что забыли из первого года обучения.

Раздел 2. Досуг.
Грамматика испанского языка (изучается на протяжении всех тем раздела). Относительные местоимения. Будущее предшествующее время. Согласование причастия прошедшего времени.
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Чтение биографических произведений, заучивание и исполнение песен, обсуждение любимых фильмов, беседы о живописи, описание репродукций. Выполнение грамматических упражнений. Ролевая игра «Художники Испании».
Тема 2.1. Увлечения. Хобби.
Читательские вкусы, интересы, предпочтения в литературе. Отношение к различным жанрам искусства.
Тема 2.2. Музыка. Традиционная музыкальная культура Испании. Фламенко – культурное наследие человечества. Современная испанская музыка: рок и рэп.
Тема 2.3. Театр. Театральные традиции Испании. Великие теноры: П. Доминго, Х. Каррерас.
Тема 2.4. Живопись.
Гойя, Эль Греко, Гауди.
Тема 2.5. Кино.
Испанское кино, его характерные черты и место в мировом киноискусстве. Знаменитые испанские киноактёры и режиссеры.

Раздел 3. Образование.
Грамматика испанского языка (изучается на протяжении всех тем раздела). Согласование времен.
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Изучение лексического материала и сравнение образования в России и Испании. Обсуждение. Выполнение лексических и грамматических упражнений.
Тема 3.1. Начальное образование.
Начальное образование: возраст обучения, предметы, особенности преподавания.
Тема 3.2. Среднее образование.
Среднее образование: возраст, структура, предметы обучения, система оценок, особенности изучения.
Тема 3.3. Высшее образование.
Поступление и обучение в высших учебных заведениях. Университеты. Саламанка – самый старинный и знаменитый университет Испании.
Тема 3.4. Особенности образования в Испании.
Испанская образовательная система. Её характерные черты, сходства и отличия с российской системой образования.

Раздел 4. Туризм.
Грамматика испанского языка (изучается на протяжении всех тем раздела). Условное наклонение. Будущее в прошедшем время. Условные придаточные предложения.
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Выполнение лексических и грамматических упражнений. Работа с текстом.
Тема 4.1. Путешествие на поезде.
Особенности и путешествий на поезде. Правила поведения в дороге.
Тема 4.2. Путешествие на самолёте.
Заказ и покупка билетов. Правила поведения авиапассажиров в аэропорту и в воздухе. Аэропорты Испании.
Тема 4.3. Путешествие на пароходе.
Особенности и достоинства морских и речных путешествий. Правила поведения пассажиров на борту корабля.

Раздел 5. Спорт.
Грамматика испанского языка (изучается на протяжении всех тем раздела). Согласование времён. Прямой и косвенный вопрос.
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Выполнение лексических и грамматических упражнений. Работа с текстом.
Тема 5.1. Виды спорта.
Виды спорта и соревнований, особенно популярных в Испании.
Тема 5.2. Здоровье и самочувствие.
Здоровье в современном мире. Как следить за здоровьем.
Тема 5.3. Здоровый образ жизни.
Как сохранить здоровье. Занятия, способствующие сохранению и укреплению здоровья.

Раздел 6. Средства массовой информации.
Грамматика испанского языка (изучается на протяжении всех тем раздела). Выделительные обороты. Неопределённые местоимения.
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Проведение социологического опроса среди своих сверстников и обсуждение его результатов. Выполнение лексических и грамматических упражнений. Работа с текстом.
Тема 6.1. Радио.
Наиболее популярные испанские радиостанции. Государственное и частное радиовещание в Испании.
Тема 6.2. Телевидение в Испании
Наиболее известные телевизионные каналы, вехи истории телевидения в Испании.
Тема 6.3. Пресса в жизни подростка.
Что такое «4-я власть» и как она влияет на сознание людей. Подросток и пресса в Испании.

Раздел 7. Чтение литературы.
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Чтение художественных, описательных, информативных, аутентичных текстов. Ознакомительное, изучающее и поисково-просмотровое чтение. Обсуждение прочитанного. Ролевая игра «Представьте себя героями какого-нибудь литературного произведения».
Тема 7.1. Мигель Сервантес Сааведра.
Жизнь и творчество. Значение в испанской литературе.
Тема 7.2. Лопе де Вега.
Жизнь и творчество. Значение в испанской литературе.
Тема 7.3. Лорка.
Жизнь и творчество. Значение в испанской литературе.

Раздел 8. Итоговый раздел.
Тема 8.1. Защита рефератов.
Практическая часть. Защита рефератов по избранным детьми темам.
Тема 8.2. Итоговое занятие.
Практическая часть. Грамматическая часть. Беседа (обсуждение) по одной из пройденных тем. Беседа по прочитанному тексту. Подведение итогов работы за год.









УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Третий год обучения


п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов



Теорет.
Практич.
Всего


Вводный раздел
1
1
2


Физическая и экономическая география Испании.
2
2
4


Правовое и конституционное устройство Испании.
2
2
4


Современная культура Испании.
2
4
6


Древняя Испания.
2
4
6


Испания в Средние века.
2
4
6


Испания при Католических Королях.
1
3
4


Эпоха Возрождения.
2
4
6


XVII век.
2
4
6


XVIII век.
2
4
6


XIX век.
2
4
6


1874 -1931 гг.
2
4
6


1931 – 1975 гг.
2
4
6


Испания сегодня.
1
3
4


Латинская Америка.
1
1
2


Современная культура.
2
4
6


Доколумбовская Америка.
2
4
6


Открытие и завоевание Нового Света.
1
3
4


Индейцы, колоны и энкомендерос.
2
4
6


Колонизация.
2
2
4


Эпоха Барокко.
2
4
6


Путь к независимости.
2
2
4


Обретение независимости Латинской Америкой.
2
4
6


Зарождение государств-наций в Латинской Америке.
2
4
6


Первая половина XX века.
2
4
6


Вторая половина XX века.
2
4
6


Современная Латинская Америка.
2
4
6


Итоговый раздел
-
4
4


Итого


144



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Третий год обучения

Раздел 1. Вводный раздел.
Тема 1.1. Инструктаж по технике безопасности.
Правила поведения. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 1.2. Вводное занятие.
Знакомство с программой третьего года обучения.

Раздел 2. Физическая и экономическая география Испании.

Раздел 3. Правовое и конституционное устройство Испании.

Раздел 4. Современная культура Испании.

Раздел 5. Древняя Испания: от истоков до Средних веков.

Раздел 6. Испания трех культур: V - XV века.

Раздел 7. Испания при Католических Королях. «Реставрация Испании».

Раздел 8. Эпоха Возрождения XVI век.

Раздел 9. XVII век – век кризиса испанского государства и расцвета стиля Барокко.

Раздел 10. XVIII век – Просвещенный абсолютизм.

Раздел 11. XIX век – Буржуазная революция и расцвет Романтизма.

Раздел 12. 1874 – 1931 гг. Реставрация. Серебряный век испанской культуры.

Раздел 13. 1931 – 1975. Вторая Республика. Гражданская война. Авторитарный режим генерала Франко.

Раздел 14. Переходный период. Испания сегодня.

Раздел 15. Латинская Америка. Проблемы и задачи курса.

Раздел 16. Современная культура.

Раздел 17. Доколумбова Америка.

Раздел 18. Открытие и завоевание Нового Света.

Раздел 19. Индейцы, колоны и энкомендерос.

Раздел 20. Колонизация и административное устройство колоний.

Раздел 21. Эпоха Барокко.

Раздел 22. Путь к независимости.

Раздел23. Обретение независимости странами Латинской Америки.

Раздел 24. Зарождение государств-наций в Латинской Америке.

Раздел 25. Латинская Америка в начале двадцатого века.

Раздел 26. Политическое развитие стран Латинской Америки со времен Холодной Войны.

Раздел 27. Современная Латинская Америка.

Раздел 28. Итоговый раздел.
Тема 28.1. Презентация проектов.
Практическая часть. Презентация проектов по темам раздела.
Тема 28.2. Итоговое занятие.
Практическая часть. Грамматическая часть. Обсуждение проектов и одной из пройденных тем. Беседа по прочитанному тексту. Подведение итогов работы за год. Подведение итогов пройденного курса.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Содержание обучения состоит из трех взаимосвязанных областей














Материальный аспект включает разнообразные языковые и речевые средства, такие как: фонетика, лексика, грамматика, графика, в том числе типы текстов, и образует т. н. языковые знания. Например, знание основ французского языка как системы: это правила, посредством которых единицы языка превращаются в осмысленное высказывание; это понятия, которые отсутствуют в родном языке (понятие артикля или разветвлённой системы времени.)
Идеальный аспект представлен сферами общения, внутри которых выделяются последовательно – темы общения, ситуации общения, коммуникативные роли и коммуникативные намерения. Сферы общения, т.е. сферы практического использования языка, в которых реализуются соответствующие типы речи, существуют в пределах конкретного лингвосоциума.
Каждая сфера общения неотделима от условий, в которых это общение протекает. Общение может происходить в ситуациях официальных и неофициальных, в ходе индивидуальных и групповых контактов, опосредованно и непосредственно. Но конкретное речевое действие определяется не самой обстановкой, а её моделью, которая формируется в сознании человека. В условиях речевого общения человек не просто реагирует на ситуацию, а, сталкиваясь с ней, оказывается перед необходимостью вероятностного прогнозирования, за которым должен последовать выбор соответствующего варианта поведения. Таким образом, человек моделирует тип общения, усвоенный им в соответствии с образцами в рамках некоторой социальной среды.
Поэтому в учебном процессе необходимо моделировать ситуацию общения со всеми присущими ей параметрами и таким образом развивать у обучающихся умение использовать иноязычные языковые средства в соответствии с этими ситуационными параметрами. Также необходимо приобщать обучающихся к социокультурной специфике наиболее типичных ситуаций общения в стране изучаемого языка (например, ситуации поздравления с днём рождения) и формировать умения использовать вербальные и невербальные средства общения с учётом этой специфики.
Темы составляют предмет обсуждения/восприятия в соответствующих ситуациях социального взаимодействия. Коммуникативные ситуации могут быть однотемными (покупка в магазине – сфера бытовых отношений) и политемными (дискуссия по поводу просмотренного фильма – сфера культурологических отношений).
Тексты представляют собой связную последовательность устных и письменных высказываний, порождаемых/понимаемых в процессе речевой деятельности, осуществляемой в конкретной сфере общения. Тексты, как и темы, служат для практического овладения иностранным языком.
И, наконец, процессуальный аспект, где языковые и речевые средства используются в конкретных ситуациях общения в процессе речевых действий, в упражнениях в аудировании, говорении, чтении и письме. Этот аспект обеспечивается с помощью упражнений, заданий, в которых определены задачи и условия их решения и которые обеспечивают практику во всех видах речевой деятельности. Это могут быть упражнения подготовительные, направленные на воспроизведение языкового материала, упражнения на тренировку в его употреблении, на развитие речевых умений, на поиск творческих решений для выполнения коммуникативных задач.
Таким образом, все три аспекта содержания обучения реализуются в учебной речевой деятельности (в четырёх её видах) и способствуют прогрессивному формированию того или иного уровня коммуникативной компетенции.
Устная речь развивается при помощи разнообразных речевых упражнений, имеющих коммуникативную направленность. Самое яркое выражение разговорный язык находит в диалогах. Поскольку для начала диалога требуется какой-то толчок, какая-то определённая ситуация, эту форму языка еще называют «ситуативный французский». Поэтому тематика может охватывать все сферы человеческой деятельности.
Проводятся языковые, ролевые игры по тематике программы, которые повышают уровень мотивации и способствуют отработке речевых структур в условных ситуациях общения. На занятиях создаются реальные коммуникативные ситуации: педагог – обучающиеся и обучающиеся между собой, направленные на закрепление материала и навыков общения на французском языке. Отличительной чертой ролевых игр и их преимуществом перед другими видами работ является то, что речевая деятельность в социальном контексте с учётом темы разговора, отношений между партнёрами по общению и т.д. способствует приближению процесса обучения к реальной жизни.

Основными характерными чертами всех ролевых игр являются:
наличие проблемы, лежащей в основе игры;
наличие определённых персонажей, имеющих разное отношение к обсуждаемой проблеме;
наличие проблемной (конфликтной) ситуации.
Ролевые игры способствуют формированию следующих умений:
принять и исполнить роль;
ориентироваться в ролях партнёров;
выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией;
проводить и отстаивать свою точку зрения;
склоняться к компромиссу;
предусматривать конфликт и находить пути для его устранения;
формулировать проблему и предлагать пути её решения;
менять тактику своего поведения;
владеть стратегией общения: уместно употреблять речевые и этикетные формулы, знать формулы обращений, уметь выражать благодарность, просьбу, согласие, возражение и т.д.
Ролевая игра предполагает наличие трёх этапов: подготовительного, проведения игры и контроля.
Умение читать развивается на текстах со снятыми трудностями, т.е. на текстах, которые строятся только на знакомом языковом материале и не содержат трудностей для понимания. На дальнейшем этапе прочитанные тексты обсуждаются и прорабатываются. Предлагаются творческие задания для закрепления материала. Используются приёмы групповой, парной и индивидуальной работы.
Грамматические темы подаются путем естественного и последовательного возрастания трудности материала.
Значительное место в упражнениях, как лексических, так и грамматических занимает перевод с русского языка на французский. Это наиболее эффективное средство закрепления и контроля усвоения пройденной лексики и грамматики.
Данный вид упражнений преследует также цель развить у обучающихся умение правильно оформлять мысль, выраженную на родном языке, средствами иностранного языка. Предлагаются упражнения с постепенным нарастанием трудностей, рассчитанные на привитие прочных знаний лексики и грамматики, a также на развитие навыков сознательного использования приобретённых знаний в устной речи.
Не исключается также и необходимость вводно-фонетического курса. Приобретение (выработка) произносительных навыков облегчит чтение и понимание речи. Усвоение наиболее употребляемой лексики, выработка навыков диалогической речи помогут в использовании приобретённых знаний в практических целях. Для лучшего усвоения языкового материала используется метод совмещения речевой деятельности и прослушивания аудиокурсов. Выбор, а иногда и создание учебных пособий, отбор лексико-грамматического материала осуществляются так, чтобы постоянно поддерживать интерес к изучению французского языка.
Для успешной реализации данной программы необходимо регулярное посещение занятий и систематическое выполнение домашних заданий.
Результатами обучения являются чтение художественной неадаптированной литературы и периодической печати, умение общаться со своими франкоговорящими сверстниками и грамотное ведение переписки.
Материально-техническое оснащение занятий:
– магнитофон, аудиоматериалы с фонетическими и лексическими упражнениями;
– дидактические разработки;
– словари: испанско-русский, русско-испанский;
– настольные игры;
– PC с доступом в Интернет, принтером;
– видеоматериалы и проигрыватель DVD.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагогов

Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В. Испанский язык
Espacio Joven. Libro del professor, Edinumen, 2011
Seth Lindstromberg. 110 Actividades para la clase de idiomas. Edinumen, 2011
J. C. Richards y Theodore S. Rodgers. Enfoques y mйtodos en la enseсanza de idiomas. Edinumen, 2011

Литература для учащихся
Espacio Joven. Libro del alumno, Edinumen, 2011
Espacio Joven. Libro de ejercicios, Edinumen, 2011
Sebastiбn Quesada “Imбgenes de Amйrica Latina. Manual de historia y cultura latinoamericanas”, Edelsa, 2001
Sebastiбn Quesada “Imбgenes de Amйrica Latina. Material de prбcticas”, Edelsa, 2001
Ramуn Tamames, Sebastiбn Quesada “Imбgenes de Espaсa. Panorama de la formaciуn de Espaсa y de las culturashispбnicas”, Edelsa, 2003
Ramуn Tamames, Sebastiбn Quesada “Imбgenes de Espaсa. Material de prбcticas”, Edelsa, 2003





 Щепилова А. В. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению второму иностранному языку. М., 2003.














Идеальный аспект


Сферы
Темы
Ситуации
Роли
Намерения


Процессуальный аспект

Речевые действия, упражнения в аудировании, говорении, чтении и письме


Материальный аспект

Языковые и речевые средства:
фонетика, лексика, грамматика, графика, тексты


Уровень развития коммуникативной компетенции
(языковой, речевой, социокультурный, тематической, стратегической, когнитивной)

У Т В Е Р Ж Д Е Н О:
Методическим советом
ГБОУ ЦДОД «Гольяново»
Протокол № _______
от . . г.


У Т В Е Р Ж Д А Ю:
Директор ГБОУ ЦДОД
«Гольяново»
Павлов Д.З.
______________________



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915