Программа Книга странствий. Английский язык как первый иностранный
ГБОУ Центр дополнительного образования детей «ГОЛЬЯНОВО»
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«КНИГА СТРАНСТВИЙ»
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК как первый иностранный
Педагог дополнительного образования
Семакина Евгения Алексеевна
Москва 2012 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Учреждение: ГБОУ Центр дополнительного образования детей
"Гольяново"
Отдел: технического творчества и познавательной деятельности
Название программы: «КНИГА СТРАНСТВИЙ: английский язык как первый иностранный»
Направленность: культурологическая
Автор: Семакина Евгения Алексеевна,
п.д.о., 10 разряд ЕТС
Тип (вид) программы: модифицированная
Год разработки: 2011г.
Программа утверждена: Методсоветом
На сколько лет рассчитано обучение по программе: 3 года
Режим занятий по годам обучения:
1-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа (4 часа в неделю),
2-й год обучения – 3 раза в неделю по 2 академических часа (6 часов в неделю),
3-й год обучения – 3 раза в неделю по 2 академических часа (6 часов в неделю).
Возраст учащихся, на которых рассчитана программа: 8 - 10 лет
Количество учащихся в учебной группе: 1-й год обучения – до 12 человек,
2-й год обучения – до 10 человек,
3-й год обучения – до 8 человек.
Количество часов в год: 1-й год обучения – 144 ч.
2-й год обучения – 216 ч.
3-й год обучения – 216 ч.
Цель программы «Книга странствий» – это расширение кругозора и улучшение восприятия информационного пространства у воспитанников; повышение их общего культурного и интеллектуального уровня посредством обучения их английскому языку в увлекательной форме путешествия по разным городам и странам и знакомства с культурой, традициями, обычаями и особенностями языка англоязычных народов.
С помощью английского языка формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения, вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран и их культуре, стимулируется общее речевое развитие младших школьников, развивается их коммуникативная культура, формируются основы гражданской идентичности, личностные качества, готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся, социальные компетенции.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Пояснительная записка . . . . . . . . . .
5
Учебно-тематический план первого года обучения . . . . . .
10
Содержание программы первого года обучения. . . . .
Учебно-тематический план второго года обучения. . . . . .
11
14
Содержание программы второго года обучения. . . . . . . .
Учебно-тематический план третьего года обучения. . . . . .
15
18
Содержание программы третьего года обучения. . . . . . . .
19
Методическое обеспечение программы . . . . . . . .
22
Литература, использованная при разработке программы . .
26
Литература, рекомендуемая родителям учащихся.
26
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Календарно-тематический план 1 года обучения
Календарно-тематический план 2 года обучения
Календарно-тематический план 3 года обучения
27
Пояснительная записка
“It`s not whether you win or lose that matters, it`s how you play the game”.
Неважно, выигрываешь ты или проигрываешь, важно то, как ты играешь.
(Английская пословица)
Образовательная программа «Книга странствий: английский язык как первый иностранный» предназначена для обучения детей в возрасте от 8 до 10 лет английскому языку и имеет социально-педагогическую направленность с преобладающими страноведческими и культурологическими элементами.
Данная программа разрабатывалась и проходила проверку в работе с детским объединением «Книга странствий» Центра дополнительного образования детей «Гольяново».
Актуальность данной программы
Сегодня, когда стремительное развитие в области науки и технологии обрушило на нас огромный поток новых знаний, особенно важную роль играет изучение иностранных языков.
Ни для кого не секрет, что Английский язык в мире является общепринятым средством общения в различных областях человеческой жизни, языком мировой литературы, образования, современной музыки. Английский язык абсолютно необходим и путешественникам, отправляющимся в дальние страны.
Кроме того, существует еще и политический аспект: наша страна продолжает активно интегрироваться в мировое сообщество, и поэтому вопрос изучения Английского языка в настоящее время особенно актуален.
Однако не существует универсального метода изучения иностранных языков в целом и английского языка – в частности, и каждый ищет свой собственный путь. Но всем известно, что чтение книг в оригинале, прослушивание радиопрограмм, просмотр документальных и художественных фильмов и телепередач на Английском языке может существенно облегчить эту задачу.
Изучая английский как первый иностранные язык по данной программе, воспитанники открывают для себя историю и начинают лучше понимать культуру коренного населения разных стран, для которых Английский – родной язык.
Отличительные особенности программы
Мало найдется на земле людей, которых бы не манила романтика дальних дорог и далеких странствий, а среди детей таких и вовсе нет. Встречаясь после каникул, они всегда наперебой рассказывают друг другу о том, где они были и что видели. Они неутомимые исследователи и отважные путешественники, способные и в крапивных зарослях увидеть тропическую сельву, а в небольшом пруду – бескрайний океан.
В то же время, не все дети изначально имеют стойкую положительную мотивацию в плане изучения английского языка. Но родители настаивают на том, что «без языка в современном мире не стать образованным человеком», а школьные учителя, в силу строгости и даже некоторой ограниченности школьной программы, не всегда способны вызвать интерес к своему предмету.
И вот ребенок оказывается в тисках противоречий собственных стремлений и желаний взрослых, которые, безусловно, знают «как надо». Лично мне абсолютно не хочется видеть скучающие взгляды воспитанников и, будучи педагогом дополнительного образования, я, благодаря своей программе, имею возможность таким образом организовать учебный процесс, что всем без исключения детям, которые посещают занятия в объединении интересно и весело.
Автор данной образовательной программы отказалась от методов обучения, построенных на принципах назидательности, заучивания правил и образцов разговорной речи.
Основной отличительной особенностью данной программы является ее комплексность, поскольку, как видно из названия, она, помимо базового изучения грамматических и лексических основ английского языка, ориентирована преимущественно на изучение общих и особенных черт англоязычных стран и культур.
Второй базовой отличительной особенностью является оригинальная педагогическая методика, которая предусматривает обилие иллюстративного и вспомогательного материала, активное применение современных информационных технологий наряду с традиционными методами развития мелкой моторики, памяти и внимания у детей.
В данной программе педагогом делается акцент на создание во время занятий комфортной атмосферы, стимулирующей фантазию и творческие способности каждого воспитанника. Объединение – это своего рода клуб, в котором педагог – это председатель, а воспитанники – равноправные члены клуба, которые собираются на заседания для того, чтобы узнать что-то новое и обменяться своими впечатлениями и информацией.
И, наконец, третьей особенностью программы является ее практическая ценность, поскольку культурологическая и страноведческая направленность программы предусматривает применение полученной информации и приобретенных воспитанниками навыков в реальной жизни. Одним из показателей вышесказанного является то, что воспитанники с гордостью сообщают педагогу, с кем, где и каким образом им удалось пообщаться на английском языке или же продемонстрировать те знания, которые они получили на занятиях.
Исходя из возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и учитывая возможность дальнейшего применения полученных знаний и умений на практике и в реальных коммуникативных ситуациях, в программе ставится ряд разноплановых ЗАДАЧ.
Обучающие задачи:
– сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного конгломерата англоговорящих стран, о языке как основе национального самосознания и этнической самоидентификации;
– научить рассказывать о себе, своём окружении, передавать содержание прочитанного текста, выражать своё мнение, оценку;
– научить в письменном виде оформлять и передавать информацию адекватной возрасту степени сложности;
– научить работать с книгой, учебником, справочной литературой, словарём;
– познакомить с принципами и основами литературного перевода;
– познакомить с историей и культурой англоговорящих стран, их языковыми особенностями;
– научить работать со страноведческим материалом с целью создания проектно-исследовательских групповых работ.
Развивающие задачи:
– сформировать механизм языковой логики и умение свободно адаптироваться в разных ситуациях общения;
– отработать навыки диалогического общения в различных коммуникативных ситуациях в рамках учебно-трудовой, социально-бытовой и культурной сфер общения;
– развить потребности дальнейшего самообразования в области иностранного языка, страноведения и культурологии;
Воспитательные задачи:
– постараться воспитать любовь и уважительное отношение к иностранному языку;
– воспитать уважение к культуре стран изучаемого языка;
– сформировать основы толерантного сознания;
– воспитать такие личностные качества как: активность, сотрудничество с другими, коммуникабельность, взаимную ответственность.
Организация учебного процесса
На занятия допускаются все записавшиеся учащиеся, обязующиеся выполнять правила поведения и техники безопасности на занятиях. Набор в объединение «Книга странствий: английский язык как первый иностранный» проводится каждый год.
Во время перерывов, предусмотренных нормами СанПин 2.4.4. 1251-03, учащиеся выполняют комплекс упражнений для снятия усталости глаз и рук, а также проводятся снимающие мышечное и психологическое напряжение физкультминутки.
Количество учащихся в каждой из групп 1 года обучения не должно превышать 12 человек в связи с тем, что обучающиеся должны постоянно находиться в поле зрения педагога и иметь возможность в полной мере (как вербально, так и эмоционально) взаимодействовать и с ним, и с другими воспитанниками. В связи с повышением уровня сложности задач и заданий, выполняемых учащимися на втором и третьем году обучения, число учащихся в группах 2 года обучения не должно превышать 10 человек, а в группах 3 года обучения – 8 человек.
Для обеспечения лучшего качества усвоения знаний используются комплексные занятия, включающие все виды речевой деятельности, игровые элементы, аутентичные материалы, беседы, конференции, социально-ролевые игры, занятия – «воображаемые путешествия», выездные занятия (посещение выставок и просмотр анимационных фильмов с последующим их обсуждением).
Данная программа соответствует возрастным особенностям детей и в интересной игровой форме пробуждает и поддерживает интерес к странам изучаемого языка и пониманию практической значимости изучения иностранного языка. В программе предусмотрено использование индивидуальных и групповых театрализованных постановок на английском языке.
Планируемые результаты обучения детей по данной программе:
К концу 1-го года обучения дети будут знать:
основные правила орфографии;
правила чтения;
понятие определённого и неопределённого артикля;
образование вопросительных и отрицательных предложений;
местоименные глаголы;
образование и употребление временных форм глагола: настоящее время Present Simple, прошедшее время Past Simple, простое будущее время Future Simple;
употребление повелительного наклонения (Imperative);
основы истории и культуры Великобритании.
будут уметь:
вести диалог этикетного характера в стандартных ситуациях общения с соблюдением норм, принятых в стране изучаемого языка, и с использованием адекватных речевых клише;
описать предмет, явление, действие;
понимать речь собеседника в простых ситуациях повседневного общения; извлекать основную информацию из текста; выделить главную мысль, идею текста, составить краткие записи по прочитанному;
К концу 2-го года обучения дети будут знать:
образование вопросительных предложений с вопросительными словами;
безличные обороты (there is, there are);
употребление неопределённых, указательных местоимений;
образование и употребление временных форм глагола: настоящее время Present Indefinite, прошедшее время Past Perfect;
прямой и косвенный вопрос;
основы истории и культуры США.
будут уметь:
вести диалог-расспрос: запрашивать и сообщать информацию;
написать краткое сообщение, краткое описание событий, людей с использованием оценочных суждений;
оформить личное письмо в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.
К концу 3-го года обучения дети будут знать:
употребление относительных местоимений;
образование и употребление глаголов в будущем предшествующем времени (Future Anterior);
образование пассивной формы глаголов;
образование и употребление Gerundy;
согласование простых времен;
основы истории и культуры Австралии.
будут уметь:
вести диалог-обмен мнениями/сообщениями;
читать адаптированную художественную литературу с общим пониманием смысла;
понимать на слух основное содержание объявлений, сводку погоды;
выборочно понимать необходимую информацию в рекламных или других сообщениях с опорой на языковую догадку, контекст;
работать с текстом.
Контроль за результативностью учебного процесса
Текущий контроль осуществляется в процессе формирования навыков и умений и позволяет судить о достижениях обучающихся, их учебной деятельности на каждом занятии. Объектами контроля являются как виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), так и лексические, грамматические знания и навыки.
Промежуточный контроль осуществляется в конце цепочки занятий по теме. Значительное место отводится переводу с русского языка на английский как наиболее эффективному средству закрепления и контроля усвоения пройденной лексики и грамматики. Этот вид упражнений преследует также цель развить у детей умение правильно оформлять мысль, выраженную на родном языке, средствами иностранного языка.
Итоговый контроль проводится в конце каждого года обучения. Проверке подвергаются умения во всех видах речевой деятельности.
Порядок внесения изменений в программу
В процессе реализации образовательной программы может возникнуть необходимость ее изменения по таким принципиально значимым основаниям, как: цели, задачи, ожидаемые результаты, содержание программы, организация образовательного процесса, критерии оценки образовательных результатов.
Переработанная программа детского объединения утверждается на Методическом совете учреждения.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Теорет.
Практич.
Всего
I
Вводный раздел
2
2
4
II
Календарь. Время
3
4
7
III
Профессии
4
6
10
IV
Магазин
5
6
11
V
Праздники
3
6
9
VI
Кухня
3
7
10
VII
Отправляемся в Лондон!
33
48
81
VIII
Жизнь в большом городе
4
6
10
Итоговое занятие
-
2
2
Итого
57
87
144
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Раздел I. Вводный раздел.
Тема 1. Вводное занятие.
Правила поведения в Центре. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Собеседование с детьми и родителями.
Знакомство с детьми. Выяснение причин их интереса к изучению английского языка, цели его изучения.
Практическая часть. Проверка знания правил техники безопасности.
Тема 3. Знакомство с программой.
Содержание программы, что можно будет знать и уметь в результате обучения.
Практическая часть. Знакомство с английским алфавитом.
Раздел II. Календарь. Время.
Грамматика английского языка (изучается на протяжении всех тем раздела).
Построение предложения. Артикль. Глагол to be. Спряжение глаголов в настоящем времени. Указательные прилагательные. Повелительное наклонение.
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Отработка произношения. Скороговорки. Выполнение лексических и грамматических упражнений. Чтение фраз.
Тема 1. Дни недели.
Обозначения дней недели, вопросы и ответы о днях недели: Sunday, Monday, Tuesday, Wednesday, Thirsday, Friday, Saturday
Тема 2. Месяцы года.
Обозначение месяцев, вопросы и ответы на вопросы о месяце года: January, February, March, April, May, June, July, August, September, October, November, December.
Тема 3. Времена года.
Названия времён года, лексика, употребляемая для описания особенностей времен года: Spring, Summer, Autumn, Winter... the sun is shining, it is raining, it is snowiing и др.
Раздел III. Профессии.
Грамматика английского языка (изучается на протяжении всех тем раздела). Множественное число существительных. Вопрос к подлежащему. Спряжение глаголов в настоящем времени. Определённый артикль. Отрицательная форма глаголов. Предлоги.
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Отработка произношения. Скороговорки. Выполнение лексических и грамматических упражнений. Чтение фраз.
Тема 1. Основные профессии и их особенности.
Названия наиболее распространённых профессий: doctor, teacher, actor, farmer, cook, barber, musician и др.
Тема 2. Интересы и увлечения.
Названия наиболее распространённых личных интересов и увлечений: music, reading, sports, traveling, tourism и др.
Тема 3. Любимые занятия.
Названия наиболее популярных занятий среди английских детей и подростков: sport, music, party и др.
Раздел IV. Магазин.
Грамматика английского языка (изучается на протяжении всех тем раздела). Степени сравнения прилагательных и наречий.
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Скороговорки. Стихи. Выполнение лексических и грамматических упражнений. Работа с текстом.
Тема 1. Покупки.
Виды покупок, как и что покупать в английских магазинах: food, clothes, technical&home things, flowers и др.
Тема 2. Сувениры. Подарки.
Английские традиции сувениров и подарков: presents&gifts.
Тема 3. Деньги. Цены.
Лексика, употребляемая при покупках: price, how much it costs? и др.
Тема 4. Одежда. Мода.
Названия видов одежды. Что предпочитают носить в Англии в зависимости от времени года: cap, hat, t-shirt, blue jeans, vest, coat, overcoat, suit, shirt, boots, shoes, jacket и др.
Раздел V. Праздники.
Грамматика английского языка (изучается на протяжении всех тем раздела). Вопрос к подлежащему. Личные местоимения.
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Скороговорки. Стихи. Выполнение лексических и грамматических упражнений. Работа с текстом.
Тема 1. Общенациональные праздники и знаменательные даты в Великобритании.
Названия праздников и знаменательных дат, откуда и когда они появились, как отмечаются: Cristmas, New Year, King`s & Queen`s birthday и др.
Тема 2. Традиционные праздники Великобритании.
Названия праздников, их происхождение, особенности празднования жителями Великобритании: St. Patrik`s Day, Helloween, First Snow Day, May Tree Day и др.
Тема 8.3. Народные обычаи и традиции.
Наиболее известные английские народные обычаи и традиции, особенности их бытования в современной Великобритании.
Раздел VI. Кухня.
Грамматика английского языка (изучается на протяжении всех тем раздела). Прошедшее время глаголов. Притяжательные местоимения.
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Скороговорки. Стихи. Выполнение лексических и грамматических упражнений. Работа с текстом.
Тема 1. Традиционная кухня.
Названия наиболее известных продуктов, используемых в традиционной кухне, виды блюд, особенности их изготовления и традиции употребления.
Тема 2. Национальная кухня.
Названия популярных блюд национальной кухни, особенности их изготовления и употребления: fish&chips, porridge и др.
Тема 3. Продукты питания.
Названия наиболее распространённых продуктов питания, использование в кухне, традиции употребления: carrot, fish, meat, cheese, potato, peas, onion, tomato, beans, cucumber, corn, pumpkin и др.
Тема 4. Этикет. Правила поведения за столом.
Английский этикет, его сходства и отличия с общепринятыми нормами этикета. Беседа за столом, употребляемая лексика.
Раздел VII. Отправляемся в Лондон!
Грамматика английского языка (изучается на протяжении всех тем раздела). Степени сравнения прилагательных и наречий.
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Скороговорки. Стихи. Выполнение лексических и грамматических упражнений. Работа с текстом.
Темы 1-18. Путешествие по Лондону.
Знакомство с достопримечательностями великолепной столицы Великобритании, ее историей и культурой.
Раздел VIII. Жизнь в большом городе.
Грамматика английского языка (изучается на протяжении всех тем раздела).
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Выполнение лексических и грамматических упражнений. Работа с текстом.
Тема 1. Транспорт. Ориентация в городе.
Средства транспорта в английских городах, как ориентироваться в городе: bus, dabble deca, underground/metropolitan, taxi, bicycle, motobik
·e и др.
Тема 2. Гостиница (отель).
Названия помещений гостиницы, правила поведения в гостинице: reception, number, key, check-in, floor и др.
Тема 3. Отправление корреспонденции. Переписка.
Как написать и отправить письмо или посылку в Англию: direction, city, name, surname, house, apartment и др.
Итоговый раздел. Практическая часть. Грамматическая часть. Чтение и перевод текста. Подведение итогов работы за год.
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Теорет.
Практич.
Всего
I
Вводный раздел
1
1
2
II
Города и их достопримечательности
3
13
16
III
США
22
22
44
IV
Туризм
6
12
18
V
Спорт
6
12
18
VI
Средства массовой информации
6
12
18
VII
Страницы истории США. Знаменательные события. Даты. Герои исторических событий
32
64
96
Итоговое занятие
-
4
4
Итого
76
140
216
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Второй год обучения
Раздел I. Вводный раздел.
Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство с программой второго года обучения.
Практическая часть. Проверка знаний, полученных в течение предыдущего учебного года.
Тема 2. Инструктаж по технике безопасности.
Правила поведения в Центре. Инструктаж по технике безопасности.
Практическая часть. Проверка знания основ техники безопасности и правил дорожного движения.
Раздел II. Города и их достопримечательности.
Грамматика английского языка (изучается на протяжении всех тем раздела). Прилагательные и наречия. Место прилагательных-эпитетов. Вопросы к дополнению.
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Выполнение лексических и грамматических упражнений. Работа с текстом.
Тема 1. Достоинства и недостатки жизни в большом городе.
Основные города США: Montgomery, Juneau, Phoenix, Little Rock, Sacramento, Denver, Hartford, Dover, Tallahassee, Atlanta, Honolulu, Springfield, Indianapolis и др.
Тема 2. Москва – культурный и политический центр России.
Как рассказать о Москве, лексика и структура рассказа.
Тема 3. Вашингтон – центр американской культуры. Достопримечательности.
История Вашингтона. Современный Вашингтон, его районы и достопримечательности.
Раздел III. География США.
Грамматика английского языка (изучается на протяжении всех тем раздела). Past Perfect. Вопросительно-отрицательная форма глаголов.
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Выполнение лексических и грамматических упражнений. Работа с текстом.
Тема 1. Географическое положение.
Местоположение США на Американском континенте. Территория и население страны. Страны-соседи США.
Тема 2. Рельеф.
Горы и равнины США: Rocky Mountains, Sierra Nevada Mountains, Cascade Mountains, Appalachian Mountains, Continental Divide, Colorado de.
Тема 3. Климат.
Особенности климата США. Влияние Атлантического и Тихого океанов. Разнообразие климатических поясов.
Тема 4. Реки и озера.
Главные реки и основные озера США и их особенности: Colorado River, Rio Grande, Missouri River, Missisippi River, Ohio River, Lake Ontario, Lake Erie, Lake Huron, Lake Michigan, Lake Superior.
Тема 5. Штаты.
Административное деление США, штаты.
Тема 6. Растительный и животный мир США.
Природные зоны на территории США, особенности растительного и животного мира в разных штатах.
Раздел IV. Туризм.
Грамматика английского языка (изучается на протяжении всех тем раздела). Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Выполнение лексических и грамматических упражнений. Работа с текстом.
Тема 1. Путешествие по суше.
Особенности и путешествий на поезде. Правила поведения в дороге.
Тема 2. Путешествие по воздуху.
Заказ и покупка билетов. Правила поведения авиапассажиров в аэропорту и в воздухе. Аэропорты США.
Тема 3. Путешествие по воде.
Особенности и достоинства морских и речных путешествий. Правила поведения пассажиров на борту корабля.
Раздел V. Спорт.
Грамматика английского языка (изучается на протяжении всех тем раздела). Согласование времён. Прямой и косвенный вопрос.
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Выполнение лексических и грамматических упражнений. Работа с текстом.
Тема 1. Виды спорта.
Виды спорта и соревнований, особенно популярных в США: football, ice-hockey, diving, baseball и др.
Тема 2. Здоровье и самочувствие.
Здоровье в современном мире. Как следить за здоровьем: health, physically fit, и др.
Тема 3. Здоровый образ жизни.
Как сохранить здоровье. Занятия, способствующие сохранению и укреплению здоровья: morning exercises, gym, healphy food, sence of humor, positive mode of thinking и др.
Раздел VI. Средства массовой информации.
Грамматика английского языка (изучается на протяжении всех тем раздела). Выделительные обороты. Неопределённые местоимения.
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Проведение социологического опроса среди своих сверстников и обсуждение его результатов. Выполнение лексических и грамматических упражнений. Работа с текстом.
Тема 1. Радио.
Наиболее популярные французские радиостанции. Государственное и частное радиовещание в США.
Тема 2. Телевидение в США.
Наиболее известные телевизионные каналы, вехи истории телевидения в США
Тема 3. «Фабрика грез».
Голливуд и его роль в жизни населения США.
Раздел VII. Страницы истории США. Знаменательные события. Даты. Герои исторических событий.
Грамматика английского языка (изучается на протяжении всех тем раздела). Указательные местоимения.
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Выполнение лексических и грамматических упражнений. Работа с текстом.
Тема 1. Коренное население Америки.
Индейцы – аборигенное население США, краткая история типов, племен и этногенеза.
Тема 2. Открытие Америки. Первые поселенцы из Европы.
Христофор Колумб и Америго Веспуччи. Протестанты и гугеноты: их расселение и знакомство с коренным населением.
Тема 3. «Золотая лихорадка».
Открытие месторождений золота на Аляске и в Калифорнии. Миграция населения. Города-призраки.
Тема 4. Индейские войны: великие вожди.
Тема 5. Города белых и резервации краснокожих.
Тема 6. Война за независимость.
Северная Америка – более не британская колония. Война Севера с Югом. Отмена рабства. Провозглашение Соединенных Штатов Америки.
Тема 7. Первые президенты США.
Тема 8. США – многонациональная страна.
Итоговое занятие.
Практическая часть. Грамматическая часть. Беседа (обсуждение) по одной из пройденных тем. Беседа по прочитанному тексту. Подведение итогов работы за год.
Учебно-тематический план 3-го года обучения
№
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Теорет.
Практич.
Всего
I
Вводный раздел
1
1
2
II
Досуг
20
40
60
III
Образование
6
12
18
IV
Государство и власть
6
12
18
V
Австралия: далекая и близкая
24
48
72
VI
Чтение литературы
6
36
42
VII
Итоговый раздел
-
4
4
Итого
216
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Третий год обучения
Раздел I. Вводный раздел.
Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство с программой третьего года обучения.
Практическая часть. Повторение материала, пройденного в прошлом учебном году.
Тема 2. Инструктаж по технике безопасности.
Правила поведения в Центре. Инструктаж по технике безопасности.
Практическая часть. Проверка знания основ техники безопасности и правил дорожного движения.
Раздел II. Досуг.
Грамматика английского языка (изучается на протяжении всех тем раздела). Относительные местоимения. Будущее время. Причастия прошедшего времени.
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Чтение биографических произведений, заучивание и исполнение песен, обсуждение любимых фильмов, беседы о живописи, описание репродукций. Выполнение грамматических упражнений. Ролевая игра «Доисторические люди».
Тема 1. Увлечения. Хобби.
Читательские вкусы, интересы, предпочтения в литературе. Отношение к различным жанрам искусства.
Тема 2. Музыка.
Великие английские и американские композиторы: Б. Бриттен, Г. Перселл, Б. Бакс, Ф.Кордер, К. Ламберт; Джордж Гершвин, Джон Кейдж, Филипп Гласс, Мередит Монк, Роберт Эшли. Современные композиторы и исполнители.
Тема 3. Театр.
Великие английские и американские драматурги: В. Шекспир, В. Ирвинг и др. Особенности, присущие английскому и американскому театральному искусству ХХ-XXI вв.
Тема 4. Живопись.
Викторианцы. Джошуа Рейнолдс.
Тема 5. Кино.
Братья Уорнеры – одни из родоначальников кинематографа. Английское и американское кино, его характерные черты и место в мировом киноискусстве. Знаменитые английские и американские киноактёры.
Раздел III. Образование.
Грамматика английского языка (изучается на протяжении всех тем раздела). Согласование времен.
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Изучение лексического материала. Обсуждение. Выполнение лексических и грамматических упражнений.
Тема 1. Начальное образование.
Начальное образование: возраст обучения, предметы, особенности преподавания.
Тема 2. Среднее образование.
Среднее образование: возраст, структура, предметы обучения, система оценок, особенности изучения.
Тема 3. Высшее образование.
Поступление и обучение в высших учебных заведениях. Университеты. Оксфорд и Кембридж – самые старинные и знаменитые университеты Англии. Гарвард в США.
Тема 4. Особенности образования в Англии, США и Австралии.
Английская, американская и австралийская образовательные системы. Их характерные черты, сходства и отличия с российской системой образования.
Раздел IV. Государство и власть.
Грамматика английского языка (изучается на протяжении всех тем раздела). Причастие настоящего и прошедшего времени. Согласование времен.
Практическая часть. (Выполняется при изучении всех тем раздела). Выполнение лексических и грамматических упражнений.
Тема 1. Общие сведения о государственном устройстве Великобритании.
Сравнение государственных устройств Англии и России. Национальные гимны и флаги двух стран. Сходства и различия, чем их можно объяснить.
Тема 2. Общие сведения о государственном устройстве США.
Особенности президентского правления. Права президента, выборы. Роль политических партий.
Тема 3. Общие сведения о государственном устройстве Австралии.
Форма правления. Административное деление. Особенности департаментов разных регионов страны.
Раздел V. Австралия: далекая и близкая.
Грамматика английского языка (изучается на протяжении всех тем раздела). Сослагательное наклонение.
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Выполнение лексических и грамматических упражнений. Работа с текстом.
Тема 1. Коренное население и история колонизации.
Австралийские аборигены: их история и культура. Первые европейские поселенцы и новый этап развитияконтинента.
Тема 2. Природные заповедники и животный мир.
Природные заповедники, экологические проблемы и охрана окружающей среды в Австралии.
Тема 3. Современная Австралия.
Отличительные особенности современной Австралии в основных жизненных сферах.
Раздел VI. Чтение литературы.
Практическая часть (выполняется при изучении всех тем раздела). Чтение художественных, описательных, информативных, аутентичных текстов. Ознакомительное, изучающее и поисково-просмотровое чтение. Обсуждение прочитанного. Ролевая игра «Представьте себя героями какого-нибудь литературного произведения».
Тема 1. Редьярд Киплинг.
Жизнь и творчество. Стихотворения, сказки и истории.
Тема 2. Александр Алан Милн.
Жизнь и творчество. «Винни Пух и все-все-все».
Тема 3. О. Генри.
Жизнь и творчество. «Вождь краснокожих»: оригинальное произведение и тема для многочисленных вариаций.
Раздел VII. Итоговый раздел.
Тема 1. Защита творческих и учебно-исследовательских работ.
Практическая часть. Защита работ.
Тема 2. Итоговое занятие.
Практическая часть. Подведение итогов обучения по программе.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Известно, что содержание успешного обучения любому иностранному языку состоит из трех взаимосвязанных областей
ОСНОВА включает разнообразные языковые и речевые средства, такие как: фонетика, лексика, грамматика, графика, в том числе типы текстов, и образует т. н. языковые знания. Например, знание основ английского языка как системы: это правила, посредством которых единицы языка превращаются в осмысленное высказывание; это понятия, которые отсутствуют в родном языке (понятие артикля или разветвлённой системы времени.)
ДВИЖЕНИЕ представлено сферами общения, внутри которых выделяются последовательно – темы общения, ситуации общения, коммуникативные роли и коммуникативные намерения. Сферы общения, т.е. сферы практического использования языка, в которых реализуются соответствующие типы речи, существуют в пределах конкретного языкового социума.
Каждая сфера общения неотделима от условий, в которых это общение протекает. Общение может происходить в ситуациях официальных и неофициальных, в ходе индивидуальных и групповых контактов, опосредованно и непосредственно. Но конкретное речевое действие определяется не самой обстановкой, а её моделью, которая формируется в сознании человека. В условиях речевого общения человек не просто реагирует на ситуацию, а, сталкиваясь с ней, оказывается перед необходимостью вероятностного прогнозирования, за которым должен последовать выбор соответствующего варианта поведения. Таким образом, человек моделирует тип общения, усвоенный им в соответствии с образцами в рамках некоторой социальной среды.
Поэтому в учебном процессе необходимо моделировать ситуацию общения со всеми присущими ей параметрами и таким образом развивать у обучающихся умение использовать иноязычные языковые средства в соответствии с этими ситуационными параметрами. Также необходимо приобщать обучающихся к социокультурной специфике наиболее типичных ситуаций общения в стране изучаемого языка (например, ситуации поздравления с днём рождения) и формировать умения использовать вербальные и невербальные средства общения с учётом этой специфики.
Темы составляют предмет обсуждения/восприятия в соответствующих ситуациях социального взаимодействия. Коммуникативные ситуации могут быть монотемными (покупка в магазине – сфера бытовых отношений) и политемными (дискуссия по поводу просмотренного фильма – сфера культурологических отношений).
Тексты представляют собой связную последовательность устных и письменных высказываний, порождаемых/понимаемых в процессе речевой деятельности, осуществляемой в конкретной сфере общения. Тексты, как и темы, служат для практического овладения иностранным языком.
И, наконец, это СИНТЕЗ, где языковые и речевые средства используются в конкретных ситуациях общения в процессе речевых действий, в упражнениях в аудировании, говорении, чтении и письме. Этот аспект обеспечивается с помощью упражнений, заданий, в которых определены задачи и условия их решения и которые обеспечивают практику во всех видах речевой деятельности. Это могут быть упражнения подготовительные, направленные на воспроизведение языкового материала, упражнения на тренировку в его употреблении, на развитие речевых умений, на поиск творческих решений для выполнения коммуникативных задач.
Таким образом, все три аспекта содержания обучения реализуются в учебной речевой деятельности (в четырёх её видах) и способствуют прогрессивному формированию того или иного уровня коммуникативной компетенции.
Устная речь развивается при помощи разнообразных речевых упражнений, имеющих коммуникативную направленность. Самое яркое выражение разговорный язык находит в диалогах. Поскольку для начала диалога требуется какой-то толчок, какая-то определённая ситуация, эту форму языка еще называют «ситуативный английский». Поэтому тематика может охватывать все сферы человеческой деятельности.
Проводятся языковые, ролевые игры по тематике программы, которые повышают уровень мотивации и способствуют отработке речевых структур в условных ситуациях общения. На занятиях создаются реальные коммуникативные ситуации: педагог – обучающиеся и обучающиеся между собой, направленные на закрепление материала и навыков общения на английском языке. Отличительной чертой ролевых игр и их преимуществом перед другими видами работ является то, что речевая деятельность в социальном контексте с учётом темы разговора, отношений между партнёрами по общению и т.д. способствует приближению процесса обучения к реальной жизни.
Основными характерными чертами всех ролевых игр являются:
наличие проблемы, лежащей в основе игры;
наличие определённых персонажей, имеющих разное отношение к обсуждаемой проблеме;
наличие проблемной (конфликтной) ситуации.
Ролевые игры способствуют формированию следующих умений:
принять и исполнить роль;
ориентироваться в ролях партнёров;
выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией;
предусматривать конфликт и находить пути для его устранения;
формулировать проблему и предлагать пути её решения;
менять тактику своего поведения;
владеть стратегией общения: уместно употреблять речевые и этикетные формулы, знать формулы обращений, уметь выражать благодарность, просьбу, согласие, возражение и т.д.
Ролевая игра предполагает наличие трёх этапов: подготовительного, проведения игры и контроля.
Умение читать развивается на текстах со снятыми трудностями, т.е. на текстах, которые строятся только на знакомом языковом материале и не содержат трудностей для понимания. На дальнейшем этапе прочитанные тексты обсуждаются и прорабатываются. Предлагаются творческие задания для закрепления материала. Используются приёмы групповой, парной и индивидуальной работы.
Грамматические темы подаются путем естественного и последовательного возрастания трудности материала.
Значительное место в упражнениях, как лексических, так и грамматических занимает перевод с русского языка на английский. Это наиболее эффективное средство закрепления и контроля усвоения пройденной лексики и грамматики.
Данный вид упражнений преследует также цель развить у обучающихся умение правильно оформлять мысль, выраженную на родном языке, средствами иностранного языка. Предлагаются упражнения с постепенным нарастанием трудностей, рассчитанные на привитие прочных знаний лексики и грамматики, a также на развитие навыков сознательного использования приобретённых знаний в устной речи.
Не исключается также и необходимость вводно-фонетического курса. Приобретение (выработка) произносительных навыков облегчит чтение и понимание речи. Усвоение наиболее употребляемой лексики, выработка навыков диалогической речи помогут в использовании приобретённых знаний в практических целях. Для лучшего усвоения языкового материала используется метод совмещения речевой деятельности и прослушивания аудиокурсов. Выбор, а иногда и создание учебных пособий, отбор лексико-грамматического материала осуществляются так, чтобы постоянно поддерживать интерес к изучению французского языка.
Для успешной реализации данной программы необходимо регулярное посещение занятий.
Результатами обучения являются чтение художественной литературы и периодической печати, умение общаться со своими англоговорящими сверстниками и грамотное ведение переписки.
Материально-техническое оснащение занятий:
– магнитофон, аудиоматериалы с фонетическими и лексическими упражнениями;
– дидактические разработки;
– словари: англо-русский, русско-английский;
– настольные игры;
– PC с доступом в Интернет, принтером, проектором;
– видеоматериалы и проигрыватель DVD.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, использованная при написании программы.
Рекомендована для педагогов.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под редакцией В. А. Горского, Москва, Просвещение 2010
Внеурочная деятельность школьников. Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Методический конструктор, Москва, Просвещение 2010
Примерные программы по предметам. Начальная школа, Москва, Просвещение 2010
Jane Moon Children Learning English. Macmillan 2005
Carol Reed 500 activities for primary classroom. Macmillan 2006
Penny McCay and Jenni Guser Five minute activities for young learners. Cambridge handbooks for teachers, CUP 2007
Быкова Н., Дули Д., Поспелова М., Эванс В. УМК «Английский в фокусе» для 2 класса. – М.: Express Publishing:Просвещение, 2011.
Быкова Н., Дули Д., Поспелова М., Эванс В. УМК «Английский в фокусе» для 3 класса. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2011.
Быкова Н., Дули Д., Поспелова М., Эванс В. УМК «Английский в фокусе» для 4 класса. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2011.
Литература для учащихся.
Jennifer Gascoigne. The Story of Chocolate. 2006.
Millie Miller & Cyndi Nelson. The United States of America. A State-by-State Guide. 2006
National Geographic. May 2012.
Simon Greenall. People like Us. Exploring cultural values and attitudes. MACMILLAN, 2007.
Simon Greenall. People like Us, too. Exploring cultural values and attitudes. MACMILLAN, 2008.
13PAGE 15
13PAGE 15
13PAGE 141915
У Т В Е Р Ж Д А Ю:
Директор ГБОУ ЦДОД
«Гольяново»
Павлов Д.З.
______________________
У Т В Е Р Ж Д Е Н О:
Методическим советом
ГБОУ ЦДОД «Гольяново»
Протокол № _______
от . . г.
СИНТЕЗ
Сферы
Темы
Ситуации
Роли
Намерения
ДВИЖЕНИЕ
Речевые действия: упражнения в аудировании, говорении, чтении и письме
ОСНОВА
Языковые и речевые средства:
фонетика, лексика, грамматика, графика, тексты
Уровень развития коммуникативной компетенции
(языковой, речевой, социокультурный, тематической, стратегической, когнитивной)
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 615