Психолого — педагогические пути коррекции педагогически запущенного ребенка
Психолого-педагогические пути коррекции
педагогически запущенного ребенка
Пилипенко Татьяна Анатольевна, социальный педагог ВКК
МБОУ БГО Борисоглебской СОШ № 4
Переходный период в общественной и экономической жизни страны сопровождался резким снижением показателей социальной защищенности и здоровья детей. Это привело к тому, что в настоящее время увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем и признаками социально-педагогической запущенности, а также с пограничными нарушениями в развитии значимых для обучения психофизиологических функций. В такой ситуации становится актуальным создание и внедрение в педагогическую практику системы профилактики школьной дезадаптации детей.
Ситуации риска - это ситуации, которые характеризуются нарушением гармонических отношений между личностью ребенка и окружающей социальной средой. Причины их возникновения могут быть различны:
характер требований, предъявляемых ребенку школьной жизнью, оказывается выше его возможностей;
окружающая среда не способна обеспечить удовлетворение актуальных потребностей, социальных притязаний ребенка, и в силу этого его интересы перемещаются в иные, в том числе социально опасные сферы самореализации;
имеет место конфликт в сфере личностно-значимых для ребенка отношений или внутренний конфликт . Поступление ребенка в школу, совпадая по времени с возрастным кризисом развития, является переломным моментом в его социализации и представляет собой серьезное испытание его адаптационных возможностей. Переход от дошкольного детства к систематическому школьному обучению не совершается плавно. Новый коллектив, новый режим, новая деятельность требуют от него новых форм поведения. Не каждый ребенок может справиться адекватно с такой нагрузкой. Нарушения в поведении ребенка также могут возникнуть под влиянием сложных различных социальных условий, обстоятельств его жизни и развития (развод, конфликты в семье, сиротство, переезд, длительная болезнь, физический дефект и т.д.). В младшем школьном возрасте такие переживания могут выражаться в виде активного или пассивного протеста. Ребенок часто непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на переменах ссорится с одноклассниками, мешает им. Частые вспышки раздражения, гнева или же пассивность на уроках, потеря интереса к товарищам, уединение - все это ведет к школьной дезадаптации, т.е. образованию неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. Затянувшиеся такие социально-педагогические ситуации ведут к деформации личности и социально-педагогической запущенности.
В период младшего школьного возраста ребенок еще достаточно открыт воспитательным влияниям. Можно ощутить силу педагогических воздействий, как положительное, так и отрицательное их влияние, которое проявляется или в сглаживании пограничных нарушений или, напротив, в их усугублении. Можно выделить несколько причин, приводящих к дезадаптации школьника:
Отклонения в психосоматическом развитии и здоровье.
Хронические заболевания, такие как, ЛОР - заболевания, заболевания органов пищеварения, дыхательных путей, опорно-двигательного аппарата ведут к повышенной утомляемости, раздражительности, ослаблению познавательных способностей, а значит и потере интереса к учебной деятельности, чрезмерному напряжению. Учителя часто жалуются на поведение таких детей на уроках, объясняя эти действия недисциплинированностью. Действительно, они постоянно отвлекаются, не слушают учителя, непоседливы. Между тем, это реакция организма на переутомление.
Недостаточный уровень социальной и психологической готовности ребенка к школе (желание/нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации, недостаточная организованность и ответственность ребенка, неумение общаться, адекватно вести себя).
Точно установить причины выявленных трудностей учителю помогут специалисты: психолог, социальный педагог, учитель - дефектолог, учитель - логопед. Любая причина и обусловленные ею трудности сигнализируют о необходимости учителя вести коррекционную работу с такими учениками.
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где его и родителей отделяет стена отчуждения, безразличия, то и в новую социальную общность - школу – он входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любого коллектива во имя сохранения неизменного "я" - основа школьной дезадаптации. Для работы с таким ребенком учителю необходимо подробно изучить медицинскую карту ребенка, посетить семью с целью обследования жилищно – бытовых условий и условий жизни и воспитания ребенка, беседы с родителями характер детско – родительских отношений в семье, Первоначальную информацию дает изучение. Составление социального паспорта семьи, где собирается информация о том, полная или неполная семья (т.к. дети из неполный семей показывают высокий уровень тревожности), число детей (т.к. однодетная семья, предлагая ребенку максимум условий для развития, может создавать почву для ряда проблем в воспитании: гиперопека, избыточная любовь, нетребовательность, а многодетная семья зачастую испытывает экономические трудности), проживают ли в семье бабушки и дедушки (это повышает возможности для семейного контроля и защищенности ребенка во внеурочное время) и т.д. Социальный паспорт поможет определить социально - психологический климат семьи Необходимо иметь в виду, что получение объективной информации о семье возможно только в том случае, если между педагогом и родителями установлены доверительные отношения, если родители поняли, что учитель - их надежный союзник в воспитании ребенка, что то, о чем они говорят с учителем станет педагогической тайной и послужит только на пользу их ребенка. Интересный материал для размышления и дальнейшей работы о жизни ребенка в семье можно узнать, если родители напишут домашнее сочинение об его здоровье, его любимых играх и игрушках и взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Такое сочинение заставить родителей еще раз задуматься и проанализировать поступки, характер своего ребенка и определить свою позицию по отношению к нему. В работе с семьей также надо ставить свои задачи просвещения родителей, вызывать у них интерес к собственному ребенку, нормализации отношений в семье, конечно, главная работа заключается в индивидуальной работе, но также нужно в полной мере использовать родительские собрания, тематика которых составляется из потребностей класса с учетом пожеланий родителей.
Можно ли помочь медлительному ребенку
Как помочь ребенку в учебе
Избегай конфликтов в семье
Досуг семьи
Возрастные особенности ребенка
Вредные привычки и пути их преодоления
Как воспитать талантливого ученика
Круг семейного чтения
Значение игры в развитии ребенка
Искусство хвалить и наказывать и т.д.
Групповое обсуждение воспитательных ситуаций, кроме своего непосредственного назначения - стимуляции их педагогического творчества, позволяет родителям лучше узнать друг друга, усиливает чувство сопричастности к воспитательным заботам школы.
Каким мы хотели видеть ребенка, что для этого нужно?
Домашние задания. Трудности и успехи.
Капризный ребенок - повод для размышления.
Конференции, обсуждение книг, статей, обзор педагогической литературы, лекции, подготовленные самими родителями, специалистами в той или иной области:
Врачи - о детских болезнях, профилактике наркомании, вреде курения.
Швеи, парикмахеры - об эстетическом, трудовом воспитании.
Юристы - о правовой базе семьи, о правах ребенка и т.д.
Классные часы: встречи с дедушками-ветеранами, с "бабушкины руки", семейные реликвии, "когда душа поет".
Экскурсии с классом на работу к родителям.
Составление родословных, стен газет, конкурс рецептов.
Папа, мама, я - спортивная семья.
Классная зарничка, клад в парке и т.д.
Т.к. любое совместное дело нужно использовать для того, чтобы показать взрослым, как строить общение с ребенком., учитывая его индивидуальность, соотнося свои требования с реальными возможностями, как разрешать конфликтные ситуации, не унижая детей и ненавязчиво строить взаимоотношения детей между собой, т.к. желание ребенка заслужить одобрение и похвалу взрослых является одним из основных рычагов регулирования его поведения. Стремление к положительным взаимоотношениям с взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять их правила поведения. По мере развития контактов со сверстниками для ребенка становится все более важным отношение к нему ровесников. Развитие совместной деятельности и образование детского общества приводят к тому, что завоевание положительной оценки товарищей становится одним из действенных мотивов поведения. Если же ребенок не может установить контакты в коллективе, то могут развиваться и негативные черты характера, такие, как ложь, зависть, капризы.
Тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся неуспеха и одновременно им трудно самим себя оценить адекватно. По отношению к таким детям нужно использовать специальные оценки, тактично делать замечания и хвалить его. При этом большое внимание уделяется поддержанию в классе атмосферы принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его понимают и ценят в зависимости от его поведения и успехов. Через оценку взрослого, сверстников он понимает, что он может, чего он не может, чему он должен научиться. Для запущенных младших школьников характерно обостренное чувство справедливости, они хотят быть социально независимыми и более успешными, для них важна адекватная реальная оценка. Учитель должен как можно чаще подчеркивать все, чему ребенок уже научился и чему еще может научиться, но не фиксировать внимание на его неумении и несовершенстве, т.е. создать для него ситуацию успеха. Именно такое отношение к оцениванию ребенка поможет снять ориентацию только на результат, сделать ребенка более свободным и адекватным по отношению к собственным успехам и неудачам. Помогают в этой работе шуточные соревнования, инсценировки, классные часы и вечера, спортивные мероприятия, общие игры, где победа или поражение относительны, не требуют значительных усилий, легко переходят от одного ребенка к другому. Посещение библиотеки (организация библиотеки в классе) дает ребенку возможность не только расширить свой кругозор, но и попытаться освоить новую социальную для ребенка роль - быть библиотекарем в классе. Также это дает возможность учиться понимать не только мотивы поступков и переживания героев произведений, но и пережить их, перенеся их в свой собственный опыт. Это дает большой толчок в эмоциональном развитии ребенка, т.к. литературные произведения (сказки, былины, фантастика, рассказы и басни) воспринимаются ребенком не как вымысел, а как особая реальность. Например, иллюстрирование литературного произведения, инсценирование, изменение сюжета, сочинение собственного произведения дает возможность развивать эмоционально - волевую сферу ребенка, переориентировать его идеалы, ценности, мотивы, а значит и поведение. Следует помнить, что проживания ребенком совместного творчества, полноты эмоционального общения и поддержки окружающих, вызывает изменения в жизни ребенка, его поведении.
Работая с социально и педагогически запущенными детьми педагогу нужно помнить о соединении в педагогическом процессе различных стратегий, что требует от педагога особой подготовки и терпения.