Конспект занятия с детьми старшего возраста на тему ветер-ветерок, ветрище


Интегрированное занятие
с приоритетом заданий по природе.
Тема «Этот удивительный ветер».
Цель: расширить и уточнить представления детей о ветре; учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями; закрепить знания о профессии метеоролога и устройствах, которые помогают определить направление и силу ветра;
Формировать представления детей о стихийных явлениях: буря, смерч, ураган и о том, как себя вести вовремя непогоды.
Упражнять в умении договариваться, убедительно доказывать свою точку зрения, планировать свои действия, предвидя возможные последствия;
Воспитывать любознательность, самостоятельность, уважительное отношение друг к другу.
Методы и приемы: проведение опытов, творческие задания, художественное слово, лексико-грамматические упражнения, подвижные игры и упражнения, закрепление терминов (метеоролог, флюгер, анемометр, торнадо, шквал, буря..), работа с корректурными таблицами.Ход занятия.
Ребята, вам, наверное, интересно, о чем мы будем с вами сегодня разговаривать (ответы).
Тогда отгадайте загадку:
Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает.
Слышишь его,
да не видишь его.. (Ветер).
Правильно, это, конечно же, ветер. Мы уже много о нем узнали, и сегодня эти знания покажем.
Игровое упражнение «Дуют, дуют ветры..»Ветра дуют во все времена года. На столе лежат различные атрибуты, которые помогут вам показать ветер. (Дети слушают музыку. Выбирают то, что считают нужным и двигаются по группе под музыкальное сопровождение. (Например: для показа зимнего ветра выбирают султанчики голубого цвета и снежинки).Когда музыка остановится спросить - какими ветрами они сейчас были?
Мы летние ветерки,
Мы воздушны и легки.
Мы осенние ветра,
Осень золотая нам верная сестра.
Мы зимние ветры-удальцы,
В своем деле молодцы.
Мы ветра весенние,
Ласковые и нежные.
Вос. Пусть все ветра на свете дружат и всегда будут только хорошими.
Кто же из вас скажет, что такое ветер? (если затрудняются ответить самому).
Мы уже с вами проводили опыты с ветром, а сейчас проведем еще один.
Как вы думаете, как можно впустить в комнату ветер? (ответы)
А для чего мы это делаем? (что бы проветрить помещение…)
Давайте, впустим ветерок через окошко (быстро открыть и закрыть окно).
Что вы увидели (задвигалась штора).
А услышали что-нибудь? (нет) Почему? (ветерок был легким, он не шумел)
Я хочу вам напомнить. Что проветривать комнату зимой можно только тогда, когда в ней нет людей.
А почему? Кто знает? (зимой воздух холодный и можно заболеть).
Дыхательная гимнастика «Кораблик и ветер»
В большом тазу вода и маленькие кораблики. (Регулируя силу дыхания перегнать флотилию от одного берега к другому).
А еще ветра бывают сильные и опасные. Скажите, как они называются? (дети вспоминают и называют: ураган, буря, шквал, торнадо..)Сейчас проверим, умеете ли вы их различать.
Упражнение «Отгадай какой ветер».
Ребенок берет картинку, которая лежит лицом вниз, показывает ее детям и все вместе определяют, что это за ветер. Если это добрый ветер предложить похлопать в ладоши, если злой погудеть или потопать ногами.
Такие ветра как, буря, ураган, смерч, шквал, торнадо очень опасны, они делают много бед.
И я хочу вам еще раз напомнить, если сильный ветер застал вас на улице, то нужно держаться подальше от столбов, щитов, деревьев и поскорее идти домой.
А сейчас давайте покажем, что может делать ветер разной силы с деревьями. Слушайте меня внимательно.
Физминутка «Ветер».
-Тихо, нет ветра – (дети-«деревья» стоят спокойно).
-Подул легкий ветерок, зашелестели листья на деревьях – (движения пальчиками рук, руки вытянуты вперед)
-А теперь подул сильный ветер, закачались ветви на деревьях – (покачивание рук вправо, влево).
-Ветер стал сильнее – (покачивание всем туловищем)
-Начался настоящий ураган – (наклоны туловища вперед-назад).
-Деревья ломаются и падают на землю.. Это ..началась буря – (наклоны из стороны в сторону, сесть на ковер).
Вос. Дети, а можно ли услышать ветер? (ответы)
Упражнение «Голос ветра»
Предложить детям различные традиционные и нетрадиционные музыкальные инструменты (сопилки, трещетки, цел. пакеты, султанчики, свистульки, погремушки…) и всем вместе создать музыку ветра.
На столе стоят приборы накрытые салфеткой. Салфетку убрать и спросить у детей, что они видят. Дети называют приборы и рассказывают об из назначении. (Флюгер, анемометр). Воспитатель уточняет, что за состоянием погоды и направлением ветра следит метеоролог. (закрепить это слово)
Работа за столами с корректурными таблицами.
Вос. А сейчас я предлагаю вам поработать с таблицами. Которые помогут нам закрепить знания о ветре. (см. приложение). Молодцы. Хорошо поработали.
Давайте, подойдем к окошку. Как вы думаете, есть ли на улице ветер? (дети высказывают предположения) Чтобы проверить, я предлагаю взять наши маленькие анемометры – ветрячки и пойти на улицу, чтобы узнать, есть ли там ветер (раздача ветрячков).
А вам, дорогие коллеги, мы хотим пожелать, чтобы никакая погода не испортила вам настроение: ни дождливая, ни холодная, ни туманная. Ни ветреная. Как говорят метеорологи на Украине: «Нехай проблеми та незгоди, не роблять Вам в житті погоди».
Вопросы к корректурной таблице. (за методикой Н. Гавриш)
Какие приборы дают знания о погоде, ветре? (флюгер, анемометр).
Что подскажет нам направление ветра (флаг, дым, деревья, флюгер).
Чем можно играть в ветренную погоду (не очень сильный ветер)? (бумажный самолетик, запускать воздушного змея, багать с ветрячком).
Отгадайте загадки.
Под какой цифрой находяться (флюгер, ветряк, воз. змей)?
Найдите картинки на которых нарисован опасный вертер. (вьюга, буря)
Подумай:
Какая польза от ветра (разносит семена, сушит белье, летит воз. шар…)
Какие опасные ситуации могут возникнуть вовремя бурелома?
Какой прибор помогает охлаждать воздух в помещении? (кондиционер, вентилятор).
Какие предметы могут помочь в непогоду? (плащ, зонт, сапоги)
Какая погода не подходит для прогулок на улице? (буря, вьюга).
Ветер сильнее, когда вьюга или когда снежинки кружаться?
Продолжи предложение:
Сильный верер вовремя снегопада – это…
Подул сильный ветер и начался…
Задания:
Опишите ветер не называя его.
Имитация (покажите, как ветер гудит, поет…
Объясни слова:
Метель – это…, вьюга – это.., анемометр- это..
Почему зонтик нужная вещь?
Чем полезен пылесос, фен, вентилятор?
Для чего нужен флюгер?
Какие слова начинаются со звука В,Ф,Д ?
Какое слово длинее (дым, ве-тер, бу-ря, флаг)?
Так или нет?
Во времв метели снежинки не кружаться, а летят.
Когда-тогда.
Когда тепло – тогда дует.. (ласковый ветер).
Когда жарко-тогда включают (кондиционер).
Ориентируйся:
Между какими соседними картинками находится пылесос?
Какая картинка находится над, справа от, слева от, какая между зонтом и плащом?
Будь внимателен:
Назови электрические приборы. Сколько их?.
Найди слова из 2-х, 1, 3-х слогов.