Экзаменационная работа по русскому языку. Примеры заданий. (1 курс СПО)
Вариант 4
(1)Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным уд..вольствием говорят о том, как плохо они учились в школе. (2)Кому-то об..являли выговоры за хулиганство, кого-то ост..вляли на второй год, кто-то доводил педагогов до обморочного состояния своими умопомрачительными причёсками… (3)Можно (по)разному относиться к подобным откровениям наших «звёзд»: одних эти ра(с,сс)казы об озорном детстве приводят в умиление, другие начинают ворчливо сетовать на то, что сегодня путь на сцену открыт только бездарям и (невежам, невеждам).
(4)Но больше всего беспокоит реакция подростков. (5)У них возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к извес..ности пролегает через детскую комнату милиции. (6)Они(то) всё принимают за чистую монету. (7)Они далеко (не)всегда понимают, что рассказы о «безбашенном» детстве, когда будущая «звезда» поражала всех окружающих своим экзотическим своеобразием, – это всего лиш.. сценическая легенда, что-то вроде концертного костюма, который отличает артиста от обычного человека. (8)Подросток не просто воспринимает информацию, он её активным образом пр..образовывает. (9)Эта информация становится основой для его жизненной програ(м,мм)ы, для выработки путей и способов достижения цели. (10)Вот почему человек, который что-то вещает на многоми(л,лл)ионную аудиторию, должен обладать высоким чу..ством ответственности.
(11)На самом ли деле он выражает свои мысли или бе..сознательно продолжает сценическую игру и говорит то, чего от него ждут поклонники? (12)Посм..трите: я «свой», такой же, как все. (13)Отсюда и иронично-снисходительное отношение к образованности, и кокетливое ёрничанье: «Ученье – свет, а (не)ученье – приятный полумрак», и надменное самолюбование. (14)Но вот передача закончилась. (15)Что осталось в душе тех, кто слушал артиста? (16)Какие семена он посеял в доверчивых сердцах? (17)Кого он сделал лучше? (18)Кого он направил на путь творческого созидания? (19)Когда одному извес..ному ди-джею молоденькая журналистка задала эти вопросы, он просто фыркнул: да идите вы, я совсем не для этого… (20)И в этом недоуменном возмущении «поп-звезды» проявляется её гражданская незрелость, её человеческая «недообразованность». (21)А человек который ещё не построил себя как личность не осознал своей миссии в обществе становится покорным слугой толпы её вкусов и потребностей. (22)Он (..) и умеет петь но не знает для чего поёт.
(23)Если иску(с,сс)тво не зовёт к свету если оно хихикая и лукаво подмигивая тащит человека в «приятный полумрак» если оно ядовитой кислотой иронии уничтожает незыблемые ценности тогда возникает резонный вопрос а нужно ли такое «иску(с,сс)тво» обществу достойно ли оно того что(бы) стать частью национальной культуры
(По И. Гонцову*)
*Игорь Гонцов – современный публицист.
Задания к тексту 4
1. Определите стиль и тип речи текста.______________________________________
2. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
А. Хорошее, качественное образование – главное условие жизненного успеха.
Б. Служитель искусства должен осознавать свою высокую ответственность перед людьми.
В. Современные подростки мало верят рассказам о детстве любимых артистов.
Г. Многие «звёзды» эстрады скромно умалчивают о фактах своих школьных неудач.
Д. Искусство не должно выходить за рамки общепринятых ценностей.
3. Какое слово должно стоять на месте пропуска в 22-м предложении?
может быть, иными словами, во-первых, поэтому ___________________
4. В каком лексическом значении употреблено слово «свет» в 23 предложении?
А. Лучистая энергия, которая делает окружающий мир видимым.
Б. Электрическая энергия.
В. Освещенное место.
Г. Истина, просвещение, разум или радость, счастье.
Д. Светлое пятно на картине.
5. В одном из приведенных слов неверно выделена ударная буква: обострЁнный, свЕрлит, бОроду, цепОчка, нарвалА. Выпишите это слово и поставьте ударение.____________________
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно: много спелых ВИШЕН, нет ПОЛТОРАСТА рублей, ПОЕЗЖАЙ вперёд, крыжовник слишком КИСЕЛ, сухие ПОГРЕБА_____________________
7. Какой из паронимов должен стоять на месте пропуска в 3 предложении: НЕВЕЖА - НЕВЕЖДА?
8. Проанализируйте орфограммы в тексте. Выпишите слова с пропущенными буквами, раскройте скобки.
9.Пунктуационный анализ. Спишите 21-23 предложения текста, расставьте знаки препинания.
10.Определите части речи в 22 предложении.
11.Какая грамматическая ошибка допущена в предложении:
Все, кто бывал на Бородинском поле, обнажает голову перед памятниками защитникам России.
А. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г. ошибки в построении предложения с однородными членами
Д. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
12. К слову МИССИЯ из предложения 21 подберите синоним.
13. Докажите, что предложения 4-6 соединены цепной связью, выписав опорные слова.
14. Проанализируйте использование автором образных выразительных средств в тексте.
Предложение 2 – умопомрачительными прическами_______________________
Предложение 6 – принимают за чистую монету _____________________
Предложение 7 – вроде концертного костюма ____________________________
Предложение 11 - На самом ли деле он выражает свои мысли или бе..сознательно продолжает сценическую игру и говорит то, чего от него ждут поклонники?___________________
Список терминов: сравнительный оборот, риторический вопрос, ряд однородных членов предложения, фразеологизм, парцелляция, олицетворение, эпитет, метонимия.15. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте