Экзаменационная работа по русскому языку 5 класс

Экзаменационная работа по русскому языку в 5 классе.
1 вариант.
Чудо из чудес.
«Почтальон принёс свежую газету», говоришь ты маме. Она раскрыва- т её, и вы узнаёте о событиях, которые происходят не только в нашей стране, ю и за её пределами...
(1) Ежедневно мы пользуемся печатными словами, когда читаем и перечи- ываем книги, статьи в газетах и журналах... (2) Ещё чаще мы пользуемся уст- юй речью: от колыбели до глубокой старости, до последнего вздоха... Ребёнок учится понимать и произносить слова значительно раньше, чем ходить. И с ре- ;ью он не расстаётся на протяжении всей жизни.
Для человека слово стало чем-то привычным, обыденным. (3) Мы подчас не адумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем. (4) А ведь речь этосчастье, дар.
Землю населяют разные живые существа. Но только человек обладает даром лова. Мы знаем, что это дар священный, божественный, великолепный, бес- 1енный, бессмертный, чудесный. Но даже эти слова не отразят во всей полноте то огромного значения.
(Из книги «Занимательно о русском языке»)
1. Стилистический и смысловой анализ текста
Каков стиль речи данного текста?
а) Научный;
б) разговорный;
в) публицистический.
Какой основной тип речи использовал автор?
а) Описание;
б) рассуждение;
в) повествование.
Какое предложение не соответствует содержанию текста?
а) Ребёнок учится понимать и произносить слова значительно раньше, чем ходить
б) Человек не расстаётся с речью всю жизнь.
в) Люди стали владеть устной речью раньше, чем письменной.
В каком из предложений 1-4 отражена главная мысль текста?
а) В первом;
б) в третьем;
в) в четвёртом. (Сопоставить предложение с названием текста.)
Сколько микротем в данном тексте?
а) Две;
б) три (печатное слово, устная речь, дар);
в) четыре.
Найдите ряд, в котором все слова синонимы.
а) Священный, божественный, великолепный;
б) бесценный, бессмертный, чудесный;
в) божественный, великолепный, чудесный.
Пунктуационный анализ текста
Прочитайте предложения 4. Какие знаки препинания вы можете объясните?
Выпишите номера сложных предложений.
Напишите номер предложения с обобщающим словом и однородными членами предложения.
Составьте схему первого предложения текста.
Орфографический анализ.
1. Из предложения (1) выпишите слово с разделительным мягким знаком.
2. Из предложения (2) выпишите слово с непроизносимой согласной.

Морфемный анализ

· Какой схеме соответствует слово чудесный?

а)

б)

в)


Экзаменационная работа по русскому языку в 5 классе.
2 вариант.
Запах жизни.
Неповторимый хлебный запах жизни. И поныне я чувствую его...
Мама выжала серпом посреди молодого жита полянку, постелила ста- нький мешок, посадила меня и приказала со строгой ласковостью: «Поиграй, сынок».
Мама жала жито. (3) А я сидел в тёплой тени снопов и радостно вдыхал тот ловторимый запах: запах юной соломы и спелого солнца, улыбающейся земли и полусонного ветра... (4) Я увидел пустые гильзы от винтовочных патронов почувствовал еле уловимый чужой запах, тревожный дух. (5) Я отбросил их себя, взял ржаной колосок, вылущил зёрнышко и кинул в рот. (6) Крепкие зубки прижали упругий податливый шарик, и язык мой защекотал сладкий вкус хлеба
(7) Мама жала и жала, и всё посматривала из-под ладони в мою сторону. (8) Я знал, что она улыбается.
А небо над нами было высокое и прекрасное, как сама жизнь.
(По П. Бондарчуку)

I. Стилистический и смысловой анализ текста
Каков стиль речи текста?
а) Научный;
б) художественный;
в) разговорный.
Какой тип речи использовал автор?
а) Описание;
б) рассуждение с элементами описания;
в) повествование с элементами описания.
Какое предложение не соответствует содержанию текста?
а) На поле лежали гильзы от винтовочных патронов.
б) Мама жала серпом жито.
в) Мальчик играл гильзами.
В каком из предложений 1-8 отражена главная мысль текста?
а) В первом;
б) в седьмом;
в) в восьмом. 5. Сколько микротем в данном тексте?
а) ти;
б) четыре (запах жизни, мама жнёт жито, восприятие окружающего маль чиком, маленькое счастье);
в) пять.

Пунктуационный анализ текста
Выпишите из предложений 4-8 номера сложных предложений.
Напишите номер предложения с обобщающим словом и однородными чле нами предложения.
Составьте схему прямой речи в предложении 2.

Орфографический анализ
1. Из предложения (2) выпишите слово с чередующимися Е Ив корне. Пере числите корни из этого правила.
2. Из предложения (8) выпишите глагол. Определите его спряжение. Докажи- те своё мнение, приведя в пример формы этого глагола, по которым определя- ется спряжение.

Морфемный анализ

· Какой схеме соответствует слово почувствовал?

15