Психологическая площадка для родителей будущих первоклассников В школу вместе с ребёнком


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя школа №31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»












Психологическая площадка
для родителей будущих первоклассников
«В школу вместе с ребенком».





Разработала психологическую площадку
Южанина Светлана Юрьевна
педагог-психолог МБОУ «СШ №31 С УИП ХЭП»












г. Нижневартовск
Психологическая площадка для родителей будущих первоклассников, проходит в рамках дня открытых дверей
Тема: «В школу вместе с ребенком».
Цель:  Повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания будущих первоклассников.
Задачи:
Цель: Показать роль родительских установок на адаптацию школьников к обучению в школе.
Активизировать родителей в стремлении использовать игры на развитие у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь) волю в  домашних условиях.
Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий и упражнений
Развивать у родителей навыки рефлексии.

Раздаточный материал:
Бланки анкеты
Салфетки.
Памятки для родителей «Скоро в школу».
Анкета для родителей.
Материально-техническое обеспечение:
экран, проектор, ноутбук;
стулья по количеству участников;
письменные столы;
Ход семинара-практикума:
Целеполагание: (2 мин)
Добрый день, уважаемые родители. Мы очень рады вас видеть сегодня здесь, с нами. Сегодня я предлагаю вам разговор   о том, насколько ваша семья готова к тому, что ваши дети пойдут в школу.
У многих родителей поступление ребенка в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни каждого ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе, главным в его жизни становится учеба, образовательная деятельность.
Дети до 7 лет и родители тесно связаны эмоциональной связью, переживания родителей передаются детям.
Роль семьи в подготовке  ребенка к школе значительна, неоценим и вклад родителей в развитие познавательной сферы, личностно – мотивационной подготовленности дошкольника  к школьной жизни, важна ваша уверенность в успешности своего ребенка.  Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.
Ассоциации «мой ребенок в школе». (5-10 мин)
Выявление ожиданий, проблем – что первое на ум приходит: слово, фраза, чувство, цвет.
Я предлагаю Вам выполнить задание, которое позволит определить степень вашего беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением ваших детей.
Тестирование «Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу?». Чувствуете ли вы уверенность в своих силах, сможете ли вы принять роль родителей первоклассника, сумеете ли принять переживания ребёнка? На бланках, которые лежат у вас на столах, отметьте свои ответы. Если согласны с утверждениями на экране, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
ТЕСТ (4-5 мин) «Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу?»
Мне кажется, что мой ребёнок будет учиться хуже других.
Я опасаюсь, что мой ребёнок часто будет обижать детей.
На мой взгляд, четыре - шесть уроков – непомерная нагрузка для маленького ребёнка.
Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
Ребёнок спокойно учится только в том случае, если его мать – его учительница.
Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, писать, считать.
Мне кажется, что дети в этом возрасте ещё не способны дружить.
Боюсь думать о том, как мой ребёнок будет обходиться без дневного сна.
Мой ребёнок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
Мой ребёнок не ходит в детский сад и никогда не расстаётся с матерью.
Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребёнка.
Боюсь, что моего ребенка будут обижать, поэтому учу давать сдачу.
Мой ребенок часто болеет.
я своего ребенка в обиду не дам никому, не всегда претензии педагогов справедливы
Мой ребёнок часто говорит: «Мама, мы пойдём в школу вместе!»
Обработка результатов.
Подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1
2
3
4
5

1/
2/
3/
4/
5/

6/
7/
8/
9/
10/

11/
12/
13/
14/
15/

А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.
1 необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.
2 нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми. Что бы ребенок все время был занят не планшетом, а играми, взаимодействием с разными ровесниками в кружках, секциях, ходите сами и приглашайте в гости других детей.
3 предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями
4 есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
5 – воспитывать самостоятельность, автономность от мамы.
Интерпретация итогового результата:
До 5 баллов – у вас есть все основания оптимистично ждать 1 сентября. По крайней мере, вы сами вполне готовы к школьной жизни ребёнка.
6 – 10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее.
10 и более баллов – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом
Этот краткий тест дает представление о тех психологических сложностях, которые возникают у первоклассников. Внимательные родители умеют предвидеть и избегать проблем школьной адаптации. (4,5мин)
Упражнение «Снежинка» (3 мин)
Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Перед вами у каждого на столе лежит салфетка. Все салфетки одинаковой формы, размера, качества, цвета. (Демонстрация салфетки). Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать только мою инструкцию и выполнять ее, без уточняющих вопросов:
Сложите салфетку пополам.
Оторвите правый верхний уголок.
Опять сложите пополам.
Снова оторвите правый верхний уголок.
Сложите салфетку пополам.
Оторвите правый верхний уголок.
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна.
Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совсем одинаковые.
Нашли? (Ответы родителей). Как вы думаете, почему нет одинаковых?
Педагог-психолог: 
Можно сделать вывод: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая. Так с нашими детьми: учитель дает одну инструкцию для всех, ведет урок одинаково для всех, относится ко всем одинаково, но каждый ребенок в силу имеющегося у него опыта взаимодействия с другими людьми, развитости и наученности воспринимает это воздействие по-разному. Ведь кто-то и читает и пишет бегло, и рука, и логика развиты, а с кем то совсем не занимались. Один - уже вполне самостоятелен. Другому – достаточно напомнить и он сам все выполнит. Третьему ребенку следует показать, и он будет действовать, подражая взрослому. А вот с четвертым может быть намного сложнее: взрослому придется вместе с ним выполнять действия, чтобы он понял. И зачастую в каждом классе есть дети, которые имеют трудности с русским языком (и не говорят толком, и не понимают).
Можете себе представить, сколько усилий требуется педагогам на установление контакта с совершенно незнакомыми и абсолютно разными детьми.
Какие детские чувства могут стимулировать у детей эти реплики? (5мин)
Педагоги и психологи о
·беспокоены трудностями адаптации ребенка к школе и говорят о психогенной школьной дезадаптации, которая выражается в школьных страхах, неврозах у ребенка. К последним приводят, как кажется безобидные стереотипы родительского поведения (ваши слова).
Я предлагаю вам побыть в роли детей и попробовать прочувствовать эмоциональный отклик на ту или иную фразу.
Как же ты будешь учиться? Ты, наверное, будешь двоечником”
Что вы чувствуете? Утрата веры в себя, желания ходить в школу, возникновение чувство неуверенности)
“ Только попробуй мне сделать ошибки в диктанте!” У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания за свою «плохость» могут возникать амбивалентные (противоречивые: и любовь и ненависть) чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности.
“Учись так, чтобы мне за тебя не было стыдно” На ребенка ложится двойная нагрузка. Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Иными словами, взрослый человек, испытывая страх перед унижением, делает ответственным за свою самооценку ребенка: «Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет, ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживания». Бремя двойной нагрузки «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу.
Вот пойдешь в школу, там тебенагнетает, пугает, и идти в школу уже не хочется.
Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником? Родительские притязания и завышенные требования основаны не на реальных возможностях сына или дочери, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в любви, а значит уверенности в себе.
Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно? Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте на путь заведомого обмана.
Решение кейс-задач. Предлагаются задания. Требуется обсудить, правильно ли поступают взрослые, какие слова необходимо им найти в данных ситуациях, как можно исправить положение.
Уважаемые родители, давайте сейчас с вами попробуем окунуться на некоторое время в будущее. Вы родители первоклассников. Предлагаю решить вам несколько проблемных задач. Сейчас каждой группе для обсуждения будут предложены проблемные задачи. Прочитайте их, обсудите и выступите со своим видением решения данной в задаче проблемы.
Проблемная задача 1 Таня (6 лет и 4 мес.) учится в 1 классе. Ей трудно даётся учение, особенно чтение. Дома мама  усаживает её за стол и начинает спрашивать: 
- Как называется эта буква? Что здесь написано? – Девочка молчит. 
- Ну вот, ничего не знаешь! На, учи сама! – Мама уходит по своим делам на кухню. Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений в чтении нет. – Сегодня гулять не пойдёшь, будешь читать! 
Вопрос: Как бы вы повели себя в этой ситуации? 
Проблемная задача 2 Иру воспитывала бабушка. Девочка росла послушной, но очень робкой, у неё не было подруг. Ира любила играть одна, и бабушке это очень нравилось. 
Когда Ире исполнилось 6 лет, родители забрали её у бабушки. Иногда мать просила рассказать стихотворение, решить несложные, на ёе взгляд, задачи. Ира неуверенно отвечала, ошибалась, мать сердилась на неё: «Как же ты будешь учиться в школе? Тебе будут ставить двойки!» 
С тревогой девочка ждала первого школьного дня. Ей не хотелось идти в школу. результаты сказались быстро. Через неделю Ира отказалась идти в школу. 
Вопрос: Как бы вы чувствовали себя в роли ребёнка, матери? 
Проблемная задача 3 Первоклассник учится писать. Буквы выходят за линии рабочей строки. Дома взрослые критикуют личностные качества ребёнка и дают только отрицательную оценку его действиям (лодырь, неумеха, не стараешься)
Вопрос: Правы ли родители? Как поступили бы вы в этой ситуации? 
Проблемная задача 4 Ученица второго класса с радостью бежит к ожидающей её у школы маме, чтобы показать свою первую оценку – красиво выведенную уверенной рукой любимого учителя тройку. 
Но мама не только не поддержала радость дочери, но и сказала, что «троечницу» она встречать у школы не будет. 
Вопрос: Права ли мама? Как поступили бы вы в этой ситуации. 
Проблемная задача 5 Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как сможет. Я и в тетрадки не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица – Света, то пусть свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учительницы спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдёт, а как иначе? 
Вопросы: Как вы оцениваете поведение родителей? Нужно ли помогать ребёнку в учебной деятельности? 
Проблемная задача 6 Занимаясь в тетради. Ваш ребенок постоянно встает, отвлекается, бегает за игрушкой. Ваши действия?
Проблемная задача 7 Вы купили новую игру (головоломку, пазлы или др.) После неудачи ребенок бросает игру, говорит, что она неинтересная. Ваши действия?
Проблемная задача 8 Ваш ребенок в подготовительной группе (6-7 лет) внезапно заявил, что не хочет идти в школу. Ваши отношения к этому?
Проблемная задача 9 Ребенок жалуется, что ему в школе тяжело, все обижают и просится остаться дома.
В ходе обсуждения проблемных задач психолог высказывает своё мнение по данной ситуации.
Очень важно что и как вы говорите своему ребенку, какую установку ему передаете. Давайте попробуем заменить негативные установки на позитивные.
Упражнение «Замени негативную фразу на позитивную».
Цель: заменить негативную фразу на позитивную.
У тебя никогда ничего не получается
Твое мнение никого не интересует
Не твоего ума дело
И другие подобные фразы

Упражнение « Каким школьником я хочу видеть своего ребенка»
Я прошу вас написать свои желания, каким бы вы хотели видеть своего ребенка в школе. 
(Работа родителей на бумаге.)озвучивание пожеланий.
Педагог-психолог: 
Наши дети, конечно же, верят в чудеса и волшебство. Но мы с вами уже, к сожалению, твердо усвоили простой, но жизненно важный урок: чтобы наши желания сбывались, нужно хорошо потрудиться нам самим. Поэтому сбываться наши прогнозы будут не по щучьему велению, а только тогда, когда мы все вместе приложим свои усилия и способности, будем каждый день маленькими шажками и конкретными делами приближаться к намеченной цели.
Как же реализовать наши желания?
3. Ритуал прощания
Передавая клубок по кругу, предлагается закончить предложения “Чтобы помочь нашим детям стать хорошими учениками, я ...”
Предлагаю на память буклет «Скоро в школу», который вам поможет организовать домашний досуг с пользой для будущего первоклассника.
В конце мероприятия родителям предлагается небольшая анкета. Анкета для родителей "Готовы ли к школе родители?" Попробуйте ответить на вопросы, которые приведены ниже. Готовы ли Вы:
· помочь, не рассердившись; · не кричать, принимать спокойно все так, как есть; · не унижать; · не обижать; · не сравнивать с другими своего ребенка; · не наказывать без явной причины, а лишь потому, что Вы не в духе.
Я желаю вам удачи на этом нелегком пути. Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего. Играйте с ребенком, не жалейте затраченного времени, оно многократно окупится, когда ваш ребенок переступит порог школы уверенным в своих силах. Учение будет для него радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.


















13PAGE 15


13PAGE 14115