Рабочая программа предметного курса по русскому языку для учащихся 5 класса Грамотеи
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тюменцевская средняя
общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края
Рассмотрено на заседании Принято на заседании Утверждено
методического объединения педагогического совета директор школы__________( )
«_____»________20 г. «_____»_________20 г. приказ №____ от «____»_________20 г.
Рабочая программа
предметного курса
по русскому языку «Грамотеи»
5 класс
Составитель: учитель Рыбникова Наталья Викторовна,
квалификационная категория: первая
с. Тюменцево г.
Пояснительная записка
Рабочая программа предметного курса по русскому языку «Грамотеи» для учащихся 5 класса составлена на основе Основной образовательной программы и Учебного плана МБОУ Тюменцевской сош на учебный год.
Актуальность. Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому данная программа является актуальной.
Цель курса – создавать условия для расширения и углубления знаний по русскому языку, изучения трудных вопросов, развития языкового чутья, воспитания интереса к русскому языку.
Задачи:
Расширение и углубление знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции;
Совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
Выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;
Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
Воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы;
Повышение познавательной активности учащихся;
Развитие ассоциативного мышления, письменной и устной речи;
Формирование умения решать нестандартные задачи по русскому языку, задачи олимпиадного характера.
Специфика. На занятиях в доступной форме излагается материал о трудностях русского языка, представляются языковые явления так, чтобы стали ясны причины, по которым появились те или иные правила и нормы. В содержание занятий включены сведения из истории слов и выражений, лингвистические сказки, шарады, загадки, кроссворды. Игры и игровые занятия способствуют закреплению пройденного, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, языкового чутья.
Приемы: анализ, сравнение, обобщение, доказательство, объяснение.
Методы реализации программы: эвристическая беседа, учебно-исследовательский, проблемно-поисковый, наблюдение, практический.
Формы организации учебной деятельности: лекции, практикумы, парная, групповая и индивидуальная работа, написание объяснительных и выборочных диктантов, сюжетно-ролевые игры, игровые практикумы, тестирование, работа с перфокартами.
Технологии: информационные (ИКТ), здоровьесберегающие технологии; технология групповой работы, технология проблемного обучения, дифференцированного обучения, игровые технологии.
Виды деятельности: работа со словарями, деловые игры, семинары, коллоквиумы, лабораторные занятия, зачеты, творческие работы, составление лингвистических задач, создание собственных высказываний, построений таблиц и схем, тренировочные упражнения, учебное исследование, комментированное письмо, практическая работа, комплексный анализ текста, словарно-орфографическая, лексическая, орфоэпическая работы, индивидуальная работа по карточкам, синтаксические разминки, отгадывание кроссвордов, лингвистические и познавательные игры, творческое списывание, выборочное списывание. Особое место на занятиях отводится составлению связного рассказа на лингвистическую тему.
Планируемые результаты образования
1. Знать/понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная, основные отличительные особенности речи;
правила работы с учебными пособиями, дополнительной литературой;
приёмы исследовательской и проектной деятельности.
правила оформления индивидуального и коллективного проекта.
2. Уметь
создавать тексты различных стилей и жанров;
уметь правильно пользоваться различными лингвистическими словарями;
вести поисковую работу, самостоятельно «включаться» в поиск этимологических признаков неизвестного слова, бъяснять с помощью словаря значение слов;
анализировать тексты;
работать над коллективными и индивидуальными проектами;
применять полученные знания и умения в практической деятельности;
участвовать олимпиадах и конкурсах различного уровня.
3 – «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни» для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке.
Данный курс рассчитан на 17 часов в учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Учебно - тематический план
№
занятия
Наименование темы элективного курса
количество часов
1.
Что такое язык? С чем его можно сравнить?
1
2.
Откуда взялся Русский язык?
1
3.
Язык и речь – чудо из чудес
1
4.
О славянах и других народах
1
5.
Звукопись. Письмо. Алфавит
1
6.
«Хитрый» звук йот.
1
7.
Чудеса с парными согласными
1
8.
«Пульс» в слове
1
9.
Строение слога
1
10.
Полногласие. Полисемия
1
11.
Омонимия. Синонимы. Жизнь слова
1
12
Словообразование: смотри в корень! Служебные морфемы
1
13.
Словообразование: приставки, соединительные гласные
1
14.
Морфология. Существительные: категория числа и категория падежа
1
15.
Преданность прилагательных. Умники и умницы.
1
16.
Живость глаголов. Глаголы труда. Употребление глагольных форм
1
17.
Лингвистическая викторина «Язык мой, друг мой!»
1
ИТОГО
17 часов
Учебно-методическое обеспечение:
Акентьев В.В. Смекалка.- Л.: 1961 г.
Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. - М.: Айрис-пресс, 2005 г.
Виды внеклассной работы по русскому языку / Составитель М. М. Морозова. - М.: Просвещение, 1968 г.
Волина В. В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995 г.
Волина В.В.Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1991 г.
Готовимся к олимпиаде по русскому языку / Составитель И. В. Мукашова. - Волгоград: Экстремум, 2006 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. - М.: Просвещение, 1991 г.
Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: М.: 5 за знания, 2005 г.
Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. - Кострома, 1961 г.
Косивцева Л.И.Предметные недели в школе. Русский язык, литература - Волгоград, Учитель, 2002 г.
Крамаренко Н.О. Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5-6 класс. - Волгоград.,: Учитель, 2003 г.
Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000 г.
Русский язык в средних классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др.; Под ред. М. С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1993 г.
Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку. - М.: Просвещение, 1971 г.
Лист внесения изменений в программу
№
п/п
Дата
Причины изменений
(прописываются конкретные обоснования)
Содержание изменений
Подпись сотрудника, внесшего изменения
Подпись
курирующего
администратора
13 PAGE 14115
Заголовок 315