Урок литературного чтения во втором классе по теме «И. З. Суриков «Степь».
Литературное чтение.
Тема урока: И. З. Суриков «Степь» (отрывок)
С. 6—7
Цели: Развитие внимания к смыслу отдельных слов и словосочетаний в поэтическом тексте. Формирование умения рассказывать о зрительных и звуковых впечатлениях, переданных поэтом. Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, определять место паузы, способ выделения слов. Развитие внимания к ритму стихотворения. Сопоставление картин природы в стихотворениях разных поэтов.
Характеристика деятельности учащихся :
Воспринимать на слух художественное произведение,
Читать вслух осмысленно, выразительно, передавать нужную интонацию.
Пересказывать произведение выборочно, кратко.
Выделять в тексте фрагменты для ответа на вопрос.
Ход урока:
Организационный момент.
Я книги выбираю с наслажденьем – На полках, в тишине библиотек, То радость вдруг охватит, то волненье, Ведь книга каждая – как будто человек. Одна - стара, мудра, зачитана до дыр, В другой - все необычно, странно, ново.Мне книги открывают целый мир, За шагом шаг иду от слова к слову.
Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворения «Подсолнух»
III. Словарная разминка .- Ребята, как вы думаете, что такое степь? (предположения детей)
- Найдите и прочитайте значение этого слова в словаре.
СТЕПЬ – ровное пространство без леса, покрытое травой.
Степь в физической географии — равнина, поросшая травянистой растительностью
Характерная черта степи — безлесье огромных равнин, покрытых богатой травянистой растительностью. Травы, образующие сомкнутый или почти сомкнутый ковёр: ковыль, типчак, тонконог, мятлик, овсец и др.
Подготовка к получению новых зрительных впечатлений.
Закройте глаза и попробуйте представить озаренную солнцем степь, легкое покачивание высоких трав от летнего ветерка.
Откройте глаза и сравните свои впечатления со зрительным образом, который вы получите, рассмотрев иллюстрации.
На доске:
- Как вы понимаете слова «воздух пышет жаром»?
VI. Чтение стихотворения.
- Послушайте, как описывает свои впечатления поэт Суриков.
1. Первичное чтение учителем.
- Расскажите, что описывает поэт?
2. Чтение стихотворения учащимися.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно.
- Рассмотрите иллюстрацию. Подумайте, какие строчки могут стать подписью к ней.
- Прочитайте первые четыре. Выделите подчеркнутые слова. Соблюдайте паузы.
V. Физкультминутка.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу
Руки нагнули, резко встряхнули
Ветер сбивает росу
В стороны руки
И плавно помашем
Это к нам птицы летят
Как они сядут
Мы тоже покажем
Руки сложили назад.
Сопоставление картин природы в стихотворениях разных поэтов.
- Послушайте стихотворения других авторов и представьте картины природы, которые в них описываются.
Она прекрасна, словно море, В сплошном прибое ковылей, И в этом солнечном просторе Весь мир становится светлей. Течет из венчиков ромашек Поток невидимый, густой, И сердце пьет из белых чашек Медовой крепости настой. Поет пчела неутомимо, Поет земля. А ты? А ты Себе назло проходишь мимо, Не замечая красоты, И видишь с башмаками вровень Песок да высохший пырей, Как будто кем-то обворован В убогой юности своей.
Степь
Между Волгой и Доном чубатым,Вольной вольницей, ширью хмельнойПростирается щедрый, богатыйКрай, что сердцу навеки родной.Сколько солнца, бездонного неба.Степь без края... Белёсый ковыль.Словно горы чистейшего снега –Солончак средь зелёной травы.Море красных и жёлтых тюльпановРазливается ранней весной.Свежим утром от запахов пряныхСердце тает, находит покой.Ветер лёгкой прохладою манит,Только волны бегут по степи.Запах трав перезревших дурманит,В жилах кровь от простора кипит.Ширь степная, казачьи мотивы,Конский топот, гулянья размах.Сколько прелести, мощи и силыВ этих южных, бескрайних степях!
***
Ой, ты, степь моя, степь раздольная,Надо мной кружит птица вольная…
Работа с учебником и тетрадью.
Ответить на вопросы . стр. 7
Итог урока.
- Наш урок подходит к концу.Какое у вас настроение в конце урока?
- Объясните, почему у вас такое настроение?
- Какой момент на уроке вам понравился больше всего?
- Что интересного запомнилось?