Конспект урока в 10 классе: Логические схемы
Конспект урока в 10 классе «Логические схемы»
К учебникам:
Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов, Н. Д. Угринович – 2007г.;
Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений, Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова – 2007г.
Цели урока:
Образовательные:
обеспечить усвоение учащимися базовых логических элементов;
сформировать навык построения логических схем для логических функций с помощью основных базовых логических элементов;
Развивающие:
развитие умения анализировать, выделять главное;
развитие мышления и внимания;
Воспитательные:
воспитание культуры общения, умения слушать друг друга, уважать мнение каждого;
воспитание умения работать в коллективе;
формирование коммуникабельности, самостоятельности;
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-лекция.
Выбор методов и приемов: алгоритмический метод, групповая работа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями, мел, доска.
Ход урока:
Этап урока Деятельность
учителя учащихся
1.Организационный момент.
(1 мин) «Здравствуйте ребята, садитесь. Староста, скажите, кого нет сегодня». Отмечает отсутствующих. Учащиеся приветствуют учителя. Староста говорит, кого нет на уроке.
2.Проверка домашнего задания.
(1-2 мин) «Дома вам необходимо было повторить основные понятия логики, определения и законы. У кого остались вопросы по прошлому материалу? Поднимите руки. Сегодня мы с вами продолжим углублять свои знания и, возможно, ответы на волнующие вас вопросы вы найдете в ходе урока. Или же подойдите после урока за консультацией». Поднимают руки, если остались вопросы.
3. Актуализация знаний. (5 мин) «А сейчас вспомним, чем мы занимались на прошлых уроках. Проведем фронтальный опрос» (вопросы на слайде):
Перечислите основные логические операции.
Что такое логическое умножение?
Что такое логическое сложение?
Что такое инверсия?
Что такое таблица истинности?
Что такое эквивалентность?
Учитель спрашивает желающих или же спрашивает учеников на свое усмотрение. Если ответ неполный, неверный – спрашивает у класса: «Все так считают? Поднимите руки. Кто думает иначе?» Учащиеся поднимают руки и отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга.
4. Изучение нового материала.
(8 мин) «Тема нашего урока: «Логические схемы». Открываем тетради, записываем число и тему (дублирует на доске).
Итак, три основные логические операции, как сказал (имя ученика, отвечавшего на 1 вопрос): инверсия, логическое умножение, логическое сложение. Так как любая логическая комбинация может быть представлена в виде основных операций, любые устройства компьютера, производящие обработку или хранение информации, можно собрать из базовых логических элементов, как из «кирпичиков». Логические элементы компьютера оперируют с сигналами, представляющими собой электрические импульсы. Есть импульс – логический смысл сигнала – 1, нет импульса – 0 (Рисует на доске схему с входными a и b, выходной f(1,0)). На входы логического элемента поступают сигналы-значения аргументов, на выходе появляется сигнал-значение функции. А преобразование сигнала логическим элементом задается таблицей состояния, которая фактически является таблицей истинности, соответствующей логической функции. На слайде приведены схемы базовых логических элементов. Давайте разберем каждую из них (с записью таблиц истинности). Запишите в тетради». Записывают в тетрадь дату, тему урока.
Рисуют схему с доски.
Записывают информацию со слайда.
5. Закрепление нового материала.
(20 мин) «Выполним вместе первое и второе задание (на слайде)». Учитель сам выполняет задание с объяснением, показывая образец записи.
«А сейчас разделитесь на небольшие группы по 4-5 человек. Вам необходимо решить задания из карточки совместно с другими членами группы. Можно советоваться друг с другом. Решение пишите на листочках и в конце урока сдаете на проверку.
Если возникнут вопросы – поднимите руку и подойдите за консультацией. На эту работу у вас 10 минут».
Делит на группы класс, и раздает карточки с заданием.
Совместно с учителем решают задание, задают вопросы.
Обсуждают и записывают решение в группах. Спрашивают учителя по поводу затруднений.
6. Постановка домашнего задания. (2 мин) «К следующему уроку придумайте логическую схему, запишите соответствующую ей формулу и составьте таблицу истинности» Записывают задание в дневник.
7. Подведение итогов. (3 мин) «Итак, время вышло. Прошу сдать свои работы.
Вы сегодня очень плодотворно потрудились. Поднимите руки те, кто считает, что справился с заданием? Спасибо. Особенно хочу отметить … .Всем спасибо за урок. До свидания!
Сдают работы.
Поднимают руки.
До свидания!