Технологическая карта изучения темы«Сложение и вычитание длин отрезков».
Урок математики в 1 классе по теме:
«Сложение и вычитание длин отрезков».
Тип урока:урок открытия нового знания (технология деятельностного метода).
Цель:Формировать умение выполнять сложение и вычитание отрезков. Совершенствовать умение различать целое и части; умение составлять равенства, используя связь целого и частей
Задачи:
Предметные:
- Понимать смысл сложения и вычитания отрезков.
- Уметь выполнять сложение и вычитание отрезков.
- Уметь различать целое и части; составлять равенства, используя связь целого и частей.
Метапредметные:
Личностные УУД:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей.
Ресурсы:
основные - учебник математики для 1 класса М.И. Моро, С.И. Волковой стр.66-67,тетрадь,
дополнительные - индивидуальные доски, маркеры, презентация к уроку, электронные физкультминутки, ежедневник для самооценки.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Технологическая карта изучения темы«Сложение и вычитание длин отрезков».
Технология проведения Деятельность учителя, учащихся Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- установить тематические рамки;
- уточнить тип урока;
- наметить шаги учебной деятельности.
У. Организует проговаривание правил поведения на уроке.
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
Проговаривают девиз урока,
тип урока и называют шаги учебной деятельности. 1. Проговаривание стихотворения:
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Для чего нам нужно выполнять эти правила?
2. Слайд 1. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
3. - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)
4. Слайд 2. (тематические рамки)
- Мы работаем с числами 1, 2, 3 и понятиями «целое» и «часть». Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цели:
- организовать актуализации умений различать целое и части; умений составлять равенства, используя связь целого и частей;
- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;
- уточнить следующий шаг учебной деятельности. У. Организует актуализацию умений различать целое и части; умений составлять равенства, используя связь целого и частей целого.
На инд. досках записывают равенства.
Высказывают своё предположение
Фиксируют индивидуальное затруднение.
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. 1. Слайд 2.
- Составьте равенства по рисунку.
Фронтальная проверка:
2+1=3
1+2=3
3–1=2
3–2=1
- Какое число обозначает целое? (3)
- Какие числа обозначают части? (1 и 2)
2. Слайд 3.
- как называются фигуры? (отрезки)
- Чем различаются отрезки? (размером, цветом).
- Выполните сложение отрезков.
- Выполните вычитание отрезков.
3. Разные версии – возникло затруднение.
4. – Какой следующий наш шаг (шаг учебной деятельности)? («Что я не знаю?») Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)
Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).
III. Выявление места и причины затруднения
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Физкультминутка
«Морская зарядка» Под руководством учителя выявляют место затруднения, его причину. - В каком месте возникло затруднение? (При сложении и вычитании отрезков).
- Почему возникло затруднение? (Не знаем, как выполнить сложение и вычитание отрезков). Ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства;
- уточнить следующий шаг учебной деятельности. Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
С помощью учителя ставят цель урока,
составляют и проговаривают план действий.Называют средства. - Какой следующий шаг учебной деятельности? («Сам найду способ»)
- Какую цель ставим? (Найти способ сложения и вычитания отрезков).
- Наметим наш план действий:
1. Сами найдём способ сложения и вычитания отрезков.
2. Сопоставим свои предположения с учебником.
3. Устраним затруднение.
4. Упражнение в новом действии.
- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель) Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
V. Реализация построенного проекта
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока. Под руководством учителя выполняет составленный план действий.
Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на индивидуальной доске.
Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником.
Выполняют задание на индивидуальных досках.
Проговаривают тему урока. 1. «Сами найдём способ»
А) Работа в мини группах по 4 человека (2 соседние парты). Повторить правила работы в группе.
Б) Один человек от каждой группы
даёт ответ.
2. Сопоставление версий решения проблемы с учебником.
Стр. 66 № 1, 2
3. Устранение затруднения.
Слайд 4. Построить и записать сложение и вычитание отрезков.
4. Проговорить способ сложения и вычитания отрезков. (Упражнение в следующем этапе).
Слайд 5.
- Какая тема урока сегодня? (Сначала формулируют дети) Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
(Коммуникативные УУД).
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель:
- организоватьусвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Физкультминутка «Дискотека для зверят» Выполняют задание, проговаривая новые понятия, составляют на индивидуальных досках неравенства. Слайд 6.
- Сколько отрезков вы видите? Назовите из (МО, ОН, МН)
- Какой отрезок получится в результате сложения отрезков МО И ОН? Запишите равенство (МО + ОН = МН)
- Какой отрезок получится в результате вычитания из отрезка МН отрезка ОН? Запишите равенство (МН – ОН = МО)
Фронтальная проверка. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цели:
-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку по эталону;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Выполняют задание самостоятельно на индивидуальных досках.
Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «+»,
«–».
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. 1. Слайд 7.
а) Начертить отрезок, который получится в результате сложения данных отрезков, составить равенство.
К М М Н
б) Начертить отрезок, который получится в результате вычитания отрезка АВ из отрезка АС, составить равенство.
А В С
2. Слайды 8, 9. Эталон для самопроверки
а)
К Н
КМ + МН= КН
б)
В С
АС – АВ = ВС
3. - У кого всё правильно?
- У кого есть ошибки?
- В каком месте ошибки?
- В чём причина? - Исправьте ош. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
VIII. Включение в систему знаний и повторение. Цели:
- организовать повторение умений составлять равенства, используя связь целого и частей. Выполняют задание под руководством учителя в тетради. Составление равенств.
Выполнение заданий учебника:
Стр. 66 № 3
Стр. 67 № 4
Стр. 67 № 5
Фронтальная работа. Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку в еженедельнике (предмет математика). - Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
- Оцените свою работу на уроке, используя схему (Слайд 10)
знаю
я запомнил
смог
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный (не было ошибок), жёлтый (были ошибки), красный (не смог выполнить ни одного задания). Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности