ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Творческая мастерская «Домовенок»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА»

СОГЛАСОВАНО

на заседании
Экспертно-методического совета
протокол №
от г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУДОД «ДДЮТ Всеволожского района»
Майоров Е.И.
приказ №
от г


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Творческая мастерская «Домовенок»

Автор (составитель):13 NEXT \* MERGEFORMAT 1513 GOTOBUTTON 15 Кулгина Анастасия Евгеньевна13 NEXT \* MERGEFORMAT 1513 NEXT \* MERGEFORMAT 15
Направленность программы: художественная
Возраст детей осваивающих программу: 9-13 лет
Срок реализации программы

Первый год обучения 122 ч. ВСЕВОЛОЖСК
2015
№ п/п
Содержание записи
Согласовано на ЭМС
Утверждено



дата
№ протокола
дата
№ приказа

1



Программа разработана и утверждена
























































































СОДЕРЖАНИЕ
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 14
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]5
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]6
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]6
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]6
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]6
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]6
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]7
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]7
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]9
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]10
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]10-11
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]12
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]12-15
МЕТОДЫ ОДСЛЕЖИВАНИЯ И ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]7-8
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]16
15












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Творческая мастерская «Домовенок» разработана на основе:

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.12);
Концепции развития дополнительного образования детей (№ 1726-р от 04.09.14);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (№ 1008 от 29.08.13);
Устава ДДЮТ;
Положения о дополнительных общеразвивающих программах, реализуемых в МОБУДОД ДДЮТ.


ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская «Домовенок» предусматривает обучение детей специальной коррекционной школы - интерната, с целью коррекции основного дефекта, развития творческих способностей и реализации трудовых умений учащихся в направлении декоративно – прикладного творчества.
Все занятия личностно – ориентированы и нацелены на развитие мелкой моторики пальцев рук, глазомера, координации движения, а также на исправление недостатков познавательной деятельности, наблюдательности, воображения, речи.


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю деятельность. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать учащихся, что позволяет работать над развитием практического интеллекта, учит анализировать задание, планировать ход его выполнения. «Творческая мастерская «Домовенок» предлагает занятия декоративно-прикладным творчеством, как наиболее доступным для воспитанников и обладающим необходимой эмоциональностью.
Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская «Домовенок»
представляет возможности для ознакомления с различными материалами и техниками изготовления поделок;
удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские способности;
позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих;













ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создание комфортной среды общения, развитие творческих возможностей и реализации трудовых умений учащихся в направлении декоративно – прикладного творчества.


ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

ОБУЧАЮЩИЕ
Знакомить кружковцев с основными понятиями и базовыми формами изготовления поделок с помощью различных техник и материалов.
Научить правилам пользования ручными инструментами для обработки материалов.
Научить различным приёмам работы с материалами с учетом свойств материала, формы, величины, цвета.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обогащать словарь кружковцев специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в одной или нескольких техниках.

РАЗВИВАЮЩИЕ
Развивать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук.
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать художественный вкус, творческие способности

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
Воспитывать интерес к искусству и творчеству.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять    коммуникативные способности.


УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ И ЦЕЛИ

Материально-техническая база:
Наличие помещения для занятий;
Бумага белая, цветная, тонированная и бархатная.
Картон белый, цветной, гофрированный.
Карандаши, фломастеры.
Краски гуашевые, акриловые.
Кисти круглые и плоские.
Лоскутки ткани, трикотажа, нитки и пряжа.
Иголки, ножницы, клей.
Пуговицы, бусины, бисер, упаковка из картона и пластика.
Природные материалы: засушенные растения, шишки, ветки, семена, ракушки.

Методическое и дидактическое обеспечение:
Наглядно-теоретическая база в виде пособий, репродукций, книг, журналов.
Образцы изделий, выполненных педагогом и детьми.
Дидактический и раздаточный материал.

Психолого-педагогические условия:
Наличие стабильного детского коллектива,
Творческая атмосфера на занятиях без авторитарного давления педагога.
Мастерство педагога.



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
В результате обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Творческая мастерская «Домовенок» учащиеся:
овладеют приемами работы с различными материалами;
усвоят основные геометрические понятия и базовые формы;
научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать поделки, пользуясь инструкционными картами и схемами;
смогут создавать композиции с изделиями, выполненными в одной или нескольких техниках;
улучшат свои коммуникативные способности;





Используемые технологии обучения.

1. Личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе по реализации программы является основой личностно ориентированных педагогических технологий, направленных на развитие совокупности качеств личности: доброта, трудолюбие, взаимопомощь, достоинство и др. )

2. Гуманизация педагогического общения, путем применения методов и форм воздействия дифференцированного подхода, природосообразности,

3. Педагогика сотрудничества. Обучение без авторитарного давления педагога. Обсуждение работ без резкой критики, выявление положительного в деятельности учащегося.



Методы обучения
объяснительно-иллюстративный (беседы познавательно-развивающего характера, просмотр материалов, готовых изделий);
репродуктивный (повторения и запоминания, работа по образцу);

Методы отслеживания и диагностики результатов:
На протяжении учебного процесса для оценки результатов освоения программы используются:
Педагогическое наблюдение
Диагностическая беседа
Опрос
Занятие итоговое, выставка






ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

1. Формы организации деятельности учащихся.
Групповая
По подгруппам
Индивидуальная
Образовательная программа рассчитана на работу с учащимися 9-13 лет в группах составом 6 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, 122 часов в год.
Занятия можно проводить с полным составом объединения, но исходя из состояния здоровья детей, следует делать больший упор на подгрупповые и индивидуальные занятия.
В группы первого года принимаются дети на основании свободного и добровольного выбора деятельности и желания родителей, по медицинским показаниям согласно положениям Устава МОУ ДОД.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(1 год обучения)


Тема

Количество часов

1.
Поделки из природного материала

22

2.
Поделки из отделочных материалов

32

3.
Поделки из подручного материала

36

4
Игрушки из бросового материала

32


Итого:

122








УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(1 год обучения)

№ п/п
План
Количество часов





 1.
Введение.
4 часа

1.1
Вводное занятие
2

1.2
Экскурсия. Заготовка природного материала.
2

 2.
Поделки из природного материала
18 часов

2.1
Поделки из ягод и плодов.
2

2.2
Аппликация из листьев.
2

2.3
Поделки из шишек, желудей.
2

2.4
Мозаичная аппликация природным материалом.
2

2.5
Коллаж.
2

2.6
Декоративная рельефная аппликация из веток и плодов.
4

2.7
Итоговое занятие.
4





 3.
Поделки из лоскутов ткани, кожи, бусин, лент, пуговиц
32 часа

3.1
Закладка.
2


Открытка.
4


Тарелка-картина «любимое блюдо».
2


Декорирование вазочки, коробочки, шкатулки.
4


Ажурная снежинка.
2


Елочные шары.
6


Изготовление новогодней елочки.
6


Коллективная работа: изготовление портфолио «отделочные материалы».
6





4
]°Поделки из подручного материала (крупы, спички, скрепки, пластиковая посуда
36 часов

4.1
Вводное занятие. Аппликации из мелких круп
4

4.2
Аппликации из макарон.
4

4.3
Аппликация из бобовых.
2

4.4
Колпачок Домовенка
2

4.5
Поделки из скрепок, кнопок.
2

4.6
Змейка из пластиковых стаканов.
2

4.7
Творческая аппликация из пластиковых приборов.
2

4.8
Открытка к 23 февраля.
2

4.9
Спичечный городок.
2

4.10
Изделие из спичечных коробков.
2

4.11
Букет к 8 Марта.
2

4.12
Выставка поделок к 8 Марта.
2

4.13
Коллективная работа: изготовление стенда «подручные материалы».
8





 5
Игрушки из бросового материала
32 часа

5.1
Вводное занятие. Игрушки из бросового материала.
2

5.2
Игрушки из ниток.
12

5.3
Игрушка из носков, перчаток.
6





5.4
Ремонт и декорирование мягких игрушек.
6









5.5
Самостоятельное конструирование игрушки «Подарок другу»
4





5.6
Итоговое занятие. Выставка.
2

 
Всего
122 часа

















СОДЕРЖАНИЕ ПРОРАММЫ
(1-й год обучения)
1. Введение (4 часа)
1.1. Вводное занятие (2 часа)
Знакомство с мастерской. Инструменты и материалы. Рабочее место. Виды, назначение инструментов и материалов. Техника безопасности. Правила поведения на занятиях. Просмотр наглядных пособий.
Практическая работа: Организация рабочего места. Определение свойств бумаги, природных и бросовых материалов. Подбор материалов (вид, цвет, форма, размер), рациональное их использование.
1.2. Экскурсия. Заготовка природного материала (2 часа)
Экскурсия в лес. Осенний наряд деревьев. Разнообразие растений.
Практическая работа: Сбор растений. Правила засушивания. Хранение материалов.
2. Поделки из природного материала (18 часов)
2.1 Поделки из ягод и плодов. Разнообразие деревьев и кустарников. Ягоды, плоды, семена. Рассматривание иллюстраций, готовых изделий из природного материала. Орнамент, ритм, цвет, симметрия.
Практическая работа: Бусы из ягод и плодов (2 часа)
2.2. Аппликация из листьев. Рассматривание готовых изделий. Особенности материала. Предметная и сюжетная композиция. Орнамент геометрический. Последовательность выполнения. Эскиз.
Практическая работа: Аппликация из листьев «Осенние картинки» (2 часа)
2.3. Поделки из шишек и желудей. Особенности материалов. Техника выполнения. Вариативность использования материалов. Предметная (объемная) аппликация.
Практическая работа: Поделка из шишек и желудей «Лесные жители»
2.4. Мозаичная аппликация природным материалом. Рассматривание иллюстраций, картин. Виды аппликаций. Фон. Цвет. Подбор материала. Практическая работа: мозаичная аппликация тарелка-картина «Осенний лес» (2 часа)
2.5. Коллаж. Рассматривание иллюстраций. Виды коллажей. Сюжетная аппликация. Определение образа будущего изделия. Подбор материала.
Практическая работа: Коллаж «Зима» (2 часа)
2.6. Декоративная рельефная аппликация из веток и плодов.
Рельеф. Декоративная композиция. Вариативность использования материала.
Технология выполнения. Подбор материала.
Практическая работа: Декоративная рельефная аппликация из веток и плодов «Лесная полянка» (4 часа)
2.7. Итоговое занятие.
Коллективное творчество. Особенности материалов. Подбор материала. Композиция. Соединение частей. Анализ детских работ.
Практическая работа: Изготовление стенда «Природные материалы» (4 часа)

3. Поделки из отделочных материалов (32 часа)
3.1. Разнообразие материалов и фурнитуры. Плоскостные и объёмные материалы. Цветовые и композиционные совместимости. Разметка изделия. Подбор материалов (вид, цвет, форма, размер), рациональное их использование. Последовательность выполнения изделия.
Практическая работа: Изготовление закладки для книг (2 часа)
3.2. Открытка. Значение и предназначение. Рассматривание иллюстраций, готовых изделий. Композиция и цвет. Секреты удачной композиции открытки. Подбор материалов. Последовательность выполнения изделия.
Практическая работа: Изготовление поздравительной открытки родителям
(2 часа)
3.3. Композиция в круге. Понятие «Декор». Разметка изделия. Подбор материалов Последовательность выполнения.
Практическая работа: Изготовление декоративной тарелки «Любимое блюдо» (2 часа)
3.4. Декоративная рельефная аппликация. Изготовление декоративных
элементов для оформления предметов интерьера. Понятие «Интерьер».
Вариативность использования материала. Технология выполнения.
Практическая работа: Декорирование вазочки (коробочки, шкатулки)(4 часа)
3.5 Вырезание из бумаги контурное. Украшение интерьера к празднику. Понятие «Ажур». Просмотр иллюстраций, готовых изделий. Выбор простых узоров в круге. Последовательность выполнения.
Практическая работа: Изготовление ажурной снежинки (2 часа)
3.6. Сувенир. Новогодние сувениры и ёлочные украшения. Декоративные элементы для оформления елки. Плоскостные и объёмные композиции. Цветовые совместимости. Подбор материалов (цвет, фактура, размер), Последовательность выполнения изделия.
Практическая работа: Изготовление сувенира «Елочный шар» (6 часов)
3.7. Сувенир из ткани. Виды швов. Раскрой и соединение деталей петельным швом. Декорирование сувенира с использованием швейной фурнитуры
Практическая работа: Изготовление сувенира «Новогодняя елочка» (6 часов)
3.8. Итоговое занятие.
Коллективное творчество. Особенности материалов. Подбор материала. Приемы склеивания и сшивания. Орнамент из геометрических фигур. Декор. Сборка и оформление изделий. Анализ детских работ.
Практическая работа: Изготовление портфолио «Отделочные материалы»
(6 часов)
4. Поделки из подручного материала (36 часов)
4.1. Особенности и разнообразие материалов (крупы, семена, макаронные изделия и т.д.). Плоскостные и объёмные материалы. Различие материалов по твердости и плотности. Составление композиции. Фон и цветовое решение. Узор и орнамент. Подбор материалов. Комбинирование по форме и цвету. Последовательность выполнения изделия в технике аппликации.
Практическая работа:
Изготовление панно из мелких круп (4 часа)
Изготовление панно из макаронных изделий (4 часа)
Изготовление панно из бобовых (2 часа)
Самостоятельная работа по декорированию из мелких круп «Колпачок Домовенка» (2 часа)

4.2. Особенности и разнообразие материалов (офисные, канцелярские принадлежности). Составление схемы изделия. Подбор материалов. Комбинирование по форме и цвету. Особенности крепления. Декорирование. Последовательность выполнения изделия.
Практическая работа: Изготовление декоративного браслета (подвески) из скрепок (2 часа)
4.3. Особенности и разнообразие материалов (пластиковые приборы). Понятие «Абстракция». Абстрактное понятие красоты. Подбор материалов. Особенности крепления. Декорирование. Последовательность выполнения изделия.
Практическая работа: Аппликация из пластиковых приборов «Змейка»
(2 часа)
4.4. Праздничная открытка. Особенности праздника 23 февраля Рассматривание иллюстраций, готовых изделий. Композиция, цвет. Подбор материалов. Последовательность выполнения изделия.
Практическая работа: Повторение материала.
Открытка к 23 февраля в любой технике. (2 часа)
4.5. Особенности материалов. Плоские и объемные геометрические фигуры. Предметная и объемная композиция. Подбор материалов. Особенности крепления. Последовательность выполнения изделия.
Практическая работа: Изготовление композиции «Спичечный городок»
(2 часа)
4.6. Пространственное расположение предметов. Плоские и объемные
геометрические фигуры. Технология изготовления. Последовательность
выполнения.
Практическая работа: Изготовление изделий из спичечных коробков
(пирамида, игрушка) (2 часа)
4.7. Особенности праздника 8 марта. Рассматривание иллюстраций, готовых изделий. Составление композиции. Подбор материалов. Последовательность выполнения изделия.
Практическая работа: Повторение материала.
Букет к 8 марта в любой технике. Выставка (4 часа)
4.8. Итоговое занятие.
Коллективное творчество. Закрепление знаний о материалах. Подбор материала. Приемы соединения. Орнамент и композиция. Декор. Сборка и оформление изделий. Анализ детских работ.
Практическая работа: Изготовление портфолио «Поделки из подручного материала» (8 часов).


5. Игрушки из бросового материала (32 часа)
5.1. Вводное занятие. История игрушки. Игрушки из бросового материала. Особенности и разнообразие материалов (бумага, пластик, нитки, пробка и тд). Различие материалов. Рассматривание иллюстраций, готовых изделий. Подбор материалов по плотности, форме и цвету (2 часа)
5.2. Игрушки из ниток. Показ образцов помпонов и изделий из них. Нитки для изготовления помпонов. Цвет и оттенки ниток Техника изготовления помпонов. Изготовление двух пар кругов разного диаметра. Заполнение кругов нитками. Разрезание ниток и соединение готовых помпонов между собой. Изготовление мелких деталей для оформления игрушки. Оформление игрушки.
Практическая работа: Изготовление игрушки «Цыпленок» (4 часа)
Практическая работа: Изготовление игрушки «Птичка» (4 часа)
5.3. Игрушки из носков и перчаток. Знакомство с тканями. Виды, свойства. Виды ручных швов и их применение. Конструирование игрушки из заданной формы Обсуждение образа игрушки, отличительные детали. Основы раскроя, набивка, соединение, оформление игрушки.
Практическая работа: Изготовление игрушки «Котик» (4 часа)
Практическая работа: Изготовление игрушки «Пчелка» (2 часа)
5.4. Ремонт и декорирование мягких игрушек. Обсуждение образа игрушки, отличительные детали. Конструкция и крепеж деталей. Дефект и способы его устранения. Материалы для оформления работ: бусы, бисер, стеклярус, лоскутки кожи и ткани, блестки. Гармоничные и негармоничные сочетания.
Практическая работа: Восстановление соединений отдельных деталей игрушки по выбору при помощи ниток и клея. Декорирование игрушки
(6 часов)
5.5. Самостоятельное конструирование игрушки в любой из выбранных техник. Обсуждение образа игрушки, отличительные детали. Подбор материалов. Последовательность выполнения изделия. Декорирование.
Практическая работа: Изготовление игрушки «Подарок другу» (4 часа)
5.6. Итоговое занятие. Подготовка к выставке. Коллективное творчество. Повторение и закрепление полученных знаний.
Практическая работа: Оформление выставки (2 часа)














БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
1.Афонькин C.Ю., Афонькина Е.Ю.Орнаменты народов мира – М: Кристалл, 1998.
2.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2006.
3.Агапова И., Давыдова М. Поделки из природных материалов - М: Лада, 2008.
4.Черныш И. Удивительная бумага. – М: АСТ-ПРЕСС, 2000
5. Гульянц, Э.К., Базик, И.Я. Что можно сделать из природного материала [Текст]. М.: Просвещение, 1991. 175с.
6.Аппликация и бумагопластика. – М: АРТ, 2008.
7.Евсеев Г.А. Бумажный мир. – М: АРТ, 2006.
8.Горнова Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества. – Волгоград. 2008.
9.Терещенко Т.Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М: 1987.
10.Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М: Галарт, 1998.
11.Пульман Л.Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. – Минск 1980/
12.Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. Праздник своими руками [Текст]. Ярославль: Академия развития, 2001. 144с.
13.Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования [Текст]. Ярославль: Академия развития, 2001. 144с. (Ребенок: путь к творчеству).
14. Перевертень, Г.И. Самоделки из разных материалов: Кн. для учителя начальных классов по внешкольной работе [Текст]. М.: Просвещение, 1985. 112с.
15. Рукоделие в начальных классах: Кн. для учителя по внешкольной работе / А.М. Гукасова, Е.И.Мишарева, И.С.Могилевская и др. [Текст]. М.: Просвещение, 1984. 192с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
1.Мастерилка. Игрушки из природного материала. - Карапуз, 1997.
2. Зайцев В.Б. МОЗАИКА. Поделки-самоделки. РИПОЛ классик, Москва, 2012г.
3. Как сделать нужные и полезные вещи / Авт. Е.С.Лученкова [Текст]. М.: ООО «Издательство АТС»; Минск : Харвест, 2002. 224с.
4. Румянцева, Е.А. Украшения для девочек своими руками [Текст]. М.: Айрис- пресс, 2005. 208с. (Внимание: дети!).
5. Сувениры самоделки / Авт.сост. Л.Н.Лосич [Текст] Мн.: «Элайда», 1998. 224с.
6. Молотобарова, О.С. Кружок изготовления игрушек сувениров [Текст]. М.: Просвещение; 1990. 176с.
13PAGE 15


13PAGE 14315




../../../Users/Администратор/Application Data/Отделы/Научно-методический/ШАБЛОН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.doc../../../Users/Администратор/Application Data/Отделы/Научно-методический/ШАБЛОН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.doc../../../Users/Администратор/Application Data/Отделы/Научно-методический/ШАБЛОН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.doc../../../Users/Администратор/Application Data/Отделы/Научно-методический/ШАБЛОН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.doc../../../Users/Администратор/Application Data/Отделы/Научно-методический/ШАБЛОН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.doc../../../Users/Администратор/Application Data/Отделы/Научно-методический/ШАБЛОН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.doc../../../Users/Администратор/Application Data/Отделы/Научно-методический/ШАБЛОН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.doc../../../Users/Администратор/Application Data/Отделы/Научно-методический/ШАБЛОН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.doc../../../Users/Администратор/Application Data/Отделы/Научно-методический/ШАБЛОН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.doc Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 515