Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа художественной направленности «Не ждали…»
Управление по образованию и науке Администрации г.Сочи
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» г. Сочи
Принята на заседании Утверждаю: педагогического совета Директор МБУ ДО ЦВР от « 29 августа» 2016 г ______Папантонио Л.К. Протокол № 1
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Не ждали»
Уровень программы: углублённый
Срок реализации программы: 2 года (432 часа)
Возрастная категория: от 14 до 17 лет
Вид программы: авторская
Автор-составитель: Сологаева Инна Владимировна,
педагог дополнительного образования
Сочи 2016
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа – художественная;
уровень – углублённый;
возраст обучающихся -14-17 лет;
срок реализации данной программы -2 года.
Театр – институт познания и самовыражения через художественные образы, воплощаемые и творимые живым человеком в конкретном месте и времени, в присутствии и в сопричастности с живыми людьми. Личность – общество – мир, и все вместе – театр. Ролевое познание мира, вырабатывание навыков общения со сверстниками и взрослыми, навыков партнерства, умение действовать в жизненных ситуациях осваивает каждый из нас в разное для себя время в одиночку или ведомый наставниками. Познание себя и среды – неизбежное составляющее любого театрального опыта. Вновь открытое и ощущенное, коль скоро в игру вступает театр, должно быть реализовано и публично выявлено.
Образовательная программа «Не ждали» является дополнительной образовательной программой художественной направленности, предполагает углублённый уровень усвоения знаний и практических навыков.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844);
Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12, 17, 21);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
Новизна программы. Программа носит интегрированный характер, все предметы органически взаимосвязаны, каждый предыдущий дополняет и расширяет последующие, совершенствуя и оттачивая навыки и мастерство.
В дополнительную общеобразовательную программу внесены изменения с учетом развития науки, техники, культуры, технологий и социальной сферы. В раздел «Методическое обеспечение» включена новая тема: экскурсия «Зимний театр. Прошлое и настоящее». Применение информационно-коммуникационных технологий дополняет традиционные формы работы, позволяет расширить методические возможности, придать занятиям современный уровень. На занятиях используются следующие средства обучения: видеоряд, где демонстрируются фрагменты записей спектаклей, художественные, документальные фильмы; литературный ряд, где используются информативные тексты, отрывки стихотворений, прозы; презентация в Power Point - форма подачи материала в виде слайдов, мультимедийные демонстрации, Применение данных технологий позволяет учащимся результативно выступать на конкурсах различного уровня, формирует опыт творческой деятельности. За счет внедрения новых форм обучения к активному творческому процессу привлекаются не только учащиеся, но и родители. С использованием программ видеозаписи фиксируется деятельность учащихся. Одним из главных эффектов от этой деятельности является то, что ученики самостоятельно анализируют свои выступления, а также могут не пассивно, а творчески общаться с видеоматериалом.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию театрального искусства, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит театральному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа ориентирует на определенную доминанту в работе с детьми. Это эффект удивления, открытия, который они создают в процессе представлений, встреч со зрителями, а также испытывают сами в ходе репетиций. В программе отражено своеобразие начального периода специальной подготовки освоения художественной профессии с учётом особенностей подросткового возраста. Программа предполагает поступательность в познавательной деятельности каждого учащегося и всей группы, обеспечение динамики и последовательности в приобретении знаний.
Именно театральная выразительность, атмосфера спектакля наиболее ярко проявляет все достоинства и недостатки театрального коллектива. И не столько в области театральной, сколько в человеческой. Именно поэтому воспитательный и образовательный процесс в нашем объединении тесно взаимосвязаны.
Для успешного обучения и воспитания детей в программе используются важнейшие дидактические принципы театральной педагогики. Самым главным принципом обучения является принцип эмоциональной драматургии занятий. Прежде всего, это создание атмосферы увлечённости, участие детей в создании театрального образа, познание театра через собственные действия. Принцип систематического и последовательного обучения включает такие требования, как изложение учебного материала от простого к сложному, от легкого к трудному. В основе концепции программы лежит принцип учета возрастных особенностей, принцип индивидуализации, позволяющий раскрыть способности и дарования каждого ребёнка, составляющие его творческую индивидуальность.
Обучение детей по данной программе помогает им в профессиональном самоопределении, формировании определенных знаний, умений и навыков, в развитии творческой индивидуальности каждого ребенка.
Настоящая программа театрального объединения ставит своей целью:
- развитие творческой личности, способной к самореализации и интеграции в систему мировой и отечественной культур;
- формирование профессиональных умений и качеств, ориентация на выбор профессии в соответствии со своими способностями;
- воспитание социально-значимых личностных качеств.
Поставленные цели могут быть реализованы с помощью следующих задач:
Образовательные:
многостороннее развитие способностей детей;
овладение основами актерского мастерства, театральных игр, сценической речи, сценического движения, пластики, психотехники;
применение полученных знаний и умений в создании сценического образа, разработка голосоречевого аппарата, развитие диапазона и силы голоса, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
Развивающие:
- развитие артистических способностей, эмоциональных качеств у учащихся.
- развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии через этюды и упражнения.
- развитие общего культурного уровня, театрального вкуса, культуры анализа театральных впечатлений.
- формирование адекватной оценки круга жизненных явлений, человеческих взаимоотношений, конфликтов, поступков, характеров;
Воспитательные:
- воспитание коллективизма, требовательности к себе и другим, чувства взаимопомощи и трудолюбия;
- создание обстановки неформального духовного общения и эмоционального благополучия;
- воспитание стремления к познанию, высокой требовательности к своей работе, активного творческого участия в создании художественного результата;
- воспитание доброжелательности, нравственных качеств по отношению к окружающим, ответственности перед зрителем.
- укрепление психического и физического здоровья;
эстетическое воспитание, культура;
формирование творческой активности.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих
Данная программа комплексная, содержит 7 предметов и имеет художественное направление:
Основы актерского мастерства;
Сценическое движение;
Пластика . Пантомима. Клоунада.
Сценическая речь;
История театра;
Работа над пьесой (постановочная работа.)
Психотехника.
Возраст учащихся, обучающихся в объединении – от 14 до 17 лет. Набор в коллектив осуществляется с предварительного выявления задатков и склонностей детей к театральному творчеству. Отбор осуществляется на основании прослушивания и тестирования.
Сроки реализации образовательной программы
Настоящая программа объединения рассчитана на 2 года обучения.
Формы и режим занятий.
Продолжительность занятий в неделю с группой –6 часов (2 раза в неделю по 3 часа). Из них 6 часов отводятся на групповые занятия (постановочная работа, психотехнические игры, сценическое движение, пластика, история театра). Дополнительно два часа отводятся на индивидуальные занятия (сценическая речь и актерское мастерство). Количество учебных часов в год – 216, индивидуальные-72.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Основным образовательным результатом обучения является развитие творческих способностей, формирование умений, навыков, усвоений знаний по специальным курсам, а также формирование социально-значимых качеств учащегося.
Углубленный уровень обучения рассчитан на объемный постановочный материал, определение основного конфликта и осмысления постановки действующих лиц, их взаимоотношения. Определение главных событий и развитие сквозного действия и противодействия. Образное видение спектакля в результате изучения и анализа произведения и сопоставления его с первоначальным замыслом. Проведение репетиционной работы и показ спектакля на театральном фестивале.
По окончании курса обучения учащиеся должны знать:
основные виды и жанры театрального искусства, историю происхождения театра, историю русского драматического театра, режиссеров современного театра;
основные пункты театральной этики Станиславского, особенности системы Станиславского (по книгам «Моя жизнь в искусстве», «Работа актера над собой»), основные элементы системы Станиславского;
основные правила орфоэпии, основные средства логической выразительности речи, правила правильного звучания голоса;
правила обращения со шпагой, элементы сценического боя;
особенности искусства клоунады, значение пластики для актерского мастерства;
игры и упражнения по системе психической саморегуляции.
По окончании курса обучения учащиеся должны уметь:
применять свои знания по актерскому мастерству практически в процессе этюдов, упражнений, импровизаций, в работе над ролью во время репетиций, при самостоятельной работе над текстом роли;
самостоятельно делать логический анализ текста (расстановка логических пауз, ударений), выполнять упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика), упражнения для развития силы голоса, выполнять комплекс упражнений для тренировки дыхания (дыхательная гимнастика);
самостоятельно выполнять 1 и 2 комплекс сценического движения Коха, элементы сценического боя;
самостоятельно выполнять комплекс упражнений по пластике (на развитие пластичности рук, тела, на выработку координации, равновесия, пантомимический шаг, «рапид» и т.д.), импровизировать в жанре клоунады на заданную тему;
владеть своим состоянием, настроением, эмоциями, выполнять ряд игр и упражнений по системе психической саморегуляции своего состояния: «Фокусировка», «Кирпич», «Ассоциации», «Проводник», «Зеркало», «Телепатия», «Внушение», «Контакт» и др.
самостоятельно делать предварительный разбор пьесы (идейно-тематический анализ) и работать над отдельными сценами (взаимное режиссирование с последующим обсуждением этой работы всем коллективом и педагогом).
Формы подведения итогов реализации
образовательной программы
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
1) Стартовый контроль. Выявление уровня подготовленности и способностей учащихся. Проходит в форме игрового занятия. Определяется наблюдательность, быстрота реакции, умение работать в коллективе, ритмичность, пластичность, дикция и сила голоса, а также проводится тестирование.
2) Текущий контроль. Каждый учащийся имеет зачётную тетрадь, где педагог выставляет оценки на каждом занятии по пройденной теме. В содержании программы каждая тема включает практику и контроль.
3) Промежуточный контроль показ театрализованного представления на зрителя. Результат оценивается учащимися и педагогом.
4) Итоговый контроль. Показ спектакля на зрителя. Закрепление приобретённых навыков актёрского мастерства, пластики и сценической речи.
В конце года проводится тестирование по теоретическим предметам беседы о театре, теория актёрского мастерства, диагностика личностного роста и продвижения.
Формами подведения итогов по разделам «Актёрское мастерство», «Сценическая речь», «Постановочная работа» являются: открытые уроки, выступления, концерты, спектакли на городских, районных, краевых и международных фестивалях театрального искусства.
Критерии оценки личностных достижений учащихся в ходе освоении программы:
1. Знания, умения, навыки в рамках овладения теорией и практикой по предметам.
2. Преобразования в ценностных ориентациях учащихся.
3. Активность личности в самореализации (мотивация, самооценка, творческий потенциала.
Учебно-тематический план занятий углублённого уровня обучения
Первый год обучения
№
Названия разделов
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
3
3
-
2
Беседы о театре.
30
17
13
3
Сценическое движение.
25
3
22
4
Сценическая речь.
52
15
37
5
Актерское мастерство.
56
16
40
6
Постановочная работа.
50
10
40
Итого:
216
64
162
Содержание программы
1. Вводное занятие.
Задачи и план работы на учебный год. Подведение итогов работы за прошедший год, определение дней и времени индивидуальных и групповых занятий. Определение условий реализации намеченного плана работы. Инструктаж по технике безопасности.
2. Раздел «Беседы о театре».
Тема 1. Теория: Драматургия как основа театрального искусства. Спектакль, как сценическое воплощение произведения драматурга. Значение произведений классической драматургии для репертуара театрального коллектива.
Практика: Сообщения учащихся о творчестве известных драматургов-классиков.
Тема 2. Теория: Основные жанры драматургии: трагедия, драма, комедия, трагикомедия, мелодрама, водевиль.
Практика: Игры-драматизации на различные жанры.
Тема 3. Теория: Великие драматурги и их творчество. Великий английский драматург Уильям Шекспир. Комедии Бомарше и Мольера.
Практика: Литературный вечер, посвящённый творчеству У. Шекспира.
Контроль: Викторина «Знаете ли вы театр?»
Тема 4. Теория: Виды театрального искусства: драма, опера, оперетта, балет, пантомима, радиотеатр, телетеатр.
Практика: Игры-драматизации на виды театрального искусства.
Тема 5. Теория: Площадный театр. Балаганный театр на Руси. Раёшное представление. Формы, виды и жанры.
Практика: Просмотр видеозаписи спектакля В .Полунина .
Тема 6. Теория: Массовые праздники, теория возникновения, формы, виды и жанры. Сценарное мастерство.
Практика: Подготовка театральных представлений к массовым праздникам.
Контроль: Участие в городских и краевых массовых праздниках.
3. Раздел «Сценическое движение».
Тема 1. Разминка.
Практика: Разогрев тела, подготовка к дальнейшим упражнениям и концентрация внимания.
Тема 2. Упражнения по сценическому движению
Практика: Упражнения по сценическому движению: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет под забор», «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте»
Тема 3. Элементы акробатики. Техника кувырков, различных перекатов, прыжковая техника.
Практика: Упражнения на элементы акробатики: «Кувырок вперед», «Кувырок назад», «Кенгуру», «Кузнечик», «Лягушка», «Каскад».
Тема 4. Равновесие и координация движений.
Тема 5. Сценические падения.
Практика: Комплекс упражнений на своеобразное укладывание тела на пол. При быстром исполнении они создают впечатление падающего тела – «Падение вперед, согнувшись», «Падение назад на спину».
Тема 6. Уровни.
Практика: Упражнения для частей тела, находящихся на разных уровнях.
Тема 7. Комбинация или импровизация.
Практика: Индивидуальная импровизация под музыку. Взаимопроникновение музыки и движения.
4. Раздел «Сценическая речь»
Тема 1. Теория: Орфоэпия. Краткая история русской орфоэпии. Литературная норма и говор. Роль ударения в орфоэпии. Особенности русского ударения.
Практика: Работа с орфографическим и толковым словарями.
Тема 2. Произношение гласных. Произношение гласных звуков в сильной и слабой позициях. Звук и буква.
Практика: Упражнения на правильное звукотечение. Упражнение на собранность звука и свободу нижней челюсти.
Тема 3. Произношение согласных. Сочетание согласных.
Практика: Упражнения на правильное звукообразование согласных. Упражнения на взрывные и свистящие согласные.
Контроль: Использование стихотворных текстов. Игра «Мир звуков».
Тема 4. Теория: Законы логики в речевом действии. Законы логики в речевом общении.
Практика: Самостоятельный анализ литературных текстов с учётом законов логики.
Тема 5. Теория: Понятие о речевом такте, логическом ударении, логической паузы.
Практика: Разбор и чтение небольших текстов художественной прозы.
Контроль: Логический разбор заданных текстов.
Тема 6. Работа над литературно-художественным произведением, этапы работы, критерии выбора художественного материала. Стиль произведения.
Практика: Выбор художественного материала учащимися. Анализ произведения. Изучение творчества автора и его эпохи.
Тема 7. Исполнение художественной прозы. Главные и второстепенные события. Задачи произведения. Внутренний монолог. Словесные действия.
Практика: Освоение предлагаемых обстоятельств.
Контроль: Исполнение художественной прозы на зрителя.
5. Раздел «Актерское мастерство»
Тема 1. Теория: Актёр – царь сцены. Раскрытие замысла спектакля через создаваемые актёрами сценические образы. Роль индивидуальности актёра в процессе создания спектакля. Творчество великих русских актёров.
Практика: Просмотр спектаклей других театральных коллективов города.
Тема 2. Теория: Сценическое общение. Виды общения. Общение как взаимодействие партнёров, в котором раскрываются характеры героев и идея спектакля. 3 момента общения.
Практика: Упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов. Парные упражнения и этюды на общение.
Тема 3. Теория: Сценическое действие и его роль в сценическом искусстве. Внутреннее и внешнее действия, их взаимосвязь и противодействие.
Практика: Упражнения и этюды на различные виды действия.
Тема 4. Теория: Предлагаемые обстоятельства. «Если бы» - рычаг переводящий актёра из повседневной жизни в плоскость воображения.
Практика: Упражнения и этюды на заданные предлагаемые обстоятельства. Этюдная импровизация.
Тема 5. Теория: Оценка. Этапы процесса оценки. Проявления в оценке жанра пьесы, природы чувств, характер персонажей.
Практика: Этюды, требующие быстрых и острых оценок, активной работы воображения.
Тема 6. Темпо-ритм. Ритмический счёт. Зависимость темпа от предлагаемых обстоятельств.
Практика: Упражнения и этюды на заданный темпо-ритм, на смену темпо-ритма. Ритмический счёт.
Тема 7. Работа над ролью. Характеристика героя, речевые особенности героя.
Практика: Сочинение биографии конкретного персонажа на выбор учащегося.
Тема 8. Работа над ролью. Внешний облик героя. От походки к характеру и психологии героя. Грим как основа создания внешнего облика.
Практика: Актёрские этюды с использованием грима, костюма, реквизита.
6. Раздел «Постановочная работа».
Тема 1. Прочтение сценария одноактной пьесы.
Практика: Обсуждение и определение вместе со всей группой завязки, кульминации, развязки сюжета.
Тема 2. Идейно – тематический анализ одноактной пьесы.
Практика: Определение темы, идеи, событийного ряда и конфликта в одноактной пьесе.
Тема 3. Драматические этюды.
Практика: Игры-драматизации по произведениям А.С. Пушкина.
Тема 4. Сфера диалога и сфера игры.
Практика: Ролевые игры-диалоги.
Тема 5. Работа над ролью в одноактной пьесе.
Практика: Создание речевых характеристик персонажа через анализ текста. Речевое поведение персонажа.
Тема 6. Осмысление эпизодов.
Практика: Проигрывание отдельных сцен и эпизодов в этюдном порядке. Пробы на роли в этюдном порядке.
Тема 7. Работа над одноактной пьесой.
Практика: Постановка пьесы по картинам.
Тема 8. Музыкальное и шумовое оформление спектакля.
Практика: Подбор музыкальных отрывков и шумов.
Тема 9. Декорации, бутафория и костюмы.
Практика: Изготовление элементов декораций, бутафории, пошив костюмов.
Тема 10. Контроль: Показ одноактной пьесы зрителям.
укольные театры. Площадные театры.
Практика: Игра-драматизация «С куклой петрушкой».
Тема 3. Драматургия А.П. Сумароков – представитель русской классицистской драматургии, директор первого публичного театра в России, М.В. Ломоносов и его трагедии «Тамира и Селим», «Демофонт».
Практика: Викторина «Истоки русского театра»
Тема 4. Театр 2-й половины 18 века. Деятельность Ф.Г. Волкова и его последователей. Волков – первый профессиональный актёр русского публичного театра. Первый режиссёр.
Практика: Подготовка выступлений «Волков – отец русского театра».
Тема 5. Великий русский драматург А. Н. Островский. Пьесы Островского – основа репертуара русской сцены 2-й половины 18 века.
Практика: Просмотр видеозаписи спектакля по пьесе Островского.
Тема 6. Малый театр. Малый театр – отражение прогрессивных, демократических тенденций в театральном искусстве. Актёры Малого театра – Мочалов, Щепкин, Львова-Синецкая, Самарин, Садовский, Шуйский.
Практика: Составление кроссвордов, состоящих из вопросов по истории театра.
Тема 7. Московский художественный театр в период 18981905 годов. Создание народного, общедоступного театра для демократического зрителя. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко – основатели театра. Главная идея театра – идея равенства и ценности каждого человека на земле.
Практика: Посещение спектакля с последующим обсуждением.
3. Раздел «Актерское мастерство (по системе Станиславского)»
Тема 1. Теория: Творческое обобщение и развитие К. С. Станиславским передового опыта реалистического театрального искусства. Законы органической природы актёрского искусства, открытые Станиславским. Опыт советского и российского театра в развитии системы Станиславского.
Практика: Посещение спектакля театрального отделения Сочинского училища искусств с последующим обсуждением.
Контроль: Викторина «В гостях у Мельпомены».
Учебно-тематический план занятий
углубленного уровня обучения.
Второй год обучения
№
Названия разделов
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
2
2
-
2
Беседы о театре.
21
14
7
3
Актерское мастерство.
56
12
44
4
Сценическая речь.
42
15
27
5
Сценическое движение.
24
2
22
6
Пластика. Пантомима. Клоунада.
18
6
12
7
Психотехнические игры.
21
4
17
8
Работа над пьесой.
32
8
24
Итого
Итого:
216
Содержание программы
1. Вводное занятие.
Задачи и план работы объединения на учебный год. Подведение итогов за прошедший год, определение дней и времени индивидуальных и групповых занятий. Планирование культурно-образовательной деятельности. Необходимые условия для реализации намеченного плана работы. Правила техники безопасности.
2. Раздел. «Беседы о театре».
Тема 1. Народное творчество. Народные истоки театра. Зарождение элементов театра - драматическое действие, ряженье, диалог.
Практика: Ролевая игра «Русский свадебный обряд».
Тема 2. Скоморошество. Скоморошьи игрища. Первые кукольные театры. Площадные театры.
Практика: Игра-драматизация «С куклой петрушкой».
Тема 3. Драматургия А.П. Сумароков – представитель русской классицистской драматургии, директор первого публичного театра в России, М.В. Ломоносов и его трагедии «Тамира и Селим», «Демофонт».
Практика: Викторина «Истоки русского театра»
Тема 4. Театр 2-й половины 18 века. Деятельность Ф.Г. Волкова и его последователей. Волков – первый профессиональный актёр русского публичного театра. Первый режиссёр.
Практика: Подготовка выступлений «Волков – отец русского театра».
Тема 5. Великий русский драматург А. Н. Островский. Пьесы Островского – основа репертуара русской сцены 2-й половины 18 века.
Практика: Просмотр видеозаписи спектакля по пьесе Островского.
Тема 6. Малый театр. Малый театр – отражение прогрессивных, демократических тенденций в театральном искусстве. Актёры Малого театра – Мочалов, Щепкин, Львова-Синецкая, Самарин, Садовский, Шуйский.
Практика: Составление кроссвордов, состоящих из вопросов по истории театра.
Тема 7. Московский художественный театр в период 18981905 годов. Создание народного, общедоступного театра для демократического зрителя. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко – основатели театра. Главная идея театра – идея равенства и ценности каждого человека на земле.
Практика: Посещение спектакля с последующим обсуждением.
3. Раздел «Актерское мастерство (по системе Станиславского)»
Тема 1. Теория: Творческое обобщение и развитие К. С. Станиславским передового опыта реалистического театрального искусства. Законы органической природы актёрского искусства, открытые Станиславским. Опыт советского и российского театра в развитии системы Станиславского.
Практика: Посещение спектакля театрального отделения Сочинского училища искусств с последующим обсуждением.
Контроль: Викторина «В гостях у Мельпомены».
Тема 2. Теория: Внимание и мышечная свобода. Органическое внимание – путь к мышечному освобождению.
Практика: Тренировка мышечного аппарата. Упражнения по распределению мышечной энергии, нагрузка и расслабление мышц.
Тема 3. Теория: Сценическое отношение и сценическое общение. Оценка намерения действий партнёров. Пристройка к партнёру. Воздействие на партнёра в желаемом направлении. Отношение к партнёру, сложившееся в процессе сценического действия.
Практика: Парные этюды на общение. Этюды на пристройку к партнёру. Психофизические игры, этюды на разные виды общения.
Тема 4.
· Теория: Сверхзадача и сквозное действие роли. Само действие. Приспособление. Виды событий, событийный ряд роли. Сквозное действие и его задачи.
Практика: Этюды с обострением предлагаемых обстоятельств, направленных на выявление и решение сценических задач.
Контроль: Определение сверхзадачи и сквозного действия конкретной роли в постановочном спектакле.
Тема 5. Теория: Воображение и предлагаемые обстоятельства. Активное и пассивное воображение. Предлагаемые обстоятельства роли. Физическое самочувствие действующего лица и его внутреннее состояние.
Практика: Этюды-импровизации на обострение предлагаемых обстоятельств.13 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 141515 внутреннее состояние.и в постановочном спектакле.задач.ышц.13 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 14151513 PAGE \*Arabic 141515
Тема 6. Теория: Оценка и сценическая задача. Определение основных задач действующего лица. Процесс и результат выполнения задачи. Проявление в оценке жанра пьесы, природа чувств, характера персонажа.
Практика: Этюды на выполнение конкретизированной актёрской задачи, требующие быстрых и острых оценок.
Контроль: Хит-парад этюдов «Горячая десятка».
Тема 7. Теория: Разбор роли по действенным фактам. Разработка линии его действия в будущем спектакле. Предварительная наметка линии действия и овладение ей на сцене.
Практика: Составление действенной партитуры своей роли.
Тема 8. Теория: События в роли. События – факты. 5 основных событий – событийный ряд роли.
Практика: Событийная партитура своей роли.
Тема 9. Теория: Подтекст. «Второй план». Раскрытие подтекста как ключ к пониманию того, чего хочет актёр от партнёра. Создание «Второго плана»
Практика: Раскрытие подтекста выбранных литературных произведений. Этюды на обострение «второго плана» роли.
Тема 10. Теория: Видения и внутренние монологи. Видения (видеоряд), лежащие за словами, - помощь актёру при воздействии на зрителя и в общении с партнёром. Внутренние монологи – основа создания сценического образа. Практика: Упражнения и этюды, в которых необходим внутренний монолог. Проработка внутренних монологов роли.
Контроль: «Домашние заготовки» внутренних монологов.
Тема 11. Теория: Зерно образа. Определение В.И. Немировичем-Данченео «зерна» образа. Смысл выражения «зерно» образа.
Практика: Разбор «зерна» образа на примерах известных актёрских работ.
Тема 12. Теория: Психофизическое состояние. Процесс «наживания» необходимого психофизического состояния. Анализ: Атмосфера конкретной сцены, оценка обстановки. Верное психофизическое состояние как борьба с актёрскими штампами.
Практика: «Наживание» психического самочувствия в процессе репетиций спектакля или специальных этюдов. Работа учащихся в одноактном спектакле.
Контроль: Работа учащихся в спектакле.
4. Раздел «Сценическая речь».
Тема 1. Теоретические основы сценической речи. Основные особенности сценической речи в современном профессиональном и самодеятельном театре. Сценическая речь и характеристика стиля актёрского исполнения. Разговорность и нормативность сценической речи.
Практика: Просмотр спектаклей Театрального отделения Сочинского училища искусств с последующим анализом речевой стороны спектакля.
Тема 2. Теория: Сценические особенности и общие основы словесного действия актерского искусства и искусства художественного слова. Общность творческого процесса чтеца и актера.
Практика: Игра-импровизация «Создай свой образ».
Тема 3. Теория: Техника сценической речи. Дыхание. Голос. Дикция Методика и практика по дыханию и голосу. Осанка. Свобода мышц. Методика по дыханию и голосу.
Практика. Упражнения для выработки правильного, полного вдоха. Упражнения для выработки правильного фонационного выдоха.
Тема 4. Комплексная система упражнений для тренировки и развития голоса и речи.
Практика. Речевой тренинг голоса на каждом занятии.
Тема 5. Теория: Особенности работы по дыханию и голосу в условиях самостоятельной тренировки. Процесс воспитания тела, дыхания и голоса.
Практика: Воспитание умения слушать и слышать себя, умение контролировать и фиксировать свои мышечные ощущения. Самоконтроль: Дозировка нагрузок.
Тема 6. Речь в движении.
Практика: Голосо-речевой тренинг при всевозможных движениях. Приобретение навыка звучания голоса при любом положении тела, головы и т. п. Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения.
Контроль: Проверка дикции учащихся на примере работы со скороговорками, стихотворными произведениями. Самостоятельный тренинг на индивидуальных занятиях.
Тема 6. Теория: Орфоэпия. Произношение окончаний глаголов, прилагательных и другие сведения по орфоэпии. Правильное произношение окончаний глаголов, прилагательных. Правильное произношение некоторых имен и отчеств, слов иноязычного происхождения.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Упражнения на правильное произношение звуков. Работа со словарем.
Тема 7. Свободное звучание. Свобода фонационных путей. Переход к речевому способу произнесения. Собранность звука. Свобода нижней челюсти.
Практика: Тренировка сонорных согласных. Освоение языка фонационного дыхания. Снятие мышечного напряжения фонационных путей. Упражнения на нахождение «центра» речевого голоса. Выработка звонкости голоса - упражнения.
Контроль: Самостоятельное проведение каждым учащимися голосо-речевого тренинга с использованием упражнений на свободное звучание и артикуляционной гимнастики, в группе.
Тема 8. Теория: Логика речи. Знаки препинания в речевом действии. Законы интонации в речевом общении. Интонационные законы. Случаи несовпадения логической паузы со знаками препинания. Особенности работы над простыми и сложными предложениями.
Практика: Разбор предложений, скелетирование фраз. Овладение моделями речевого действия.
Тема 9. Теория: Правила логики речи. Роль подтекста, оценки, факта. Правила логики речи, связанные грамматической структурой предложения.
Практика. Расшифровка подтекста. Разбор текстов с учетом законов логики. Контроль: Блиц-турнир по вопросам раздела «Логика сценической речи».
Тема 10. Теория: Стихотворное произведение и особенности работы над ним. Природа стихотворной речи, ее специфика, отличие от речи прозаической. Краткая история возникновения стиха. Ритм как важнейший компонент стиха. Стихотворная строка как ритмическая единица стихотворной речи.
Практика: Разбор стихотворения (на выбор учащегося) и работа над ним
Контроль: Чтение стихотворения на зрителя.
Тема 11. Теория: Литературная композиция. Принципы построения литературной композиции и требования к ней. Виды и классификации композиций. Выразительное средство, пластическое и музыкальное решения.
Практика: Работа над созданием литературных композиций.
Контроль: Показ на зрителя литературно-музыкальной композиции «Город – госпиталь» ( сочинцы в годы Великой Отечественной войны ) .
5. Раздел «Сценическое движение»
Тема 1. Координация. Способность логически последовательно выполнять движения для осуществления действий. Умение актёра координировать слово и движение в разнообразных ритмических сочетаниях.
Практика: Упражнения на координацию слова и движения.
Тема 2. Ритмичность. Организованное упорядоченное движение, присущее всем процессам.
Практика: Упражнения на умение найти нужный, правильный ритм своего действия, уловить соответствующую задаче закономерность движения.
Тема 3. Знакомство с 1-м комплексом упражнений по сценическому движению Коха. Значение упражнений для обретения уверенности на сцене.
Практика: Упражнения на свободу движений, снятие мышечного напряжения, подтянутость, пластическую выразительность, равновесие.
Контроль: Самостоятельно проводить разминку 1-го комплекса упражнения Коха.
Тема 4. Знакомство с историей и искусством фехтования. Правила обращения со шпагой. Элементы сценического боя на шпагах.
Практика: Выполнение элементов сценического боя на шпагах (выход, приветствие, «стойка», «выпад», «укол», «удар по голове», «прыжок назад», «сойтись носами», защита от укола в плечо, в колена, от удара по голове, падение, связка, выбить шпагу).
Тема 5. Особенности сценического боя.
Практика: Выполнение элементов сценического боя (падение вперед и назад, падение с кувырком вперед, со стула, со стола, со стула назад, защита от удара ножом, от удара бутылкой по голове, приемы самообороны и нападения).
Тема 6. Знакомство со 2-м комплексом сценического движения Коха.
Практика: Выполнение 2 комплекса упражнений Коха (падение со стула на столе, с разбегу назад и т.д.)
6. Раздел «Пластика. Пантомима. Клоунада»
Тема 1. Значение пластики для актерского мастерства.
Практика: Выполнение пластической разминки перед началом каждого занятия. Выполнение усложненного комплекса упражнений по пластике («волна», «волна обратная», «волна по диагонали», «волна» рук, кисти, «свеча», «рыбка», «змея» и т.д.).
Тема 2. Пластика и музыка. Пластические импровизации.
Практика: Создание пластических зарисовок на определённую тему, отражающую характер музыки. Выстраивание логичного взаимодействия всех участников. Фиксация начальной, кульминационной и конечной точек импровизации.
Тема 3. Пантомима как вид театрального искусства.
Практика: Разучивание пантонимического шага «Лунная дорожка». Сочинение пантонимических этюдов на заданную тему.
Тема 4. Пантомима - искусство мимики и жеста. Значение пантомимы для актёрского мастерства.
Практика: Этюды и упражнения на создание образов с помощью жеста и мимики.
Тема 5. Клоунада. Мастерство этого жанра, особенности жанра. Эксцентрика.
Практика: Постановка клоунад-миниатюр под музыку: «Шипы и розы», «Шапки», «Жевачка», «Вор».
Тема 6. Рапид - замедленное движение, действие.
Практика: Выполнение этюдов в «рапиде» под музыку.
7. Раздел «Психотехнические игры: творчество, общение, самопознание»
Тема 1. Практика: Психотехнические игры на развитие разнообразных психических функций. Тренинг на внимание, память, воображение.
Тема 2. Практика: Психотехнические игры на сплочение группы. Стремление участников к взаимопониманию: «Проводник», «Зеркало», «Телепатия», «Контакт» и др.
Тема 3. Практика: Коммуникативные игры. Тесты на изучение уровня коммуникативного контроля.
Тема 4. Практика: Игры на развитие творческой активности учащихся. Поиск скрытых в человеке творческих резервов.
Тема 5. Практика: Тренинг личностного роста. Гештальд-упражнения, игры на рефлексирование, расслабление, активизацию.
Тема 6. Практика: Психотехнические игры в режиме «Мозгового штурма». Познавательная деятельность в малых группах.
Тема 7. Практика: Психотехнические игры на гармонизацию внутренего мира, ослабление психического напряжения.
8. Раздел «Работа над пьесой».
Тема 1. Прочтение многоактовой пьесы.
Практика: Освоение авторского текста, выяснение мыслей, намерений, взаимоотношений и действий персонажей.
Тема 2. Идейно-тематический анализ пьесы. Определение темы, идеи, сверхзадачи, жанра, стиля.
Практика: Изучение материалов, раскрывающих эпоху, время написания пьесы, помогающие понять её идейно-художественные особенности.
Тема 3. Определение событий конфликтного факта. Анализ поступков героев.
Практика: Практическое освоение логики действий и обстоятельств роли (в этюдном порядке).
Тема 4. Определение жанра пьесы. Поиск точного решения жанра.
Практика: Более углубленный и детальный анализ отдельных эпизодов, событий пьесы в соответствии с жанром пьесы.
Тема 5. Выяснение психологических мотивировок поведения героев. Разработка неожиданных психологических мотивировок.
Практика: «Разведка» в действии, практическая реализация первоначально намеченного замысла, его уточнение в процессе многократных проб, в непосредственном общении и взаимодействии исполнителей.
Тема 6. Темпо-ритм спектакля.
Практика: Определение предлагаемых и ведущих обстоятельств, исходного события пьесы для правильного выбора темпо-ритма.
Тема 7. Атмосфера и образ спектакля, сценографическое решение.
Практика: Поиск выразительных средств для передачи атмосферы на сцене.
Тема 8. Декорации, костюмы и бутафория.
Практика: Изготовление и разукрашивание элементов декорации, бутафории, пошив костюмов.
Тема 9. Контроль: Показ многоактного спектакля зрителям.
Индивидуальная работа
1. Раздел «Сценическая речь»
Тема 1. Работа над художественным текстом. Логика речи.
Практика: разбор текста: речевые такты, логические, грамматические паузы, люфт-паузы, психологические паузы.
Тема 2. Логика речи.
Теория: логические ударения, закон противопоставления, сопоставления, закон сравнения, перечисление. Логическая интонация.
Тема 3. Выбор литературного материала.
Теория: Особенности индивидуальности чтеца. Воспитательные факторы. Увлечённость, качество литературного материала.
Практика: Выбор отрывка из литературного произведения.
Тема 4. Анализ литературного материала.
Теория: Действенный анализ.
Практика: Разбор художественного текста по событиям, задачам, действиям.
Тема 5. Анализ литературного материала.
Теория: Исполнительская задача, исполнительское действие, исполнительское исполнение.
Тема 6. Анализ литературного материала.
Теория: Видения. 6 типов видения (зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, двигательные, кожные).
Практика: Три этапа работы над видениями: накапливание, отбор, передача.
Тема 7. Художественные средства чтеца.
Теория: Интонация. Восемь технических рече-голосовых приспособлений.
Практика: Поиск правильных интонаций в работе над текстом.
Тема 8:Художественные средства чтеца.
Теория: Психологическая пауза. Виды психологических пауз: пауза припоминания, пауза умалчивания, пауза напряжения.
Практика: Расстановка психологических пауз в работе над текстом.
Тема 9: Художественные средства чтеца.
Практика: Поиск темпоритма в работе над художественным произведением.
Тема 10: Художественные средства чтеца.
Теория: Пластическая выразительность.
Практика: Поиск элементов пластической выразительности: мимика, психо-жест, движение.
Тема 11: Общение чтеца со слушателями.
Теория: Три вида общения. Общение с реальным зрителем. Общение с воображаемым объектом. Общение с самим собой.
Контроль: Выступление перед зрителями и на конкурсе чтецов.
2. Раздел «Актёрское мастерство»
Тема 1: Составные части системы Станиславского. Действие как материал актёрского искусства. Выразительность бессловесного действия. Классификация способов словесного воздействия на партнёра. Параметры общения.
Тема 2: Специфика работы актёра перед зрителем. Восстановление и показ отрывков из спектакля. Разбор и обсуждение.
Тема 3: Исполнительская техника. Работа над совершенствованием техники в творчестве актёра.
Тема 4. Импровизация в работе актёра. Взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе. Этюды.
Тема 5. Работа над ролью. Протокол внешней жизни героя, определение мотивов поведения, действий, мыслей, намерений и целей героев. Создание логики поведения действующего лица в отдельных эпизодах, сценах.
Тема 6. Связь слова с действием. Речевая характеристика персонажа. Овладение характерностью. Поиск выразительных средств, характерных для данного образа.
Методическое обеспечение образовательной программы
Реализация этой программы способствует формированию коллектива, для которого характерна атмосфера доверия, дружбы, взаимопомощи. Основные формы работы объединения - фронтальные, групповые, индивидуальные. По мере необходимости на индивидуальные занятия допускается большее количество детей.
Другими формами работы являются: участие в семинарах и фестивалях театральных коллективов, выступления на концертах в ЦВР г. Сочи и на площадках города, показ отчетного спектакля и новогодних театрализованных представлений, творческое содружество с другими творческими объединениями и Театральным отделением Сочинского училища искусств. Участие в тематических литературно-музыкальных вечерах, конкурсах, диспутах, встречах, беседах, огоньках, посвященных праздничным датам, экскурсиях по достопримечательностям г. Сочи и походах в лес.
В работе объединения большое значение придается самоуправлению. Учащиеся, активно включаются в подготовку, организацию и проведение вечеров, встреч, бесед в ЦВР г. Сочи и за его пределами. Воспитательная работа с родителями: собрания, беседы, диспуты, тематические праздники, посвящённые семье, «огоньки», помощь родителей в подготовке спектаклей и театрализованных представлений.
Настоящая программа включает несколько разделов, которые охватывают широкий диапазон способностей учащихся. Программа содержит региональный компонент: на занятиях в процессе постановки литературно-музыкальных композиций учащиеся знакомятся с творчеством писателей, поэтов, композиторов, театральных деятелей, тесно связанных с Краснодарским краем, используются краеведческие материалы для постановки литературных композиций («Город – госпиталь» «Сочинцы в Великой Отечественной войне»). В рамках образовательного туризма планируется разработка экскурсии «Зимний театр. Прошлое и настоящее.»
Основным методом диагностики будет наблюдение. Его цель проследить за наличием и изменением свойств характера, стилем и тоном взаимоотношений учащихся, их привязанностями, взаимными характеристиками.
Фундамент, на котором строится педагогика и режиссура в объединении – это «метод физических действий» К.С. Станиславского. Этот метод состоит из нескольких ключевых принципов:
Действие – язык театрального искусства;
Внимание, воображение, свобода и действие – важнейшие элементы «системы»
Действие всегда целенаправленно и результативно;
Действие – единый психофизический процесс;
Действие может совершаться только здесь, сейчас и впервые;
Овладение логикой действий героя – путь к перевоплощению;
Творчество артиста возможно только в предлагаемых обстоятельствах и только в сфере воображения.
Только реализация всех этих принципов единовременно в любом упражнении и любой законченной работе приводит к подлинности творчества.
В настоящее время в развитии образовательного процесса появляются новые средства и методы обучения, ориентированные на использование информационных технологий. В связи с этим становится актуальным новое направление деятельности педагога, такое как разработка информационных технологий обучения, применяемых в искусстве.
Применение ИКТ в деятельности, в частности в обучении театрального искусства, представляет собой набор разнообразных технических и информационных средств, направленных на достижение значительного образовательного результата. Особая актуальность данной технологии связана с тем, что обучение детей театральному искусству происходит без специального отбора обучающихся, т.е. не учитываются их начальные данные. Дети имеют разные стартовые возможности.
Целью применения ИКТ - технологий на занятиях является развитие театральных способностей детей посредством использования современных информационно-технических средств.
А основными преимуществами данной технологии является то, что:
- учащиеся активно вовлекаются в учебный процесс, наиболее широко раскрываются их способности, активизируется умственная деятельность, а также раскрывается их творческий потенциал;
- Использование на занятиях театра ИКТ дает педагогу возможность наглядно представить учащимся результат своей деятельности, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления;
- Ожидаемый результат включает в себя развитие театральных навыков, развитие артистических возможностей, и приобретение навыков в пользовании техническими средствами.
На занятиях используются:
-персональный компьютер с возможностью поддерживания программ для воспроизведения и обработки звука и изображения (Aimp, Sound Forge, классический Медиа плеер.), показа презентаций в программе Power Point;
-синтезатор и аудио аппаратура (микшер, микрофоны, караоке центр).
-внешние носители (AudioCD, флешпамять), DVD плеер с функцией караоке, телевизор или проектор, цифровая видеокамера.
Компьютер используется как для воспроизведения звука, так и для игровых моментов на занятиях, музыкального сопровождения подвижных игр, прослушивания песен и композиций с дальнейшим обсуждением.
В работе по программе используются следующие компьютерные программы: Internet Explorer для возможности выхода в Интернет, Power Point для создания своих собственных презентаций, составления проверочных тестов, Word для оформления документации (календарно-тематическое планирование), с использованием программ для записи звука есть возможность зафиксировать деятельность учащихся, и ученики сами могут легко производить звукозапись своего исполнения и корректировать его. Одним из главных эффектов от этой деятельности является то, что ученики приобретают культуру слушания, начинают слышать и понимать разницу между хорошей и плохой записью, богатым звучанием или бедной акустикой, а также могут не пассивно, а творчески общаться с аудиоматериалом.
Презентация в Power Point . Презентация - форма подачи материала в виде слайдов. Мультимедийные демонстрации, тесты-задания, кроссворды и др. творческие задания. подготовленные заранее, позволяют развивать самостоятельную деятельность учащихся, приобрести навыки работы с компьютером (манипуляции мышью, работа с клавиатурой
Условия для реализации программы
Кабинет, аудио- и видеотехника, световое оборудование, костюмы, декорации, бутафория, литература.
Перспективы развития программы связаны с задачами воспитания общей культуры личности через обогащение содержания материалами историко-национального, регионального характера, а также введение такого предмета, как история театра и мировая культура. Для усиления профессионального аспекта программы предполагается введение дополнительных разделов в обучении учащихся танцу, вокалу, оформлению спектаклей, пошива костюмов.
Литература для педагога
Буров А. Об искусстве перевоплощения. – М., 1978.
Волчек Г. Актеры и современный театр. – М., 1989.
Голубовский Б. Между репетициями. – М., 1988.
Горчаков А. Режиссерские уроки Станиславского. – М., 1983.
Жаров М. Жизнь, театр, кино. – М., 1978.
Заводский Ю. Об искусстве театра. – М., 1965.
Ильинский И. Со зрителем наедине. – М,, 1964.
Кнебель М. Слово в творчестве актера. – М., 1970.
Корогодский З.Я. Первый год. – М. , 1974.
Кох Сценическое движение. – М., 1979.
Львов-Анохин Б.А. Беседы режиссера. М., 1978.
Немировский А.В. Пластическая выразительность актера. М., 1986.
Никитина А.Б. Театр, где играют дети. – М., 2001.
Петрусинский В.В. Игры: обучение, тренинг, досуг. – М., 1995.
Станиславский К.С. Работа актера над собой, Моя жизнь. – Издание любое.
Тынянова Г. Повесть о великой русской актрисе. – М., 1966.
Литература для детей
Алянский Ю . Л . Азбука театра .М. , 1998.
Богуславская Н . Е. ,Кунина Н.А.Весёлый этикет .- Екатеринбург , 1997 .
Вархолов Ф.М . Грим . – М . , 2005 .
Васильева Т. И. Упражнения по дикции « Согласные звуки» . Учебное пособие по курсу « Сценическая речь» . – М. ,ГИТИС ,2004 .
Генералова И .А .Мастерская чувств . –М . , 2006 .
Ершова А . П . , Букатов В . М .Актёрская грамота – подросткам . – Ивантеевка ,1994 .
Невский Л .А . Ступени мастерства . – М . , Искусство , 2005 .
Петрова А .Н . Сценическая речь . – М . ,2002 .
Пикулева Н . В . Слово на ладошке . – М . , 1997 .
Рубина Ю . Театральная самодеятельность школьников .- М . , Просвещение , 1994 .
Чистякова М . Психогимнастика . – М . ,1990 .
Шильгави В .П . Начнём с игры . – М . , Просвещение ,1994 .
Школьников С . Основы сценического грима . –Минск , Высшая школа ,2004.
Информационные ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - журнал Прогулки в Интернете (обзор сайтов по литературе, искусству, музыке, кино, театру и др.) с Виктором Лихтом. Раздел музыка разделен на рубрики: композиторы, исполнители, опера, балет, песни/мюзиклы, педагоги, грамзаписи/ноты, радио и телевидение, разное.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - ссылки на сайты, посвященные Рождественским театрам (вертепам, шопкам, батлейкам), петрушки и пульчинеллы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Песни из кинофильмов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт Санкт-Петрбургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт Мариинского театра.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 PAGE 142515
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315