Программа по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13» г.Новочебоксарска ЧРРассмотрено                                                                                  Утверждаю
на заседании методического                                                       директор МБОУ «СОШ №13»
совета МБОУ «СОШ №13»                                                        ____________Мясникова Н.К.
г.Новочебоксарска                                                                       «____»____________2015г.
протокол   №____от______г                                         
                                                                                      
Программа 
 по профилактике алкоголизма и 
наркомании среди подростков
                                                       Разработчик
                                                                                           Филонова Евгения Вениаминовна
                                                                педагог-психолог
                                                                    МБОУ «СОШ №13»
Новочебоксарск 2015 г.
 Название: Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков
Автор-составитель: Филонова Евгения Вениаминовна - педагог-психолог
Сроки реализации программы: 2015–2016 учебный год.
Цель программы: профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними и формирование  здорового образа жизни  через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения и укрепление института семьи. 
Задачи программы: -формирование у детей и подростков позитивных социальных и антиалкогольных, антинаркотических установок;
-формирование положительных установок во взаимоотношениях ребёнка и взрослого, укрепление института семьи и пропаганда традиционных семейных ценностей; 
-обеспечение социально-психологической помощи подросткам группы «риска» и членам их семей;
-вовлечение подростков в профилактические мероприятия и акции; 
 -формирование у учащихся навыков, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам и наркотикам;
-просвещение участников образовательного процесса за здоровый образ жизни. 
Пояснительная записка
  Наказывать – по-русски значит поучать. 
                                         Поучать нужно только примером.
                                             Воздаяние же злом за зло, не поучает,
                                                                                                    а развращает.
Л.Н.Толстой
      В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью приняло характер национального бедствия, которое представляет угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает более 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня, дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Известно, что каждый наркоман за год способен вовлечь от 4 до 17 человек. При таких темпах через 5 лет в стране более чем ¼ населения попробует наркотики.
       Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11,4 раза чаще, чем взрослые.
       Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является  передозировка.
      Наркоманию называют «комплексным социопсихофизиологическим расстройством». Семья остается главным «щитом», преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. В результате обострения семейных проблем, значительная часть подростков отдаляется от родителей, следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательных учреждений. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель.
      Образование в школе,  включает  в себя всё разнообразие направлений, обеспечивает интересы детей всех возрастов, предполагает  осуществление целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и воспитания, влияет на уровень притязаний и самооценку учащихся. В школе  есть возможность привлечения специалистов по профилактике  наркотических и других психоактивных веществ и свободный доступ к семье подростка для анализа, контроля ситуации и проведения консультативной  работы  с семьёй учащегося. 
Цель: профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними и формирование  здорового образа жизни  через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения и укрепление института семьи.
Задачи:
-формирование у детей и подростков позитивных социальных и антиалкогольных, антинаркотических установок;
-формирование положительных установок во взаимоотношениях ребёнка и взрослого, укрепление института семьи и пропаганда традиционных семейных ценностей; 
-обеспечение социально-психологической помощи подросткам группы «риска» и членам их семей;
-вовлечение подростков в профилактические мероприятия и акции; 
 -формирование у учащихся навыков, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам, наркотикам;
-просвещение участников образовательного процесса за здоровый образ жизни.
       В своей работе мы опираемся на принципы гуманистической педагогики:
- открытости и информированности;
- добровольности и  сотрудничества;
- системности и преемственности межпоколенческих связей.
Главными направлениями работы  являются: просветительская, диагностико-аналитическая и профилактическая деятельность.
Просветительская деятельность.
        Просвещение ориентировано на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний всеми участниками образовательного процесса. Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: круглого стола, информационного стенда для родителей и учащихся, разработки буклетов и тренингов, семинаров, конференций по проблемам маний.
        Для популяризации здорового образа жизни и жизнеутверждающих ценностей для детей, подростков и родителей запланированы совместный просмотр и обсуждение тематического видео «Трезвая Россия» Урок трезвости, презентации, выполненной в программе Power Paint  по данной теме, конкурс плакатов, рисунков. Викторина «Полезные привычки» и другие мероприятия, направленные на активное приобщение воспитанников к здоровому образу жизни. 
Профилактическая деятельность. 
      Беседы, лектории по проблемам семьи и нарко-алкогольной зависимости, консультации специалистов, конкурсы плакатов, психологические упражнения – все эти мероприятия направлены на формирование у детей и подростков позитивных социальных и антинаркоалкогольных установок. При всем многообразии форм профилактической деятельности, основное направление программы – профилактические  беседы.  
       Консультирование является одной из основных форм работы с детьми и родителями. Оно носит диагностический, стимулирующий, рекомендательный и профилактический характер. Консультации бывают как индивидуальные, так и групповые. 
       Индивидуальное консультирование предполагает оказание помощи желающим отказаться от вредных привычек, помощи в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка, взаимоотношений с педагогом, сверстниками и родителями. 
       В процессе консультирования решаются проблемы, которые человек не в состоянии разрешить самостоятельно. Это происходит в тех случаях, когда он не понимает проблемы, не видит ее причин, путей решения, не верит в свои возможности и силы, либо находится в состоянии стресса.
Диагностико-аналитическая деятельность.
       Диагностическая работа направлена на выявление количества учащихся группы «риска» и нуждающихся в помощи, на осведомленность детей об опасности использования наркотических веществ, особенностей воздействия алкогольных и наркотических средств на организм и, что предпринять в случае, если их заставили распространять наркотики.
       Данные, полученные в результате анализа анкет-опросников, используются для планирования образовательного процесса Муниципального образовательного учреждения и коррекции  девиантного поведения.
       Данный проект работы по профилактике наркомании и алкоголизма среди подростков  является вариативным, так как его содержание может быть дополнено в ходе реализации.
Структура проекта.
Проект состоит из следующих разделов.
1.Законодательно-нормативная база для организации системы профилактической работы.
2.Система профилактических мероприятий:
семинары и тренинги по повышению мастерства специалистов (учителей-предметников, классных руководителей) в области профилактики наркомании и алкоголизма; просветительские семинары для педагогов; просветительские родительские собрания; тренинговые занятия и тематические классные часы для учащихся 8–11-х классов.
3.Анкетирование учащихся с целью выявления уровня осведомленности и отношения к проблеме наркомании (тесты, анкеты-опросники). 
4.Проведение конкурсов творческих работ учащихся. Индивидуальные творческие работы и коллективные творческие дела (выпуск газет, изготовление плакатов, съемка видеороликов, конкурс актерского мастерства).
    5.Участие в городских конкурсах профилактической направленности.
    6.Проведение спортивных и развлекательных мероприятий под знаком пропаганды здорового образа жизни.
    7.Семинары и лекции приглашенных специалистов.
    8.Система информационного обеспечения для повышения эффективности профилактической работы (оформление  переносных стендов; классных уголков) и методические рекомендации. 
Участники и партнеры проекта:
педагог - психолог;
родители;
учащиеся старшей школы;
классные руководители;
фельдшер школы;
библиотекарь школы;
социальный педагог;
План мероприятий
№ п\пнаименование цель форма сроки
I. Просветительская деятельность
1. Информационный стенд для  учащихся и родителей Пропаганда здорового образа жизни Информационные документы В течение года
2. Психопрофилактика и психогигиена психических травм
Знакомство с последствиями психических травм и их профилактика Беседы на родительских собраниях сентябрь- октябрь
3. Здоровое поколение нового века
Профилактика различных «маний» Конкурс стенгазет среди классов   ноябрь
4. Буклеты для подростков и родителей (информационный, тезисный) Просвещение подростков  и их родителей по профилактике «маний» Буклеты  октябрь-  апрель
5. «Безопасное детство» Пропаганда здорового образа жизни Беседа, конкурс листовок апрель 
6. Тренинги: социально-психологический и коммуникативных умений
Развитие компетентности в общении, обучение межличностному общению и отказу от алкоголя и наркотиков Тренинги  сентябрь, октябрь,  и по запросу учителей
II. Профилактическая деятельность
1. Консультирование детей и родителей по проблемным вопросам  Разрешение проблемных ситуаций. Консультация
психолога в течение года
2. Психокоррекционная и психоразвивающая работа
Создание социально-психологических условий для развития личности и преодоление затруднений  «А ты сказал наркотикам НЕТ!!?» - ролевая игра  в течение года
3. Коррекция детско-родительских отношений Преодоление проблем в детско-родительских отношениях  Консультация психолога в течение года
III. Диагностико-аналитическая деятельность
1. Анкетирование по осведомленности воспитанников с проблемой «маний»  Выявление уровня осведомленности. Анкеты-опросники октябрь
2. Анкета-опросник для детей и родителей по уровню удовлетворенности проведенными мероприятиями. Выявление усвоения полученных знаний по профилактике различных маний  Анкета-опросник Апрель
май
Методическое обеспечение проекта работы по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков
      Реализация   программы   осуществляется   через   систему   запланированных мероприятий в учреждении.   В рамках реализации данной программы наиболее целесообразными формами  считаем:
- лекции:   лекция   является   наиболее   экономичным   способом   передачиинформации.    На   лекции   материал   излагается   концентрированно,    влогически выдержанной форме. Во время лекции может использоватьсямомент   импровизации,   который   оживит   ее,   акцентировав   внимание обучающихся;
- практические занятия (выпуск листовок, рисунков, плакатов), позволяющие  обучающимся раскрыть свой внутренний потенциал;
- деловые  игры способствуют  снятию  психологического  напряжения  исоциальной адаптации в условиях современного общества.
- беседы на заданную тему, диспуты, решение психологических задач и психотренинги.
При реализации программы используются следующие методы и приемы: 
1. Методы проблемного обучения:
- создание проблемных ситуаций - постановка проблемного вопроса;
- самостоятельная    постановка,    формулировка    и    решение    проблемы учащимися, которая включает поиск и отбор аргументов, фактов и доказательств; 
2. Психолого-социологические: 
 - ролевая игра;
 - создание и решение различных ситуаций.
3. Методы  практико-ориентированной  деятельности:  
Упражнения и тренинги.
4.  Словесные методы: лекции и беседы.
5. Широко применяется метод наблюдения.
Ожидаемые результаты.
     Сокращение количества учащихся с девиантным поведением через  повышение детской осведомленности об опасности использования алкогольных, наркотических веществ и общей культуры поведения детей, а также увеличение количества родителей, включившихся в активную борьбу против наркотиков и заботу о благополучии ребёнка. Мероприятия  по повышению роли семьи и социализации детей и подростков, сохранению психического, физического и духовного здоровья подрастающего поколения помогут им в укреплении семейных связей. 
       Важно, чтобы учащиеся, благодаря программе, осознали и прочувствовали значимость проблемы, а предложенные формы работы  повысили восприимчивость детей и подростков к негативным последствиям вредных привычек. 
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Агрессивность – устойчивая черта личности, уровни которой определяются научением в процессе социализации, ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшими из которых выступают нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. (Петровский)
Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе. (Зинченко)
Аддикция – злоупотребление ПАВ без признака индивидуальной, психологической и физиологической зависимости. 
Аддиктивное поведение  - это поведение, связанное с изменением сознания, измененной, деформированной формой удовлетворения потребностей через психоактивные вещества (алкоголь, наркотики, токсины), выражается в стремлении ухода от реальности.
Алкоголизм – это вынужденное потребление алкоголя в больших количествах.
Девиантное поведение предполагает систему поступков отклоняющихся от общепринятой нормы, будь то норма психического здоровья, права, культуры или морали. 
Девиация – это отклонение от нормы 
Наркомания – это заболевание, вызванное употреблением препаратов относящихся к списку наркотических.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Берн Э. «Игры, в которые играют люди». Психология человеческих отношений. Красноярск, 1994г.-173с.
Блум Ф., Лейзерсон А. «Мозг, разум и поведение», Москва «Мир» - 1988г.-248с.
Зарипова Ю. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам. – М.: Чистые пруды, 2007. – 37с.
Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К.  Коммуникативный тренинг. СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 224с.
Нуар М., Круазиль Б. Зубочистка для мозгов. – Минск, 2008. – 224с.
Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления - М.: Чистые пруды, 2007.- 32с.
Программа  педагога  дополнительного   образования.   От  разработки  до реализации / сост. Н.К. Беспятова - 2-е изд.-М.; Айрис-пресс, 2004. - 176 с. (методика).
Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома» М.: Новая школа, 1995. -144 с.
Словарь практического психолога / сост.  С.Ю. Головин. Минск:  ООО «Издательство ACT», 2001. - 800 с.
Степанова Г. В. Творческое воспитание школьников. - М., ЦГЛ, 2006.- 160с.
Щуркова Н.Е. Игровые методики.- М.: Пед. Общество России, 2004.- 224с.
 «Вред алкоголя, никотина, наркотиков» Бенюмов В. М., Костенко О. П., Флоренсова К. М. – Киев 1989 год. 
 «Предупреждение вредных привычек у школьников» Колесов Д. В. – Москва 1984 год. 
 «Лучшие уроки  по профилактике употребления ПАВ и здоровому образу жизни» методические материалы. -  видеоматериал.