Сценарий круглого стола «Экстремизм в современном мире»


Сценарий круглого стола «Экстремизм в современном мире»
Задачи:
Образовательные: Выяснить причины и последствия возникновения экстремизма и терроризма для каждого человека и в мире в целом.
Развивающие: Развивать умение ораторского искусства через выступления; прививать навыки самостоятельной работы; учить детей анализировать события, делать выводы, уметь убедительно и аргументировано доказать свою точку зрения.
Воспитательные: формировать патриотизм; воспитывать чувство неприятия к насилию, терроризму и экстремизму.
Оборудование: медиапроектор, презентация к круглому столу, видео ролик «Одна сотая секунды»
Форма мероприятия: круглый стол.
Метод: дискуссии.
Для каких классов мероприятие: 9-11 – е классы .Ведущий: Человечество всегда воевало. За последние пять тысяч лет зафиксировано около 15 000 больших и малых войн, в которых погибло несколько миллиардов человек. Более 60 лет назад отгремели бои Великой Отечественной войны. Дожимая фашистов, наши отцы и деды мечтали и свято верили, что после победы на планете не будет больше войн и наступит удивительное время всеобщего братства. Победа была одержана, но всеобщий мир так и не наступил. Продолжаются локальные войны, военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами. В нашу, казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее явление, как терроризм.
Терроризм — это тоже война. И от него не застрахован никто. В том числе и мы.
Презентация: Хроника событий в Беслане.
Ведущий: Вашему вниманию были представлены страшные кадры террористических актов.
Мы часто слышим и видим в новостях по телевизору или в интернете о том, что в мире происходят страшные вещи, и это даже стало привычным услышать о взрыве или о том, что захватили заложников, но каждый из нас никогда даже на минуту не представлял горе тех, ни в чем не повинных людей, которые оказались в этой беде, т.к. мы считаем, что от нас это далеко и меня уж точно не коснется! Хотелось бы сейчас чуть подробнее рассказать вам о самой страшной трагедии. О том, как происходил захват школы в г. Беслане в республике Северная Осетия. 1 сентября 2004г 9.00 Вооруженные боевики ворвались на территорию бесланской школы № 1, где проходила торжественная линейка, посвященная началу учебного года. В первые минуты нападения некоторые старшеклассники и взрослые смогли разбежаться, остальных (преимущественно младших школьников и их родителей) заставили зайти в школьный спортзал. В ходе перестрелки с гражданскими, которые подоспели на помощь школьникам, было убито трое человек. 10.40-11.00. По предварительным данным, в школе находились 17 террористов, в том числе те, которые были снабжены поясами смертников. Появилась информация, что в школе была открыта стрельба, жертвами которой стали учителя. 11.35 Из школы была отпущена женщина с запиской, в которой террористы требовали вызвать на переговоры президента Северной Осетии Александра Дзасохова, главу Ингушетии Мурата Зязикова и врача Леонида Рошаля. 12.25-12.30 Террористы передали видеокассету с записью происходящего в школе, а также записку с просьбой отпустить боевиков, напавших 21-22 июня на Назрань (Ингушетия). Начались переговоры с террористами. 13.20 Террористы передали еще одну записку, в которой содержалось требование вывести российские войска из Чечни. 13.30 В окнах школы боевиками были выставлены дети, во избежание штурма здания спецназом. 2 сентября 16.37 Из школы были отпущены 26 женщин с грудными детьми. 3 сентября 13.04 Раздались два взрыва, началась стрельба.13.15-13.40 Несколько заложников выбежали из школы, солдаты начали выносить из здания людей под беспорядочным непрекращающимся огнем противника. Крыша школы обрушилась. Спустя несколько минут из здания вырвались десятки заложников. 13.50 В школу вошло подразделение спецназа. 14.00-14.30 Продолжилась перестрелка с боевиками внутри здания и эвакуация заложников, 148 детей с пулевыми ранениями были доставлены в больницу. Официально было заявлено, что ранено 310 человек, 180 из которых дети. 18.00 В районе школы продолжился ожесточенный бой. 21.30 Продолжилось освобождение заложников. На данном этапе стало известно о госпитализации 646 человек. 23.10 Стрельба прекратилась, четверым боевикам удалось уйти от сотрудников спецназа. Последствия теракта 4 сентября 2004 года стало известно, что из-под завалов под обломками школы было извлечено 210 погибших. Всего при штурме здания школы погибло 322 человека, среди них 155 детей. В дальнейшем было озвучено, что в заложниках у боевиков с момента начала теракта находилось 1116 человек.
Позднее были подведены итоги теракта: 334 человека скончались от полученных ран, в том числе 186 детей в возрасте от 1 до 17 лет. Ранено было 810 человек, включая заложников, сотрудников спецназа, военнослужащих и местных жителей. В результате ранений 72 ребенка и 69 взрослых стали инвалидами. 27 террористов было уничтожено в результате операции, проведенной силовиками.
Пойман живым был только 1 боевик —Нур-Паши Кулаев, которого позднее приговорили к пожизненному заключению. Ответственность за теракт в бесланской школе взял на себя Шамиль Басаев, опубликовав свое заявление 17 сентября 2004 года на сайте чеченских сепаратистов «Кавказ-центр». День солидарности в борьбе с терроризмом 3 сентября стало днем, когда Россия вспоминает события, развернувшиеся в средней образовательной школе в Беслане 1-3 сентября 2004 года. Произошедший тогда теракт стал одним из самых трагичных эпизодов в истории страны, жертвами боевиков стали более 180 детей.
Ведущий: Стремительный и блистательный, жестокий и равнодушный ХХI век. Его можно смело назвать монстром с железным сердцем, он не хочет слышать стоны, не замечает слезы, принимая их часто за прозрачную росу на лице человека. Полны экстремизма события в современном мире. Ненависть, злоба, жестокость, крайние меры, крайние взгляды, крайние действия. Это все те слова, которые характеризуют эти события.
Так что же это – ТЕРРОРИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ? Каковы причины возникновения этих явлений?
Ведущий: Терроризм «terror» переводится как «ужас» (устрашение смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства). Терроризм это сознательное использование насилия (чаще всего с заведомой ориентацией на зрелищный, драматический эффект) со стороны какой – то группы, стремящейся тем самым достичь определенных целей. Выделяют: Идеологический терроризм. Наличие двух лагерей (власть и недовольные ей революционеры - террористы). Например: русские народники, французские анархисты, германские консерваторы, большевики, фашисты, теракты неофашистов в Италии в конце 70-х, Красные Бригады и Красная Армия в ФРГ и т.д. Этнический терроризм. Этнические меньшинства рассматривают терроризм, как единственный путь заявить о своих требованиях в условиях, когда полноправное политическое участие в определении своей судьбы иным способом невозможно. Этнотерроризм может иметь расовый характер. Самые яркие примеры: сицилийские сепаратисты, ирландцы, курды, карабахские армяне и чеченцы. Религиозный терроризм. Выступают религиозные меньшинства или активный авангард, познавший враждебное влияние властей. Основа принижения «неверных», представителей иной религии. Самые крайние формулировки «избранные», «спасенные», «проклятые». Классические образцы такого терроризма – сионистский терроризм в Палестине и современный исламский терроризм. Криминальный терроризм. Чаще всего такой терроризм сопровождается требованием политического характера.
Например: предоставление средств передвижения для того, чтобы покинуть определенную зону, освобождение заключенных и так далее.
Примеры: большевистские и анархические налетчики, и грабители, этнические мафии США (еврейская, сицилийская и китайская), взятие банков экстремистами и т.д. Индивидуальный террор. Это не одиночка – революционер, не одиночка – националист, не одиночка – религиозный фанатик, не одиночка – преступник, а человек в независимости его идеологической ориентации, наносящий вред обществу.
Ведущий: А каково понятие ЭКСТРЕМИЗМА? Рост преступлений экстремистской направленности является одной из тенденций современного общества. Нетерпимость, национализм и фашизм, отрицание этнического и религиозного многообразия, сепаратизм, а также терроризм, выступающие составными элементами современного экстремизма, являются далеко не новыми понятиями, как для мировой истории, так и для истории России. Термин «экстремизм» начал употребляться с середины XIX в., сначала в Англии, где он получил широкое распространение в политической прессе; затем в США. Экстремизм (от лат. extremus – «крайний») ассоциируется с «приверженностью к крайним взглядам и мерам (обычно в политике)»; В юридической литературе экстремизм определяется по-разному: как противоправная деятельность, как явление, имеющее своей целью породить у членов мирового сообщества сомнения в возможности поддержания стабильности в мире на принципах демократии, уважения прав и свобод человека и гражданина, как продукт разобщенности общества, которое не обрело или утратило общую идеологию, единые ценности и цели. Существует несколько этапов формирования экстремизма, один из которых: Переходный этап (1991 - 2000 гг.), когда, по мнению исследователей, экстремизм достиг пика своего развития, характеризуется следующими чертами: массовое распространение экстремизма в России; отсутствие в уголовном праве ответственности за экстремистскую деятельность; субъектами экстремистской деятельности являлась незанятая молодежь; разнообразие форм проявления экстремизма (терроризм, сепаратизм, национализм и др.).
Исследователи различают следующие основные виды экстремизма: 1.политический, 2. национальный и 3.религиозный.
Политический экстремизм – это движения или течения против существующего конституционного строя.
Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же территории.
Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий.
В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма. Выделяются также 4.экологический экстремизм – радикальные взгляды в отношении организаций и предприятий, способствующих ухудшению экологической ситуации.
5 Антиглобалистский экстремизм (читаю все о молод экстрем)
6.Молодежный экстремизм выражает взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Выделяют несколько видов молодежного экстремизма: оккультный, спортивный, уголовный. Каждый из них имеет свою специфику, однако их объединяет агрессивный, жестокий характер проявления. Молодежный экстремизм как массовое явление последнего десятилетия нашей жизни, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их. Выясним, кто составляет социальную базу экстремизма и терроризма. К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:-это большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями. -это нарастание социальной напряженности. -это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей. -это бездуховность отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины. Социальную базу экстремистских групп составляют, люди не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят не формальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает молодежь.
Ведущий: Терроризм и экстремизм проявление ненависти или глупости, силы или слабости духа? Аргументируйте свой ответ. Терроризм и экстремизм это стихийное действие или за этим кто-то стоит?
Ведущий: Вашему вниманию мы предлагаем фильм «Одна сотая секунды», посмотрите и попробуйте проанализировать, и высказать свое мнение о том, что увидите на экране!
Ведущий: Вопрос после обсуждения фильма: подумайте в жизни человека одна сотая секунды - это много или мало?
Ведущий:Вся история насыщена проявлениями экстремизма, о которых мы узнаем из различных источников, например из учебников истории или литературных произведений.
Ведущий: Я передаю слово учителю русского языка и литературы Н.А. Ильичевой. Выступление Н.А. Ильичевой Да, ребята, вам сегодня для беседы предоставлен страшный, поражающий своей жестокой правдой материал. Таковы, к сожалению, факты нашей сегодняшней реальности. Но, знаете, это зло только поменяло имя. Вы уже слышали толкование слова «экстремизм» и поняли, что его смысл восходит к такому явлению, как насилие с целью достижения власти, господства над миром, пропаганды исключительности какого-либо народа, какой-либо веры или какой-то личности. А скажите, разве на уроках литературы мы не говорим с вами об этих проблемах? Разве они не знакомы вам по произведениям русских писателей? Русская классическая литература впитала в себя дух православного учения о мире и человеке не случайно. Опираясь на богатый и трагический опыт нашей истории, нельзя не увидеть одной закономерности: каждый, кто – пусть даже во имя великой, благородной цели – встал на путь насилия, обречен на ненависть, проклятие своего же народа и гибель. В человеческом обществе никогда не будет абсолютной справедливости, справедливости «для всех», всегда кто-то будет чем-то недоволен. И мы не раз встречали у наших классиков сюжеты, когда герой идет на «благородный» бунт во имя справедливости. Вспомните Дубровского, Пугачева, Раскольникова… Это, конечно, разные люди, но все они выбрали путь насилия для воплощения своей идеи (у каждого своей). Вспомните, чем заканчивается их протест. Цели не достигнуты. Судьбы разрушены (причем не только самих героев, но и тех, кто их любит, кто им сочувствует). Но, самое страшное, это чувства, которое вызывают они у окружающих: страх, ненависть, ужас, презрение, жалость… Потому что любое насилие, направленное на источник зла, распространяется неизбежно и на ни в чем не повинных людей. Благородный бунт всегда переходит в «бессмысленный и беспощадный». В крови захлебывается народ во время пугачевского восстания, гибнет от топора Раскольникова большое дитя – Лизавета – в романе Достоевского, хотя именно ее и хотел защитить герой от несправедливости сестры-процентщицы. Вы можете возразить, что так все получилось оттого, что герои не достигли цели. Если бы они получили желаемое, то положили бы насилию конец. Пушкин дает ответ и на этот вопрос в своей трагедии «Борис Годунов». Ведь эта драма в какой-то степени была адресована друзьям поэта, будущим декабристам: власть, полученная путем насилия, сама обречена на насильственную гибель, потому что такую власть никогда не признает народ (никогда не будет молиться за царя-ирода, царя-убийцу), а значит, всегда будет опасность мести, заговора, убийства от рук таких же поборников власти. И если царь Борис умирает своей смертью (хотя и тут есть сомнение: «мальчики кровавые в глазах», являющиеся каждую ночь Годунову, вполне могли истерзать его сердце, которое не выдержало душевных страданий), то его семья, его чистые, добрые, благородные дети гибнут от рук изменников. Русская литература убедительно, психологически точно доказывает, что насилие над злом разрушает личность самого бунтаря. «Я себя убил» - эти слова героя Достоевского открывают оборотную сторону насилия, даже совершенного во имя какой-то благородной идеи. Только Раскольников это понял в силу своей способности чувствовать чужую боль. А другие этого могут не заметить и продолжать творить зло, принимая его за справедливый протест против несправедливого миропорядка, превращаясь в «бесов», духовно мертвых людей. Я хочу закончить свое слово обращением опять же к творчеству Пушкина. В одном из ранних своих стихотворений – оде «Вольность» - Александр Сергеевич, сам в то время будучи одухотворен идеей свободы, со свойственными ему жаром и горячностью передает то эмоциональное состояние, которое вызывает у народа правитель, чья власть основана на насилии:
Самовластительный Злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостью вижу. Читают на твоем челе Печать проклятия народы, Ты ужас мира, стыд природы, Упрек ты богу на земле… Поэтому вполне естественно звучит призыв лирического героя: Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы! Так что природа экстремизма уже давно известна человеческому обществу.
Террорист, экстремист – это не кто иной, как обреченный на проклятие, на позорную гибель насильник, который к тому же насылает проклятие и на своих близких, своих потомков.
Стоит ли этих страданий жизнь, в которой можно найти так много источников истинной радости, истинного счастья.
Давайте прислушаемся к голосу наших мудрых, любящих нас классиков, которые, не будучи пророками, силой своей любви к человеку почувствовали, что и как может человека погубить.