Организация воспитательного процесса в классном коллективе


Министерство образования и науки Республики Казахстан
Атырауский городской отдел образования
XIII педагогическое чтение
Организация воспитательного процесса в классном коллективе
Еремина Надежда Васильевна
Учитель начальных классов
Средняя школа №8 им.У.Д.Атамбаева1 категория, 13 разряд
Атырау – 2012
Исследовательская тема
учителя начальных классов
Ереминой Н.В.
«Организация воспитательного процесса
в классном коллективе»
Средняя школа №8 им.УД.АтамбаеваРЕЦЕНЗИЯ
Еремина Надежда Васильевна, учитель начальных классов, имеет высшее образование, педагогический стаж работы 36 лет, имеет первую категорию.
Педагогический опыт представлен на тему «Организация воспитательного процесса в классном коллективе».
Представленный опыт является результатом работы учителя в течение девятнадцати лет в данной школе. В нем основаны актуальность и значимость выбранной темы.Еремина Надежда Васильевна считает, что работа по организации воспитательного процесса у младших школьников предусматривает целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития, формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности, приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства, воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности, развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований, организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание, организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности, развитие важнейшей социальной функции личности – общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.Предметом и объектом исследования доклада является содержание, организационные формы и методы совместной работы начальной школы и семьи по воспитанию детей.
Цель исследования: выявить, обосновать условия совместной работы начальной школы и семьи по воспитанию детей.
Задачи исследования:
изучение литературы по проблеме;
изучение теоретических особенностей совместной работы начальной
школы и семьи по воспитанию детей;
подбор диагностических методик, внеклассных мероприятий,
классных часов по исследуемой проблеме.

Еремина Н.В. использует не только готовые пособия, опыт коллег, но и создает собственные разработки внеклассных мероприятий, в которых отражены непрерывное, систематическое взаимодействие учителя, учащихся и их родителей.
Актуальный педагогический опыт Ереминой Надежды Васильевны заслуживает положительной оценки и рекомендуется к внедрению в практику работы учителей начальных классов.
Завуч по воспитательной работе Сахипкереева К.М.

«Пусть педагог всегда спешит к детям, радуется каждой встрече с ними; тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться встрече со своим педагогом»! («Здравствуйте, дети!») Ш. А.Амонашвили
Воспитание - один из сложнейших социальных процессов. В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным "полигоном" радостей и разочарований, успехов и неудач является школа и все то, что с ней связано. Школа определяет, в каком направлении пойдет развитие личности - позитивном или отягощенном грузом постоянных срывов и неудач.
Начальное общее образование - первая очень важная ступень общего образования. Убеждена, что школа нужна человеку для того, чтобы помочь ему научиться достойно жить, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, работать в группе, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
На сегодняшний день утверждён Государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик ученика («портрет ученика начальной школы»):
Любящий свой народ, свой край и свою Родину.
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.
Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом.
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказать своё мнение.
Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Я понимаю, какие высокие требования предъявляются сегодня к результату образования. Качество формирования личности младшего школьника зависит от учителя начальных классов, который является классным руководителем. Классный руководитель – самый необходимый человек для ребенка в современной школе. У него необычная миссия в жизни: разбудить дремлющие в ребенке таланты и способности, а затем предоставляет максимальные возможности для их развития.
Целью воспитательной деятельности считаю создание благоприятных условий для личностного развития учащихся; для сотрудничества педагогов, родителей и учеников; для самореализации учащихся.
Ценности детского коллектива
Родители - Семья - Родина
Дружба – Общение - Коллектив
Здоровье - Активная деятельная жизнь
Важнейшим принципом воспитания является личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированная педагогика создает такую образовательную среду, где реализуются индивидуальные интересы и потребности реальных детей, эффективно накапливается детьми личный опыт.
Деятельность педагога осуществляется с учетом особенностей развития каждого ребенка, направлена на изучение качеств личности, её интересов, склонностей. Эффективность данной работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, учитель определяет методы и формы воспитательного воздействия на личность каждого школьника.
В индивидуальной работе с детьми руководствуюсь следующими принципами:
Принцип гуманных взаимоотношений (комфортная атмосфера для благоприятного самочувствия);
Принцип интеллектуального фона (многообразие познавательных стимулов определенного вида трудностей);
Принцип самоанализа и саморазвития (рефлексивный компонент как завершающий этап любого вида деятельности);
Принцип системности и интеграции.
Всю работу в классе я организую через проведение коллективных творческих дел. Это предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. Коллективные творческие дела позволяют создать в классе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.
Основу коллективной творческой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: творческая мастерская в День знаний, Праздник осени, День языков, День здоровья, Новогодний праздник, Рыцарский турнир, конкурс «А ну-ка, девочки!», «Веселые старты», День именинника, праздник «Мы стали на год взрослее», и другие.Этапы коллективного творческого дела:
Планирование дела - руководитель детского коллектива "зажигает” детей интересным и полезным делом.
Распределение обязанностей - в микрогруппах планируется конкретное КТД: Что и для кого будем делать? С кем вместе это будем делать? Кто будет участником? Кто и кому будет помогать?
Подготовка дела - создается специальный орган-Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД.
Проведение дела - предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от 15 минут до целого дня. Главное для педагога на этом этапе - создание психологического комфорта.
Подведение итогов - три ключевых момента: отметить все положительное, обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела, наметить перспективы позитивного развития каждой личности и детского коллектива. Главные вопросы: Кто как участвовал? Кто внес больший вклад? Кто остался в стороне и по какой причине? Учим детей обосновывать свое мнение.
КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей. Воспитательную работу строю на принципе системности, используя богатый социально-культурный потенциал города:
- филиал школьной и городской библиотек, где прививаем любовь к чтению, участвуем в познавательных викторинах и мероприятиях, совместно с библиотекарем Тасмагамбетовой Б.;
дом культуры имени Курмангазы, где посещаем кружки, выставки, спектакли;
в бассейне осваиваем курс плавания;
в спортивном зале школы еженедельно на спортивном часе занимаемся ритмикой, спортивными играми, под руководством Перонко Т.Н., прививаем здоровый образ жизни;
детскую музыкальную школу искусств, где дети занимаются на отделении фортепиано, хореографии.
Воспитание начинается с семьи, откуда ребенок попадает в мир школы. Именно в семье закладываются основы личностных качеств ребенка, формируется характер его общения с окружающими, приобретаются определенные навыки и привычки, именно в семье дети получают первые уроки жизни. Учитывая это, я в своей работе стараюсь применять педагогику сотрудничества: учитель – ученик – родитель.
С самого начала пребывания детей в школе стараюсь узнать каждого ученика, принять и полюбить его таким, какой он есть, создать в классе атмосферу, которая позволила бы ребенку чувствовать себя комфортно, проявить свои индивидуальные способности, свою уникальность. Поэтому связь с семьей, установление партнерских отношений с родителями учеников - это важное звено в моей работе классного руководителя. Стараюсь донести до родителей одну простую мысль: пока ребенок нуждается в них, ждет любви и поддержки, свято верит в родительский идеал, нужно быть рядом с ним, чтобы в дальнейшем не пришлось жалеть об упущенном времени. Как результат: все четыре года обучения ребенка в начальной школе мы проживаем одной дружной семьей: "школа = дети + родители + классный руководитель ".
Родители - активные участники образовательного процесса, они всегда находятся рядом и бывают в курсе всех событий школьной жизни своего ребенка.
При активном участии и помощи родителей мои ученики становятся участниками и победителями конкурсов, олимпиад, по итогам участия в которых получают огромное количество грамот, благодарностей, дипломов. Этими победами дорожат не только дети, но и их родители. Награды становятся семейными ценностями, являются стимулом к новым достижениям, что, на мой взгляд, немаловажно в воспитании ребенка. Приятно видеть, когда на лице мамы сияет улыбка, и блестят слезы от гордости за успехи своего ребенка.
Мое общение с учениками и их родителями не заканчивается окончанием начальной школы. Обучаясь в старших классах, дети часто приходят в школу, рассказывают о своих успехах и неудачах, для моих маленьких учеников они становятся старшими друзьями: помогают изготовить поделку, сложить в портфель школьные принадлежности, участвуют в проведении внеклассных мероприятий. Слезы радости и гордости за своих учеников выступают у меня, когда я бываю на их "Последнем звонке" или "Выпускном вечере".
Одним из главных направлений воспитательной работы является формирование активной гражданской позиции. Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости принадлежности к своей Родине, уважительного отношения к своему родному дому, семье, родному краю, понимания учащимися их личной ответственности за будущее страны.
Для этого проводили творческие занятие « Я – ученик», «Мой учебный день» (осознаем себя частью окружающего мира);
В школе создан музей Великого сына казахского народа имени Утешкали Дуйсенгалиевича, чье имя гордо носит средняя школа №8.
Совершили экскурсию по родному краю (в краеведческий музей г.Атырау). Встречаемся с людьми интересных профессий, узнаем о роли в обществе каждого человека, осознаем себя частью классного коллектива. Совместно с инспекторами ГАИ проводим увлекательные и познавательные занятия по ПДД, учимся быть грамотными участниками дорожного движения. Формирую у учащихся умения и навыки самоорганизации, самовыражения и самовоспитания; развиваю мотивацию, стремление каждого к саморазвитию. Этому способствует проведение развивающих мероприятий: конкурсов, игр, диспутов, предметных недель для демонстрации интеллектуальных умений и навыков.
Педагогика сотрудничества взрослого и ребенка предполагает умение выслушивать ребенка. А детей необходимо учить думать, размышлять, прислушиваться к чужому мнению и доказывать свою точку зрения. Лишь при таком общении ребенок сможет почувствовать себя раскрепощено, сможет проявить свое «Я».
Детям очень нравится работать в детской библиотеке: участвовать в викторинах, разыгрывать инсценировки, проводить мероприятиях. Воспитываю потребность проявлять свое личностное эмоциональное отношение к произведениям искусства (проводим творческий час «Сказки Пушкина»). Готовимся к праздникам, проводим дни именинника, рыцарские турниры, конкурс «А ну-ка, девочки».
Главной ценностью человека было и остается здоровье. Понимая важность сохранения и укрепления здоровья детей, привития навыков культуры здорового образа жизни, я стараюсь вовлекать детей в различные спортивные мероприятия. Родители являются примером для учащихся. Мы успешно участвовали в соревнованиях в честь 20-летия Независимости.
Для успешной реализации опыта необходимы следующие условия:
Знание и выполнение Конституции Республики Казахстан, Закона «О правах ребенка в Республике Казахстан», Послание Президента страны народу Казахстана, «Конвекции прав ребенка», Государственного образовательного стандарта начального общего образования,.Взаимодействие со службами школы (зам. директора по воспитательной работе Сахипкереева К.М., психолог Ким Н.С., специалисты: учителя музыки Тумышева Г.А., ИЗО – Джахая Ю.Е., физкультуры- Перонко Т.Н.) и города (бассейн, дом культуры, библиотека, спортивно-оздоровительный комплекс).
Используются мотивационные подкрепляющие элементы, стимулирующие вклад каждого участника воспитательного процесса: вручение благодарственных писем активным родителям, рубрики «спасибо», «наши чемпионы», «поздравляем» в классном уголке. Развиваю инициативу и творчество учащихся, изучаю индивидуальные интересы и потребностей учащихся во внеурочной деятельности, помогаю в выборе кружков, клубов, секций; постоянно демонстрирую достижения, результаты способностей учащихся во внеклассной деятельности родителям, педагогам, сверстникам.
Постоянно изучаю результаты воспитательного процесса, провожу анкетирование детей и родителей, анализ проведенных мероприятий (что получилось, что можно было сделать лучше и эффективнее?).
Для обобщения и распространения опыта провожу методические выставки и открытые мероприятия, выступаю на методическом объединении учителей начальных классов, участвую в конкурсах педагогического мастерства, делюсь опытом с молодыми коллегами.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год опирается на результаты предыдущего года воспитания.
1 класс « Познай самого себя» - первый этап, где происходит адаптация младшего школьника к обучению, ведущей деятельностью становится учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих, формируется эмоциональная устойчивость обучающихся; создаются предпосылки для формирования классного коллектива; активного участия родителей в жизни класса, школы.
2 класс «Учись дружить» - второй этап, главное - совместная деятельность: забота не только о себе, но и о сверстниках, близких. Закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие». Формируется негативное отношение к вредным привычкам, прививается потребность в активном участии детей в жизни класса, школы,
3 класс «Азбука коллективной жизни» - третий этап учит жить и работать в коллективе, подчинять свои интересы интересам коллектива. Создаются органы классного самоуправления, проявляются интеллектуальные способности на уровне класса, параллели, ребята учатся организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия; нести ответственность за совершаемые поступки. Изучают историю своей семьи, школы, достопримечательности города.
4 класс « Вместе мы сила» - завершающий этап, посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности. Ребята овладевают методами самовоспитания, самоконтроля и самоанализа своей деятельности, поступков. Проявляют самостоятельную творческую активность; учатся самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности; готовятся к самоопределению в социуме.
"Учитель - профессия дальнего действия", - эти слова Р. Рождественского я по праву могу отнести к результатам своей работы, когда слышу о достижениях моих учеников в учебе, спорте, творчестве, поскольку зернышки этих успехов были посеяны мною еще в начальной школе. Я рада, что меня ценят мои ученики и их родители, для меня это высшая оценка труда
В своей работе следую словам из замечательной, доброй книги Ш. А. Амонашвили “Улыбка моя, где ты?”: “Учитель мой, улыбнись мне сейчас, пока я расту и нуждаюсь в улыбках твоих. И улыбнусь я тебе, когда стану взрослым и ты будешь нуждаться в улыбках моих”.
Быть учителем и классным руководителем - это не работа, это мое призвание. Я счастлива, что мой ежедневный, кропотливый труд находит признание у детей и их родителей.
Закончить свой рассказ хочу словами персидского мудреца, поэта, мыслителя Саади. Написанные более 800 лет назад они современны и актуальны.
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.

Саади
Список используемой литературы
Воспитать человека. Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. М., 2002.
Газман О.С. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (воспитателя) / О.С. Газман, А.В. Иванов. – М., 1992.
Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе / Л.Д. Гуткина. – М., 2003.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 5-11 классы / Н.И. Дереклеева. М., 2004.
Как вести за собой. Большая книга вожатого / Авт.-сост. Маленкова Л.И. – М., 2004.
Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы / Н.П. Капустин. – М., 1999.
Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2000.
Кульневич С.В. Воспитательная работа в средней школе. От коллективизма к взаимодействию / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – М., 2001.
Лозинский В.М. Практическое воспитание в школе: В 2 частях / В.М. Лозинский. – М., 2002.
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания / Л.И. Маленкова. – М., 2004.
Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети / Л.И. Маленкова. – М., 2000.
Маленкова Л.И. Человековедение / Л.И. Маленкова. – М., 2000.
Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя / В.И. Петрушин. – М., 2001.
Рожков М.И., Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В.Байбородова. – М., 2001.
Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я / В.П. Сергеева. – М., 2001.
Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского и др. – М., 1999.
Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова.– М., 1999.
Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника / Н.Е. Щуркова. – М., 2002.
Инсценированные классные часы в начальной школе Издательство «Учитель» 2006г.
Классные часы Издательство «Учитель» 2008г.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1 -4 классы – М. «Вако», 2005г.
Рожков Н.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. –М. ГИЦ Владос. 2001.
Спутник классного руководителя. М., Педагогический поиск, 2002г.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Праздники в начальной школе. 1-4 классы. – М АСТ, 2003г.
Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Сценарии школьных праздников: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001г.